В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Основным событием, кроме ЧМ-2018, для нижегородцев стал ввод новой станции метро. Нельзя сказать, что строительство данного объекта проходило гладко, были и задержки заработной платы рабочим, и арест директора компании-подрядчика, а открытие самой станции переносилось несколько раз.

Корреспондент ТАСС побывала в нижегородской подземке и узнала, какие артефакты времен Великой Отечественной были найдены при строительстве «Стрелки», как строились другие станции метро в Нижнем Новгороде, как строители спасали станцию «Московскую» от затопления и что стало с капсулой, в которой комсомольцы оставили свое послание в грядущее.

Социалистический срыв и море воды

Погружаться в атмосферу метро пришлось в буквальном смысле. Вся информация о более чем 30-летней истории нижегородской подземки хранится в музее метрополитена, который расположен в вестибюле станции «Комсомольская». 

Сотрудница музея Галина Гуляева, встретившая нас, пришла работать в Горьковский метрополитен в 1985 году — за пару месяцев до пуска первого поезда. Она знает о подземке если не все, то очень многое.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Вбивание первой сваи на месте будущей станции «Ленинская»

© Владимир Войтенко/ТАСС

«История рождения метрополитена в Горьком начинается с момента, когда население города достигло одного миллиона человек, — в конце 60-х годов прошлого века. Миллионный город — это основное условие для начала строительства подземки, — рассказывает Гуляева. — Почти три года длились проектные работы, и 17 декабря 1977 года была забита первая свая в котлован станции «Ленинская».

В связи с этим был установлен памятный знак — стела с буквой «М». Кстати, такие знаки есть только в трех городах — Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Казани.

В прошлом году этот знак был демонтирован из-за строительства на его месте ресторана «МакДональдс», но сотрудники метрополитена и жители района встали на его защиту, и вскоре он был возвращен, правда, установлен немного в стороне от прежнего места».

Проект первой очереди Горьковского метрополитена предполагал строительство восьми станций: «Московской», «Чкаловской», «Ленинской», «Заречной», «Двигателя Революции», «Пролетарской», «Северной» и «Комсомольской» — всего 9 км 620 м пути. Стройка длилась восемь лет и сопровождалась и срывами сроков, и авариями, и даже человеческими жертвами.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Строительство метро в Нижнем Новгороде

© Музей метро Нижегородского метрополитена

Так, 13 июля 1984 года в котловане станции «Московская» обрушились стены. Погибли двое рабочих из студенческой бригады, помогавшей при строительстве.

«Я помню этот случай, ужасная история», — говорит Гуляева. Интересуюсь, что же могло произойти в тот злополучный день. По мнению моей собеседницы, большую роль сыграли природные факторы.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Строительство метро в Нижнем Новгороде

© Владимир Войтенко/ТАСС

«В Нижнем Новгороде водонасыщенные грунты, которые нестабильны по своей структуре, поэтому строить тяжело. И сейчас бывают течи, сотрудники службы пути постоянно занимаются их «лечением», — отмечает Гуляева.

Вода — страшный сон всех метростроителей. Именно из-за грунтовых вод случилась авария и в тупике станции «Московская», о чем 9 августа 1985 года написала газета «Горьковская правда».

«При строительстве тупика хлынула грунтовая вода. Ее было так много, что три откачивающих насоса работали сутками, тысячи кубов воды откачали. Опустили в котлован бульдозер — завяз так, что еле его вызволили. Но надо ставить экскаватор.

Пришлось варить для него плот из труб полуметрового диаметра, заглушенных с двух сторон наподобие понтонов. Так с плота и черпал он жидкий грунт, грузил в самосвалы…» — рассказывает журналисту «Правды» начальник участка Генрих Машуков.

Еще одной головной болью строителей были жилые здания, которые руководство города сносить не желало. В итоге одно из них, расположенное в пяти метрах от стены котлована тупика станции «Московская», все-таки треснуло.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Строительство станции «Московская»

© Музей метро Нижегородского метрополитена

«Пришлось его перепоясывать потуже стальными рельсами», — писала «Правда» в том же 1985-м.

Все усилия метростроителей не были напрасны. Станция «Московская» получилась уникальной. Ее особенность в том, что на одном уровне находятся две платформы и четыре пути. Такого нет ни в одном метрополитене на всем постсоветском пространстве. Оформление станции тоже достойно восхищения — путевые стены отделаны красным и белым мрамором, образующим узор в форме зубцов стены Московского Кремля.

У Галины Гуляевой остались только радостные воспоминания: как работали на субботниках, готовя станцию к приему первых пассажиров, как вместе с нетерпением ждали пуска первого поезда. Однако начальству метро перед пуском приходилось непросто: сроки поджимали, стройка сопровождалась «срывами социалистических обязательств».

Информация об этом есть в статье «Три недели до пуска», опубликованной в «Горьковской правде» 13 октября 1985 года.

«В ночь с 8 на 9 октября под проспектом Ленина прошел первый пробный поезд. Правда, время его пропуска растянулось до утра, да и состав доставил первых пассажиров только до пяти из шести станций. К «Московской» пробный пока еще пройти не мог. Красный сигнал на его пути зажгли мелкие, но многочисленные недоделки, и особенно на самом подземном вокзале», — пишет журналист издания.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Метростроители рядом со станцией «Ленинская»

© Музей метро Нижегородского метрополитена

Чтобы успеть в срок, на помощь метростроителям командировались работники горьковских промышленных предприятий. Все силы были отданы тому, чтобы торжественное открытие подземки состоялось в День Октябрьской революции — 7 ноября. Однако первый поезд с пассажирами прошел только 20 ноября.

Крылья буревестника и капсула комсомольцев

Уже через два года, в 1987 году, состоялось открытие еще двух станций — «Автозаводской» и «Комсомольской», в честь которой в вестибюле подземки заложили капсулу с посланием комсомольцев потомкам. Памятный знак об этом расположен в музее метро, однако где находится сама капсула, никто не знает: десять лет назад ее украли.

«Капсулу так и не нашли. Самое печальное, что ее мог украсть только кто-то из работников метрополитена, так как она находилась в закрытом помещении», — сообщил нам бывший директор музея Нижегородского метрополитена Леонид Хватов.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Строительство станции «Буревестник»

© Николай Мошков/ТАСС

В 1989-м открыли «Кировскую» и «Парк Культуры». В 1993-м — «Канавинскую» и «Бурнаковскую» — начало Сормовско-Мещерской линии. В том же 1993-м начали строить станцию «Ярмарка».

Расчистили площадку для прокладки тоннеля, вдоль площади Ленина и ярмарочной площади поставили строительный забор. Однако финансирование иссякло, проект был закрыт, и в 1996-м году стройплощадку разобрали.

Следующую, 13-ю станцию станцию — «Буревестник» Сормовско-Мещерской линии — открыли в 2002-м году.

Но настоящей визитной карточкой Нижнего Новгорода стала открытая 4 ноября 2012 года станция метро «Горьковская». Она соединила заречную часть города с исторической. В ее оформлении используются исключительно натуральные материалы — мрамор и гранит.

Станция украшена мозаичными панно с изображениями Максима Горького и видами Нижнего Новгорода. Центральное панно в вестибюле — самая большая мозаика в метро Нижнего Новгорода. Ее площадь составляет 200 м2.

Трехстворчатый потолочный каркас напоминает расправившего крылья буревестника.

Без недоразумений не обошлось и тут. Как только станция была открыта, вдруг выяснилось, что эскалаторы не работают. И мало того, не соответствуют ни ГОСТу, ни технике безопасности. Пока разбирались, нижегородцы ждали новых подъемников еще около полугода.

«Стрелка» спешит на «Стрелку»

Чемпионат мира по футболу ускорил строительство новой станции для жителей микрорайона «Мещерское озеро», ведь было непонятно, как фанаты будут добираться до стадиона «Нижний Новгород», расположенного в спальном районе города.

«Благодаря «Стрелке» болельщики смогут с комфортом доехать до спортивного объекта как с Московского вокзала, так и из других районов города.

Кроме того, в настоящее время нагорная и заречная части Нижнего связаны четырьмя мостами для общественного транспорта, пропускная способность которых практически исчерпана.

Метро позволит существенно снять нагрузку с других транспортных магистралей», — отмечает и.о. директора департамента строительства Нижнего Новгорода Артем Каразанов.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Стадион «Нижний Новгород»

© Михаил Солунин/ТАСС

Кроме того, новая станция метро позволит увеличить пассажиропоток Нижегородского метрополитена до 25% и значительно улучшит показатели рентабельности муниципального предприятия. Сейчас оно дотационное.

Изначально метрополитен прокладывали так, чтобы им пользовались работники крупных производственных предприятий — заводов ГАЗ, «Красная Этна», ОКБМ, Машиностроительный завод.

И когда численность сотрудников упала, значительно снизился и пассажиропоток. Для сравнения: в 1985 году метро перевозило около 200 тыс. человек в сутки, имея всего пять станций.

Сегодня это число не превышает 100 тысяч. 

У проекта «Стрелки» несколько особенностей. Во-первых, уже на готовой линии без остановки движения поездов можно будет построить еще одну станцию — «Ярмарка», которая будет располагаться в районе площади Ленина. Также метростроителям пришлось составить план рыбозащитных проектов, потому что часть тоннеля пройдет по границе с Окой.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Строительство станции «Стрелка»

© Lars Baron/Getty Images

Вода в непосредственной близости от стройплощадки действительно не доставила строителям хлопот, зато возникли другие трудности — техногенный мусор: бетонный лом, куски асфальта и арматуры, оставшиеся еще с прошлых времен, когда строился и развивался микрорайон.

На одном из участков тоннелепроходческий щит «Татьяна» сломался. Его пришлось поднимать на поверхность, чтобы заменить режущий инструмент. Возможно, именно этот факт породил одну городскую легенду — якобы при строительстве «Стрелки» был найден склад оружия времен Великой Отечественной войны.

Однако трофеями оказались только две советские каски и одна ржавая гильза.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Станция «Стрелка»

© Михаил Солунин/ТАСС

Читайте также:  Как нас обманывают продавцы радиаторов?

«Конструктивно станция «Стрелка» «двухпролетная» с колоннами посередине — это первая станция такого типа в Нижнем Новгороде, — отмечает Каразанов. — При архитектурном оформлении применены природные и искусственные камни — гранит и керамогранит, а также современные композитные материалы».

Архитектурные особенности «Стрелки» — это широкие торшеры, по форме напоминающие грибы-лисички, а также декоративное панно из стали и светодиодов с изображением футболиста.

Всего на станции пять выходов. Эскалаторы не предусмотрены — только лестницы. Прямого выхода к стадиону со «Стрелки» нет, но правила FIFA, чтобы от метро до стадиона было не менее 800 метров, были соблюдены.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Во время открытия станции «Стрелка»

«Сенная» или «Волга»: куда пойдет нижегородское метро

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Нижегородское метро — больная тема для жителей города-миллионника. Областной центр разрастается, все больше страдает от пробок, а подземка развивается, увы, очень медленно. Большинство станций расположены в нижней части города и построены еще в советское время. Так, с 1985 по 1989 год было введено в эксплуатацию десять станций: «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции», «Пролетарская», «Автозаводская», «Комсомольская», «Кировская» и «Парк Культуры». В 1993 заработали еще две станции, строительство которых началось в бытность СССР: «Канавинская» и «Бурнаковская». А дальше темпы стали вообще «черепашьими» — в новом столетии нижегородское метро пополнилось всего тремя станциями: «Буревестник», «Горьковская» и «Стрелка».

Наполеоновские планы Шанцева

Планы бывшего губернатора Нижегородской области были действительно грандиозными: в 2010 году Валерий Шанцев представил схему развития метро до 2025 года.

К концу первой четверти XXI века подземка должна была протянуться до Бора и Новинок.

Предполагалось, что новые станции метро появятся в Верхних Печерах, в Кузнечихе, в 7-м микрорайоне Сормова и не только — всего их должно было быть 32.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

В 2009 году Шанцев заверил, что уже через десять лет — к 2020 году — в нагорной части Нижнего Новгорода откроется 15 станций метро. Сейчас до заявленной даты рукой подать, но к этому моменту здесь совершенно точно не откроется ни одной новой станции.

Хотя, вполне возможно, начнется строительство станций «Сенная» или «Оперный театр», которые могут стать подарком городу к 800-летию. Правда, существенно запоздавшим, потому что юбилей Нижний Новгород отметит в 2021 году, а строительство в лучшем случае закончится к 2024-му.

Мы поинтересовались в городской администрации, актуален ли сегодня план развития нижегородского метрополитена, представленный в 2010 году, в какую сторону будет «расти» подземка и когда нам ждать новых станций.

Проекты есть, а денег нет

Как сообщили GiperNN в Главном управлении по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде (ГУММиД), сейчас уже разработаны проекты трех станций: «Волга», «Оперный театр» и «Сенная».

«Волга» относится к Сормовско-Мещерской линии метро и станет следующей после «Стрелки». Но, поскольку последняя была открыта только в прошлом году, у Автозаводской линии больше шансов на продление. Следовательно, следующей станцией станет либо «Сенная», либо «Оперный театр».

И тут все зависит от денег.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

«Вопрос об очередности строительства станций сейчас не решен, так как не определены источник финансирования и сроки, в которые эти средства могут быть выделены, — пояснили в ведомстве. — От этого зависит, сколько станций будет строиться — одна, две или ничего».

Известно, что ФАУ «Главгосэкспертиза России» дало положительное заключение по инвестиционному проекту «Продление Автозаводской линии метрополитена в г. Нижнем Новгороде от ст. „Горьковская“ до ст. „Сенная“».

Согласно проектной документации, строительная длина участка составит 3,286 км; количество станций — 2; нормативный срок строительства — 5,4 года. Работы могут начаться уже этой осенью.

Сметная стоимость проекта с НДС — 30 миллиардов рублей при текущих ценах.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

У градозащитников еще на этапе проектирования возникли вопросы к расположению входа в посадочную станцию «Оперный театр», ведь строительство затронет сквер 1905 года, в преображение которого вложены большие деньги. В ГУММиД успокаивают: территория сквера будет незначительно использована для строительства входа в метро, но на благоустройстве это не отразится.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Одобрила «Главгосэкспертиза» и проект станции «Волга» в микрорайоне Мещерское озеро. Он предусматривает строительство перегона и станции на улице Карла Маркса с притяжением к транспортной схеме Кировского направления (мост через Волгу).

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Что касается денег на реализацию проектов, то здесь руководство ГУММиДа заявляет однозначно: самостоятельно ни город, ни даже регион с такими масштабными задачами не справится. Поэтому финансирование должно осуществляться на всех уровнях — муниципальном, региональном и федеральном.

Куда двигаться дальше?

Приоритетным направлением развития метрополитена в Нижнем Новгороде считается сормовское: сейчас ГУММиД занимается предпроектными проработками, но упирается все, как обычно, в деньги. Также возможно дальнейшее продление Автозаводской линии в направлении «Парка Культуры» — строительство станции «Юго-Западная», — но пока об этом рассуждать рано.

В управлении по строительству метрополитена говорят: строить надо, и планы, озвученные в 2010 году, до сих пор актуальны. Для того чтобы исключить любую застройку над линиями будущего метрополитена, полностью выполнен проект закрепления технических зон.

По сути, деньги — едва ли не единственная проблема на сегодняшний день, потому что «запретных зон» для строительства метро в Нижнем Новгороде почти нет.

«При наличии современной тоннелепроходческой техники, технологий подземного строительства и применении современных материалов никакие географические, геологические и гидрологические особенности территории города принципиально не влияют на возможность строительства метрополитена», — поясняют в ГУММиД.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Есть ли альтернатива

Понятно, что метро — это дорого и масштабно, но есть и другие способы разгрузить дороги города. В управлении надеются, что транспортную ситуацию в Нижнем Новгороде облегчат транспортно-пересадочные узлы, строительство которых сейчас активно обсуждается. Они могут появиться в местах «тяготения» ко всем видам транспорта, в том числе и железнодорожного.

В течение нескольких лет шла речь возможном запуске в столице Приволжья скоростного трамвая, который уже функционирует в Санкт-Петербурге. Но этот проект, видимо, тоже пока на стадии «хотелось бы».

Из последних интересных транспортных новостей — канатные дороги, которые должны соединить станцию метро «Заречная» и парк «Швейцария», а также поселок «Новинки» и Автозаводский район. Впрочем, обещания построить новые «канатки» звучали еще в 2013 году, но тогда все карты смешал финансовый и политический кризис.

Опыт последних лет показывает, что многообещающие планы развития транспортной системы в Нижнем Новгороде зачастую так и остаются всего лишь планами, а заявленные сроки — не более чем оптимистичные цифры. Но вопрос с каждым годом становится все острее, и игнорировать его властям уже никак не возможно.

Анна Синаревская

samnamos.livejournal.com, zercalo.org, vgoroden.ru rosmetrostroy.ru

Будущее нижегородского метро растет в цене и уменьшается в станциях

Версия для печати
Метро для Нижнего Новгорода – маленькая национальная идея, которая владеет умами пассажиров, сосредоточенных в многочасовых пробках неподалеку от слияния Оки и Волги.

На протяжении последних десяти лет планы метростроя менялись от резко пессимистических до нереалистично оптимистических.

В 2010 году, к примеру команда экс-губернатора Шанцева планировала до 2025 года построить 17 станций метро, сделав «подкоп» под Седьмой микрорайон Сормова, юго-запад Автозавода и даже Новую Кузнечиху.

А при строительстве «Стрелки» в 2017-2018 годах и кипе уголовных дел, стало ясно, что подземка в Нижнем Новгорода еще долго не откопается от многомиллионных долгов. В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Станцию «Сенную» нарисовали еще 10 лет назад

Слайд «Правды ПФО»

Сейчас решено сосредоточиться на 4 станциях, которые в режиме экономии могут превратиться в три, а то и две станции. «На сегодняшний день рассматривается два направления развития метро в Нижнем Новгороде.

В первую очередь это продление Автозаводской ветки до станции «Сенная» и продление Сормовско-Мещерской линии от станции «Буревестник» до станции «Сормовской» или до станции «Варя» с созданием транспортно-пересадочного узла», – рассказали в региональном Минтрансе.

Там также добавили, что вариант со строительством станции «Сормовской» ( без «Вари») считается специалистами более предпочтительным, так как расстояние от «Буревестника» до «Вари» составляет чуть меньше 1 км, в то время, как в центре Сормова возможна удобная пересадка пассажиров на метро с трамвая, автобуса и электрички.

«К слову у «Вари» ранее тоже планировался пересадочный узел, – напоминает транспортный обозреватель Александр Седов. – Ведь там располагается конечная платформа пригородных электричек, которые следуют через весь район в сторону Заволжья.

Если вы запросите у ГУММиД (Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде – прим.

редакции), то увидите, что еще в апреле они планировали сделать «Варю» тупиковой станцией Сормовско-Мещерской линии, откуда пассажиры могли бы пересаживаться на пригородные поезда, переформатированные под формат МЦД. Такой вариант бы здорово сэкономил бюджетные средства.

Однако в таком случае, посадка и высадка пассажиров в центре Сормова была крайне неудобна, поскольку располагалась бы там, где сейчас останавливаются электрички. А это более 1 км от автобусных и трамвайных остановок, практически в промзоне.

Если копать «классическое метро» и целиться в самый центр Сормова, то это, безусловно, сделало бы перспективную станцию наиболее комфортной в плане пересадок. Минтрансу нужно будет как можно быстрее определяться, что делать с «Варей». И если она пойдет «под сокращение», то важно продумать, как пассажиры будут пересаживаться из метро на пригородные поезда? Во всяком случае, этот вопрос ранее был одним из определяющих будущее этого направления».

Читайте также:  Эксперты: в россии сократится количество гостиниц

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

«Варя» может остаться без метро

Фото Ивана Рощина

Продление Сормовско-Мещерской оценивается в 19 млрд рублей. При этом на сегодняшний день у министерства транспорта Нижегородской области нет проекта на строительство обозначенных станций. Их разработка примерно оценивается в 0,7-1 млрд рублей. А вот стоимость строительства линии до станции «Сенной», по предварительным подсчетам, составит 36,5 млрд рублей. У «Сенной» также, как и в Сормове, планируется построить транспортно-пересадочный узел, который бы аккумулировал бы пассажиров канатной дороги и автобусов верхнепечерского направления.

«Проект на две станции этой ветки – «Оперный театр» и «Сенную» – был разработан в 2011 году, – отмечает транспортный аналитик Игорь Катышев. – Но «поезд» этих бумаг ушел, требуется актуализация. Это тоже деньги, около 400-500 тысяч рублей».

Построить сразу две станции в центре города будет сложно, поэтому в Минтрансе не исключают, что сначала в эксплуатацию будет введена только «Сенная», а под «Оперный театр» оставят задел.

Какой вариант выберет губернатор – зависит от объема инфраструктурных облигаций, утвержденных правительством Мишустина. А это будет понятно не ранее середины 2021 года.

Что касается рабочих сроков реализации нижегородских проектов, то негласно их маркировали перспективами 2030 года.

Есть еще один тревожный момент, который заставляет нижегородцев делить озвученные обещания надвое. Дело в том, что в федеральном правительстве есть немало противников, выступающих против региональных подземок. Самый ярый из них – вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Марат Хуснуллин предлагает в регионах заменить метро на железную дорогу

Фото Николая Худякова

Два дня назад, докладывая президенту Владимиру Путину о реализации положений Федерального послания, он заявил, что строительство метрополитена вне Москвы необосновано: «Мы в будущем считаем, что метро для миллионников нецелесообразно, надо больше делать ставку на железную дорогу».

«Правда ПФО» продолжает следить за развитием событий.

На превью фото «Правды ПФО»

Хуснуллин, метро, Нижний Новгород, Катышев, Никитин, Мишустин, Путин, ГУММиД, Седов, инфраструктурные облигации, Нижегородская область

Ни метра метро

Нижегородским властям нужно пересмотреть точку зрения на строительство метро в мегаполисе. Возможно, нижегородцы сами виноваты в том, что в областном центре не создана разветвленная сеть станций метро. Эту ситуация надо поменять.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

Возможно, в Нижнем Новгороде сейчас была бы развитая схема метрополитена, если бы нижегородцы сами в конце 1980-х – начале 1990-х годов не отказались от строительства станции метро на площади Горького.

Это отношение к подземному транспорту словно до сих пор в силе, и даже мэр Юрий Лебедев, который за счет городских ресурсов начал строить метромост через реку Оку, не поменял его в полной мере. Не изменилась эта точка зрения и при губернаторе Валерии Шанцеве, который достроил метромост и открыл станцию метро “Горьковская” с опозданием почти в 20 лет.

А в 2010-х в Нижнем Новгороде была допущена еще одна ошибка в подходах к метростроению. Власти стали увязывать строительство метро исключительно с какими-то крупными проектами, полагаясь только на федеральные согласования и финансирование. Например, к ЧМ-2018 по футболу.

А к 800-летию Нижнего Новгорода из-за близости дат привязать стройку новой станции метро уже не сумели или не успели. Возможно, Москва не поверила, что пуск станции “Оперный театр” может произойти в 2021 году.

Кроме того, федеральную власть могли напрячь скандалы вокруг станции “Стрелка”: не достроены до сих пор некоторые элементы, выявлены хищения, были резонансные невыплаты зарплат рабочим и так далее. Прав был в свое время мэр Лебедев в том, что раз городу необходимо развитие метро, то его надо строить, а уже потом договариваться о софинансировании с Москвой.

Мы все видели, к чему могут приводить все эти привязки метростроительства к тому же ЧМ-2018. Место расположения стадиона менялось не менее четырех раз. Не всякий раз близко к стадиону можно было подвести метро. Со “Стрелкой” в чем-то повезло.

А могло и не повезти, если бы оказался согласован вариант размещения стадиона в Ольгино. И не было бы строительства метро к ЧМ, ограничились бы скоростным трамваем.

В общем, все эти привязки и увязки к событиям и круглым датам создают массу дополнительных рисков срыва проектов по времени, по месту стройки, по проведению самого события.

Помните, разговоры о лишении России права на проведение ЧМ-2018? Надо дать понять нижегородцам, что метро строится для города и горожан, а не для иностранных болельщиков чемпионата по футболу, которые приедут на пару недель и уедут.

Убеждать Москву по строительству метро надо не ссылками на ЧМ или 800-летие Нижнего Новгорода, а развитием города и ростом населения. Если нет других способов показать рост населения, то надо включать пригороды. Ведь это не просто обычный “плюс” десятков тысяч жителей, но и убираем при этом “минус”, когда из городских МКД люди уезжают в пригородные малоэтажки.

Глядишь, с включением Новинок будет реанимирован проект скоростного трамвая из Щербинок в центр города, который планировали одно время к ЧМ.

Тема строительства метро чуть ли не главная в развитии Нижнего Новгорода. Нижегородцы были больше всего разочарованы тем, что к 800-летию не появится новых станций. И никакие реконструкции парка Швейцария и строительство фуникулера это не компенсируют.

Благосклонность Москвы к Нижнему Новгороду, внимание федерации к Нижегородской области, значение нашего города в общероссийском масштабе, образно говоря, измеряется в новых станциях метро.

Все остальные проекты, даже включение Нижнего Новгорода в число участников Мундиаля, оказалось в этом отношении вторичным. Метро – главный показатель статусности города.

Не случайно Казань в 1990-е годы так ухватилась за строительство подземки за собственные средства, то есть затратив тот ресурс, который не перечисляла в федеральный бюджет. В Казани хорошо понимали, что без метро нельзя говорить ни о какой столичности города-миллионника.

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метроДля имиджа губернатора Глеба Никитина в Нижнем Новгороде вопрос новой станции метро тоже главный. Если он будет баллотироваться в 2023 году, то настрой жителей мегаполиса будет зависеть в основном от этого.

К сожалению, и губернатор Никитин, и мэр Панов не вышли за рамки сложившихся шаблонов: протянутая рука к Москве, увязка с юбилеями и так далее. Когда речь заходит о метро, Панов всегда пространно говорит о его нерентабельности. Да, всем известно о финансовой убыточности метро.

Даже в Москве. Но ведь метро для города-миллионника это необходимость, а не просто муниципальное предприятие с минусовой экономикой. Когда речь идет о жизненной необходимости, об условии развития мегаполиса, то рентабельность далеко не главный фактор.

Тем более, что размер убытков нижегородского метро сложился из-за бессистемного его развития: то строится станция в сормовском направлении, то в нагорную часть, то на Мещеру. Нет ни одной полноценной “ветки”, кроме автозаводской, остальное напоминает “сучки”.

Какая уж тут рентабельность?

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метроДля снижения убытков метро надо строить новые станции. Кроме того, надо понимать, что, метро дает городу столичность и статусность, миграцию в город, массу прочих плюсов. У нас же губернатор и мэр подходят к метро с точки зрения руководителей МП, а не глав области и города. Надо непрерывно строить метро и столь же непрерывно договариваться о софинансировании с Москвой.

Путин рассказал о перспективах строительства метро в Нижнем Новгороде :: Н.Новгород :: РБК

Регион может продолжить работу по развитию метрополитена за счет привлечения инфраструктурных кредитов

Читайте также:  В подмосковье заработает социальная ипотека

В Нижнем Новгороде начинают строить новую станцию метро

станция метро «Горьковская» ( transphoto.org)

Президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию пообещал, что Нижний Новгород получит возможность продолжить работу над развитием метро, а также приступить к обновлению центра города с помощью инфраструктурных кредитов.

Инфраструктурные бюджетные кредиты будут предоставлять субъектам по ставке до 3% со сроком погашения 15 лет. По словам президента, правительство выдаст регионам таких кредитов на сумму не менее 500 млрд руб.

до 2023 года.

Поддержка в приоритетном порядке будет оказываться регионам, которые проводили взвешенную долговую политику: чем меньше долгов накопил субъект, тем больше он сможет получить дешевых инфраструктурных кредитов.

Во время сегодняшнего послания Владимир Путин также объявил о предстоящей реструктуризации коммерческих и бюджетных кредитов регионов.

Так, часть коммерческого долга регионов, превышающая 25% собственных доходов субъекта, будет замещена бюджетными кредитами на срок до 2029 года.

На этот же период будет действовать рассрочка по погашению бюджетных кредитов, взятых регионами в прошлом году на покрытие расходов, связанных с пандемией COVID-19.

По состоянию на начало года государственный долг Нижегородской области составлял 85,5 млрд руб. В его структуре на кредиты коммерческих банков приходилось 15,2 млрд руб., на бюджетные кредиты — 28,7 млрд руб.

, на ценные бумаги — 41,5 млрд руб., на государственные гарантии — 184,7 млн руб. К 1 апреля сумма долговых обязательств региона снизилась до 70,3 млрд руб., коммерческие кредиты в структуре долга отсутствовали.

Согласно существующим проектам, нижегородский метрополитен можно продлить в двух направлениях — в заречной части города до станции «Варя» и в нагорной части до станций «Оперный театр» и «Сенная».

После запуска станции «Стрелка» перед чемпионатом мира по футболу 2018 года, в правительстве Нижегородской области сообщали, что средств в бюджете региона на 2019-2021 годы для дальнейшего развития метро не предусмотрено.

По итогам выступления президента Владимира Путина губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сообщил, что с помощью инфраструктурного кредита власти региона намерены развивать подземное сообщение в исторической части города. 

«В приоритете мы рассматриваем продление метро до станции «Сенная». Это заложено и в проекте развития транспортной системы нижегородской агломерации, над которой сегодня наши специалисты работают вместе с ВЭБ.РФ.

«Сенная» позволит сформировать крупный транспортно-пересадочный узел в нагорной части города: станция метрополитена, автостанция и канатная дорога на Бор, рядом — линия трамвая и выход на две крупные городские магистрали — улицы Родионова и Белинского.

Прогнозируемый пассажиропоток новых станций: «Сенная» и, в перспективе, «Оперный театр» составит около 10 млн человек в год», — отметил глава региона.

Губернатор добавил, что продление Сормовско-Мещерской линии метро от станции «Буревестник» до станции «Варя» с созданием транспортно-пересадочного узла (второй вариант — до станции «Сормовская») также является острой необходимостью для жителей Сормовского района, которые на сегодняшний день отрезаны от центральной части города. Разработку технико-экономического обоснования оптимального варианта продления Сормовско-Мещерской линии метро планируется начать в этом году.

Когда уберут павильоны на одной из станций нижегородского метро? — МК Нижний Новгород

Мэрия Нижнего Новгорода требует освободить сходы метро на станции «Двигатель революции» № 1–3 и 5–7.

Павильоны, которые расположены над входами в подземку, создавались при участии компании «Металлостройконструкция» (связана с Вадимом Жуком, депутатом ОЗС).

В одном из них больше десятка лет располагаются известный депутатский центр Ленинского района партии «Единая Россия» и общественная приемная Жука.

Освободить…

Похоже, вопрос больше политический, «единороссы» не хотят нежелательных ассоциаций. На других сходах станций метро – «Заречной», «Ленинской» – торговые павильоны продолжают функционировать.

В начале 2000-х годов переход на «Двигателе» имел огромный трафик, внутри (под проспектом Ленина) располагались киоски с розницей, и за места там шла настоящая битва. Затем в процессе антитерророристических действий площади метро начали зачищать от арендаторов, и постепенно предпринимательство там ликвидировали. Но наверху, на земле, отдельные сооружения оставались.

  • Претензии администрация Нижнего Новгорода предъявляет ООО «Торговый дом “Рубин”» и АО НПСХ «Металлостройконструкция», и возникли они еще в конце 2019 года.
  • В качестве третьего лица в суде выступает МП «Нижегородское метро».
  • Один из исков, согласно картотеке Арбитражного суда Нижегородской области, касается сходов № 1–3, второй – сходов № 5–7.

Первый иск арбитражный суд Нижегородской области уже удовлетворил и вынес решение об освобождении сходов. Однако ответчики подали жалобу, ее рассмотрение назначено на 9 июня.

По второму иску – павильон, расположенный над сходами № 5 и 7, – приняты обеспечительные меры в виде запрета АО НПСХ «Металлостройконструкция» совершать действия по переходу права собственности – по распоряжению имуществом (это, по всей вероятности, касается того самого депутатского центра), чтобы затем не были ущемлены законные интересы муниципального образования.

Согласно техническому плану (от 2016 года) сходы являются частью станции метро «Двигатель революции» (принадлежит муниципалитету). Что касается сходов № 1 и 3, то там располагаются торговые павильоны. Ответчиками названы ООО «Торговый дом “Рубин”», ООО «Оптика ДЦ», индивидуальный предприниматель Белоусов.

АО НЗ ННО «Металлостройконструкция» (в настоящее время наименование сменено на АО НЗ ННО «Нефтехиммаш») заявило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица.

Минтранс рассказал подробно о планах по строительству еще двух веток нижегородского метро

21 мая 2021 12:35  [6688] Экономика

НИА «Нижний Новгород» — Ольга Дьякова

Региональное министерство транспорта и автомобильных дорог озвучило планы по строительству еще двух веток метро.

«На сегодняшний день рассматривается два направления развития метро в Нижнем Новгороде. В первую очередь это продление Автозаводской ветки до станции «Сенная» и продление Сормовско-Мещерской линии от станции «Буревестник» до станции «Сормовской» или до станции «Варя» с созданием транспортно-пересадочного узла», — рассказали НИА «Нижний Новгород» в Минтрансе.

Стоимость строительства ветки метро до станции «Сенной», по предварительным данным, составит 36,5 млрд рублей. Открытие этой станции позволит сформировать крупный транспортно-пересадочный узел, в состав которого, помимо метрополитена, войдет канатная дорога и городской пассажирский транспорт.

Однако, проект продления метро до станции «Сенной» был разработан в 2011 году и сейчас требует актуализации. По итогам корректировки проекта будет определена целесообразность открытия сразу двух станций – «Сенная» и «Оперный театр», либо открытие сначала станции «Сенная».

Продление Сормовско-Мещерской оценивается в 19 млрд рублей. Тут рассматриваются два варианта – строительство ветки от станции «Буревестник» либо до станции «Сормовской», либо до станции «Варя» с созданием транспортно-пересадочного узла.

Проектная документация продления Сормовско‐Мещерской линии метрополитена на участке от ст. «Буревестник» до ст. «Сормовская» отсутствует, планируется подготовить технико-экономические обоснование нескольких вариантов продления метро в этом направлении.

Как сообщал ранее губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, разработка технико-экономического обоснования оптимального варианта продления Сормовско-Мещерской линии метро в Нижнем Новгороде начнется в 2021 году.

В Минтрансе добавили, что вариант со строительством станции «Центр Сормова» является более предпочтительным, так как расстояние от станции «Буревестник» до станции «Варя» — около 1 км, в то время, как в Центре Сормова возможна удобная пересадка пассажиров на метро с трамвая, автобуса и электрички.

Правительство Нижегородской области планирует развивать оба направления с привлечением механизма инфраструктурных кредитов. Линию до станции «Сенной», в случае предоставления кредита, могут начать строить уже в 2022 году.

Напомним, что у нижегородских властей появилась возможность привлечь у правительства РФ бюджетный инфраструктурный кредит, который планируется направить на строительство новых веток метро. Такую информацию озвучил президент России Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию 21 апреля.

Сумму кредита федерация определит к середине 2021 года.

Copyright © 1999—2020 НИА «Нижний Новгород». При перепечатке гиперссылка на НИА «Нижний Новгород» обязательна.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *