В москве появится четвертый аэропорт

1 июня 1960 года из Шереметьево был выполнен первый международный рейс Москва–Берлин на самолете Ил-18 Внуковского авиаотряда. Еще недавно сугубо военный аэродром стал пассажирским и даже международным.

На тот момент это был третий московский гражданский аэропорт после Быково и Внуково. Сегодня в столице четыре международных аэропорта, правда, уже другие — к Внуково и Шереметьево добавились Домодедово и Жуковский, а остальные прекратили свою работу.

«Известия» — о довольно запутанной истории московского авиаузла.

Первые ласточки

Первый аэродром в Москве появился едва ли не раньше самой авиации. Началось всё еще в 1909 году, когда в Россию с демонстрационным визитом пожаловали французы Жорж Леганье и некто Гийо.

Полеты проходили за городом на Ходынском поле «за бегами», как тогда называли ипподром.

Место было просторным и удобным, поэтому там часто проводили всевозможные парады и выставки, к тому же туда ходил городской трамвай № 6, что делало его доступным для посещения публики.

Вскоре в столице был организован ИВАК (Императорский всероссийский авиаклуб), а в Москве было создано Московское общество воздухоплавания (МОВ), призванное «содействовать развитию русского воздухоплавания во всех его формах и применениях, преимущественно научно-технических, военных и спортивных».

В марте 1910-го был учрежден Совет Общества, председателем которого избрали командующего войсками Московского военного округа генерала Павла Адамовича Плеве.

МОВ состояло из трех комитетов: спортивный возглавил Николай фон Мекк, военный — генерал-лейтенант Зуев и научно-технический — знаменитый ученый, основатель аэродинамики профессор Николай Егорович Жуковский.

В Москве появится четвертый аэропорт

РИА Новости

Летчик-испытатель Борис Илиодорович Россинский с помощниками во время испытаний новой модели самолета на Ходынском поле. 1910 год

В мае по приглашению общества в Москву прибыл известный спортсмен и отчаянный авиатор-самоучка Сергей Уточкин. Вначале Уточкин демонстрировал свое мастерство на самолете «Фарман V» над переполненным ипподромом, а затем над Ходынским полем.

«Вестник воздухоплавания», 1910 год:

«Москвичи увидели прекрасный полет… Уточкин описывает один круг, другой, поднимается всё выше и выше, быстро достигает 120 метров. Потом он проходит над трибунами и исчезает за ними.

С крыши трибуны видно, как он пролетел над соседним беговым ипподромом и направился к Ходынскому полю. Проходит несколько минут. Публика начинает волноваться. Но так же неожиданно, как исчез, Уточкин появляется вновь.

И начинается демонстрация искусства пилота».

Этот полет над Ходынским полем продолжался 19 минут 22 секунды, за ним наблюдали 25 тыс. зрителей. Вечером того же дня члены Общества чествовали «воздушного виртуоза» в ресторане «Яр» на Петербургском шоссе.

В Москве появится четвертый аэропорт

ТАСС

Полет одного из первых русских авиаторов, Сергея Уточкина, над Ходынским полем

Руководство МОВ обратилось в штаб военного округа с ходатайством о выделении на Ходынском поле участка под аэродром, и вскоре разрешение было получено. 17 июня 1910 года Совет Общества сообщил общему собранию «о полном решении вопроса с землей». Строительство шло в основном на поступления от энтузиастов. 2 тыс.

выделил и лично летчик Уточкин, решивший обосноваться в Москве и открыть здесь школу пилотирования. Были сооружены взлетно-посадочная полоса и шесть небольших ангаров на 1–2 самолета. Один предоставили Уточкину, второй — вернувшемуся после обучения полетам из Франции Борису Россинскому для его самолета «Блерио XI».

Еще одним помещением на два аппарата владел известный московский молокоторговец и энтузиаст авиации Чичкин, а самый большой ангар поставил завод «Дукс», ранее выпускавший велосипеды, а теперь решивший заняться сборкой летательных аппаратов. Здесь же были ангары-мастерские.

Для смазки моторов использовали касторовое масло, которое покупали в ближайшей аптеке, а бензин брали на фирме Нобеля — его привозили в дубовых бочках.

От Питера до Москвы

Официальное открытие аэродрома состоялось 3 октября 1910 года в присутствии большого числа чиновных лиц, генералитета и членов Общества. На него были приглашены известные русские авиаторы из других городов. Первый взлет с новой полосы совершил граф Михаил Сципио дель Кампо, учившийся пилотированию во Франции.

15 октября состоялся первый московский «дальний» перелет, который совершал ученик самого Фармана и европейский рекордсмен Михаил Ефимов. На 50-сильном «Блерио XI» он поднялся в небо, сделал круг над аэродромом и полетел дальше.

Вскоре стало известно, что Ефимов попал в облака, заблудился (он плохо знал местность) и сел возле деревни Черемушки.

«Бюллетень МОВ», 1910 год:

«Теперь не узнаешь прежде пустынного уголка Ходынки, отведенного под аэродром Общества. По линии шоссе по направлению к Всехсвятской роще тянется ряд ангаров, уже выстроенных или еще строящихся. Через центральный въезд… попадаешь к трибунам, которых пока две. Трибуны легкого типа, длиной по 50 сажень, с крытыми ложами наверху. Они рассчитаны на 3000 человек».

Знаменит аэродром был еще и своим буфетом. Устроил его Василий Васильевич Прохоров на крыше ангара для своего самолета. В небо отпрыск знаменитой купеческой фамилии поднимался не часто, зато его застекленный буфет с картинами, шикарными коврами и великолепным видом на взлетное поле обычно был полон. Известно, что частыми гостями здесь были К. Станиславский и В. Немирович-Данченко.

В 1911 году на Ходынском поле встречали прилетевший из столицы «Блерио» Александра Васильева. С Комендантского аэродрома в Санкт-Петербурге стартовали девять машин, но долететь до Первопрестольной сумел лишь Васильев.

Героический Уточкин совершил жесткую посадку в новгородских лесах и получил серьезные травмы. В годы Первой мировой на Ходынском аэродроме работала школа летчиков — готовили пилотов для фронта.

Здесь же была опытная площадка завода «Дукс», который стал крупным производителем лицензионных боевых машин, на ней чиновники военного ведомства испытывали и принимали новые самолеты.

Аэродром имени Троцкого на Октябрьском поле

После революции всё Ходынское поле было передано «в исключительное пользование Воздушного флота». В том же постановлении Совнаркома говорилось, что правительство считает это место «…

весьма подходящим для создания Главного аэродрома Воздушного флота». Само поле в честь пятой годовщины революции переименовали в Октябрьское.

Это название сохранилось на карте Московского метрополитена, хотя в народе оно не прижилось и местность по-прежнему именовали Ходынкой.

2 августа 1920 года состоялся первый авиационный парад РККА. Участвовало в нем всего несколько машин, зато пилотировали их «лучшие красные орлы, герои Гражданской войны», как написали в газетах.

А уже через два года — 3 мая 1922-го — с Центрального аэродрома начались регулярные полеты по маршруту Москва–Кенигсберг–Берлин. Это был первый международный рейс, который освоил «Добролет» — Российское акционерное общество добровольного воздушного флота.

Через некоторое время пассажирские самолеты из Москвы стали регулярно летать в Нижний Новгород и Харьков.

Кстати, инициатива создания «Добролета» принадлежала Льву Троцкому, и Центральный аэропорт на Октябрьском поле в 1922 году получил его имя. А когда Лев Давидович оказался врагом народа, аэропорт переименовали в честь Михаила Фрунзе.

В 1931 году было построено здание аэропорта и уложена новая бетонная взлетно-посадочная полоса. Рядом открылась станция метро, названная «Аэропорт». Постепенно пустынные окрестности Центрального аэропорта обросли большим количеством НИИ и КБ, связанных с авиастроением.

Здесь обосновались коллективы Поликарпова, Микояна, Яковлева, Ильюшина, Сухого, Лавочкина. Здесь проводили испытания новых машин, здесь погиб Валерий Чкалов. До 1933 года Центральный был единственным аэропортом Москвы, и, естественно, именно здесь приземлялись все самолеты, направлявшиеся в столицу.

Только в 1940-е годы авиарейсы постепенно стали переводить в Быково и Внуково, а Центральный, который оказался среди новых районов, переориентировался на обслуживание опытных НИИ.

Аэропорт же превратился в аэровокзал, из которого можно было на автобусе или даже вертолете (одно время здесь была специальная вертолетная станция) добраться до новых аэродромов.

С ходынки во внуково

Строительство новых аэропортов было связано как с растущим объемом авиаперевозок, так и с необходимостью реконструкции Центрального. Решено было построить сразу несколько воздушных гаваней с разной «специализацией».

Так, для почтовых и грузовых судов организовали аэропорт Остафьево. Вскоре его передали НКВД, который в середине 1930-х имел свой авиапарк, а позже, когда самолеты у чекистов отобрали, отдали его армии для транспортной авиации.

Этот аэродром существует и сегодня (в районе Южное Бутово), его используют военные и корпорация «Газпром».

Для пассажирских перевозок было построено два аэропорта — Быково на юго-востоке от столицы и Внуково на юго-западе. Быково открыли раньше, в 1936 году, и именно сюда были перенесены все пассажирские рейсы во время ремонта Центрального. Полоса на нем была земляная, поэтому не могла принимать тяжелые самолеты.

Позже, уже в годы Великой Отечественной войны, в Быково была сделана полоса из кирпича, а в начале 1960-х — из асфальтобетона. Логистика этого аэропорта оказалась не слишком удачной. В советское время он обслуживал только местные линии, поскольку не мог принимать большие лайнеры, а потом не выдержал конкуренции и постепенно стал увядать.

В 2010 году, после истечения срока договора аренды земли, аэропорт фактически прекратил свое существование.

Четвертым по времени создания стал аэропорт Внуково, который открылся через неделю после начала войны — 2 июля 1941 года. Новый аэропорт сразу был мобилизован и обслуживал военные нужды: на нем базировались 28-й истребительный авиаполк и 34-й истребительный авиаполк ПВО, защищавшие Москву.

Кроме того, для выполнения специальных заданий Верховного командования Красной армии на базе гражданской авиации была сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАОН), в которую вошли самые опытные пилоты, летавшие в основном на американских «Дугласах» и наших Ли-2 (тот же «американец», выпускавшийся в СССР по лицензии).

Их важнейшей задачей было обслуживание Ставки и государственных делегаций, но часто летчикам приходилось выполнять и другие задачи — например, в самые страшные дни блокады они почти ежедневно доставляли продовольствие и важные грузы в осажденный Ленинград.

Именно во Внуково приземлился самолет с подлинником Акта о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии, здесь же встречали из Берлина борт со Знаменем Победы, которое 30 апреля 1945 года было водружено над Рейхстагом. 24 июня его торжественно пронесли по Красной площади на Параде Победы.

В сентябре 1945 года руководством страны было принято решение о переводе Центрального московского аэропорта с аэродрома им. М.В. Фрунзе на Октябрьском поле во Внуково, которому теперь официально передавались функции главного гражданского аэропорта столицы.

В 1946 году во Внуково создаются авиагруппа для внутрисоюзных перевозок и авиагруппа для международных сообщений, на базе которых в 1952 году было образовано Московское управление транспортной авиации.

Во Внуково же базировался так называемый правительственный отряд, обслуживавший высшее руководство страны. Он вырос из МАОНа, с 1959 года стал называться отряд № 235, а потом вошел в состав ГТК «Россия».

Читайте также:  В Москве строят больше квартир комфорт-класса

Сейчас это подразделение входит в систему Управления делами президента, но базируется по-прежнему во Внуково, куда прилетают все официальные делегации.

Дети оттепели

Следующий этап в развитии московского авиаузла — 1950–1960-е годы, когда одновременно были построены два крупнейших столичных аэропорта Домодедово и Шереметьево.

Молва утверждает, что причиной этого странного «дуализма» стало пристрастие Никиты Хрущева к ярким и красивым заявлениям.

В 1959 году, когда Никита Сергеевич летел из Лондона в Москву, он был так впечатлен размахом лондонского аэропорта в Хитроу (откуда он вылетел) и его контрастом со скромной воздушной гаванью возле поселка Шереметьевский (где он приземлился), что немедленно пообещал встречавшим его журналистам построить на этом самом месте новый современный аэропорт. Слова советского лидера были немедленно опубликованы и растиражированы, поэтому отступить он не мог, а поскольку в это время был уже почти достроен Домодедово, то аэропортов получилось два.

С историческими фактами эта байка вполне совпадает. Решения о строительстве Домодедово и Шереметьево были приняты в 1953 и 1954 годах соответственно. Но если Домодедово изначально предполагался как пассажирский, то Шереметьевский, а первоначально он назывался именно так, был задуман как Центральный аэропорт ВВС.

Поэтому он был оснащен отличной взлетно-посадочной полосой и навигационными службами, но не имел представительного здания аэровокзала. Другое дело, что история умалчивает, почему прилетевший из Лондона борт № 1 с Никитой Сергеевичем сел не во Внуково, а на новом военном аэродроме.

Так или иначе, но 30 июля 1959 года правительственным указом Шереметьево был выведен из подчинения ВВС и передан Министерству гражданской авиации, и только после этого началось проектирование, а потом и строительство знаменитой «рюмки» — на тот момент крупнейшего в стране аэровокзального комплекса.

Он вступил с действие в 1964 году, как и аналогичный по назначению комплекс в Домодедово.

Первый гражданский пассажирский борт из Ленинграда сел в Шереметьево 11 августа 1959 года, через две недели после подписания акта передачи аэродрома МГА. А первый международный рейс был совершен 1 июня 1960-го в Берлин (Шёнефельд) на самолете Ил-18 Внуковского авиаотряда.

С этого времени Шереметьево официально стал считаться международным аэропортом. Собственно, все последующие годы существования СССР было именно такое деление: Домодедово обслуживал внутренние рейсы, Шереметьево — международные.

«Старичок» Внуково сохранил статус официально-правительственного аэропорта, хотя гражданские (в основном внутрисоюзные) рейсы он тоже обслуживал.

В 1990-е годы структура авиационного хозяйства полностью изменилась. Аэропорты стали акционерными или частными, а разделение теперь идет по авиакомпаниям, которые обслуживаются в аэропортах.

Вступил в строй аэропорт Жуковский, на очереди — Чкаловский.

Все «старые» московские гавани за последние десятилетия прошли глубокую реконструкцию, и сегодня это современные авиационные комплексы, соответствующие самым строгим требованиям.

Медведев открыл четвертый московский аэропорт :: Политика :: РБК

В подмосковном Раменском открылся четвертый международный аэропорт Москвы. В церемонии открытия принял участие премьер-министр Дмитрий Медведев. Первый рейс состоится 20 июня, его выполнит киргизская Air Kyrgyzstan

В Москве появится четвертый аэропорт

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (в центре) в международном аэропорту Жуковский ( Сергей Савостьянов/ТАСС)

Глава правительства России Дмитрий Медведев открыл 30 мая четвертый международный аэропорт московского авиаузла Жуковский (ранее назывался аэропортом Раменское), передает «Интерфакс». На церемонии открытия присутствовали также заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин, министр транспорта Максим Соколов и министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

  • Одной из первых авиакомпаний, которая начнет выполнять регулярные рейсы из Жуковского, будет киргизская Air Kyrgyzstan, первый рейс запланирован на 20 июня, сообщил журналистам на церемонии открытия представитель перевозчика.
  • Кроме того, на церемонии открытия генеральный директор «Рампорт Аэро» (инвестор и оператор аэропорта Жуковский) Томас Вайшвилла подписал соглашения о перевозках еще с тремя авиакомпаниями: казахстанской SCAT, «Скай Гейтс Эйрлайнс» и «Авиастар-ТУ».

В Москве появится четвертый аэропорт

Пассажиры в здании международного аэропорта Жуковский в Московской области ( Эмин Джафаров/ТАСС)

Одним из главных недостатков нового аэропорта эксперты и менеджеры авиакомпаний, с которыми аэроузел вел переговоры, называют его плохую транспортную доступность, писали ранее «Ведомости». До аэропорта Жуковский нет прямого железнодорожного сообщения, а автомобилем туда сложно добраться из-за пробок.

Предполагается, что в сентябре 2016 года РЖД реконструируют ближайшую к аэропорту станцию «Отдых», до которой пойдет экспресс, говорил «Ведомостям» заместитель гендиректора компании-инвестора «Рампорт Аэро» Сергей Рыжов.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев сообщил в понедельник, что в 2017 году будет реконструирована и расширена автодорога из города Жуковский в одноименный аэропорт. На эти цели, по его словам, выделяется 2 млрд руб.

«Стратегически важно обеспечить доставку пассажиров. Это, наверное, самая сложная задача, потому что она стоит десятки миллиардов рублей. Мы первые 2 млрд вкладываем в дорогу, которая примыкает [к аэропорту] и выводит на Москву и на станцию «Отдых», — сказал губернатор на осмотре нового аэропорта.

О том, что первой из Жуковского полетит авиакомпания из СНГ, газете рассказывал источник, близкий к «Ростеху». Федеральный чиновник говорил изданию, что в Росавиации до сих пор нет заявок на выполнение ни регулярных, ни чартерных рейсов из Жуковского.

Модернизация аэропорта началась в 2014 году, после того как литовский холдинг Avia Solutions Group выиграл конкурс «Ростеха» на выбор инвестора.

Позже для управления новым аэропортом было создано совместное предприятие «Рампорт Аэро» (75% минус одна акция находится в собственности у Avia Solutions Group, блокпакет — у структуры «Ростеха» — ТВК «Россия»).

«Рампорт Аэро» вложила в терминал пропускной способностью 4 млн человек в год $27 млн, полосу предоставил аэродром Летно-исследовательского института им. Громова, отмечает «Интерфакс».

По словам гендиректора Infomost Бориса Рыбака, на которого ссылались «Ведомости», четвертый аэропорт казался хорошим недорогим промежуточным решением в проблеме загруженности действующих аэроузлов столицы, однако конкурировать с ними в условиях падающего рынка Жуковскому будет тяжело.

Открытие аэропорта изначально было запланировано на март 2016 года, однако компания-оператор не успела получить необходимые документы. По мнению федерального чиновника — собеседника «Ведомостей», ​ с открытием аэропорта можно было и подождать, пока не будет решена проблема с его транспортной доступностью.

Зачем Москве четвертый международный аэропорт? — BBC News Русская служба

  • Дмитрий Булин
  • Би-би-си, Москва

В Москве появится четвертый аэропортПодпись к фото,

В числе инвесторов проекта нового аэропорта оказалась компания «ЮТэйр»

Российские власти рассматривают вопрос о строительстве четвертого международного аэропорта Москвы в 80 км от МКАД — на базе аэродрома «Ермолино» в Калужской области.

Новый аэровокзал может стать базовым для низкобюджетных авиакомпаний. У проекта уже есть инвесторы, однако многие не видят в нем смысла.

Руководство Калужской области, активно лоббирующее проект, расписывает его преимущества: относительная близость к Новой Москве, проходящее рядом Киевское шоссе, а также перспективы подведения к аэропорту ветки аэроэкспресса.

О планах реконструкции «Ермолино» калужские власти объявили в начале прошлого года. Осенью премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министерству транспорта проработать этот вопрос.

В декабре аэропорт, который находился в ведении министерства обороны и МВД, получил статус аэропорта совместного базирования, а в январе 2013 года первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, посетивший аэродром, поддержал инициативу областных властей.

По данным российских СМИ, одним из инвесторов проекта стала авиакомпания «ЮТэйр», которая рассчитывает держать в Ермолино 20 самолетов. Стоимость проекта якобы оценивается в 23 млрд рублей.

Строительство, по информации Газеты.Ру, должно начаться уже этой весной. В Росавиации, однако, Русской службе Би-би-си не смогли сказать, на какой стадии находится проект в настоящее время.

Один из главных аргументов лоббистов «Ермолино» — возможность базирования в новом аэропорту бюджетных авиакомпаний, для которых тарифы на обслуживание в главных московских аэропортах слишком велики.

Но эксперты говорят, что никакого лоукоста не будет до тех пор, пока не будет развитой инфраструктуры по всей стране, а не только в Москве.

«Даже если в этом аэропорту самолеты будут обслуживаться дешевле, то где-нибудь в Тюмени они будут обслуживаться по той же цене, что и все другие авиакомпании», — сетует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, являющийся экспертом комитета Госдумы по транспорту.

«В России нет альтернативных аэродромов; везде монополизм поставщиков услуг, топливозаправщиков; несовершенное законодательство. Сэкономить авиакомпании особенно будет не на чем. Лоукост будет очень относительный», — поясняет он.

Еще меньше эксперты понимают, зачем строить четвертый международный аэропорт для Москвы, когда и существующие, по их мнению, вполне справляются с пассажиропотоком.

У «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково» («Ермолино» располагается в 60 км от последнего) большой потенциал развития, утверждает Роман Гусаров.

«В «Шереметьево» возможно как минимум удвоение пассажиропотока, во «Внуково» — утроение, а аэропорт «Домодедово» по своему потенциалу может стать мегахабом: в три, четыре и даже пять раз больше, чем сейчас», — говорит он.

Во-вторых, некоторые считают, что все три аэропорта загружены не на полную мощность.

«Во времена СССР общесоюзный «Аэрофлот» перевозил 120-130 млн человек в год. А за 2012 год гражданская авиация России перевезла около 75 млн», — рассказывает в интервью Би-би-си главный редактор журнала «Авиасоюз» Илья Вайсберг.

Под боком у Москвы, напоминает он, находится аэропорт «Быково», который гораздо проще доводить до ума с точки зрения инфраструктуры: он и ближе, и электричка с Казанского вокзала туда ходит.

Другое дело, что уже два с половиной года «Быково» не эксплуатируется: в апреле 2011 года рабочие приступили к сносу аэровокзального комплекса.

Наконец, уже давно наметилась общемировая тенденция — не разделять пассажиропотоки, а сводить их в одном месте. В Берлине, например, взамен трех аэропортов строят один большой, который, правда, всё никак не могут завершить.

К тому же, напоминают эксперты, люди не просто летают из Москвы и в Москву — большинство летают через Москву в другие страны. Факт того, что три московских аэропорта разбросаны по окраинам столицы, создает неудобства пассажирам и мешает развитию пассажиропотока.

Отвечая на вопрос, зачем в таком случае правительству понадобилось строительство еще одного аэропорта, собеседники Би-би-си лаконичны: «Новый аэропорт — новые деньги».

По мнению эксперта «Aviation EXplorer» Владимира Карнозова, за проектом стоят люди и структуры, которые просто хотят использовать силу государства для достижения своих целей.

Эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров с ним согласен.

«У нас в стране сейчас основная тенденция — это борьба за продавливание в правительстве какого-либо своего проекта и получение потока федеральных денег для их освоения. Это сегодня основной заработок всех регионов. Я считаю, что история с новым аэропортом — бесцельное закапывание денег», — резюмирует он.

В москве может появиться четвертый аэропорт

В Москве появится четвертый аэропорт

Проектно-строительная компания «Трансстрой», входящая в группу «Базовый элемент» Олега Дерипаски, совместно с французской группой Egis разрабатывает концепцию строительства четвертого аэропорта в Москве. Предпроектные работы над т.н. Аэропортом-Сити оцениваются в 1 млн евро, сообщил замгендиректора Трансстроя Павел Турбанов.

Читайте также:  В Петербурге пересчитают кадастровую стоимость недвижимости

«Мы изучаем сейчас воздушные пути, с помощью математического моделирования хотим просчитать целесообразность такого проекта, определить его возможную локализацию. Эти работы нам никто не заказывал, мы решили сами выйти с такой инициативой, а затем предложить ее государству», – цитирует его «ИТАР-ТАСС».

«В начале июля «Трансстрой» подписал соглашение с Egis. В рамках достигнутых договоренностей планировалась разработка совместных проектов по различным направлениям транспортного строительства – в том числе, легкорельсового транспорта, «Аэропорт-Сити» и др.

Оценочная стоимость разработки проекта «Аэропорт-Сити» (рабочее название) составляет 1 млн евро.

В настоящее время компании собирают и анализируют данные для конкретизации проекта и пока не рассматривают вопрос инвестиций», — подчеркнули в пресс-службе «Трансстроя».

По словам Турбанова, предварительные планы предполагают создание подмосковного «аэропорта-города», который, во-первых, станет воздушной гаванью полного цикла с инфраструктурой для обслуживания судов, заправочным комплексом и т.д., а во-вторых, будет автономным населенным пунктом с социальной инфраструктурой.

При этом предполагается, что аэропорт будет иметь четкую специализацию и возьмет на себя все транзитные рейсы, разгрузив существующие аэропорты.

В качестве соинвесторов в случае реализации проекта Трансстрой может привлечь компании, претендующие на то, чтобы стать операторами нового аэропорта. «Конечно, в таком случае им будет гарантирована определенная лояльность», – пояснил Турбанов.

Интересно, что Минтранс ранее предложил подумать о развитии в новом аэропорту не транзитных перевозок, а лоукост-перевозок. Об этом заявил глава Минтранса Максим Соколов.

По его словам, можно подумать над вариантом как строительства аэропорта с нуля, так и на базе модернизированного аэропорта военного назначения. Среди возможных вариантов Соколов называл аэропорт Ермолино в Калужской области и аэропорт в Клину.

Губернаторы Тверской и Владимирской областей, по его словам, также предложили свои военные аэропорты для этих целей.

О том, что власти обсуждают вариант появления четвертого аэропорта в Москве, стало известно в начале июля на совещании президента по развитию московского авиаузла.

Эксперты посчитали, что три московских аэропорта – Шереметьево, Домодедово и Внуково – в перспективе до 2030 года не смогут перевезти возросшее число пассажиров.

Пассажиропоток к тому времени вырастет втрое – до 179 млн человек с нынешних 64 млн человек. Даже если модернизировать все три аэропорта, работающие сегодня, они все равно смогут перевозить максимум 144 млн человек.

И такой пассажиропоток будет достигнут уже к 2026 году.

Получается, что порядка 35 млн пассажиров остаются «за бортом», потому что нынешние аэропорты московского авиаузла будут не в состоянии их обслужить.

Такие данные были озвучены в докладе консорциума консультантов в составе Первой инфраструктурной компании InfraONE, Lufthansa Consulting, филиала ФГУП ГосНИИ гражданской авиации, компании ARUP, подготовленном под руководством юридической фирмы Vegas Lex.

Как пояснил газете заместитель руководителя практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы Vegas Lex Карен Аракелян, создание четвертого аэропорта за пределами московской воздушной зоны – это пока один из трех предложенных и обсуждаемых вариантов решения проблемы. По его словам, его необходимость нужно серьезно просчитывать, причем в перспективе более далекой, чем 2030 год.

«Второй вариант – это использование сети малых аэропортов Подмосковья, которые смогут забрать на себя часть пассажиропотока. У нас есть много аэропортов второго эшелона – Быково, Раменское, Остафьево, Клин, Ермолино и другие.

Третье альтернативное решение – это развитие региональных хабов, которые смогли бы перетянуть на себя часть транзитных пассажиров, которые сейчас летают через Москву, в том числе потому, что нет прямых соединений с региональными аэропортами», – говорит Аракелян.

«Возможна также компиляция разных вариантов. Например, не строительство одного большого аэропорта, а модернизация одного малого аэропорта плюс развитие региональных хабов», – отмечает эксперт, пишет «Взгляд».

Четыре аэропорта: на чём доехать, чтобы вовремя улететь

15 марта началось тестирование четвёртого столичного аэропорта Раменское (Жуковский). Первый терминал площадью более 15 тысяч квадратных метров планируется открыть для пассажиров уже в этом году, а полностью комплекс достроят к 2021 году.

На территории аэропорта появится торговый центр с продуктовым гипермаркетом, ледовой ареной, детским развивающим центром, магазинами и ресторанами. Здесь также построят грузовой терминал, центр технического обслуживания воздушных судов, две многоэтажные автостоянки, гостиницу и два офисных центра.

Маленькое путешествие до Раменского 

Сейчас доехать до аэропорта из центра можно в среднем за час — 50 минут на электричке с Казанского вокзала до платформы Отдых и далее около 10 минут на автобусе. Осенью здесь запустят скоростные поезда «Спутник», которые сократят время в пути до аэропорта до 45 минут. Стоимость билета составит не более 190 рублей. 

Кроме того, пассажиры смогут сдать багаж и зарегистрироваться на рейс на территории транспортно-пересадочного узла у станции метро «Котельники», а затем добраться до аэропорта на автобусах, регулярно курсирующих до здания аэропорта. Автобусы-шаттлы также планируется запустить от железнодорожной станции Отдых.

Если доехать до нового аэропорта пока проблематично, то проезд до трёх других —Домодедова, Шереметьева и Внукова — давно отлажен. Пассажиры могут воспользоваться услугами «Аэроэкспресса», городских автобусов, такси и сервисом каршеринга, а также доехать на личном автомобиле и оставить его на специальной стоянке.

Международный аэропорт Шереметьево 

Аэроэкспрессы и электрички 

Аэроэкспресс остаётся самым быстрым и удобным способом добраться до аэропорта, ведь скоростным поездам не страшны обильные снегопады и праздничные пробки.

До аэропорта Шереметьево экспрессы отправляются с Белорусского вокзала. Первый поезд уходит в 05:30, а последний — в 00:30.

Из аэропорта самый ранний поезд отправляется в 05:00, а самый поздний — в 00:30. Время в пути составляет всего 35 минут.

От платформы в аэропорту пассажиры могут пройти к терминалам E, D и F через пешеходную галерею, а до терминалов B и C придётся ехать ещё около 20 минут на бесплатных автобусах (при наличии билета или маршрутной квитанции).

А вот доехать на обычной электричке прямо до аэропорта не получится. Сначала нужно будет сесть на поезд от Савёловского вокзала до станции Лобня, а затем — на маршрутку № 21.

Автобусы и маршрутки 

Время поездки до аэропорта на наземном общественном транспорте напрямую зависит от ситуации на дорогах. В среднем оно составляет 40–50 минут.

Автобусы и маршрутные такси ходят от аэропорта до метро «Речной вокзал», «Планерная». Ночной автобусный маршрут H1 — от аэропорта до метро «Ленинский проспект». Время в пути — от 40 до 50 минут.

От станции метро «Речной вокзал» до аэропорта можно доехать на обычных городских автобусах № 851, № 851э и маршрутке № 949. Маршруты № 851 работают с 05:37 до 00:49 и в зависимости от пробок интервал движения — от девяти минут до получаса. 

Маршрутка № 949 проезжает этот маршрут за 30–40 минут. Микроавтобусы курсируют с 06:45 до 21:45 и отправляются от метро по мере наполнения салона через каждые 10–20 минут.

  • От метро «Планерная» до аэропорта пассажиры могут доехать с 05:22 до 00:08 на автобусе № 817 и с 06:45 до 21:45 на маршрутке № 948.
  • Все автобусы проходят через терминалы в следующем порядке: B — F — E — D, а маршрутки проезжают немного иначе: F — E — D — B.
  • Кроме того, запущен ночной автобус до станции метро «Ленинский проспект» (с 01:00 до 05:30) и ходит автобус № 62 до железнодорожной станции Химки.
  • Такси, каршеринг и личный автомобиль 
  • Доехать до аэропорта на машине из столицы можно двумя способами — по бесплатной и скоростной дороге.

Путь из центра через Ленинградское шоссе и далее по Международному шоссе без серьёзных заторов займёт в среднем 50 минут. По скоростной трассе М11 можно проехать гораздо быстрее, но придётся заплатить до 250 рублей.

На территории аэропорта машину можно оставить на одной из 14 парковок в непосредственной близости от терминалов. Пассажиры с ограниченными возможностями здоровья обслуживаются бесплатно.

Причём теперь необязательно ехать в Шереметьево на личном автомобиле, достаточно воспользоваться услугой каршеринга. С 1 марта такие автомобили можно бесплатно ставить около терминала F. Парковочная карта находится в кармашке солнцезащитного козырька водителя.

Кроме того, доехать до аэропорта и обратно можно на такси. Эта услуга особенно популярна у пассажиров в ночные и утренние часы. На такси класса «эконом» до аэропортов города можно добраться в среднем за тысячу рублей. Проезд по платным трассам оплачивается отдельно, а время в пути зависит от загруженности дорог и места жительства.

Вертолёт: роскошь для богатых

Самые состоятельные и занятые пассажиры смогут долететь до аэропорта на вертолёте. Оформить заявку и уточнить стоимость можно по телефонам: +7 (985) 774-20-52 и +7 (495) 642-72-82.

Международный аэропорт Внуково

Аэроэкспрессы и электрички 

Аэроэкспрессы до аэропорта Внуково отправляются с Киевского вокзала (вход со стороны первого подъезда).

Пассажирам рекомендуется приезжать на станцию не позднее чем за два часа до вылета внутреннего рейса и не менее чем за три часа — до международного.

Первые поезда из Москвы и аэропорта отправляются в 06:00, а последний экспресс уходит ровно в 12 ночи. Время в пути составляет 35–40 минут, а ходят они раз в час.

Поезда приезжают во Внуково на подземную железнодорожную станцию, непосредственно связанную с терминалом А. Для прохода к терминалам B и D нужно выйти на улицу, повернуть налево и пройти под эстакадой вдоль линии терминалов.

Автобусы и маршрутки 

Раньше ближайшей к аэропорту станцией метро была «Юго-Западная». Добраться до неё можно на городском автобусе № 611, курсирующем с 05:30 до 00:50. Время в пути по пустой дороге составляло около 40 минут. Гораздо быстрее стало ездить после открытия станций метро «Тропарёво», «Румянцево» и «Саларьево».

От «Юго-Западной» также ходят маршрутки № 611ф и 45м.

Личный автомобиль и такси 

В аэропорт можно проехать по одному из трёх шоссе: Киевскому (обычно наиболее быстрый маршрут), Боровскому и Минскому.

Из центра следует выезжать за два-три часа до начала регистрации на рейс, особенно в утреннее и вечернее время. План проезда и расположения парковок  можно посмотреть на официальном сайте аэропорта.

Заказать такси в аэропорту Внуково можно на стойках на первом этаже терминалов А и B.

Читайте также:  «росбанк» спишет часть долга малоимущим валютным заемщикам

Международный аэропорт Домодедово

Аэроэкспрессы и электрички 

Аэроэкспрессы до Домодедова отправляются с Павелецкого вокзала с интервалом в 30 минут. Время в пути — 45 минут. Первый поезд в оба направления уходит в 06:00, последний на аэропорт — в 00:30, на Москву — в 00:00. Платформа аэроэкспресса в аэропорту располагается у выхода из зала прилёта внутренних линий.

Пассажиры также могут доехать до аэропорта на обычной электричке. Она едет со всеми остановками за один час 10 минут.

Автобусы и маршрутки 

Автобусы и маршрутки до аэропорта отправляются от станции метро «Домодедовская». Без пробок они доезжают за 30–40 минут. Остановка маршрутов № 308 расположена со стороны последнего вагона метро по направлению из центра. Автобусы курсируют каждые 15 минут с 06:00 до 00:00, а маршрутки работают и в ночные часы с интервалами в 40 минут.

Специальные автобусы ходят от терминалов до парковок личного транспорта. С расписанием можно ознакомиться на новом сайте аэропорта. 

Личный автомобиль и такси 

Доехать до аэропорта на личном автомобиле или такси можно по скоростной автомагистрали А105. При движении по МКАД необходимо воспользоваться съездом № 25. Оставить машину можно на вместительной парковке, насчитывающей пять тысяч мест. С условиями пользования и способами оплаты можно ознакомиться по ссылке: http://www.domodedovo.ru/ru/main/way/parking.

Заказать такси можно на специальных стойках в зоне прилёта внутренних линий (первый этаж, стойки № 231, 232), в зоне прилёта международных линий (первый этаж, стойки № 2, 3) и в общей зоне терминала рядом с выходом № 3 (первый этаж, стойка № 185). Здесь можно выбрать организацию, предоставляющую услуги такси, класс автомобиля и маршрут следования. После оплаты поездки вам выдаётся чек и купон на поездку, после чего водитель помогает погрузить вещи в машину.

Заказывать такси у сторонних организаций или через онлайн-сервисы рекомендуется после получения багажа.

Помощь маломобильным пассажирам

Маломобильные граждане теперь тоже могут с удобством доехать до аэропортов на общественном транспорте.

В метро их будут сопровождать сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров, а на станциях «Белорусская», «Павелецкая» и «Киевская» встретят сотрудники «Аэроэкспресса».

Персональный помощник поможет пассажиру купить билет, сесть в вагон и разместить багаж, а также проводит его к стойке регистрации в аэропорту.

Оставить заявку на сопровождение в метро можно по телефону горячей линии ЦОМП Московского метрополитена: +7 (495) 622-73-41. А услугу «Персональный помощник» от «Аэроэкспресса» можно заказать по телефону: +7 (800) 700-33-77 или через сайт.

Все услуги предоставляются бесплатно, пассажир оплачивает только стоимость билета в метро и аэроэкспрессе.

Кроме того, доехать до вокзалов и аэропортов маломобильные пассажиры могут с помощью московской службы «Социальное такси».  Заявку на такое такси можно оформить через интернет или позвонив с 08:00 до 20:00 по телефонам: +7 (495) 276-03-33 и +7 (499) 999-02-37.

В москве может появиться четвертый аэропорт

Когда через Москву начнет летать 90 миллионов пассажиров в год, настанет предел пропускной способности подъездов к нынешним трем аэропортам, считает член группы по разработке модели развития Московского авиационного узла, эксперт Альберт Еганян.

По словам первого заместителя гендиректора Дирекции Московского транспортного узла Виктора Еремина, сейчас через столицу летают почти 60 миллионов пассажиров в год, к 2030 году их число вырастет до 179 миллионов. Такие подсчеты заставили задуматься о строительстве четвертого аэропорта.

Потребность в дополнительных взлетно-посадочных полосах у столицы сейчас стоит довольно остро. Не смотря на то, что самые негативные прогнозы относительно их дефицита пока не оправдались, такая угроза действительно существует.

По разным оценкам, пассажиропоток в столичных аэропортах к 2020 году может составить порядка 100 миллионов в год (сейчас — почти 60 миллионов).

В то же время, с учетом задержки уже на 5 лет сдачи в эксплуатацию третьей взлетно-пасадочной полосы в Шереметьево и закрытия на ремонт 2-й полосы в Домодедово в 2015 году (и пока неясных перспективах строительства третьей), есть большая вероятность образования значительного дефицита аэропортовой инфраструктуры в столице в ближайшие несколько лет.

Эксперты рассматривают несколько вариантов площадок недалеко от столицы — Ермолино, Клин, Раменское и Чкаловск, которые могли бы выполнять часть перехватывающих рейсов.

Однако Виктор Еремин считает, что четвертая официальная точка должна появиться в столичном аэропорту.

Ее выбор будет происходить по установленным процедурам, что может занять года два, пишет «Российская газета».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олег Пантелеев, главный редактор портала АвиаПорт.ru:

— Развитие трех существующих московских международных аэропортов и создание еще одного в привязке к Московскому авиационному узлу не противоречат друг другу.

Вторая идея возникла потому, что после наступления определенного пика авиаперевозок, дальнейшее развитие существующих столичных аэропортов будет невозможным.

Главным ограничителем, при этом, выступает пропускная способность воздушного пространства Москвы. А конкретно — возможности систем управления воздушным движением.

С учетом этого фактора, ближайший к столице международный аэропорт может находиться не ближе чем 80-120 километров от Москвы. Любой другой параметр при выборе местоположения этого аэропорта будет являться вторичным.

Строительство аэропортов в разных странах, при наличии понятного плана, заинтересованности всех сторон, отведенной площадки и, конечно, финансирования, сейчас занимает в среднем 5-7 лет. Но судя по нынешнему положению вещей относительно этого проекта, начинать отсчет этого времени пока рано.

Сейчас стоит задуматься о том, целесообразно ли столь динамично развивать МАУ, или же — региональные транспортные узлы. Последнее, конечно же, более выгодно и более оправдано.

По имеющимся оценкам, до трети всех пассажироперевозок в МАУ составляют те пассажиры, которые по разным причинам выбирают его для совершения пересадок. И если региональным аэропортам удастся оттянуть некоторую часть авиаперевозок на себя, то существующие столичные аэропорты не достигнут своего предела столь скоро.

Тут надо смотреть как будет развиваться ситуация в ближайшие пару-тройку лет. Ведь одно дело, говорить, что это правильно.

А другое дело — это тот выбор, который делает рынок — авиакомпании и, прежде всего, пассажиры.

И если эта тенденция будет в ближайшее время ощутима, то надо смотреть на строительство новых аэропортов в других городах — Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Краснодаре и так далее.

Нужен ли Москве новый аэропорт

Планируется, что  аэропорт  откроют сегодня, 30  мая. Ожидается, что церемонию посетят председатель Правительства Дмитрий Медведев, его заместитель Дмитрий Рогозин, министр транспорта Максим Соколов и министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Новый международный  аэропорт Жуковский расположен на смежной территории с Лётно-исследовательским институтом им. М.М. Громова. Он занимает 34,5 гектара земли. Застройщиком выступила компания «Рампорт Аэро». Помимо терминалов, планируется также возведение офисных зданий, отеля, паркинга и торгово-развлекательного центра.

В общей сложности за пять лет в проект будет инвестировано около 10 миллиардов рублей. Появится более 10 тысяч рабочих мест. Предполагается, что к 2021 году аэропорт будет способен обеспечить пропускную способность до 12 миллионов пассажиров и обработку 40 тысяч тонн грузов в год.

Здесь будет эксплуатироваться самая длинная взлётно-посадочная полоса в Европе — 5,5 километра.

В будущем здесь могут взлетать и приземляться 12 миллионов пассажиров в год

Модернизация аэропорта началась ещё в 2014 году. В конце 2013 года литовская Avia Solutions Group выиграла конкурс ГК «Ростех» на выбор инвестора. «Рампорт аэро» вложила в терминал пропускной способностью 4 миллиона  человек в год 27 миллионов долларов. Срок окупаемости  — около семи лет.

Впоследствии  планируется расширить первый пассажирский терминал и построить второй.

Их общая площадь составит 60 000 квадратных метров. Пропускная способность увеличится до 12 миллионов пассажиров в год. Около 70 процентов дохода аэропорт рассчитывает получать от неавиационных видов деятельности: паркинга, торговых и офисных центров, грузового терминала. Аэропорт будет действовать в качестве единого центра экспериментальной, государственной и гражданской авиации.

  • Виталий Ефимов первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту убеждён, что четвёртый аэропорт Москве в принципе нужен, но открывать его преждевременно.
  • «У нас очень не развиты региональные авиаперевозки, все летят из Москвы, — сказал «Парламентской газете» депутат.
  • Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константина Трофименко считает: будет ли выгоден этот проект, зависит от экономической политики аэропорта.

«Если брать  в пример запуск подобных коммерческих проектов за рубежом,  то мы видим как удачные примеры, так и провальные, — пояснил «Парламентской газете» эксперт.

— Что касается влияния нового аэропорта на агломерацию, никакой  новой точкой роста, которая могла бы как-то повлиять на развитие городов Раменское и  Жуковский, аэропорт не станет.

Если это частный аэропорт для лоукостеров, то да,  у людей появится  новая возможность дёшево полетать из неудобного места».

Плохая транспортная доступность

Аэропорт Жуковский был задуман, когда аэропорты Московского авиаузла были действительно перегружены, была необходима отдельная площадка для лоукостера и чартеров.

Однако сейчас, на фоне экономических проблем, санкций, девальвации рубля, закрытия Египта и чартеров в Турцию международный пассажиропоток упал, а уход с рынка «Трансаэро» освободил ёмкости в существующих аэропортах.

 «Было несколько попыток использовать другие аэропорты Московского авиаузла, — вспоминает председатель межрегиональной общественной организации содействия защите прав пассажиров «Союз пассажиров» Кирилл Янков. — В частности, пассажирские самолёты взлетали с аэропортов Жуковский и Чкаловский.

Всё это не увенчалось успехом. Почему? Во-первых, московское небо не сильно перегружено. И в остальных московских  аэропортах есть резерв для развития. Особенно это касается аэропорта Внуково, загрузка которого в три раза меньше, чем Шереметьево.

По мнению эксперта, сейчас основной авиаперевозочный бизнес строится вокруг хабов.

«У нас, как известно, в Шереметьево хаб «Аэрофлота», во Внуково — хаб «ЮТэйра», в  Домодедово — хаб авиакомпании «Сибирь», — пояснил «Парламентской газете» Кирилл Янков. — Кто у нас в Жуковском устроит хаб? Я не очень понимаю.

Возможно, для каких-то отдельных  рейсов Жуковский и будет востребован, но надо вспомнить следующее: до Жуковского сложно добраться пассажирам. Совокупность всех этих обстоятельств позволяет мне предположить, что этот аэропорт востребован не будет.

Он или закроется вообще, или будет специализироваться на отдельных чартерных направлениях, где не нужна хабовая система, а пассажиры готовы добираться в аэропорт с неудобствами».

Главным недостатком Жуковского эксперты называют именно плохую транспортную доступность: до него нет электричек «Аэроэкспресса», автомобилем добраться трудно из-за пробок. Однако в сентябре  РЖД планирует реконструировать  ближайшую к аэропорту станцию Отдых (35 минут от Казанского вокзала), до неё пойдет экспресс, а аэропорт свяжет терминал и станцию транспортом.

«У меня дача в том направлении, —  рассказал Виталий Ефимов. — Я туда еду 32 километра иногда 2, а иногда и 2,5 часа. Пробки ужасные. Поэтому, когда мы делаем аэропорт, нужно сразу решать вопрос, каким образом из центра столицы пассажиры будут прибывать в него».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *