Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей

Понятия «собянинская плитка» и «собянинские бордюры» стали для москвичей своего рода мемами. В столице активно ведутся работы по установке гранитных бордюров и плитки — вернее, по их переустановке: вместо старых, но вполне еще пригодных к эксплуатации.

Не секрет, что цена гранитных изделий превышает рыночную, а работы ведут компании, аффилированные с московской мэрией и непосредственно с Сергеем Собяниным.

Казалось бы, что плохого в том, что мэр энергично обновляет облик столицы? Но, как выяснила «Преступная Россия», не все так просто в «мэрском королевстве»: бизнес — и ничего личного. Мы попытались умножить километры на миллиарды: цифры получаются заоблачными.

Зачем Москве столько плитки и бордюров, которые, в том числе, поставляют из Украины? Вопрос риторический, требующий всеобъемлющей проверки.

«Обордюривание» на миллиарды 

Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей

Гранитная плитка и бордюры являются одной из самых крупных статей столичных расходов на благоустройство. Только в 2017 году в Москве уложено около 1,2 млн м² гранитных тротуаров и почти 674 км гранитных бордюров.

Для сравнения: в том же 2017 году на поддержку сельскохозяйственной отрасли РФ было потрачено около 75 млрд рублей, а на московскую программу «Моя улица» — 42,5 млрд рублей. Однако, впечатляет.

В 2018 году работы продолжились: в мае столичная мэрия объявила два тендера на закупку 272 км гранитных бордюров на сумму 1,11 млрд рублей. С учетом демонтажа старых бетонных бордюров общая стоимость работ составила около 1,66 млрд рублей. 

Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей

Один из аукционов 2018 года от столичного департамента по конкурентной политике 

Буквально на днях стало известно, что столица закупит рекордное количество бордюров из гранита: 940 км на общую сумму 2,99 млрд рублей.

При этом в текущем году мэрия уже приобретала бордюры из камня на 2,3 млрд рублей: в марте этого года объявлялись два конкурса на общую сумму 1,7 млрд рублей, а в июне еще один тендер на 658 млн рублей.

Победителями этих конкурсов стали ООО «Башкирский камень» из Уфы и столичное ООО «ТД Спецпласт». 

11 июля 2019 года ГБУ «Автомобильные дороги», подведомственное комплексу городского хозяйства Москвы, объявило еще 4 конкурса на поставку гранитного бордюра: в основном это ограждения марки ГП-1.

Чтобы понять масштаб сего действа, учитывая «бордюрные» цифры за прошлые годы, достаточно знать, что длина МКАД составляет 108 км, а протяженность всех дорог Москвы — 3,6 тыс. км.

Известно, что за последние 5 лет столица «обордюрилась» на более чем 13 млрд рублей. 

Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей

Мэр Собянин уверен, что много бордюров не бывает 

Свободная цена?

К слову, занимательная арифметика гласит, что цена на бордюры ежегодно меняется, при этом оставаясь запредельно высокой. К примеру, в 2018 году мэрия закупала их по цене 4085 рублей за погонный метр: это при том, что в строительных магазинах метр этого изделия можно было приобрести за менее чем за 2500 рублей. 

Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей

Москва закупает бордюры по завышенной цене. Инфографика — Медуза 

У ряда отечественных производителей цены и того ниже. К примеру, один из поставщиков гранитных плит и бордюров для Москвы — екатеринбургская компания ООО «Гранит Инвест» — предлагает погонный метр бордюра лишь за 1870 рублей плюс 10–15% от общей суммы заказа составляет оплата доставки. 

Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей

Стандартный гранитный бордюр, заказываемый Москвой 

А ООО «Гранитис» (тоже из Екатеринбурга) реализует аналогичное изделие и вовсе по 1700 рублей за метр. В столичной мэрии не могут не знать этих расценок. Подчеркнем, что никакой особой финансовой отчетности по «гранитным» закупкам нет.

Анализ рыночной стоимости на сайте госзакупок также не публикуется, собственно, как и названия компаний, предложения которых рассматривают чиновники мэрии. Сколько бюджетных денег утекает в карманы мэрских «плиточников» и «бордюрщиков», можно лишь догадываться.

И это — не жалкие копейки, а, учитывая масштаб проводимых работ, миллиарды. 

Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей

Подобные картины в столице можно увидеть повсеместно круглый год 

Столичные финансовые аналитики утверждают, что с 2014 года статья по благоустройству увеличилась более чем в два раза: вероятно, и за счет статьи по здравоохранению в том числе, сократившейся на 8%. Программа «Моя улица», в рамках которой в столице «лепят» золотую плитку и не менее золотые бордюры, поглотила уже более 200 млрд рублей. Но на этом Собянин и его свита не останавливаются. 

Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей

Сергей Собянин — фанат столичного благоустройства

Если бордюры еще кое-как выдерживают межсезонье, то плитка в этом плане оказалась куда слабее: она не приживается в московских реалиях по причине активно используемых реагентов, которые попадают в швы, вследствие чего цемент вымывается, и плитка «встает на дыбы». Плюс — тяжелая уборочная техника, катающаяся по площадям и тротуарам. Отсюда неработающие водостоки, лужи и «поплывшая» плитка, что, впрочем, является сигналом для ее очередной переукладки. А значит, очередного заработка. И так до бесконечности…

По следам одной уголовки 

В ноябре 2017 года сотрудники столичного управления УБЭиПК задержали руководителя ГКУ «Дирекция капитального ремонта» (ДКР) Александра Шукюрова, врио гендиректора входящего в структуру ФСО ФГУП «Свэко» Олега Филиппова и гендиректора компании по беспроводной диспетчеризации ЖКХ «Вавиот» Евгения Ахмадишина.

Всем троим были предъявлены обвинения в хищении средств, выделенных в рамках реализации программы «Моя улица». По данным базы СПАРК, в период, когда Шукюров руководил ДКР, в 2013–2017 годы, были заключены контракты с разными фирмами почти на 80 млрд рублей. Примечательно, что фото Александра Шукюрова в интернете почему-то отсутствует.

Публикации в формате досье выдают примерно такой «облик» чиновника:

Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублейСтоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей

Александр Шукюров старался не попадать в фотообъективы?

Евгений Ахмадишин

  • По имеющейся информации, задержанный Александр Шукюров вывел следствие на главу Департамента капремонта мэрии и своего непосредственного куратора Алексея Елисеева — владельца группы «Радор-М», получившей в рамках «Моей улицы» контракты на 26 млрд рублей. 
  • Так, в 2015 году тендер на поставку гранитных бордюров выиграла компания «К-холдинг», аффилированная с ООО «Роуд Групп», а в тендерах 2016–2017 годов победителем стал «Радор М». 
  • Тендеры ГБУ «Автомобильные дороги» за 2015 год 

Упомянутые компании связаны друг с другом через общих совладельцев. Так, одним из основателей холдинга «Роуд Групп» был Алексей Елисеев.

Золотое дно! Вернее, гранитное, но с массивными вкраплениями благородного металла. К тому же Елисеев входил в состав конкурсных комиссий по определению победителя тендеров.

Его куратором является приближенный к Сергею Собянину вице-мэр Москвы Петр Бирюков. 

Генеральный директор ООО «Роуд Групп» Алексей Елисеев

«Круговорот» победителей тендеров в Москве 

К слову, из инсайдов околомэрского окружения известно, что в канун сентябрьских выборов-2018 Сергей Собянин потратил на свою агитацию более $300 млн бюджетных средств.

В частности, через компанию «Московские информационные технологии» он прикупил «Яндекс-новости» и так называемых ботов-комментаторов и знаменитостей.

Так, например, если ранее шоу-дива Рената Литвинова рьяно критиковала программу «Моя улица», обвиняя мэра в издевательстве над москвичами и незаконном освоении бюджета, то затем она вещала о высококачественном сервисе Собянина и прочих «ништяках» по благоустройству. 

Украинский след «гранитной контрабанды» 

В июле текущего года стало известно, что Сергей Собянин намерен списать под программу «Моя улица» еще 165 млрд рублей.

Признаться, мы уже запутались в финансовых вливаниях в данный проект по благоустройству, поскольку фигурирующие в нем цифры не поддаются логическому объяснению.

Очевидно одно: чтобы разобраться с тем, сколько денег «зарыто» в бордюры, плитку и прочее, необходим всесторонний аудит и соответствующие проверки компетентных органов. Но с этим в отношении столичной мэрии почему-то не спешат.

Как известно, «Мою улицу» активно лоббируют вице-мэры Москвы Анастасия Ракова и Петр Бирюков: последний, по сообщениям СМИ, даже хвастался тем, что, мол, «программа «Моя улица» не закончится никогда».

При этом бессмысленное для москвичей облицовочное безумие обогащает не только чиновников мэрии, но и Украину, где Москва закупает гранитную плитку на миллиарды долларов.

И это несмотря на то, что у России с Украиной, мягко скажем, довольно-таки натянутые отношения. 

«Правая рука» столичного мэра Петр Бирюков 

Масштабы «одевания» Москвы в гранит таковы, что отечественные фирмы, поставляющие в столицу свои гранитные изделия, не справляются с объемом.

Так, например, директор челябинского ООО «ТК Офис Сити» Андрей Лукьянчиков, являющийся одним из поставщиков, в комментарии СМИ подчеркнул, что удовлетворить «бордюрные» потребности столицы можно, если «вся Челябинская область сядет на всю зиму пилить гранит». 

Итого, отечественное производство с запросами команды Собянина не справляется. А вот на Украине имеется качественный камень, добыча и обработка которого давно и успешно налажена. Поэтому бюджет московской программы и вывели в соседнюю «небратскую» страну.

Еще осенью 2017 года депутат ГД РФ от КПРФ Валерий Рашкин обращался в СКР, Генпрокуратуру и ФСБ с просьбой проверить столичную мэрию на предмет закупок на Украине гранита.

Парламентарий мотивировал свое обращение тем, что подобного рода закупки означают прямую поддержку киевского режима и его преступной политики, мол, мэрия Москвы попросту финансирует ВСУ.

Помимо всего, по убеждению Валерия Рашкина, подобное торговое сотрудничество осуществляется в нарушение действующего законодательства, поскольку украинские предприятия, поставляющие в Россию свою продукцию, не могут легально участвовать в тендерах «страны-агрессора». 

Депутат Госдумы Валерий Рашкин 

Впрочем, насколько известно, никакой реакции со стороны российских компетентных органов на это не последовало. Не нашли или же не искали? Вопрос риторический. Учитывая, что априори подобные закупки носят контрабандный характер, поскольку, еще раз подчеркнем, официально торгово-экономических отношений между Россией и Украиной нет.

В то же время, по имеющейся информации, поставками в Россию гранитных плит с украинских месторождений, в частности, занимается китайская компания Xiamen Pagoda Build, владельцем которой является гражданин Украины Максим Трясунов. Главный офис Xiamen Pagoda Build находится в Китае в городе Сямынь (Xiamen). В 2017 году компания открыла офис в Киеве. 

Максим Трясунов 

  1. Официальный сайт компании публично рекламирует сотрудничество с Украиной: 
  2. Максим Трясунов на украинском производстве 
Читайте также:  Ипотечных кредитов впервые выдали больше, чем потребительских

По имеющейся информации, упомянутый ранее ООО «Гранит-Инвест» (владельцы — Алексей Степанченко и Андрей Худяков) также поставляет в Москву гранит с месторождений Украины. В частности, летом 2017 года Объединенная энергетическая компания (ОЭК), принадлежащая московскому правительству, закупала посредством «Гранит-Инвеста» плиты из Кировоградской области Украины.

Один из протоколов от июля 2017 года 

В 2016 году журналист Иван Голунов, попавший в 2019 году под незконное уголовное преследование, выяснил, что, к примеру, Большую Якиманку «огранитили» на 20 тысяч м² с месторождения в Житомирской области. А 25 тысяч м² плит, уложенных на Бульварном кольце, согласно маркировкам, были произведены на заводах в селах Житомирской области Галиновка и Торопище.

Гранит из Украины в Москве, 2016 год

В 2017 году аналогичные ящики с плитами были обнаружены, в частности, при укладке на Садовом кольце: правда, уже с сорванными этикетками. Как думаете, московская мэрия отвечала на журналистские запросы о том, как гранитная продукция из Украины оказалась в Москве? Нет, не отвечала. 

И напоследок. Поговаривают, что вице-мэр столицы Анастасия Ракова также имеет прямое отношение к «гранитному» бизнесу. «Ночная хозяйка» столицы (так ее называют в определенных кругах) якобы обналичила через фиктивную компанию 10 млрд бюджетных рублей, уговорив Сергея Собянина на украинские закупки в рамках программы «Моя улица». 

Вице-мэр Анастасия Ракова причастна к схемам по распилу бюджета?

Впрочем, так это на самом деле или нет, «Преступная Россия» пока не может ни подтвердить, ни опровергнуть. На то и существуют фиктивные фирмы, чтобы, как говорится, концы в воду.

В любом случае, на столичном «плиточно-бордюрном» поприще для правоохранителей работы — непочатый край. Это — «непаханое поле» для проверок.

Но по причине их отсутствия мэрия Москвы продолжает закапывать бюджетные миллиарды и в дождь, и в снег, явно не собираясь снижать обороты. 

Небесная бухгалтерия. Сколько налогов переезд «Газпрома» принесет Петербургу

На трассе М-11 Москва-Петербург повысят скоростной режимДворцовый мост в Петербурге подсветят к Евро-2020The Bell: «Яндекс» может купить «Азбуку вкуса»Наши в городе.

Сборная России по футболу прилетела в ПетербургИноагент «Медуза»: Наша бизнес-модель рухнула, но пока работаемЭлектросамокаты возвращаются в ПетербургВрачи назвали 3 причины резкого роста заболеваемости коронавирусом«Культовые тусовщики»: Самая честная история рок-н-роллаПетербург ждет 8000 самокатных обысковОн тоже «болеет»: почему летом нельзя покупать белый хлебЯпонца подозревают в шпионаже в пользу России на протяжении 30 летФото дня. Петербуржцы наблюдают солнечное затмение вживую и онлайнУмерла депутат Госдумы Лариса ШойгуПосотрудничать с ФСБ. За что сидят друзья монаха ФлавианаПравительство РФ выделит на детский кешбэк ещё 4,5 млрд рублейПредыдущие новостиАрхив материалов

Бюджет Петербурга может вырасти на треть после перерегистрации «Газпрома»

Акционеры «Газпрома» 25 июня проголосуют за перенос штаб-квартиры в Петербург. Сказать, сколько дополнительных налогов получит после этого бюджет Петербурга, пока никто не берется, а сколько получает сейчас Москва — тайна. Но «Фонтанка» попробовала с данными бухгалтерской отчетности в руках хотя бы прикинуть эту сумму. Вышло много.

Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей Алексей Смагин / «Коммерсантъ»Поделиться

Головная компания газового монополиста официально объявила о планах сменить прописку с Москвы на Петербург. Вопрос рассмотрят на годовом собрании акционеров 25 июня.

Перерегистрация ПАО «Газпром», очевидно, принесет Петербургу дополнительные налоговые платежи, но сколько — финансовые органы двух столиц хранят молчание. Молчит и налогоплательщик. Возможно, он и сам до сих пор не подсчитал всё до копейки.

Система платежей для консолидированной группы налогоплательщиков, к которым относится газовая корпорация, настолько сложна, что рассказать, как она работает, могут лишь серьезные эксперты.

Строго говоря, переезд «Газпрома» в Петербург начался уже давно.

Кроме стоящей особняком «Газпром нефти», которая только за минувшие пять лет заплатила в городе налога на прибыль более 25 миллиардов, в рейтинге крупнейших налогоплательщиков города значатся «Газпром межрегионгаз», «Газпром энергохолдинг», «Газпром газэнергосеть», «Газпром трансгаз СПб» и многие другие, вклад которых в городскую казну также исчисляется миллиардами. Однако стоящая на повестке дня перерегистрация «центрального» ПАО может увеличить эту сумму на порядок. По самым грубым подсчетам, город мог бы — отталкиваясь лишь от цифр в отчетах — рассчитывать на сумму в диапазоне от 150 до 200 млрд рублей в год. Это позволит увеличить сегодняшние доходы бюджета на 20–30%. Впрочем, в реальности может оказаться и меньше. В любом случае считать налоги «Газпрома» даже после его переезда будут в Москве.

Смотря как считать

ПАО «Газпром» зарегистрировано в Москве на улице Наметкина, 16. По сегодняшним меркам и аппетитам корпорации это невысокий, скромный бизнес-центр в Черемушках.

Основной уплачиваемый компаниями налог, который пополняет бюджеты регионов, — налог на прибыль организаций. Ставка по нему составляет 20%. Из них 3% идут в федеральный бюджет, а 17% — в региональный.

В бюджете Петербурга 2021 года на этот налог приходится 24,5% всех доходов — почти 160 миллиардов.

Больше — только вклад в бюджет самих жителей города, налог на доходы которых (те самые 13%) обеспечивает 46% казны.

По данным СПАРК, согласно российским стандартам бухучета (РСБУ), за 2020 год ПАО «Газпром» заплатило всего 55,7 млрд рублей налога на прибыль (против 238,9 миллиарда годом ранее).

Если бы эта компания не была «многодетной», она бы заплатила в бюджет столицы по «месту прописки» почти 47,3 млрд рублей, но на практике это так не работает. У «Газпрома» сотни «дочек» во всех регионах страны, которые платят налоги все вместе по сложной методике.

В российской фискальной системе подобные объединения называются консолидированной группой налогоплательщиков (КГН).

По международной системе финансовой отчетности (МСФО), которая учитывает консолидированные показатели группы, все входящие в «Газпром» организации в 2020 году заплатили 28,9 млрд рублей налога на прибыль.

То есть в бюджеты регионов, получается, должно было пойти 24,6 млрд рублей, что в масштабе Москвы (более 2,6 трлн рублей) как-то даже не впечатляет — всего 1%. То, что показатели по российской и международной системам существенно отличаются, — нормально.

Например, по МСФО в 2020 году «Газпром» получил 162,4 млрд рублей прибыли, а по РСБУ — 707 млрд убытка. Логика здесь есть, но доступна она лишь экспертам в области налогового права и аудита.

Секрет фирмы

«Фонтанка» спросила департамент финансов Москвы, сколько налогов в 2019–2020 году ПАО «Газпром» на самом деле заплатило в бюджет столицы.

В пресс-службе главного финансового органа Москвы со ссылкой на Налоговый кодекс сообщили, что информация о перечислении налогоплательщиком средств в бюджет субъекта не подлежит разглашению и является налоговой тайной.

Она может перестать быть таковой с согласия ее обладателя, то есть «Газпрома», но он, похоже, пока не готов раскрыть все карты.

«На величину налоговых платежей влияет целый ряд факторов, в том числе не зависящих от «Газпрома». В случае принятия решения об изменении места нахождения ПАО «Газпром» налоги, уплачиваемые в бюджет Санкт-Петербурга, увеличатся. Прежде всего за счет налога на прибыль головной компании — «Газпрома»», — ответили «Фонтанке» в управлении информации газового монополиста.

В петербургском комитете финансов «Фонтанка» тоже не встретила понимания в своем стремлении узнать, что даст городскому бюджету переезд «Газпрома». Там посоветовали обратиться за этой информацией в саму корпорацию.

Известно одно — входящие в группу компании за 2019 год заплатили в бюджеты всех регионов страны 210 млрд рублей, что почти полностью соответствует данным о налоге на прибыль ПАО «Газпром» по российской системе бухучета.

Это есть в специальном разделе отчетности корпорации за 2019 год. По минувшему году такого отчета пока в открытом доступе нет.

Но, похоже, он будет не показательным — слишком уж велики были финансовые потери в 2020-м, что сделало показатели налога на прибыль аномально низкими.

Пришлась ли на Москву хотя бы половина из озвученных 210 миллиардов — «Фонтанке» ни в столичном финдепе, ни в «Газпроме» не уточнили.

При этом в списке крупнейших налогоплательщиков каждого региона, который составил «Коммерсант» в 2019 году, для Москвы в этой роли выступило и ПАО «Газпром».

По данным издания, оно заплатило в столичный бюджет почти 150 млрд рублей налога на прибыль. Впрочем, методику своих подсчетов газета не раскрывает.

Сравнительно небольшие объемы налога на прибыль, уплаченного «Газпромом» в 2020 году, связаны в том числе с обрушением экспортных цен на газ. Однако с июля коронавирусного года цены начали расти. В этом году газовая корпорация поправила свои дела за счет высоких цен на газ в Европе, измученной аномальными холодами.

Опираясь на данные «нормальной» отчетности «Газпрома» (не за 2020, а за 2019 год), мы видим две цифры налога на прибыль, львиная доля которого должна будет после переезда попасть в бюджет Петербурга: 303 и 195,5 млрд рублей. Удерживая в голове принципы налогообложения КГН, ориентироваться стоит на вторую.

А с учетом экспертных оценок о предыдущих доходах бюджета Москвы от налогов «Газпрома» наиболее правильным ответом на вопрос, сколько получит Петербург, будет: от 150 до 200 миллиардов.

Читайте также:  С 2017 года машино-места станут объектами недвижимости

Ближе к нижней границе и в зависимости от того, как будут из года в год распределяться деньги внутри консолидированной группы налогоплательщиков.

Возможно, в реальности, по итогам сложных расчетов, город получит в разы меньшую сумму, но в любом случае «Газпром» будет безоговорочным лидером среди доноров петербургского бюджета. Однако, как пояснил «Фонтанке» источник в ФНС, местные налоговики не будут иметь отношения к выплатам «Газпрома» даже после его переезда.

Дело в том, что независимо от места нахождения таких больших компаний контроль за их налогами осуществляют межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

В случае с корпорациями нефтегазовой отрасли это МРИ по КН № 2, офис которой в Большом Черкасском переулке в центре Москвы находится в 100 метрах от Старой площади.

Самые большие плательщики налогов среди «дочек» «Газпрома» занимаются добычей в газоносных регионах. Но львиную долю их отчислений должен составлять налог на добычу природных ископаемых — прямой федеральный налог.

К примеру, крупнейшая по объемам выплат «дочка», зарегистрированная в Петербурге, — «Газпром нефть шельф». По итогам 2019 года (согласно РСБУ) она заплатила всех налогов более 20 млрд, из них лишь 6 млрд рублей — «региональный» налог на прибыль.

Скорее всего, большей частью там, где добывает ископаемое топливо.

«Не знаю, что именно будут переводить в Петербург. Если только ПАО, головную организацию, я предполагаю, что с нее взять налоги будет довольно трудно.

Добывающие компании действительно платят по месту своей регистрации, но они же не в Санкт-Петербурге зарегистрированы», — сказал «Фонтанке» нефтегазовый аналитик, партнер агентства RusEnergy Михаил Крутихин. Он отметил, что сходу вычислить сумму налогов, которую потенциально сможет получить Петербург, невозможно.

Подсчитали ли это уже в башне на улице Наметкина будущие обитатели башни в Лахте — большой вопрос. Пока есть красивое заявление о переезде, а на самом деле «эффект может оказаться совсем не такой, как предполагают в Петербурге», допускает эксперт.

«Реальная» прибыль каждой отдельной компании внутри группы сама по себе не влияет на распределение налогов КГН между субъектами, соглашается Дарья Шорина, старший менеджер практики оказания услуг по налоговому и юридическому консультированию компаниям нефтегазового сектора аудиторской компании KPMG в СНГ. По ее словам, распределение налога к уплате в бюджеты регионов основывается на «расчетной» доле прибыли, которая базируется на двух показателях: численность сотрудников, иными словами зарплатный фонд, и остаточная стоимость имущества на балансе.

«Таким образом, реальный прирост дохода субъекта будет зависеть в первую очередь от перевода сотрудников и имущества, что повлияет не только на поступления в бюджет от организаций, но и на поступления от физических лиц — основного источника дохода бюджета Санкт-Петербурга», — подчеркнула эксперт.

В рейтинге «Петростата» отраслей с наиболее высокими доходами сотрудников уже многие годы неизменно значится «добыча полезных ископаемых» — в марте 2021-го в среднем 172 тысячи рублей. И тем, кому не посчастливится устроиться на работу в переезжающий к нам «Газпром», утешением послужит ускоренное наполнение городского бюджета за счет роста сбора НДФЛ.

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей Алексей Смагин / «Коммерсантъ»

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Подконтрольная заму Собянина компания наживает миллионы на капремонте

Стоимость капремонта в регионах в 2018 году составит почти 160 млрд рублей Владимир Трефилов / РИА Новости

АО «Москапремонт» постоянно выигрывает тендеры на ремонт жилых домов в столице. Однако само общество ремонты не делает — оно разыгрывает конкурсы среди субподрядчиков на право их провести. При этом компании из семи человек достается от трети до почти половины полученных по госконтракту денег. А в недалеком будущем аффилированная с Петром Бирюковым компания может рассчитывать и на огромные доходы от вывоза «реновационного» строительного мусора.

Проектная себестоимость

На территории ГБУ «Автомобильные дороги», которое подчинено столичному Департаменту ЖКХ, курируемому вице-мэром Петром Бирюковым, находится АО «Москапремонт».

Акционерное общество является крупнейшим генподрядчиком капитального ремонта жилья в Москве.

Так, только за январь — ноябрь 2018-го оно выиграло контракты более чем на 1 млрд рублей, выяснили журналисты «Проекта».

После получения денег, «Москапремонт» уже сам объявляет конкурс. В результате ему достается до 40% средств, поступивших из московского бюджета, а остальное уходит субподрядчику.

«Например, за январь–ноябрь 2018 года «Москапремонт» получил контракты на ремонт 38 домов за 973 млн рублей. Затем все эти дома были переданы субподрядчикам за 677 млн.

А 296 млн «Москапремонт» оставил себе», — говорится в расследовании «Проекта».

По мнению партнера консалтинговой компании «НЭО Центр» Алексея Ефанова, изучившего документацию по нескольким тендерам, «Москапремонт» преимущественно занимался разработкой проектной документации, переуступив остальные работы субподрядчикам.

Эксперт сообщил изданию «Проект», что на крупных строительных объектах разработка проектной документации стоит не больше 1–2% от суммы договора. Правда, по его словам, «Москапремонт» мог оставлять себе «генподрядный процент» (расходы на страхование ответственности, конкурсные процедуры и т. д.

), что составляет порядка 4–5% цены контракта.

«Ситуация, когда одна структура правительства Москвы размещает заказ, вторая его выигрывает и отдает субподрядчиком, оставив себе процент, выглядит странно», — считает замгендиректора Transparency International Россия Илья Шуманов.

По его мнению, деньги Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Москвы (ФКР), куда поступают обязательные взносы москвичей на капремонт, подлежат более строгому контролю, нежели деньги организации, опосредованно принадлежащей городской администрации.

«Такая двухступенчатая система тендеров создает почву для возможных злоупотреблений», — уверен Шуманов.

Интересно, что директор компании Зинаида Ясенкова перемещается на служебной машине Toyota Camry стоимостью свыше 2 млн рублей, которую в мае 2018 года заказал для руководства «Москапремонт». Ясенкова раньше работала замруководителя ГБУ «Автомобильные дороги», а до того два года — главой управы Таганского района.

Мусорные перспективы

Как полагает «Проект», АО «Москапремонт» в будущем через свою дочернюю фирму «Технопарк» станет зарабатывать деньги на захоронении московских отходов, ведь вывоз мусора также курирует Бирюков.

В настоящее время в московском районе Некрасовка создается сортировочная станция. В ее создании принимала участие компания «Роуд групп» — один из крупнейших подрядчиков ГБУ «Автомобильные дороги».

В 2017 году компания выиграла тендеры ГБУ на 1,8 млрд рублей.

«У «Роуд групп» интересные отношения с московскими чиновниками. В 2015 году один из основателей компании, Алексей Елисеев, занял пост замруководителя «Автомобильных дорог».

И если годом ранее «Роуд групп» получило контракты от «Автомобильных дорог» на 264 млн рублей, то в 2015-м — сразу на 1,9 млрд, причем Елисеев лично входил в некоторые тендерные комиссии.

Сейчас этот человек покинул ГБУ, однако замруководителя там трудится другой основатель «Роуд групп» — Алексей Меньшов», — выяснил «Проект».

Дальнейший планируемый маршрут собранного мусора лежит на железнодорожную станцию Шиес в Архангельской области, где недалеко от поселка Урдома то же ГБУ «Автомобильные дороги» строит мусорный полигон. При этом участок под будущей свалкой возле Шиеса находится в аренде у ОАО «Российские железные дороги» (ОАО РЖД) и в субаренде у подконтрольной московской мэрии фирмы «Технопарк».

Предполагается, что полигон начнет принимать отходы из Москвы с 2010 года, в самый разгар программы реновации: в ближайшие 15 лет властям предстоит снести более пяти тысяч пятиэтажек.

Капремонту не хватает тарифов

Российские регионы хотят переложить ответственность за формирование тарифов на капитальный ремонт многоквартирных домов на федеральный уровень. На всероссийском съезде региональных операторов капремонта нижегородский губернатор Глеб Никитин пообещал начать диалог на эту тему с федеральными ведомствами.

Представители регионов также предложили закрепить в Жилищном кодексе правила, по которым жители заключают с регоператорами соглашения об объемах предстоящих работ и их стоимости. На основании этих данных им рассчитывают тариф на годы вперед.

Эксперты считают, что снять с себя формирование тарифов у регионов не выйдет, так как устанавливает их тот, кто потом принимает решение о софинансировании работ, а это зона ответственности региональных властей.

Съезд региональных операторов капитального ремонта начался с предложения губернатора Нижегородской области Глеба Никитина передать на федеральный уровень задачу по определению размера платежа за капитальный ремонт.

По его словам, сфера капитального ремонта по остроте может соревноваться с другими существующими в России социальными проблемами.

Существующее тарифообразование не решает проблему недофинансирования программ капремонта и нехватки средств на обеспечение текущей деятельности самих региональных операторов.

С главой региона согласился первый заместитель министра ЖКХ Московской области Алексей Пятанов.

«Региональные власти при формировании тарифов слишком уязвимы, потому что они находятся ближе к жителям. Если федерация будет формировать тарифную политику, будет лучше.

На уровне региона тоже можно задать вилку в минимальных и максимальных тарифах, разбить их по округам, по каким-то секторам, чтобы по смежным регионам была единая тарифная политика»,— полагает чиновник.

Председатель экспертного совета комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова, напротив, считает, что у регионов не получится снять с себя формирование тарифов. «Ни тарифы на ЖКУ, ни тарифы на капитальный ремонт федерация формировать не будет.

Это решение должен принимать тот, кто несет ответственность за софинансирование этих программ, а это региональные органы власти. Федерация может только разработать методику, может быть, установить тарифные рамки.

Но все остальное — уровень ответственности регионов»,— рассуждает госпожа Булгакова.

Еще одной острой темой стала наполняемость счетов региональных операторов и выполнение программы капремонта.

Читайте также:  На севере и юге петербурга появятся два парка

Исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта Анна Мамонова считает, что при текущих темпах исполнения федеральная программа капремонта к 2045 году, когда она должна бы завершиться, будет выполнена на 65%.

За четыре месяца 2021 года программа реализована на 12%, а ее финансовая обеспеченность составляет 65%. За шесть лет реализации программы, в которую включены 724 тыс. домов, с собственников собрали 1 трлн руб., из которых 750 млрд руб. направили на проведение капремонта.

По мнению Ирины Булгаковой, чтобы обеспечить выполнение заданных параметров, необходимо пересмотреть принципы формирования тарифов.

С жителями необходимо подписывать соглашения об объемах предстоящих работ, затратах на их проведение и сроках возврата средств. Исходя из этих данных, можно будет рассчитать для них индивидуальные тарифы на срок возврата.

Генеральный директор Фонда модернизации ЖКХ Оренбургской области Олег Панькин пояснил, что в этом случае жители сразу поймут, сколько средств регоператор направит на ремонт их имущества. Эта сумма разбивается на десятилетия вперед и входит в состав тарифа на капремонт.

«У нас есть случаи, когда жители сразу заказали ремонт кровли, фасада и систем отопления. В результате тариф на капремонт составляет 40 руб., что обеспечит возврат затраченных средств»,— привел пример господин Панькин.

Он назвал такой метод формирования тарифа «очень справедливым» и отметил, что его необходимо закрепить в Жилищном кодексе. Анна Мамонова добавила, что в этом варианте рассчитанный тариф может быть скорректирован при проведении конкурсов по выбору подрядчика.

Она также считает, что, если «такой опыт заимствования будет закреплен на федеральном уровне, это будет хорошей практикой».

Андрей Репин

Погрязли в долгах — Дефицит бюджетов регионов РФ по итогам 2020 года достиг 676,6 млрд рублей

Сумма баснословная – такого в стране не было с 2006 года. Обеднение провинции списывают на пандемию: мол, с одной стороны, выросли социальные расходы, с другой – в регионах обрушилась экономика. Федеральный центр уже заверил, что придёт регионам на помощь, вот только деньги распределяются весьма странным образом.

О том, что в резком росте дефицита региональных бюджетов виноват вирус, первым упомянул Алексей Куд­рин. «Конечно, это связано и с тем, что расходы выросли на 15% в связи с антикризисными мероприятиями», – пояснил он, добавив, что нынешний год тоже не сулит ничего хорошего: регионы могут недополучить 62 млрд рублей от общего объёма запланированных доходов.

Впрочем, так ли обоснованно всё валить на пандемию? Безусловно, она крепко ударила по экономике – получать федеральные деньги пришлось даже регионам-донорам.

Однако если вспомнить, то год назад Минфин сообщал: число субъектов РФ, которые закончили 2019 год с дефицитом бюджета, выросло по сравнению с предыдущим годом более чем в 2 раза – с 15 до 35.

То есть долговая мина была заложена ещё давно.

КОНКРЕТНО

  • ТОП-5 регионов по размерам дотаций в 2020 году
  • — Республика Дагестан – 72,89 млрд рублей
  • — Республика Саха – 51,59 млрд рублей
  • — Камчатский край – 41,13 млрд рублей
  • — Чеченская Республика – 33,49 млрд рублей
  • — Алтайский край – 29,52 млрд рублей
  • Богатые стали бедными

По итогам 2020 года дефицитными оказались бюджеты уже 57 регионов. Причём многие потеряли до четверти (!) доходов.

Что совсем печально – в наихудшей ситуации оказались те субъекты, которые всегда считали себя устойчивыми благодаря наличию сырьевиков-экспортёров, пополнявших казну налогом на прибыль.

Но из-за коронакризиса спрос на энергоносители упал, отчего нефтяники Тюмени и угольщики Кузбасса остались без денег. Вместе с ними на голодный паёк сели и региональные бюджеты (в той же Тюменской области налог на прибыль обеспечивал 60% поступлений казны).

Доходы Кемеровской области упали на 24 млрд рублей, Сахалинской области – на 14,5 млрд рублей. В целом из 20 регионов с самым большим дефицитом бюджета 14 оказались связаны с добычей угля или нефти. Показательная картинка зависимости страны от успешной работы экспортной трубы, не правда ли?

В этой ситуации было бы логично либо направить деньги на поддержку сырьевых регионов, чтобы они могли прийти в себя, либо сконцентрироваться на помощи самым слабым, которые без поддержки точно не проживут.

Пришли за деньгами

В этой связи регионам ничего не оставалось, как идти за деньгами в федеральный центр. Однако распределение трансфертов вызвало недоумение у экспертов. Так, лидером по величине межбюджетных трансфертов, по данным Forbes, стал Крым, которому досталось свыше 160 млрд рублей. Второе место занял Дагестан – свыше 130 миллиардов.

Третье – почти 120 млрд рублей – Московская область. Четвёртое и пятое – Чечня и Якутия. Выбор выглядит странно. В нынешней ситуации было бы логичнее поддержать прежде всего сильных, чтобы они пришли в себя и стабилизировали обстановку.

Потому понятно, отчего в список главных получателей помощи попали Московская область и Татарстан, но не совсем ясно, отчего в приоритете оказались Дагестан, где деньги пропадают, как в чёрной дыре, и Чечня, ежегодно получающая из Москвы гигантские деньги и перенёсшая пандемию в целом без особых потерь? Вот и профессор МГУ Наталья Зубаревич констатирует: фантастическую разницу в степени поддержки регионов логически объяснить нельзя. Например, Свердловская область потеряла 3,9 млрд рублей дохода, её расходы выросли на 51 млрд, но ей дали только 39 млрд рублей. А Сахалинской области и вовсе снизили объёмы поддержки. Может быть, дело не в логике, а в степени лоббистских усилий региональных глав и их покровителей? Хотя, полагает Зубаревич, причина, возможно, кроется в том, что трансферты выделяются не только Минфином, но и множеством министерств, и значимая часть этих средств идёт на выполнение нацпроектов. Так вот министерства просто выполняли загодя составленные планы, направляя деньги в регионы в заранее утверждённых пропорциях, без учёта того, сколько реально потеряли бюджеты. Можно ли это назвать продуманной политикой?

Деньгостан

Дагестан в течение многих лет остаётся главным получателем денег из федерального центра и при этом одновременно одним из самых депрессивных регионов страны. В чём причина и можно ли это изменить?

Пусть сами за себя говорят цифры. В 2020 году дотации в бюджет Дагестана составили 72,892 млрд рублей. Годом ранее Махачкала получила 66,3 млрд, в 2018 году – 59 миллиардов.

Для сравнения: 72 млрд – это треть стоимости строительства Крымского моста, одного из самых крупных российских проектов последнего времени.

Понятно, что в республике есть много других расходов, но всё-таки появилось ли там за последние годы хоть что-то, что можно было бы показать – мол, вот что мы построили! Увы, похвастаться нечем.

Почему – понятно. В 2019 году Счётная палата республики, подводя итоги, провозгласила: Дагестан потерял 37 млрд рублей. Ну как потерял – не из кармана, конечно, выпали. Как уточнили представители Палаты, до 90% перечисленных денег могли попросту разворовать.

Ещё раз для сравнения: 37 млрд рублей – это два годовых бюджета Ярославля. Но в Дагестане суммы украденных денег уже давно не вызывают никаких чувств. Даже когда экс-глава Дагестана озвучил, что республиканский фонд обязательного медицинского страхования разворован полностью – а это 600 млн рублей (!), – никто и не пошевелился: нашёл, чем удивить.

Так, республиканский минтруд выплатил 29 млн рублей несуществующим жертвам репрессий и 10 млн – учителям, личности которых потом так и не удалось установить. А вот ещё факт: в 2019 году дагестанские индивидуальные предприниматели стали всероссийскими рекордсменами по объёму выручки.

Когда же их уже собрались поздравлять, выяснилось: просто в респуб­лике, чтобы не платить лишние налоги, на ИП оформлены все крупные магазины и супермаркеты.

Не сказать, что федеральный центр не пытается что-то сделать. В 2018 году в республику даже прислали сурового Владимира Васильева.

Васильев навёл шороху, инициировал ряд арестов крупных функционеров, но стало ли лучше? Уже в 2019 году следователи возбудили уголовное дело о краже 30 млн рублей при строительстве дорог.

В итоге Васильев, устав сражаться с местной лернейской гидрой, уехал обратно в Москву.

Да что же это, место такое проклятое, что ли? Нет, объясняет политолог Сергей Маркедонов. По его мнению, представление о том, что главная проблема Дагестана – это местные кланы, неправильное.

И как раз из-за этого в Москве раз за разом принимается неверное решение – дескать, нужно всего лишь найти «сильную руку», которая сможет приструнить элиты. Однако и Рамазан Абдулатипов был не из слабых, а Владимир Васильев уж тем более, но никому из них навести порядок не удалось.

Почему? Да потому что нет никакой «отсталой окраины», живущей отдельно от центра по своим «законам гор», объясняет Маркедонов. «Кланы» – это всего лишь удобная отговорка для выходцев из Дагестана, которые используют отсталость респуб­лики в своих целях, проворачивая мутные схемы.

Вот и местный журналист Тамерлан Магомедов свидетельствует: «Нет никакой разницы, кто заседает сегодня в Доме правительства, если правят республикой совсем другие люди. Крутые ребята, которые сами в Дагестане бывают от силы раз в году, но уже успели всюду насадить своих людей.

Давняя практика, когда должности в Дагестане продаются в Москве, за последние 10 лет не поменялась. И нет никакой разницы, кого сюда присылать – Абдулатипова, варягов или отважных исследователей космоса».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *