Проведению мусорной реформы мешают неплатежи

Главный законодательный акт, регламентирующий основы «мусорной реформы» — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ. Он устанавливает правила учета, нормирования отчетности и разграничение действий при вывозе отходов. С 2019 года начали действовать изменения, внесенные в ФЗ №89.

На какой стадии находится Реформа в РФ

По новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами работают теперь 62 субъекта. 13 регионов провели реформу ТКО частично, еще в девяти новая система заработает до конца года.

С января текущего 2019 года россияне уже начали получать видоизмененные платежки: строка о вывозе мусора в них убрана из состава жилищных услуг и переведена в разряд коммунальных. Тарифы за эту функцию теперь устанавливает государство, а не ТСЖ, управляющие компании и пр.

За ликвидацию отходов отвечают не муниципалитеты, а региональные операторы. В большинстве регионов операторы уже выбраны сроком на 10 лет и более. Это произошло в 2018 году на конкурсной основе. Сами регионы разбиты на кластеры. Их границы определены территориальной схемой. За каждым оператором закреплен один или несколько таких участков.

С гражданами и юридическими лицами заключены договора, на основании которых производится вывоз мусора.

Важно! Жители частных домов или владельцы дачных домиков, которые раньше могли по своему желанию отказаться от этой услуги, тоже подчиняются новым правилам и платят за вывоз мусора.

Реализовать все идеи «мусорной реформы» сразу не получится, поэтому Федеральным Законом №89 предусмотрены отсрочки. Отсрочки на 3 года добились Москва и Санкт-Петербург, мотивировав это тем, что в регионах отсутствует территория для размещения современных полигонов и заводов по переработке мусора.

Выявлены первые проблемы

Реформа вызвала неоднозначный отклик у населения, многие граждане враждебно настроены к нововведениям. Это влияет на собираемость платежей, уровень которых в данный момент составляет 50,3 %.

Отказ жителей оплачивать работу регионального оператора может привести к остановке деятельности последнего.

Такая угроза существует в Дагестане, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Пермском крае, а также в Самарской, Новосибирской, Ульяновской областях, Красноярском крае, Алтайском крае.

Одна из причин, по которой люди отказываются оплачивать счета за вывоз мусора – резкое увеличение суммы в платежке.

Сами регоператоры объясняют повышение платы рядом факторов, среди которых: расстояние до места сортировки и утилизации (чем оно больше, тем выше топливный расход транспорта, который вывозит мусор), цена на топливо в конкретной местности и даже климатические условия.

Кроме того, не везде начисления включены в единую платежку. Там, где приходит отдельная бумага, жители чаще всего предпочитают не платить.

Ряд регионов оказались неготовыми к переходу на мусорную реформу. Зафиксированы сбои при выставлении счетов. В Тверской области жителям платежку присылали дважды за месяц, а в Калининградской квитанции заготовили даже на умерших. Однако позднее чиновники это истолковали как пробную версию.

Встречаются случаи, когда управляющие компании собирают деньги с жильцов, но до оператора сбор не доходит.

Еще одна проблема – отсутствие в стране предприятий с полным циклом переработки, где какая-то часть передавалась бы для использования в виде вторичного сырья, какая-то часть перерабатывалась.

Перспективы Реформы

Среди благоприятных перспектив мусорной реформы намечены следующие:

  • Изменения в сфере вывоза и переработки отходов должны повлиять на борьбу с незаконными свалками.

Ликвидировать все несанкционированные свалки предстоит до 2024 года – это постановление Президента содержится в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

  • Переход на раздельный сбор мусора. В 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный.
  • Создание по всей стране современных технологичных полигонов и мусороперерабатывающих заводов.

Однако в реальности в результате множества проблем, которые встретились на пути реализации реформы, само ее будущее оказалось под вопросом. С начала 2019 года по стране прошло несколько акций и митингов протеста против новых правил. Часть политиков говорит о том, что реформа обречена на провал.

Друга часть чиновников настроена более оптимистично и считает, что новые правила приведут к созданию прозрачной схемы обращения с ТКО.

Все за и против

Насколько приживутся новые правила обращения с ТКО и какие поправки ждут мусорную реформу, покажет время. Однако уже давно стало понятно, что откладывать решение вопроса с мусором дальше невозможно, т.к. бездействие способно привести к экологической катастрофе.

«Мусорная реформа» в России: вызовы и перспективы для инвестирования

Начиная с 1 января 2019 года в России идет так называемая «мусорная реформа», направленная на существенное изменение порядка обработки и утилизации коммунальных отходов по всей стране. Многие из запланированных подготовительных и организационных мероприятий уже проведены или находятся в высокой степени готовности.

Вместе с тем наблюдается определенное отставание по заявленным целевым показателям, прежде всего в части создания необходимой инфраструктуры. Особое значение в такой ситуации приобретает использование иностранного, в первую очередь европейского опыта в решении данной проблемы.

Все это, на наш взгляд, открывает потенциальным инвесторам широкие возможности для реализации своих проектов в указанной области. Настоящая статья дает общий обзор идущей сейчас в России реформы отрасли обращения с коммунальными отходами. Последующие статьи будут посвящены более конкретным темам.

Мы преследуем цель обрисовать правовую и практическую основу для игроков, заинтересованных в выходе на российский рынок в данной сфере.

Предпосылки

На протяжении почти 20 лет действия Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основным способом обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами (далее – «ТКО») оставалось их захоронение на полигонах. Доля утилизируемых (в том числе перерабатываемых) ТКО в общем объеме их производства была весьма незначительна.

Более того, сам процесс сбора, транспортировки и размещения ТКО был слабо организован и мало контролировался со стороны государства. Все это привело к критическому переполнению существующих полигонов, росту числа несанкционированных свалок и в целом к общему ухудшению обстановки с обращением с ТКО, особенно в Московском регионе и других крупных городах. По сути, вся страна оказалась перед лицом экологического кризиса.

  • Принятые меры
  • Так, в конце 2017 года был принят Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который ознаменовал собой начало реформы.
  • В 2018 году, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам совместно с Правительством Российской Федерации был разработан национальный проект «Экология», а в рамках него – федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО» со сроком реализации до конца 2024 года.
  • Основными целевыми показателями указанного федерального проекта являются:

В 2017–2018 годах федеральными органами государственной власти был принят ряд организационных и правовых мер, направленных на урегулирование сложившейся ситуации.

  • ежегодное повышение доли ТКО, направленных на обработку, в общем объеме образованных ТКО с 3 % (базовое значение по состоянию на 1 сентября 2018 года) до 60 % к 2024 году;
  • ежегодное повышение доли ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО с 1 % (базовое значение по состоянию на 1 сентября 2018 года) до 36 % к 2024 году;
  • введение в эксплуатацию 37,1 млн тонн мощностей по обработке ТКО к 2024 году.

Планируется также, что до 2025 года будет построено 95 комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, 150 мусоросортировочных комплексов ТКО и 40 многофункциональных сортировочных комплексов.

Основные направления реформы

Реализация основных мероприятий реформы началась с 1 января 2019 года. Ее основными целями были объявлены организация процесса утилизации (включая переработку) ТКО, а также осуществление раздельного сбора мусора для существенного сокращения вывозимых на полигоны отходов.

Предусматривается, что для достижения вышеуказанных целей в каждом регионе (субъекте Российской Федерации), за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых начало «мусорной реформы» перенесено на 1 января 2022 года, необходимо предпринять следующие меры:

  • подготовить и утвердить территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО, то есть описание системы организации и осуществления на территории соответствующего субъекта Российской Федерации деятельности по обращению с отходами;
  • выбрать регионального оператора – компанию, ответственную за процесс обращения с ТКО в соответствующем регионе;
  • установить региональные тарифы в области обращения с ТКО, уплачиваемые юридическими и физическими лицами;
  • построить мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы (предприятия);
  • внедрить систему раздельного сбора (накопления) мусора.

В связи с началом реформы также были перераспределены полномочия между региональными и муниципальными органами власти. Так, с муниципального уровня вопросы организации деятельности по обращению с ТКО были переданы на региональный уровень. При этом за муниципалитетами были закреплены полномочия лишь по созданию и содержанию площадок сбора (накопления) ТКО, а также по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО. Полномочия же федеральных органов государственной власти были дополнены вопросами установления порядка разработки и утверждения территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО. На сегодняшний день в большинстве регионов России уже утверждены территориальные схемы обращения с отходами, выбраны региональные операторы и установлены соответствующие тарифы. Во многих регионах происходит постепенное введение системы раздельного (двухконтейнерного) сбора (накопления) мусора. Таким образом, можно сказать, что основные организационные мероприятия находятся в высокой степени готовности. На федеральном уровне приняты необходимые подзаконные акты, а также разработан проект федеральной схемы обращения с отходами, включая ТКО. В настоящее время данный проект дорабатывается экспертами и согласовывается с региональными властями с целью его утверждения до конца текущего года.

Проблемы и перспективы

Несмотря на уже принятые организационные и правовые меры, основным препятствием на пути реализации «мусорной реформы» остается проблема недостаточного финансирования деятельности региональных операторов. Изначально предполагалось, что оплата услуг в области обращения с ТКО будет происходить за счет утвержденных тарифов, взимаемых с граждан и юридических лиц. На практике же размер таких тарифов оказался выше ожиданий плательщиков, в результате чего региональные операторы регулярно сталкиваются с проблемой неплатежей. В период распространения коронавирусной инфекции сложившаяся ситуация только ухудшилась. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено оказывать меры финансовой поддержки наиболее пострадавшим операторам. В отсутствие должного финансирования страдает и инвестиционная часть реформы, прежде всего проекты строительства мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов (предприятий) и создания сопутствующей инфраструктуры. В 2019 году была создана специальная публично-правовая компания – Российский экологический оператор – с целью координации деятельности региональных операторов и обеспечения реализации мер в области обращения с ТКО. Важным направлением деятельности компании является финансирование инвестиционных проектов в данной сфере, а также привлечение частных инвесторов. Кроме того, действующие проекты частично финансируются за счет средств федерального и регионального бюджетов. Например, уже семь из планируемых 13 мусороперерабатывающих заводов построено в Московской области. Еще один проект строительства многофункционального мусоросортировочного комплекса и полигона отходов реализуется иностранным инвестором в Калининградской области. В связи с утверждением территориальной схемы обращения с отходами анонсированы планы по строительству четырех мусороперерабатывающих комплексов в Ленинградской области. Очевидно, однако, что существующие темпы строительства недостаточны для достижения поставленных целей федеральной программы, о которых говорилось выше. Таким образом, у потенциальных инвесторов остаются широкие возможности для реализации проектов в данной области, прежде всего в отношении создания мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов и сопутствующей инфраструктуры, а также поставки и установки необходимого оборудования.

Читайте также:  Компенсационный фонд дольщиков запустят позже, чем планировалось

Конечно, важной предпосылкой для инвестиций в такие проекты остается гарантированность получения инвестором дохода.

В этой связи особое значение приобретает участие в проекте надежного публично-правового партнера и финансирующей организации.

Мы также полагаем, что в такой ситуации интересам инвесторов наиболее отвечает оформление отношений в форме концессионных соглашений или соглашений о государственно-частном партнерстве.

«Мусорной реформе» мешают формулировки?

Основные показатели реформы мусорной отрасли, которые отражены в госпрограмме «Охрана окружающей среды» и продублированы в такой же форме в паспорте нацпроекта «Экология», сформулированы неэффективно, не позволяют оценить прогресс и создают риск провала поставленных задач. Об этом говорится в опубликованном во вторник заключении Счетной палаты, информирует ТАСС.

  • В частности, считают эксперты ведомства, «показатели «Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %» и «Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %» отражают только факт направления твердых коммунальных отходов (ТКО) на обработку и утилизацию и не будут свидетельствовать о доле обработанных и утилизированных ТКО, что не соответствует принципу однозначности и не позволит оценить прогресс в достижении целей и решении задач».
  • Кроме того в Счетной палате отмечают отсутствие в госпрограмме мер и целевых показателей по стимулированию раздельного сбора мусора, что в первую очередь важно в отношении пищевых отходов, поскольку именно его отделение от основного потока может повысить эффективность мусороперерабатывающих предприятий.
  • Также выяснилось, что федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» фактически буксует, поскольку более 90% предусмотренных на его реализацию в 2019 году средств федерального бюджета были возвращены в резервный фонд правительства РФ.
  • То есть, те результаты, которые были запланированы, из-за своей необоснованности могут стать недостаточными.
  • В свою очередь региональные операторы столкнулись с проблемой неплатежей за вывоз и переработку твердых коммунальных отходов (ТКО) и мусора — уровень собираемости остановился на отметке в 20−30%, причем граждане оплачивают эти услуги более дисциплинированно, чем бизнес.

Предприниматели ссылаются на несправедливые нормативы, отказываясь оплачивать выставленные счета. Однако ни одна крупная торговая сеть не рассказала, какие нормативы считает справедливыми, отмечает
«Ридус».

Кремль озабочен проблемами экологической повестки и уже несколько месяцев обсуждает варианты ее решения. Как отмечает
РБК, одной из основных причин стали протесты, связанные с проблемами экологии.

В 2018 году президентский Совет по правам человека зафиксировал «значительный рост жалоб и социальных протестов, вызванных нарушением прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду при обращении с отходами».

В начале 2019 года в тридцати регионах России прошли масштабные «антимусорные» протесты, резюмировал СПЧ.

Недавно СМИ заговорили о том, что в Кремле обсуждается вопрос о создании так называемой «зеленой» партии. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сегодня опроверг
эти слухи.

  1. При этом Кремль в рамках нацпроекта «Экология» не отрицает эффективное взаимодействие с общественниками и экоактивистами в рамках решения экологических проблем страны.
  2. Стоит отметить, что сегодня, 16 октября, в Москве
    состоялось заседание оргкомитета Второго Всероссийского съезда предприятий, занятых в сфере обращения с отходами производства и потребления, организованное при поддержке публично-правовой компании «Российский экологический оператор», ОНФ и «ОПОРЫ РОССИИ».
  3. В свою очередь накануне Федеральная антимонопольная служба выступила за снижение тарифов на вывоз ТКО в некоторых регионах, о чем сообщил глава ФАС Игорь Артемьев на семинаре-совещании регулятора.

«Учитывая, что очень различные условия во всех регионах по ТКО, была выбрана модель, проводился тендер. И в результате тендера получался тариф. Разница в соответствующих тарифах достигла десятки раз. Сейчас проводим работу по всем регионам для того, чтобы понять, сколько стоит каждая составляющая тарифа», — сказал он.

Учитывая, что проблемы экологии, как показали социологические опросы, является одной из основных болевых точек россиян, скорее всего в ближайшее время мы узнаем о новых решениях в рамках «мусорной реформы», которая, напомним, началась в стране 1 января 2019 года.

Будут ли переформулированы госпрограммы и национальные проекты? Будут ли в ближайшее время решены вопросы с началом масштабного проведения реформы в регионах? Будут ли сняты напряженности в связи с завышением тарифов и строительством мусороперерабатывающих заводов? Будут ли простимулированы граждане и предприятия, чтобы полноценно войти в этап создания новой отрасли в стране, когда мусор, по словам помощника президента РФ по вопросам экологии Сергея Иванова, станет «новой нефтью»?

На эти вопросы хотелось бы получить ответы уже в этом десятилетии.

Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?

Существующая система обращения с отходами угрожает безопасности жизнедеятельности населения, но пока реформа не меняет ее, а лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости

Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр.

По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е. отходы накапливаются и занимают все больше территории.

По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.

В 2018 г. мусорная проблема обострилась. Граждане выступили с массовыми протестами и митингами сразу в нескольких регионах страны. Газета «Коммерсантъ» провела исследование и опубликовала «мусорный атлас», в котором представлены экологические конфликты в России из-за неправильного обращения с отходами.

По результатам этого исследования обнаружилось, что в основном жители регионов жалуются на неприятный запах, постоянное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере и выражают справедливое нежелание жить по соседству с мусорными свалками. По данным РБК, 3 февраля 2019 г. протесты против мусорных свалок состоялись в 25–30 регионах России.

Предполагается, что мусорная реформа должна решить эту проблему.

Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.

После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.

До 2011 г. сбором и захоронением отходов занимались компании, получившие специальные лицензии. Затем лицензии отменили.

Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки.

Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018–2019 гг. на протесты.

  • Реформа стартовала с 1 января 2019 г.
  • Цели реформы сводятся к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.
  • Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством (1) передачи всей цепочки обращения с мусором – от сбора до утилизации – под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, (2) жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, (3) раздельного сбора мусора, (4) строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, (5) ликвидации старых свалок.

Кроме того, реформа призвана избавить страну от «мусорной мафии» и несанкционированных свалок в лесах и оврагах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура.

Платить будут все: и жители многоквартирных домов, и дачники, и организации.

Если у гражданина имеется в собственности несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только по тому, где он проживает.

Читайте также:  Закон об электронных нотариальных услугах прошел первое чтение

Стоимость услуги составит 120–130 рублей в месяц с человека. И повлиять на эту стоимость или отказаться от оплаты нельзя.

Также нельзя отказаться от заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором. Согласно статье 6.21 КоАП Московской области отсутствие у собственника такого договора карается штрафом в размере 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч – для должностных лиц и 300 тысяч – для юрлиц.

Важно. Ранее услуга по сбору твердых бытовых отходов была включена в общедомовые нужды. Сейчас она будет исключена из состава жилищных услуг, и населению не придется платить дважды. Плата за эту услугу начнет взиматься отдельно, как за воду и электричество.

Если в квитанции строка «Содержание жилья» не изменилась, то необходимо направить в управляющую организацию претензию об исключении платежа и о перерасчете начислений. В случае если в течение трех дней управляющая организация не отреагировала на претензию и не произвела перерасчет, необходимо обратиться в Госжилинспекцию, которая произведет перерасчет и начислит компенсацию.

Тарифы оплаты услуги по обращению с коммунальными отходами устанавливают регионы: они имеют право взимать плату как с квадратного метра, так и с проживающего в квартире человека. Большинство регионов рассчитывают тарифы исходя из количества прописанных в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже.

Тариф можно оспорить посредством обращения в прокуратуру, антимонопольный орган и суд.

В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде.

Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета.

Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.

Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:

  • инвалиды I, II и III групп;
  • инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
  • участники боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», и члены их семей;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • лица, пострадавшие от политических репрессий;
  • многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан. Так, например, в Московской области люди старше 80 лет освобождены от платы за уборку мусора, неработающим пенсионерам до 70 лет предоставляется скидка по тарифам в размере 30%, а от 70 до 80 лет – 70%.

В новогодние праздники мусорные контейнеры во многих регионах страны оказались переполненными, а в некоторых регионах остаются таковыми и по сей день.

Обязанность вывозить мусор возложена на регионального оператора. Значит, если контейнер переполнен, жалобу необходимо направить именно ему.

Количество и место размещения контейнерных площадок определяет муниципалитет. Потому туда надо жаловаться в случае дефицита контейнерных площадок или несогласия со схемой их размещения.

Обеспечение надлежащего состояния общедомового имущества и придомовой территории является сферой ответственности управляющей компании. В случае ненадлежащего состояния контейнерной площадки следует обращаться в Госжилинспекцию с жалобой на бездействие управляющей компании.

Можно говорить о том, что в сложившейся ситуации с переполненными контейнерами виноваты все и никто. И все-таки вывозить мусор обязан региональный оператор, который выиграл конкурс и обязался в срок убирать мусорные кучи у подъездов.

Во время новогодних праздников Минприроды заявило, что «сложности с вывозом мусора в период длинных праздников точечно есть в разных регионах. Это было всегда. И связывать с реформой возникшие проблемы не совсем корректно. Мусорный коллапс обусловлен повышенной нагрузкой на службы, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора».

Однако праздники прошли, а мусор остался. Возможно, это связано с тем, что мусорные полигоны закрываются, а новых заводов по утилизации и переработке отходов по-прежнему нет. Выходит, операторам некуда вывозить мусор. Они везут его на другие, отдаленно расположенные полигоны. Но это требует дополнительного времени и затрат. А потому операторы просто не справляются.

Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?

В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.

Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.

Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.

Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.

Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.

Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим1:

  • Нижегородская область – почти в 17 раз;
  • Ингушетия – в 18 раз;
  • Астраханская область – в 10 раз;
  • Воронежский регион – в 5 раз;
  • Пермский край – в 7 раз.

Изменение системы обращения с отходами однозначно необходимо, так как сейчас она рождает серьезные экологические проблемы, угрожает пожарной безопасности и в целом безопасности жизнедеятельности населения.

Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы.

Она лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости и обогащает компании, которые находятся под контролем местных администраций, и при этом система обращения с мусором не меняется.

1 Шестакова Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. 2019. № 13. С. 7–9.

Разное → Грязные дела: «мусорная реформа» на деле оказалась узаконенными государством поборами

Мы всё ещё часто, как нам кажется, шутим: мол, скоро за воздух будем платить. Хотя на самом деле такой оброк в России уже ввели, когда, начав «мусорную реформу», поставили телегу впереди лошади. Что она давно назрела, никто не спорит.

Практически полное отсутствие переработки (не более 10%), повсеместные стихийные свалки, изжившие свои сроки и резервы полигоны ТКО, отравляющие природу, – всё это так.

Однако вместо того чтобы построить на свои средства те самые пресловутые МЭОКи (межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие комплексы), наладить бесперебойный сбор мусора, а потом брать со всего населения деньги, странные «инвес­торы» начали со второго.

«Хоть у соседей мусор занимай»

Самой засекреченной частью «мусорной реформы» осталась формула, по которой были рассчитаны подушевые нормативы, ведь одно из главных нововведений состоит в том, что плата теперь начисляется не по квадратным метрам, а на каждого человека.

Ещё до оглашения тарифов (это случилось буквально в канун Нового года, в последних числах декабря) стала известна норма: 3,08 кубометра на жителя многоэтажки и 3,12 куба – на обитателя частного дома.

Откуда взялись эти цифры, министр ЖКХ Ростовской области Андрей Майер пояснил на одной из пресс-конференций просто: де, расчёты велись по формулам Москвы.

Мусор бывает разный: пластиковые упаковки и бумага весят при равных объёмах, конечно, не столько, как битый кирпич или лом металла. Но «мусор бытовой и уличный» в таблице определён конкретно 550 кг/м³.

То есть один житель многоквартирного и частного дома по «столичной» формуле производит за год соответственно 1 694 кг и 1 716 кг мусора – более полутора тонн. Но как-то это не совсем вяжется с местной реальностью, если послушать донского министра.

«По статис­тике, ежегодно в области образуется более 1,6 млн тонн твёрдых коммунальных отходов, это более 355 килограммов мусора на одного жителя», – рассказывал Андрей Фёдорович ростовскому интернет-порталу в сентябре 2018 года.

Причём надо учесть, что общий тоннаж ТКО глава минЖКХ грубо разделил между населением области (4,2 млн человек). Но плата ведь берётся не только с населения, но и с торговых организаций, медицинских, фармацевтических, образовательных учреждений, транспортных и предприятий сферы услуг.

Так где же нам взять теперь столько мусора, чтоб оправдать расчёты по-московски? Этим вопросом озадачился житель ст.

Обливской Ростовской области Василий Павлович Скобелев: «Я пенсионер, живу один, мусор накапливать практически не из чего. Но по норме, которую мне прислали, я должен почти два куба насобирать за год.

Где же его брать, интересно? К соседям ходить занимать? За январь-февраль я ещё не умудрился даже пакет набрать, а квитанции уже принесли. 

Хочешь не хочешь – иди плати. А за что, если от меня и грамма не вывезли? Опять «Рога и копыта» деньги собирают? И платить придётся за воздух. А если не заплачу, сказали, лишат компенсации, положенной мне как ветерану труда».

Читайте также:  Банки получили «черные списки» граждан

И снова «мёртвые души»

Да уж, помнится, как тогда же, в конце прошлого года Андрей Майер клялся-божился, что мусор с января 2019-го будут вывозить от каждого двора даже по бездорожью.

Правда, уже в начале этого года, отвечая на вопрос о липовых квитанциях, сказал буквально следующее: «Понятно, что наше мнение: если они в дальний посёлок или хутор не зашли, значит, не имеют права выставлять оплату». К сожалению, самим региональным операторам по обращению с ТКО это не понятно.

Вот что сообщает Владимир Ярошенко из села Елизаветовка Азовского района, письмо которого подписали пятнадцать односельчан: «Нам пришли квитанции по оплате за вывоз мусора от фирмы ООО «Экоград-Н» в декабре 2018 года за три месяца, начиная с октября. Мы живём на окраинах, где грунтовые дороги и мало домов.

Мусоровоза в глаза не видели, у нас месяцами бывает бездорожье. В квитанциях указано больше проживающих и прописанных, чем на самом деле. Учтены даже те, кто умер двадцать лет назад. Квитанции выписаны и на давно пустующие дома. Неправильно указаны номера домов. Мы обратились с жалобой к главе администрации.

В январе он собрал сход граждан, пригласил представителя фирмы. Дом культуры был заполнен до отказа. Все возмущались варварскими методами выбивания из нас денег. Машина за мусором даже по асфальтированным улицам ездила нерегулярно. Мусор приходится снова заносить во двор, так как за ночь коты и бродячие собаки разрывают пакеты.

Представитель фирмы пообещал разобраться с липовыми квитанциями. Мы писали заявления на имя руководителя фирмы с просьбой аннулировать незаконные счета. Многие звонили на телефоны, указанные в квитанциях, но никто не отвечал, а тем, кто смог дозвониться, сказали, что счета аннулированы не будут. 

В феврале нам пришли новые квитанциии. Суммы увеличились. Вы писали в своей газете (№ 4 за 23-29 января 2019 г.) об этом злосчастном операторе «Экоград-Н». У нас продолжается та же история. Глава поселения В.С. Луговой по нашим просьбам 27 февраля снова пригласил представителя фирмы на сход граждан.

На наше возмущение, что без заключения договора, без оказания услуг требуют оплату, она сказала, что оформление письменного договора не является обязательным, что вы должны смотреть официальный сайт регионального оператора. Наш глава пытался объяснить, что в селе престарелые люди интернетом не пользуются.

Машина за мусором не проходит по всем улицам, и мусор остаётся возле домов. Почему выписываются квитанции на неоказанную услугу? Женщина ответила: ликвидировать счета мы не будем, есть ст. 30 Жилищного кодекса РФ, вы обязаны заключить договор.

А где бездорожье – стройте дороги или выносите мусор на асфальтированные дороги».

Вот так вот просто и цинично: «Стройте дороги». Или выносите мусор на асфальт, до которого три километра непролазной грязи.

Далее автор письма рассказал, что, получив от главы правильный список, сколько проживает и прописано в каждом доме, фирма выразила недоверие администрации.

«Выходит, что слова президента по поводу вывоза мусора для фирмы «Экоград-Н» – пустой звон?» – удивляются елизаветовцы.

А ведь, и правда, получается. Тому доказательством дальнейшие действия оператора. «Не успели мы очухаться от схода 27 февраля, а 28-го нас «порадовала» фирма «Экоград-Н» уведомлением, в котором количество проживающих так и не исправлено, зато нас пугают судом. Но обманщики-то они.

Скажите, где искать правду? Кто нас защитит? Почему они имеют право издеваться над нами, наживаться за наш счёт, имеют право вредить нашему здоровью? После получения квитанций увеличилось количество обращений в больницу с приступами гипертонии, – сообщает в отчаянии пенсио­нер и обращается через газету к господину А.

Майеру: – Никогда наша Ростовская область такими методами не избавится от мусора. Вы только озлобляете людей. Нам, сельчанам, и без ваших нажимов несладко живётся».

А А.Н. Плюснин из сл. Красюковской Октябрьского района на тему «мусорной реформы» написал всего несколько строк, зато сопроводил письмо фотоотчётом. Все снимки опубликовать мы не можем. Но и одного, с улицы Солнечной, вполне достаточно, чтобы увидеть «перемены» в обращении ТКО.

Фас кричит: «sos!»

В начале марта руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в интервью НТВ рассказал, что россияне переплачивают 100% себестоимости по большинству коммунальных платежей. В качестве примера Артемьев привёл тарифы на воду, которые в соседних регионах с аналогичными климатическими условиями могут отличаться в 54 (!) раза.

«Такая ситуация не только по воде. По теплу – в восемь раз, по водоотведению – в 56 раз, в 12 раз ещё по электроэнергии, – продолжил чиновник.

– И, как правило, дальше, когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это всё пробил через соответствующую энергетичес­кую комиссию и так далее».

«Чушью собачьей» назвал Артемьев разговоры о том, что россияне недоплачивают «коммунальным монстрам». 

– Мы давно им всё переплачиваем. Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи замки, – пояснил главный антимонопольщик страны.

Для борьбы с завышенными тарифами на ЖКХ, по мнению Артемьева, необходимо разработать закон об основах тарифного регулирования.

М-да. Неожиданное откровение. Мы-то думали, что ФАС существует, значит, в её руках все механизмы укрощения аппетитов зажравшихся монополис­тов существуют. Выходит, нет. Вон оно чё.

На мусор слетаются чайки

Мусорные свалки просто кишат стаями белоснежных чаек. Казалось бы, благородная морская птица… Откуда же такая любовь к гнилостной вони разлагающегося мусора? Всё очень просто: чайки – птицы всеядные. А собирать отходы на свалках легче всего.

Ну, действительно просто. Мы эту схему уже разобрали: разослал квитанции, пригрозил пеней, лишением положенных за трудовые заслуги льгот, судом, наконец. «На простака не нужен нож», – пели ловкие мошенники Лиса Алиса и Кот Базилио. Но в сторону шутки.

Посмотрим на мусорный бизнес серьёзно. Во всём мире давно и упорно идут ожесточённые схватки за рынок вывоза и переработки мусора.

Увеличение тарифа на уборку и утилизацию отходов для населения значительно повысило привлекательность «мусорной экономики».

Тем более что помимо абонентской платы эта строящаяся корпорация, которая уже в ближайшее время сможет конкурировать с такими «монстрами», как «РЖД» или «Газпром», будет подпитываться вливаниями из государственной казны по разделу «Экология». 

До 2024 года на развитие отрасли и создание инфраструктуры по обращению с ТКО предусмот­рено выделить 104 млрд рублей. Кроме того, 190 млрд рублей заложено как затраты региональных властей и бизнеса. Эти вливания, по идее, должны способствовать выполнению прошлогодних майских указов президента.

Тогда Владимир Путин говорил о масштабной программе преобразований, целью которой является переработка в России к 2024 году 60% всего объёма ТКО.

Проблема назрела, так как из 70-миллионного (в тоннах) ежегодного объёма мусора более 90% попросту вывозится на полигоны, а то и просто на несанкционированные свалки.

О, кстати, поработаем и с этой цифрой – 70 млн тонн. Разделим их на россиян поровну. Получается 500 кг на человека, то есть менее куба в год. Стало быть, по Артемьеву, за мусор с 1 января 2019 года мы переплачиваем уже не 100, а все 200%. На чьи удовольствия отрываем от собственной продовольственной корзины кровные «копейки»?

Большого секрета в этом нет. «Мусорные короли» России свой бизнес ведут открыто. Вернее, мусорный у них, как правило, один из бизнесов.

Так вот, за экологическую безопасность России борятся Игорь Чайка (младший сын генпрокурора РФ), Александр Шипелов (зять «мусорного» олигарха Нижегородской области г-на Агафонова), его компаньон по транспортной системе «Платон» Игорь Аркадьевич Ротенберг (сын бизнесмена из ближайшего окружения президента), Сергей Чемезов ( владелец «Ростеха»).

Соблазн заработать твёрдую валюту на твёрдых бытовых отходах, по сообщению «Коммерсанта», привёл в мусорный бизнес и сына главы Сбербанка Германа Грефа Олега, и его друзей Степана и Павла Дмитриевых, сыновей экс-главы ВЭБа Владимира Дмитриева.

– Мусор – перспективный бизнес, и к тому же вечный, я пришёл в него из жадности и до сих пор не жалею. Чтобы мусорный бизнес приносил доход, нужно по возможности присутствовать на всех этапах технологической цепочки: вывозить, сортировать, депонировать и перерабатывать.

Пока мы присутствуем на первых трёх, но наша бизнес-модель предполагает, что мы обязательно займёмся переработкой, нарастив достаточные объёмы поступающего сырья. Если контролировать всю цепочку, можно на каждом этапе собирать добавочную стоимость.

Вывозим мусор – получаем маржу 10-15%, сортируем – ещё 15%, перерабатываем – плюс ещё столько же, – прокомментировал свой интерес генеральный директор компании «Эко-Система» Андрей Якимчук.

Мусор легко взрывается

В середине марта в Ростове-на-Дону прошёл митинг против «мусорной реформы» в том виде, в каком она проходит. Митингующие хотели собраться на Театральной площади. Туда народ не пустили, митинговали неравнодушные граждане в Александровке. На ту дату собрали 21 тысячу подписей против завышенных норм (но этот список продолжает расти). 

Дойдут ли эти протесты до сознания и совести «мусорных королей»? Вряд ли. Ведь деньги не пахнут, как заметил ещё в начале нашей эры римский император Веспасиан. С тем и вошёл в историю.

Его российская коллега, императрица Екатерина II, тоже оставила после себя немало мудрых мыслей. «Лучше простить десятерых виновных, чем наказать одного безвинного», – она знала, что говорит.

Не забудут люди, не получившие услугу по вывозу мусора, тех грабительских квитанций никогда.

Обращение с ТКО требует знаний и навыков. Мусор, свозимый на полигоны, укладывают слоями определённой высоты, потом прикатывают, уплотняют, потом протыкают такой «пирог» на всю глубину в нескольких местах, чтобы не скапливались газы, образующиеся при гниении отходов, иначе может произойти взрыв. Бывали случаи.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *