В промзоне на востоке Москвы начнут жилое и нежилое строительство

Программа «Индустриальные кварталы» предусматривает застройку 35 млн кв. м. Рассказываем, какие преимущества и риски есть у нового проекта, а также какое жилье появится на территориях бывших заводов

В промзоне на востоке Москвы начнут жилое и нежилое строительство

Марина Лысцева/ТАСС

В Москве запустили программу реновации промышленных зон «Индустриальные кварталы». На этих территориях столичные власти вместе с инвесторами возведут 35 млн кв.

м недвижимости, из которых 11 млн «квадратов» будет использовано под производственные объекты, 13 млн кв.

м — под общественную, деловую и социальную застройку, еще 11 «квадратов» — под жилье, четверть из которого возведут по программе реновации.

В 2021 году по проекту «Индустриальные кварталы» планируется провести 35 аукционов для определения инвесторов, которые будут реорганизовывать промзоны. Общая площадь земельных участков под аукционы составит 456 га.

Эксперты рассказали, как повлияет новая программа застройки «ржавого пояса» на рынок столичного жилья и какие сложности могут быть при ее реализации.

Преимущества

Выход новых качественных проектов с интересными характеристиками и по привлекательным ценам положительно скажется на рынке первичной недвижимости, считает управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Надежда Коркка.

«В начале 2021 года на рынке новостроек наблюдается недостаток ликвидного предложения, а в некоторых сегментах и вовсе дефицит. Поэтому вовлечение новых территорий — это, скорее всего, благоприятный сигнал.

Оценить влияние данной программы на рынок жилой недвижимости Москвы (в том числе спрос и предложение) будет возможно после определения конкретных параметров застройки по каждой реорганизуемой территории», — отмечает Коркка.

В промзоне на востоке Москвы начнут жилое и нежилое строительство

Новостройки жилого комплекса «ЗИЛАРТ» на месте бывшей промзоны ( Алексей Зотов/ТАСС)

Проблемы и риски

Существует несколько возможных проблем в реализации программы, считают эксперты. Во-первых, это сложности, связанные со взаимодействием с собственниками данных площадок.

Многим коммерческим предприятиям будет интересно продать участки, а вот с небольшими государственными предприятиями иногда договориться сложнее, считает председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.

«Вероятно, урегулировать отношения с собственниками территорий в промзонах власти будут так же, как это происходило до сих пор.

Например, есть совершенно недееспособное производственное предприятие, в собственности которого находятся какие-то земельные активы.

Девелопер выкупает это предприятие целиком, банкротит его, у земель меняется вид разрешенного использования — можно строить. Предварительно внеся все проекты в правила землепользования и застройки города», — объяснила Доброхотова.

В ситуации, когда собственники не приводят территории в порядок, правительство Москвы вправе обязать их приступить к реализации проектов комплексного развития территорий либо выкупить такие участки и самостоятельно заняться их развитием, уточнила Надежда Крокка.

Она предположила, что у новой программы, возможно, будут какие-то структурные локомотивы в форме компаний, так как причина ее возникновения состоит как раз в том, чтобы объединить множество собственников и арендаторов в едином направлении и вести согласованную работу по преобразованию территории.

Второй проблемой программы «Индустриальные кварталы» могут стать сложности, связанные с реновацией самой площадки. Например, дополнительные существенные расходы могут потребоваться на снос большого объема строений, вывод предприятия или рекультивацию земли, подчеркнула Доброхотова.

Еще одной сложностью программы является то, что реализация крупных жилых проектов на территории промзон требует значительных расходов на строительство социальной и транспортной инфраструктуры, пояснила председатель совета директоров «Бест-Новостроя».

Она подчеркнула, что с учетом этого такие площадки могут быть интересны лишь крупнейшим девелоперам из топ-10 или даже топ-5, у которых есть ресурсы и на вывод предприятий, и на реновацию территории, а также финансы на реализацию девелоперского проекта.

Четвертой проблемой является долгосрочность новой программы, уточнила Коркка. По ее словам, программа масштабная, сложная и ориентирована на сбалансированное развитие этих территорий, что может сказаться на сроках и в результате растянуться на десятилетия.

В промзоне на востоке Москвы начнут жилое и нежилое строительство

Реконструируемая территория «Полуостров ЗИЛ» ( Наталья Гарнелис/ТАСС)

Какое жилье построят

Какое именно жилье будут строить в рамках новой программы, будет зависеть от конкретной площадки. «Внутри МКАД комфорт-класс можно осваивать везде, даже отдаленные районы робко пробуют бизнес-лайт. Большие объемы под жилую застройку в Братцево (240 тыс. кв.

м) — там вполне может появиться полноценный бизнес-класс. А также в Кунцево-1 (около 600 тыс. кв. м) и Октябрьское Поле (около 140 тыс. кв. м) — в обоих случаях минимум хорошие проекты комфорт-класса, на Берзарина, возможно, бизнес-сегмент.

То же с промзоной Грайвороново — это перспективный район, там развивается транспортная инфраструктура, рядом ТПУ «Нижегородская». Пока основная масса ближайших проектов — класс комфорт, но ЖК «Аквилон Beside» — это уже бизнес-лайт.

Неподалеку бестселлер «Метрополия» — также уровня выше среднего», — рассказала Доброхотова.

Поскольку новые проекты на месте данных промзон, очевидно, будут выходить постепенно, а не одномоментно, то на спрос и предложение это никак глобально не повлияет, уточнила глава «Бест-Новостроя».

К тому же, по ее словам, на новых территориях именно под жилье отводится не такой уж большой процент площади — запланировано всего около миллиона квадратных метров, менее 10% сегодняшнего объема первичного рынка.

Какие промзоны подпадут под реновацию

Жилье, школу и детсад построят на месте промзоны в Восточном округе

В промзоне на востоке Москвы начнут жилое и нежилое строительство 22 дек. 2020 г. 15:16

  • Жилье
  • Социальные объекты
  • Промзоны

Строительство уже ведется на территории реорганизуемой промзоны в районах Богородское и Преображенское. Там находились не используемые по назначению производственные и складские объекты и таксомоторный гараж.

«Для детей там построят школу на 600 мест и детский сад на 275 малышей. Первые этажи будут нежилыми, что особо важно для развития социально-бытовой инфраструктуры внутри квартала. В будущем это создаст точки притяжения для жителей», – сказала Юлиана Княжевская.

По ее словам, также будет построен многофункциональный общественно-деловой центр, а это даст городу рабочие места.

Для обеспечения транспортной доступности квартала создадут дополнительные улицы и проезды. Общая длина внутриквартальных улиц и проездов составит около 2,5 км.

Тюменский проезд и Тюменскую улицу реконструируют. 6-й проезд Подбельского соединят с Окружным проездом. В результате у будущих жителей квартала появятся дополнительные маршруты в сторону станции метро «Черкизовская» и станции МЦК Локомотив.

Бульвар продлят от станции метро «Бульвар Рокоссовского» до жилого квартала. Новоселы смогут пешком добраться до станции метро и МЦК Бульвар Рокоссовского.

Проект планировки территории: зачем он нужен?

  • Законодательством допускается два варианта разработки проектов планировки территории и ее межевания.
  • Первый – подача заявления в местную администрацию. К нему нужно приложить пакет документов:
  • свидетельство о том, что заявитель является собственником этого земельного участка;
  • выписку из реестра кадастрового учета на участок;
  • выписку окапитальных объектах на участке либо об их отсутствии;
  • эскиз генплана с приложением схемы инженерных коммуникаций, проложенных по участку;
  • топографический план участка с обозначенными коммуникациями.
  1. Далее проводят подготовительные работы, по итогам которых принимается решение. 
  2. Если оно положительное, составляется техническое задание и выполняются все необходимые виды работ.
  3. Готовые ППТ согласуются на публичных слушаниях, в которых должны принять участие представители водоканала, газовой службы (при наличии газопровода), электросетей.
  4. Проект разрабатывают в срок до двух месяцев.
  5. Второй – обратиться в специализированную компанию, если местная администрация не оказывает такую услугу.

В промзоне на востоке Москвы начнут жилое и нежилое строительство Назад

Напомним, ранее правительство Москвы одобрило проект планировки территории для участка по адресу: ул. Тюменский проезд, вл. 3-5. Постановление подписал мэр Москвы Сергей Собянин.

Редевелопмент промзон

Автор текста Информационная служба портала Стройкомплекса

Комплекс градостроительной политики и строительства

города Москвы

Более 500 тысяч "квадратов" недвижимости построят на северо-востоке Москвы — MSK News

Жилые дома площадью 381 тысяча квадратных метров, школу, детский сад и офисный центр построят на месте промзоны на границе районов Алтуфьевский и Отрадное на северо-востоке Москвы.

Проект внесения изменений в правила землепользования и застройки Москвы в отношении территории, ограниченной Путевым проездом, Алтуфьевским шоссе и проездом внутреннего пользования, вынесен для общественных обсуждения на портале «Активный гражданин». Площадь подготовки проекта планировки территории составляет 49,24 гектара.

Читайте также:  Какие услуги я должен оплачивать до оформления прав на квартиру?

В промзоне на востоке Москвы начнут жилое и нежилое строительство

В рамках реализации проекта предусмотрено строительство жилого и нежилого фонда общей площадью 509,3 тысячи квадратных метров, социальной инфраструктуры для будущих жителей, а именно двух детских садов с бассейном на 425 мест, школы на 950 мест, объектов административно-делового назначения, в том числе офисный центр площадью 104 тысячи квадратных метров с наземным гаражом на 450 мест. Часть будущего жилого фонда предусмотрено к использованию в рамках программы реновации.

В настоящее время на территории подготовки проекта планировки расположены участки промышленно-производственных, коммунально-складских, жилищно-коммунальных объектов.

В промзоне на востоке Москвы начнут жилое и нежилое строительство

  • В целях развития инженерно-технического обеспечения территории предусматривается строительство и реконструкция инженерных коммуникаций и объектов.
  • Проектом планировки территории предусматривается развитие транспортной инфраструктуры, в том числе строительство улиц местного значения, реконструкция Поморской улицы, участка Проектируемого проезда № 2176 вдоль Савеловского направления Московской железной дороги (МЖД), Поморского проезда, устройство наземного пешеходного перехода через железнодорожный путь к промзоне «Медведково».
  • Как отмечают столичные власти, данный проект позволит полностью обновить среду жизнедеятельности данной территории и сформирует комфортное городское пространство для проживания, работы и отдыха.

Дома вместо промзоны: Как изменится лицо старого завода на Востоке Москвы

Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил комплексный проект планировки участка земли на границе районов Богородское, Сокольники и Преображенское. Об этом сообщил сам столичный градоначальник.

53 гектара новых микрорайонов

«В «ржавом поясе» Москвы, как называют старые городские промзоны, постепенно растут уютные микрорайоны. В 2018-м ввели там 3,5 миллиона квадратных метров недвижимости. Принимаемся за планировку территории бывшего завода «Красный богатырь». Акцент на развитии транспорта, социальной инфраструктуры, озеленении», — написал он на своей странице в «Твиттере».

Изменения коснутся территории площадью более 53 га.

Застройке подлежит участок, ограниченный улицами Краснобогатырской, Богатырский Мост, Олений Вал и Богородский Вал, проспектом Ветеранов и Богородским шоссе.

Про поликлинику не забыли

В промзоне на востоке Москвы начнут жилое и нежилое строительство

Артур Новосильцев, «Восточный округ»

По планам столичной мэрии на этой земле должны быть построены новые жилые дома и офисные здания с подземными гаражами, детские сады, школа и поликлиника.

Дома и бизнес-центры спроектируют по принципу жилых комплексов. Их будут возводить поэтапно, очередями.

По расчётам специалистов, под зданиями можно будет создать паркинги более чем на 4,7 тысячи машино-мест.

Первые этажи новых жилых домов по правилам, принятым сегодня в столице, отдадут под магазины шаговой доступности, ателье, салоны красоты, а также под размещение двух детских садов на 300 мест минимум.

Как ранее сообщала председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, здесь же построят школу на 1085 мест и отдельно стоящее здание детского сада на 200 мест.

— Для жителей района на участке застройки планируется возвести торгово-развлекательный комплекс с объектами спорта, культуры и досуга, лечебно-профилактическими и торгово-бытовыми, — отметила она.

Дороги станут шире

Приток личных автомобилей здесь неизбежно усложнит трафик, и, чтобы этого не произошло, в новых микрорайонах изначально планируется реконструкция существующих улиц и проездов. Она коснётся по меньшей мере нескольких километров дорог.

В частности, улицу Краснобогатырскую реконструируют на участке 1,98 км от улицы Богатырский Мост до улицы Просторной, переустроят на ней трамвайные пути. Будет реконструирован участок улицы Богатырский Мост от Краснобогатырской до Богородского шоссе и участок улицы Богородский Вал также от Краснобогатырской до набережной Ганнушкина.

В районе дома 24 на Краснобогатырской сделают четырёхполосный проезд до проспекта Ветеранов.

Здесь же предусмотрено строительство новых инженерных коммуникаций. Например, для домов в микрорайоне 18Б района Богородское на площади новой застройки проложат коллектор дождевой канализации, возведут очистные сооружения с трансформаторной подстанцией.

Промзону на востоке Москвы ждет масштабная застройка

РИАМО — 28 янв. Крупный проект жилой и общественно-деловой застройки планируется реализовать в восточном округе Москвы, говорится в сообщении пресс-службы Москомархитектуры.

«На востоке Москвы запланирована реорганизация территории промышленно-производственного и коммунального назначения. Общая площадь составляет 53,42 гектара», – сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Столичные власти утвердили комплексный проект планировки территории, расположенный в районах Богородское, Сокольники и Преображенское, соответствующее постановление подписал мэр Москвы Сергей Собянин.

Территория проекта планировки ограничена улицами Краснобогатырской и Богатырский Мост, Олений Вал и Богородский Вал, а также проспектом Ветеранов и Богородским шоссе.

Проектным решением здесь предусмотрено создание общественно-делового и жилого пространства. Планируется возведение нескольких жилых комплексов с подземной парковкой на 3 612 машино-мест.

На первых этажах зданий разместятся объекты социальной инфраструктуры, в том числе два детских сада на 300 мест.

По словам Княжевской, на проектируемой территории предусмотрено строительство школы на 1 085 мест и отдельно стоящего детского сада на 200 мест.

«Для жителей района планируется построить многофункциональный комплекс, в котором разместятся объекты спорта, культуры и досуга, лечебно-профилактического и торгово-бытового назначения. Здесь же предусматривается подземный паркинг на 1 157 автомобилей», – уточнила Княжевская.

Она добавила, что для улучшения транспортного обслуживания района проработано развитие улично-дорожной сети. Всего будет проведена реконструкция порядка 3 километров дорог.

«В частности, предусматривается реконструкция Краснобогатырской улицы с переустройством трамвайных путей и расширением дороги. Реконструкцию ждет участок улицы Богатырский Мост от улицы Краснобогатырской до Богородского шоссе и участок улицы Богородский Вал от улицы Краснобогатырской до набережной Ганнушкина», – пояснила председатель Москомархитектуры.

Также Княжевская отметила, что предусмотрено формирование нового проезда с четырехполосным движением, соединяющего проспект Ветеранов и Краснобогатырскую улицу. Также на участке проектируемого проезда №422 от проспекта Ветеранов до Краснобогатырской улицы возможно строительство моста через реку Яузу.

Первый этап благоустройства бульвара завершили в столичной промзоне «Грайвороново»>>

Новостройки Москвы в промзонах: что построят на месте заводов?

Правительство Москвы активно занимается решением проблем так называемых промышленных территорий — по крайней мере заявления об этом то и дело можно услышать от чиновников разного ранга. Что на самом деле происходит, а главное – что появится в перспективе на бывших землях предприятий, сказать пока сложно. Мосгордума обещает определиться с планами в ближайшие пять лет.

Власти планируют

Если еще какое-то время назад в массы продвигали мысль о том, что промзоны надо застраивать жильем и офисами, то в этом году власти заговорили об «индивидуальном подходе».

Зампредседателя комиссии по экономической политике, науке и промышленности Мосгордумы Алексей Рябинин на одной из пресс-конференций рассказал, что территории будут модернизировать с целью создания новых рабочих мест.

Для этого вот уже два года земли и предприятия активно мониторят, чтобы определить самые перспективные, и выделяют специальные средства из бюджета на их развитие.

Для каждой из таких зон будет составлен индивидуальный план реорганизации. Новые высокотехнологичные объекты науки, малого предпринимательства и промышленности, которые планируется открыть на Соколиной Горе, в промзоне «Руднево» и в других районах, станут местом работы выпускников столичных вузов. Сумма вложений в такие проекты к 2016 году должна составить около 3 млрд рублей.

Девелоперы не возражают

Новый подход способствует появлению формата многофункциональных комплексов формата «живу-работаю-отдыхаю», с офисными центрами, комплексами апартаментов и торгово-развлекательными центрами. Такой формат позволяет снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру города. Евгения Старкова, MR Group

Офисы, торговые центры и производства обеспечивают жителей районов рабочими местами, поэтому столичные власти рассматривают варианты с комплексной, многофункциональной застройкой на месте старых заводов.

Одна из самых перспективных – территория «Большого Сити», где можно купить квартиру в новом жилом комплексе «Фили Град».

Этот район столицы, при грамотном планировании, балансе коммерческой и жилой недвижимости, перераспределении транспортных потоков уже к 2020 году может стать одним из самых привлекательных мест для жизни.

Строят жилье и в других местах, где раньше располагались промышленные производства. На месте бывшего завода «Каучук» возводят ЖК «Садовые кварталы»; на территории Люберецких полей аэрации – мкр.

«Некрасовка Парк»; на месте Кусковского химзавода реализуют проект «Большое Кусково»; а там, где раньше находились Очаковский ЖБК Мосметрострой и база Автокомбината №1, строится ЖК «Мичурино».

Читайте также:  Ремонт метро «Василеостровская» не приведет к транспортному коллапсу

Всего в ближайшем будущем в Москве к реновации, в том числе и под жилье, намечено около десятка промзон на юге и востоке, площадью от 40 до 100 гектаров.

Наиболее крупные промзоны столицы, на которых можно было бы вести жилищное строительство

Местоположение Предприятие Девелопер/инвестор Площадь участка, Га Площадь планируемой жилой застройки, кв.м. Планируемый формат застройки Сроки реализации проекта
ул. Автозаводская, д.23 Завод «ЗИЛ» 300 1 500 000 Жилье и апартаменты нет данных
Бережковская наб. 20,стр.75 Экспериментальный завод полимерных материалов Liral Group 28 1 000 000 Офисно-жилой квартал нет данных
Филевский бульвар, Новозаводская ул., вл. 18 Завод им. Хруничева 24 500 000 Жилой микрорайон нет данных
м. Белорусская, Ленинградский пр-т, 8-10 Второй часовой завод «Слава» ВЭБ 4 500 000 Офисы и апартаменты 2013-2014
район «Тушино» Тушинский аэродром нет данных 226,5 445 000 Спортивные объекты, жилье и офисы нет данных
Береговой проезд, 2 Московский завод железобетонных изделий и труб Главстрой 16 300 000 Жилье нет данных
участок расположен у станции метро «Ботанический сад» Московский зеркальный комбинат Пионер 8 200 000 Жилье нет данных
Пресненский р-н, Ходынская ул., д. 2, стр. 2 Хлебозавод №5 им. Зотова (в составе Промзоны №18 «Грузинский вал») Сбербанк,Coalco н/д 180 000 Жилой комплекс 2013-2014
Мантулинская ул., д. 7. Территория между Шмитовским пр., 1-м и 2-м Красногвардейскими проездами. Краснопресненский сахарорафинадный завод ПИК 7 103 000 Жилье — 100 тыс. кв. м. Апартаменты — 3,5 тыс. кв. м. Торговая недвижимость — 12 тыс. кв. м. нет данных
Болотный остров, Берсеневская наб., 4-8 Кондитерская фабрика «Красный октябрь» ГУТА-девелопмент 5 90 000 Апартаменты и офисы 2015
Б.Саввинский пер.,вл.2-4-6 Ткацкая фабрика нет данных 6 50 000 Элитная жилая застройка нет данных
Заречная ул., вл.2/1 Промзона «Западный порт» нет данных 10 25 000 Жилье бизнес-класса 2013-2014
ул. Кульнева Промзона «Западный порт» нет данных н/д нет данных Жилье и апартаменты 2013-2014
ул.Золоторожский Вал, шоссе Энтузиастов Московский металлургический завод «Серп и молот» нет данных 52,75 и 34,7 нет данных Жилье нет данных
Рязанский проспект, 26 Завод «КЖБК-2» Главстрой 20 нет данных Жилье нет данных
Даниловская набережная Даниловский строительный завод Главстрой 8,3 нет данных Жилье нет данных
Пресненский вал, вл.14 Завод «Красная Пресня» ОАО «Завод «Красная Пресня» 2,6 нет данных Жилье нет данных
1-й Магистральный тупик Магистральный механосборочный завод Главстрой нет данных Жилье нет данных
Черняховского ул. ЖБИ-23 Главстрой 7,5 нет данных Жилье нет данных
Береговой проезд, вл. 5 (район Фили) складские помещения MR Group 6,3 нет данных МФК, включающий офисные площади (88 тыс. кв. м), апартаменты (100 тыс. кв. м) и гостиницу (53 тыс. кв. м). нет данных

(По данным «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость», август 2013)

Что построят вместо заводов?

По информации департамента градостроительной политики Москвы, которая в последнее время довольно активно освещается в СМИ, территории реконструируемых промзон планируется застраивать многофункциональной недвижимостью. От строительства жилых массивов или бизнес-парков в чистом виде на месте бывших заводов решено отказаться. Елизавета Гудзь, «НДВ-Недвижимость»

В компании Est-a-Tet отмечают, что на территориях бывших промышленных зон нередко появляются апартаменты в стиле loft. Это и Loft Post (ул. Фридриха Энгельса, 46), и МФК «Даниловская мануфактура» (Новоданиловская наб.

, 9), и The Loft от RED Development на месте Кожевенного завода (Духовской пер., 17).

На месте бывших промзон также расположено много крупных проектов элит- и премиум-класса (ММДЦ «Москва-Сити» – каменоломня, ЖК «Английский квартал» – автокомбинат №32, ЖК Knightsbridge Private park – хлебозавод №6).

«Подводные камни» реновации

Многие промышленные предприятия занимают участки с выгодным местоположением, хорошей доступностью и престижным окружением.

Строительство жилых комплексов на таких площадках может быть востребованным у покупателей и принести девелоперу хороший доход. Но не все так просто.

Эксперты отмечают, что далеко не все промышленные территории пригодны для возведения новостроек. К примеру, одна из крупнейших зон – ЗИЛ – из-за загрязненной почвы лишь отчасти годится для жилого строительства.

В целом, по некоторым данным, больше половины проектов на территориях бывших промзон реализуется сегодня с нарушениями нормативов по утилизации опасных отходов.

Вывоз загрязненного грунта и его утилизация – процесс не дешевый, технологических же норм санации территорий не существует. Ориентируются на предельно допустимую концентрацию вредных веществ в почве.

Есть и другие нюансы, осложняющие работу девелоперов на таких территориях.

Освоение промзон требует от застройщика больших вложений на первоначальном этапе. Земли на территориях бывших предприятий, как правило, загрязнены, что предполагает проведение серьезных работ по рекультивации. Нередко у промзон одновременно несколько собственников, что может осложнить проведение сделки, также как и некоторые налоговые обязательства, которые могут иметься у предприятий. Софья Лебедева, «МИЭЛЬ-Новостройки»

Выводы экспертов: важен баланс

По словам директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar Москва Маргариты Трофимовой, площадь промзон, которые могут быть использованы в ближайшие годы для жилищного строительства, в столице составляет около 150-200 га, без учета апартаментов. Пока девелоперы озвучили планы примерно на треть территории.

«Освоение промзон должно проходить сбалансировано, – настаивает руководитель Аналитического центра компании Est-a-Tet Денис Бобков. – Нельзя все территории застраивать только жильем.

Безусловно, при возведении новостроек встает острая потребность в рабочих местах, и чем короче будет расстояние от жилых домов до мест работы, тем лучше будет для жителей города, и тем меньше нагрузки будет на транспортную инфраструктуру столицы.

При этом если на месте бывших промзон все же появятся новые экологически чистые предприятия, то они должны быть другой направленности, к примеру, вместо строительства химического завода лучше наладить безвредное производство. Для этого подходит часть промзон восточного и юго-восточного округов».

Безусловно, создание новых мест работы, развитие инфраструктуры на местах бывших промзон позволит разгрузить центр столицы и стабилизировать ситуацию с транспортом. Вопрос лишь в том, насколько сбалансированным получится соотношение коммерческой, новой промышленной и жилой недвижимости, и насколько продуманной будет политика развития транспортной отрасли столицы.

Дата публикации 09 октября 2013

Строить по-новому: в Москве ускорят реорганизацию заброшенных промзон

Бывшие промзоны в Москве будут преобразовывать быстрее. В столице сократили сроки редевелопмента заброшенных заводов в рамках проекта «Индустриальные кварталы». Новое постановление городского правительства позволит быстрее заключать контракты с инвесторами, готовыми развивать эти территории. Благодаря созданным кварталам в Москве появится более 500 тыс.

рабочих мест. Общий объем инвестиций в проекты превысит 7 трлн рублей, почти 3 трлн поступят в столичный бюджет. Модернизация затронет площадь более чем в 1,9 тыс. га, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Что это значит для горожан и какие проекты уже находятся в работе — в материале «Известий».

Первые проекты

С 1 января 2017 года в России ввели новую процедуру, которая получила название «комплексное развитие территорий». С этого времени механизм начал развиваться в Москве, где проекты комплексного развития территорий бывших промышленных зон города были объединены в проект «Индустриальные кварталы».

Таким образом в городскую жизнь вовлекаются неиспользуемые и заброшенные территории. Власти четко определяют, что должно быть построено на участке, а новые правила позволяют преобразовывать территории в современные индустриальные кварталы эффективно и быстро, что выгодно инвесторам, столичным властям и жителям.

За четыре года правительство Москвы обследовало все промзоны столицы, их общая площадь составляет почти 15 тыс. га. Часть занята работающими предприятиями, часть — деловой и другой застройкой. Треть территорий пригодны для развития — это 5,4 тыс. га, из которых примерно 2 тыс. подходят для КРТ.

Читайте также:  Установка счетчиков воды: за и против, порядок действий

— Сегодня в проработке находится более 120 проектов КРТ по созданию новых индустриальных кварталов. На этих участках можно построить более 35 млн кв. м производственных, жилых, общественных и социальных объектов, — подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Главное преимущество проекта «Индустриальные кварталы» — возможность развивать территории, на которых раньше нельзя было работать из-за конфликтов собственников, их незаинтересованности или других ограничений. Если владельцы не приводят заброшенные зоны в порядок самостоятельно, город может провести торги, чтобы другие более заинтересованные инвесторы могли создать на этих участках новые востребованные объекты.

По опыту города, многие районы Москвы, оставшиеся во владении сегодняшних собственников, не могут приобрести современный вид.

Там не появляется инфраструктура для жителей — детские площадки, сады, поликлиники и школы, — потому что владельцы не способны договориться между собой.

К тому же их ресурсов часто не хватает на создание новых индустриальных кварталов на месте заброшенных заводских цехов.

В 2020-м было подписано сразу два договора о комплексном развитии бывших московских промзон «Октябрьское поле» и «Коровино». Объем инвестиций по ним составит около 54 млрд рублей. Проекты создадут 13,5 тыс. рабочих мест.

Первый в России договор КРТ бывшей промзоны «Октябрьское поле» заключили летом 2020-го по инициативе правообладателя. Территорию почти в 6 га благоустроят к 2024 году.

Появится промышленный технопарк, бизнес-центр, жилые дома и вся необходимая инфраструктура, включая два детских сада, школу и поликлинику. Площадь строительства почти 174 тыс. кв. м. Проект принесет городу 500 новых рабочих мест.

Инвестор вложит в него 14 млрд рублей, ожидаемый бюджетный эффект — более 487 млн рублей в год.

Второй договор заключили в декабре 2020-го. Речь идет о преобразовании части промзоны «Коровино» на севере столицы. Инвестора впервые определили с помощью аукциона. Компания-победитель выиграла аукцион со ставкой 201,2 млн рублей.

К 2035 году в «Коровино» на площади более 35 га появятся новые производственный и деловой центры с современной инфраструктурой. В проект вложат около 40 млрд рублей, бюджетный эффект — примерно 3,8 млрд рублей в год. На территории создадут до 13 тыс. рабочих мест.

— Инициатива столичных властей — это позитивная тенденция, включающая сочетание всего необходимого для жизни людей сразу.

Я как житель и депутат от «новой Москвы» очень хорошо понимаю и знаю, как это важно, чтобы не просто строились новые дома, но сразу вместе с ними возводились школы и детские садики, медицинская инфраструктура, транспортные объекты, парки, скверы и досуговые центры.

У нас этот вопрос постепенно решается, — отметил депутат Московской городской думы, председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Козлов.

В 2020 году по инициативе города приняли решения о создании еще четырех индустриальных кварталов: «Братцево», «Чертаново», «Южное Бутово» и «Алтуфьевское шоссе». На общей площади почти 60 га появятся производственные и общественно-деловые объекты.

В зонах «Южное Бутово» и «Алтуфьевское шоссе» построят жилые дома, школы, детсады, спортивные сооружения и поликлиники. Планируемый объем инвестиций по четырем проектам — почти 82 млрд рублей. Будет создано более 15 тыс. рабочих мест, а ожидаемый бюджетный эффект для города превысит 4,9 млрд рублей в год. Договоры заключат во II–III квартале 2021 года.

— Комплексное развитие территорий может решать проблемы как на общегородском, так и на районном уровне. На общегородском уровне это полицентричность развития, которая оптимизирует нагрузку на инфраструктуру, прежде всего на общественный транспорт и загруженность улично-дорожной сети.

На районном уровне — ликвидация инфраструктурных дефицитов, в том числе за счет размещения объектов социально-культурно-бытового обслуживания и создания мест приложения труда в зоне пешеходной доступности или комфортной транспортной доступности, — добавил урбанист, генеральный директор агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский.

Новые правила

30 декабря 2020-го в Градостроительный кодекс внесли изменения, которые коснулись и комплексного развития территорий бывших промзон. Они затронули сроки и содержательную часть.

— Мы также скорректировали городские нормативные акты, и если раньше с момента принятия решения о КРТ до заключения договора через аукцион уходило почти 340 дней, то в рамках нового порядка этот срок сокращен вдвое — до 170 дней через торги, — уточнил Владимир Ефимов.

Новые правила упрощают и ускоряют процессы согласования и принятия решения, поэтому можно легче привлечь инвесторов и быстрее приступить к работе.

К аукциону добавилась возможность проведения конкурса, что позволяет инвесторам вести прозрачную конкуренцию друг с другом.

Победителем торгов признается участник, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора о КРТ.

Если торги проводятся в форме конкурса, то побеждает участник, чьи предложения назвали наилучшими по сравнению с конкурсными условиями и предложениями других участников.

Кроме того, детализируется и ускоряется процедура подготовки и принятия решения о КРТ. Согласно новым правилам, решение о проектах городские власти смогут принимать до внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки города.

— Сокращение сроков редевелопмента бывших промышленных зон может повысить привлекательность проектов по комплексному развитию территорий для инвесторов.

Новый процесс согласования проектов КРТ — это снижение административных и бюрократических барьеров.

В то же время важно, чтобы на этапах согласования проекта были вовлечены заинтересованные стороны, а их мнение учтено, — считает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР Антонина Левашенко.

Также постановление определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти при реализации проекта «Индустриальные кварталы».

— Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы получает полномочия по реализации комплексного развития территорий бывших промзон: от подготовки и согласования проектов до заключения договоров КРТ с правообладателями или с инвесторами по итогам торгов. До этапа принятия решений Агентством промышленного развития города Москвы и Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы будут проводиться совместные комплексные обследования территорий нежилой застройки. Также вопросы КРТ нежилой застройки будут оперативно рассматриваться на Штабе по реализации проектов комплексного развития территорий, который был создан в декабре 2020 года, — пояснил руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

Нововведения положительно отразились на документообороте — это тоже влияет на сроки.

Теперь если правообладатели предлагают проект КРТ и ее границы установлены в правилах землепользования и застройки Москвы, то для заключения договора не нужно сразу разрабатывать документацию по планировке территорий.

Достаточно заключить соглашение о проекте между всеми правообладателями и обратиться в столичный департамент инвестиционной и промышленной политики.

По мнению президента фонда «Институт экономики города» Надежды Косаревой, Москва выбрала обоснованный подход.

— В постановлении прописаны все основные этапы подготовки проекта решения о комплексном развитии территорий, в том числе предусмотрен такой функционал, как проведение обследования территории.

Это очень важно, потому что для принятия решения и установления границ КРТ необходимо всестороннее обследование территории и расположенной там недвижимости.

Город дает возможность правообладателям самостоятельно привести заброшенную территорию в порядок, может реализовать проект своими силами или провести торги на заключение договора КРТ, — сказала она.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *