Появился проект типового соглашения о прямой оплате жку

Появился проект типового соглашения о прямой оплате ЖКУ

Коммунальные услуги для юридических лиц предоставляются на весь комплекс владений в многоквартирном доме либо любом другом сооружении, подключённым к инженерно-техническим коммуникациям. Плата за предоставление коммунальных услуг не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя, ведь некоторые виды коммуналки потребляются не только в жилищном быту, но и в производственном процессе.

Юридическое лицо как потребитель коммунальных услуг

Коммунальные услуги юридические лица получают наравне с обычными жителями многоквартирных домов.

В этом смысле потребление может выражаться в следующих формах:

  1. Потребление коммунальных услуг на обеспечение нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности юридических лиц.
  2. Потребление с целью содержания жилых помещений, принадлежащих юр. лицам.
  3. Потребление коммунальных услуг в производственных целях.

Форма потребления имеет большое значение, так как оплата услуг производится в соответствии с такой формой. Так, если лица юридические услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) потребляют в форме содержания жилых помещений, то порядок оплаты устанавливается такой же, как и для обычных жителей таких помещений.

Если помещения используются в производственных целях, то порядок взаимоотношений с поставщиками услуг регламентируется в особом порядке. Однако это не лишает права заключать соглашения с посредниками, к примеру, управляющими компаниями или ТСЖ (товарищество собственников жилья).

То есть, отношения юр. лиц с поставщиками или посредниками преимущественно регламентируются общими гражданско-правовыми нормами, а также нормами ведения хозяйственной деятельности. Ответственность и последствия нарушения договорных правил также определяются самими соглашениями.

Виды поставляемых коммунальных услуг

Снижение тарифов, заключение договоров с ЖЭС, экономия в квитанции об оплате – чего ждать от новой жилищно-коммунальной услуги

В июньских квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг мы увидим новую строку – «услуга по управлению общим имуществом совместного домовладения».

Как новшество повлияет на сумму в счетах-извещениях, кто будет управлять общим имуществом и что от этого выиграет жилец многоквартирного дома? Эти и другие вопросы мы задали консультанту управления жилищного хозяйства Министерства ЖКХ Надежде Севрук.

Появился проект типового соглашения о прямой оплате ЖКУ

Искусство управлять

– Надежда Сергеевна, напомните, пожалуйста, что такое общее имущество совместного домовладения?

– Это помещения, расположенные за пределами квартир или нежилых помещений и предназначенные для обслуживания двух и более жилых или нежилых помещений в многоквартирном жилом доме. Проще говоря, подъезды, подвалы, лифты.

Также к общему имуществу относятся крыши, общедомовые приборы учета, конструктивные элементы и оборудование, находящееся за пределами квартиры. И всем этим нужно управлять – обслуживать, ремонтировать, содержать в надлежащем санитарном состоянии.

И за это нужно платить.

– Но ведь сейчас эти услуги (это я о техобслуживании и капремонте) оплачиваем. Для чего нужно вводить новую?

– Хочу обратить внимание, что эта услуга не новая. Да, за управление общим имуществом мы платили всегда. Просто эти платежи были включены в тарифы других жилищно-коммунальных услуг: в техобслуживание дома и лифта, вывоз ТКО и санитарное содержание вспомогательных помещений.

А что для потребителя, например, техобслуживание и санитарное содержание дома? Человек видит конкретную работу – замену оборудования, установку почтовых ящиков, заваривание мусоропровода. Но этим работам обычно предшествуют другие, которые не на виду.

Например, обследование подъезда, проведение собрания перед капремонтом, контроль за качеством услуг, рассмотрение претензий и обращений граждан. Все это требует трудовых и материальных ресурсов. Поэтому принято решение выделить управление общим имуществом в самостоятельную услугу.

Теперь потребители будут видеть, что у них есть услуга, которую оказывают в их интересах. Потребитель будет понимать, за что платит.

– Эта услуга дополнительная или основная?

– Услуга по управлению общим имуществом не входит в перечень основных или дополнительных. Но приравнивается к основной жилищно-коммунальной услуге.

– Сейчас общим имуществом управляют ТС и ЖСПК, а также организации ЖКХ. Что изменит введение новшества для этих организаций?

– Сегодня Жилищный кодекс предлагает выбор: либо создать организацию собственников (ТС, ЖСПК) и самостоятельно управлять общим имуществом, либо воспользоваться услугами внешнего управляющего – уполномоченного лица.

Пока услуга по управлению общим имуществом была замаскирована в других ЖКУ, казалось, что никакого управления нет. Это не так. Подобного рода деятельность существовала всегда, но платили мы за нее в составе остальных услуг.

Управление совместным домовладением – важная организационная составляющая, поэтому и принято решение сделать ее самостоятельной услугой.

– Как это отразится на сумме в квитанции об оплате?

– Сумма не увеличится. Ведь новую услугу вычленили из некоторых других. Это значит, что уменьшится плата за техобслуживание жилого дома и лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами и уборку подъездов. Издержки, которые раньше несло уполномоченное лицо, теперь перейдут в новую услугу.

Договор остается в силе

– Правильно ли я поняла – теперь собственник или наниматель жилья заключит договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с уполномоченным лицом, то есть с ЖЭС? Но ведь и сейчас все эти основные и дополнительные услуги мы получаем, образно говоря, из одних рук. В чем тогда отличия? Что изменится для рядового потребителя, жильца многоквартирного дома?

– Для проживающих в домах, которыми управляет ТС или ЖСПК, ничего не меняется. Потому что в уставе юрлица уже обозначены и прописаны взаимоотношения участников этих организаций.

Для жильцов домов, которые обслуживает ЖКХ, изменится оформление взаимоотношений с уполномоченным лицом.

По договору на управление общим имуществом уполномоченное лицо должно организовать оказание основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Потребителю не нужно будет заключать несколько договоров на предоставление жкх-услуг. Будет один договор с уполномоченным лицом. Исключение составляют лишь услуги газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, которые оплачиваются по показаниям индивидуальных приборов учета. На каждую из услуг у потребителя будет индивидуальный договор.

– Договор заключать обязательно?

– Если человек его не заключит, услуга все равно начислится как фактически оказанная. Оплата будет начисляться, даже если не заключить договор.

В Жилищном кодексе прописано, что уполномоченное лицо обязано предложить потребителю заключить договор на управление общим имуществом. Типовой договор разместят в открытом доступе по принципу публичной оферты.

Чтобы принять условия оферты, нет необходимости что-то подписывать и заверять печатью, достаточно выполнить указанные в ней условия. Например, принять и оплатить услугу. Фактически договор будет считаться заключенным с 1 июня.

Бумажный его вариант можно получить и заключить в РСЦ, а также по месту нахождения уполномоченного лица.

– Давайте рассчитаем примерную сумму в квитанции об оплате жкх-услуг после того, как в ней появится новая строка. Какие тарифы снизятся?

– Размер платы за услугу зависит от площади занимаемой квартиры по аналогии с платой за техобслуживание. Предельно допустимый тариф на управление общим имуществом сегодня – 0,0165 рубля за квадратный метр.

Приведу пример оплаты стандартной двухкомнатной квартиры в 48 квадратных метров, в которой прописаны три человека. Возьмем условную квартиру в Минске. До 1 июня за техобслуживание дома, обращение с ТКО, техобслуживание лифта и за санитарное содержание вспомогательных помещений жильцы заплатят 22,7439 рубля.

С 1 июня себестоимость всех этих услуг снизится. Тариф за техобслуживание дома снижен с 0,1322 до 0,1238 рубля за квадратный метр, за техобслуживание лифта – с 1,5 до 1,43 рубля за одного человека, за санитарное содержание в Минске – с 88 до 85 копеек. Тарифы определены Указом Президента № 490 от 24 декабря 2020 года.

Таким образом, включая новую услугу, оплата за июнь составит 22,5162 рубля.

Елена Мисник, «Рэспубліка», 20 мая 2021 г.

Опубликован проект закона о прямых платежах между плательщиками жилищно-коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями

Не так давно мы рассказывали вам о том, что в обозримом будущем собственники помещений в МКД, вероятно, будут напрямую перечислять оплату ресорусоснабжающим организациям за предоставляемые ими коммунальные услуги (подробнее читайте здесь). Теперь этому есть документальное подтверждение, поскольку на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект закона о прямых платежах между плательщиками ЖКУ и РСО.

В настоящий момент и вплоть до 9 ноября 2015 года проект Федерального закона находится на этапе общественного обсуждения. Вы также можете поучаствовать в судьбе этого законопроекта и внести свои предложения. Посмотреть проект закона можно здесь.

Смысл законопроекта

В тексте законопроекта указано, что снабжение МКД коммунальными ресурсами теперь будет осуществляться на основании заключённого договора ресурсоснабжения. Данный договор будет заключаться непосредственно между собственниками помещений в МКД и РСО.

Здесь важно учесть одну особенность, что договор ресурсоснабжения от имени жильцов дома имеет право заключать управляющая компания, ТСЖ или ЖСК.

Иными словами от лица собственников помещений в МКД договоры с РСО будут подписывать организации, которые непосредственно осуществляют управление многоквартирным домом.

УК, ТСЖ или ЖСК выступает также одной из сторон договора ресурсоснабжения в части, касаемой потребления коммунальных ресурсов на ОДН.

Сбор денег

Одним из главных вопросов, который волнует как население, так и управляющие организации, остаётся: кто будет собирать деньги? И здесь предусмотрено несколько вариантов оплаты:

  1. Договор ресурсоснабжения может содержать две формулировки. В первом случае жильцы МКД могут платить за коммунальные ресурсы непосредственно РСО.
  2. Во втором случае собственники помещений в МКД могут платить в РСО через управляющую компанию или ТСЖ. Но здесь УК или ТСЖ играют роль только агентов по сбору денежных средств с собственников жилья.
  3. Кроме того, проект Федерального закона предусматривает и третий вариант оплаты, когда договор ресурсоснабжения заключается только между УК и РСО, а предоставление коммунальных ресурсов населению происходит по договору управления. Однако данная схема может быть реализована только при полном согласии всех сторон процесса: собственников помещений в МКД, управляющей компании и РСО.
Читайте также:  Фото: новогодние украшения в главном цвете 2018 года

Ответственность за качество КУ

Следующим вопросом, который больше всего волнует, пожалуй, управляющие компании: на кого будет возложена ответственность за качество предоставляемых КУ.

После принятия законопроекта ответственность за подачу коммунальных ресурсов должного качества и без перебоев в многоквартирный дом несёт РСО. УК, в свою очередь, контролирует качество и бесперебойность подачи коммунальных ресурсов в доме, а также обеспечивает предоставление КУ должного качества собственникам и нанимателям помещений в МКД.

Иными словами, исполнителем коммунальных услуг по-прежнему остаётся управляющая компания. При возникновении проблем или неполадок с получением коммунальных ресурсов жильцы МКД будут обращаться с жалобой к своей УК. На основании этой бумаги управляющая компания будет выносить претензию РСО.

Достоинства законопроекта

Среди явных плюсов документа можно отметить следующие моменты:

  • небольшая вероятность банкротства управляющей компании из-за долгов перед ресурсоснабжающей организацией;
  • при образовании задолженности перед РСО за коммунальные услуги УК не будет компенсировать долг денежными средствами, полученными с собственников помещений в доме на содержание и текущий ремонт МКД.

Недостатки законопроекта

У законопроекта есть также и свои явные минусы. Среди них особенно выделяются:

  • неразбериха с платёжками;
  • необходимость платить в «несколько касс»;
  • трудности с осуществлением перерасчёта за низкое качество предоставляемых КУ.

Мнение

Напоминаем, что до 9 ноября проект Федерального закона находится на публичном обсуждении. Поэтому вы можете внести свое предложение в данный законопроект (ссылка на обсуждение). Ваше мнение может оказаться решающим.

Как платить ЖКХ напрямую поставщику 2021 — коммунальные платежи, оплата, закон

Что изменится технически?

Директор Сибирской теплосбытовой компании Константин Бородин

https://www.youtube.com/watch?v=OcmsESRw_1A

Прежде всего, тем, у кого прямые договоры с поставщиками, приходит две квитанции, а не одна. Две квитанции означают два договора — с управляющей и с ресурсоснабжающей организацией (РСО). Ресурсы — это вода, отопление, водоотведение. Платить нужно по обеим квитанциям — и в управляющую, и в РСО. Если оплатить только одну, то на второй будет копиться долг.

Банковские переводы и платежи: в чем разница?

Банковские переводы — один из самых популярных сервисов Сбербанка. Ежедневно клиенты банка совершают переводы с банковских карт, пополнение мобильного, оплата услуг ЖКХ, — всё это различные виды банковских переводов, различающиеся получателем — физическим или юридическим лицом. Разбираемся, в чем их особенности, и какими видами комиссии они могут облагаться.

  Как проверить мое имущество в госуслугах

Итак, банковский перевод — это последовательность операций по исполнению платежного поручения плательщика или бенефициара (взыскателя), в соответствии с которой один банк (банк-отправитель) направляет другому банку (банку-получателю) межбанковское платежное поручение о перечислении предоставленной суммы денежных средств в пользу указанного бенефициара. Если счёт плательщика и счёт получателя (бенефициара) находятся в одном банке, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.

То есть юридически банковским переводом считается и когда вы переводите деньги внутри Сбербанка, и когда платите за отопление в адрес поставщика услуг. Любой платёж, который вы совершаете со своего счёта или банковской карты, с точки зрения банка является именно переводом.

Однако так сложилось, что в разговорной речи переводы в адрес конкретных людей называют переводами, а переводы в адрес организаций — платежами. Пусть это и не совсем правильно с юридической точки зрения, зато удобно.

Чтобы деньги дошли вовремя и по адресу, в банке работают автоматизированные системы — целая инфраструктура, поддержание которой стоит немало. Также банк обеспечивает печать чеков и квитанций в банкоматах, различные бесплатные сервисы. Именно на это идёт банковская комиссия.

Так, при оплате услуг ЖКХ комиссия может быть нулевая (это значит, что у организации — поставщика услуг есть специальный договор с банком, в соответствии с которым организация самостоятельно оплачивает банковскую комиссию).

Бывают и такие виды договоров между банком и поставщиком услуги, когда комиссию платит клиент, пользователь услуги. Или, допустим, вы несколько лет платили за коммуналку без комиссии, но внезапно она появилась.

Это значит, что деловые отношения банка и вашего поставщика изменились.

Давайте разберемся, какие условия по комиссиям при переводах для клиентов Сбербанка?

Все клиенты Сбербанка могут переводить деньги со своей карты на карту другого клиента Сбербанка по всей стране без комиссии: такой тариф действует для всех денежных переводов до 50 тысяч рублей в месяц. Статистика показывает, что лимита в 50 тысяч рублей в месяц достаточно почти для 90% клиентов банка. Для них переводы являются полностью бесплатными.

Если же клиент превысил установленный лимит в размере 50 тысяч рублей, все переводы сверх этой суммы будут облагаться комиссией 1%, но не более тысячи рублей. Например, вы сделали три перевода по 25 тысяч рублей: первые два пройдут с нулевой комиссией, а за третий банк возьмёт 250 рублей.

Как понять, укладываетесь ли вы в месячный лимит? Очень просто.

В мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» выберите «Профиль», спуститесь вниз меню и выберите раздел «Переводы без комиссии» — здесь отображается информация об общей сумме ваших переводов за месяц.

В интернет-банке «Сбербанк Онлайн»: если страница открылась в старом дизайне, нажмите кнопку «Новый дизайн», зайдите в «Профиль», перейдите вниз страницы и выберите раздел «Тарифы и лимиты». Также их можно посмотреть по странице «Платежи», внизу раздела.

Что же делать, если вам нужно перевести крупную сумму денег или если вы понимаете, что в этом месяце выйдете из лимита? Есть возможность сэкономить — подключить специальную подписку через мобильное приложение «Сбербанк Онлайн». Для этого нужно зайти в свой профиль в приложении, нажать на строчку «Переводы без комиссии» и выбрать подходящий тариф:

  • 99 рублей в месяц — дополнительные 50 тысяч рублей переводов без комиссии в месяц;
  • от 134 рублей в месяц — все переводы на любую сумму на карты и счета клиентов Сбербанка без комиссии в месяц;
  • от 209 рублей в месяц — переводы на любую сумму клиентам Сбербанка и оплата услуг организаций без комиссии в месяц (ЖКХ, штрафы, образование и тд). Обратите внимание на эту подписку, если у вас взимается комиссия по платежам в адрес нескольких поставщиков услуг, она, возможно, поможет сэкономить при оплате услуг ЖКХ и других услуг.

Эту подписку можно подключить на один месяц, на три месяца или на год — чем дольше срок, тем дешевле. К примеру, если вы знаете, что в ближайшем месяце вам надо будет перевести крупную сумму, а обычно вы крупные переводы не делаете, то логично подключить подписку на один месяц. А если для вас большие переводы — это постоянная история, то экономнее будет подписаться на весь год.

Мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» доступно держателям банковских карт Сбербанка (за исключением корпоративных карт), подключенных к СМС-сервису «Мобильный банк».

Для использования мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» необходим доступ в сеть Интернет. В отношении информационной продукции без ограничения по возрасту.

Подробную информацию о мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» уточняйте на сайте .

Реклама. ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015 г.

Мы с соседями хотим перейти на прямые договоры. Что делать?

Нужно помнить, что прямые договоры могут появиться при двух условиях:

  • по решению собственников после общего собрания;
  • при отсутствии долгов управляющей перед ресурсником. Если долги есть, необходимо за месяц уведомить ТСЖ о расторжении договора.

Решение собственников после собрание нужно зафиксировать в протоколе. Бумагу потом нужно отнести в красноярское подразделение СГК на Республики, 37 .

Там обращаетесь к любому специалисту (он примет входящий документ), оставляете свои контактные данные, на которые придет ответ о дате перехода на прямые договоры.

Помните: управляющая компания не имеет законного права ставить какие-либо барьеры для перехода, поскольку решение жителей дома — это закон.

  Замена стояков отопления в многоквартирном доме

Как платить ЖКХ напрямую поставщику?

Перед тем, как платить ЖКХ напрямую поставщику, необходимо уточнить все нюансы процедуры. Во-первых, закон в 2021 году уже вступил окончательно в силу, поэтому о заключении соглашений уже можно говорить. Во-вторых, порядок оплаты закреплен на законодательном уровне. Поэтому собственникам придется соблюдать все правила.

Договор об оплате поставщику напрямую можно заключать в том случае, если новая модель расчетов будет утверждена на общем собрании жильцов. Закон разрешает владельцам квартир инициировать процедуру заключения договоров самостоятельно.

Поставщик также может предложить осуществлять оплату без посредника, то есть, без управляющей компании. Это возможно тогда, когда УК задолжала ресурсоснабжающей организации установленную законом сумму. Наличие долга при этом должно быть зафиксировано судом.

При оформлении договора со всеми жильцами он будет считаться заключенным на следующих основаниях:

  • Если решение было принято на общем собрании собственников квартир.
  • Спустя месяц после расторжения договора поставщика и УК. Причем при наличии долга поставщик может аннулировать соглашение в одностороннем порядке, лишь отправив соответствующее уведомление второй стороне.

После этого посредничество управляющей компании при расчетах и оплате будет прекращено. И уже в следующем месяце жильцы получат платежки, где будет указан другой получатель.

Законопроект

Проект закона, о котором идет речь, был разработан еще в 2020 году. И сразу появилось большое количество как сторонников, так и противников данного нововведения. Ведь речь идет о том, чтобы убрать УК и осуществлять расчеты напрямую с жильцами.

А это означают, что простые граждане останутся один на один с юридическими лицами, которые могут пользоваться своими полномочиями более свободно.

Читайте также:  Китайцы хотят инвестировать в элитное жилье в Москве

Президент РФ подписал проект закона №59 еще в апреле, поэтому теперь все владельцы квартир могут применять новую процедуру на практике.

Какие плюсы?

Когда речь заходит об изменениях в жилищном законодательстве, многие граждане видят в этом только недостатки. Но если говорить о прямых расчетах с поставщиками коммунальных услуг, то не все так страшно. Для обычных потребителей найдется немало положительного.

Данное нововведение появилось в результате появления больших задолженность по оплате «коммуналки». Обычно ситуация развивается по одному из двух сценариев – либо платят на жильцы, а УК, либо наоборот собственники перечисляют деньги управляющей компании, а та не передает их поставщику.

В обоих случаях страдает не только ресурсоснабжающая организация, но и пользователи. Ведь рано или поздно УК становится банкротом, а долги никуда не деваются. С исчезновением посредника сторонам будет легче решать подобные финансовые вопросы.

Еще один несомненный плюс заключается в том, что управляющие компании смогут тратить средства не на оплату задолженности, а на благоустройство МКД и территории. Помимо этого все жильцы будут знать, что средства идут сразу поставщику, а не оседают на счетах управляющей компании.

Тем не менее, есть у законопроекта и ряд недостатков. В первую очередь это касается слабой юридической защищенности жильцов, которые остаются один на один с поставщиками. Еще одна проблема – это тарифы, так как владельцы квартир боятся, что придется платить намного больше. Так ли это на самом деле, покажет лишь время.

Узнайте, до какого числа платить коммунальные платежи. Существует ли срок давности по коммунальным платежам? Смотрите тут.

Плата за коммунальные услуги на ОДН

Нужен ли членам ЖСК и ТСЖ единый платежный документ для оплаты коммунальных услуг?

  • Нужен ли членам ЖСК и ТСЖ единый платежный документ для оплаты коммунальных услуг?
  • 14 марта в Московской городской Думе состоялось заседание Общественного экспертного совета по проблемам проведения жилищно-коммунальной реформы в городе Москве, на котором были обсуждены предложения по введению единого платежного документа для оплаты жилищно-коммунальных и прочих услуг жителями ЖСК и ТСЖ.
  • Созданная в настоящее время в столице автоматизированная информационная система управления финансовыми потоками платежей жителей за жилищно-коммунальные услуги (АИС ЖКУ) охватывает пока платежи жителей только муниципального жилищного фонда.

Между тем, на сегодняшний день в Москве существует около 4 тысяч жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ), которым принадлежит около 15 процентов жилого фонда. Хотя Единые информационные расчетные центры действуют уже в течение 5 месяцев, члены ЖСК и ТСЖ оказались вне этой системы и их платежи за коммунальные услуги не проходят через ЕИРЦ. Как было и раньше, платежи членов кооператива приходят на расчетный счет ЖСК, а в конце месяца переводятся поставщикам ресурсов органами управления кооператива.  

Мнения участников Общественного экспертного совета вопросу о необходимости введения единого платежного документа для членов ЖСК и ТСЖ и их расчета через ЕИРЦ разделились.

Так, было высказано мнение, что все жители города должны перейти на единую информационную систему, независимо от формы собственности жилья, в котором они проживают, и вид платежного документа тоже должен быть единым. В этом случае участники ЖСК и ТСЖ будут сами, а не через управление, рассчитываться по единому платежному документу через  ЕИРЦ.

Основной же функцией органов управления ЖСК и ТСЖ, которые сейчас тратят 80 процентов рабочего времени на начисление платежей, станет содержание и эксплуатация жилого фонда.    

По мнению других членов Совета, ЖСК и ТСЖ сами являются управляющими компаниями и несут ответственность перед своими жильцами, ведь жители для того и объединяются в ЖСК и ТСЖ, чтобы всеми организационными и финансовыми вопросами занималось правление.

Поэтому возможен вариант, когда кооперативы откажутся от прямых расчетов с поставщиками ресурсов и начнут вести расчеты через ЕИРЦ, но при этом единый платежный документ будет заполняться не для каждого жильца в отдельности, а для всего кооператива в целом, для чего ЕИРЦ будет высылать помесячно реестры оплаты для ЖСК и ТСЖ. Но проблема осложняется тем, что у разных кооперативов разный объем оказываемых услуг и свести их в единый платежный документ практически невозможно. Например, в Санкт-Петербурге система единого платежного документа существует с 1992 года, но до сих пор не все ЖСК и ТСЖ к ней подключились. В Москве же Единые информационно-расчетные центры пока не вышли на уровень устойчивого функционирования и четкого обслуживания жителей, поэтому членам ЖСК и ТСЖ, принимающим решение о переходе на систему расчетов по единому платежному документу через ЕИРЦ, нужно руководствоваться экономическими соображениями, а все их отношения с ЕИРЦ должны быть оформлены соответствующими договорами.

Члены Общественного экспертного совета продолжат обсуждение этого вопроса с участием представителей ресурсопоставляющих организаций и руководителей ЕИРЦ.

Людмила Столетнева        

Порядок участия в оплате жилищно-коммунальных услуг

Порядок участия в оплате жилищно-коммунальных услуг

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Оплата жилищно-коммунальных услуг по одному платежному документу, выставляемому собственнику или нанимателю жилья, на всех членов семьи и/или совместно проживающих с ним граждан, не всегда отвечает его интересам. В жизни возникают ситуации, когда есть необходимость в определении долей в оплате за жилищно-коммунальные услуги и выставлении отдельных платежных документов.  

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.

  • Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
  • 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
  • 1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
  • 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
  • 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
  • 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
  • 5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
  • 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
  • 7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

! До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Как видно момент, с которого возникает обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг различаются в зависимости от субъекта.

Оплата жилищно-коммунальных услуг при совместной и долевой собственности

Имущество может находиться в собственности одного или нескольких лиц. В последнем случае речь идет об общей собственности, которая подразделяется на совместную и долевую.

  1. Общей собственности посвящена глава 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

  2. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

  3. По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия — по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц (пункт 5 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации).

  4. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом (пункт 1 статья 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).

  5. В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Оплата за жилое помещение и коммунальные услуги может производиться на основании одного платежного документа. Если такой порядок не устраивает кого-то из собственников, то возникает необходимость определения порядка несения расходов между ними.

Собственники вправе заключить между собой соглашение, в котором определить размер доли каждого в оплате за жилищно-коммунальные услуги для формирования отдельных платежных документов.

Такое соглашение может быть заключено в простой письменной форме.

Копия соглашения предоставляется в управляющую организацию и/или организацию, производящую начисления и расчет за жилищно-коммунальные услуги (МФЦ, ЕИРЦ и т.д.).

! В случае, когда в квартире помимо собственников зарегистрированы иные лица, в соглашении о распределении суммы расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг лучше оговорить, на кого будут приходиться начисления по ним или в какой пропорции начисления будут распределяться между всеми собственниками квартиры.

Если же соглашение между ними не достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который установит порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.

! Соглашение, определяющее порядок несения расходов на жилое помещение и коммунальные услуги, может заключаться не только между собственниками, но и между собственником и членами его семьи.

В силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д. (п.

Читайте также:  Из-за повышения ключевой ставки строительные проекты могут стать нерентабельными

12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

В связи с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает специальных требований к порядку заключения такого соглашения, а также к его форме и условиям, то исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким соглашениям применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовых сделках (статьи 153—181 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации). Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

!К бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным.

Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п.

, а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, которые оцениваются судом в совокупности с другими доказательствами при рассмотрении соответствующего иска.

Обратите внимание, в судебной практике встречаются примеры, когда лицам, не являющимся собственниками, было отказано в требовании об определении доли оплаты жилищно-коммунальных платежей (см., например Апелляционное определение Московского городского суда от 30 июля 2015 г. по делу № 33-27138/2015).

Оплата жилищно-коммунальных услуг по договору социального найма

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

А значит граждане, проживающие в социальном жилье, обязаны своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

! В соответствии со статьей 90 Жилищного кодекса Российской Федерации, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие).

Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Бывший член семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения (пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14). Предложение о заключении такого соглашения может также исходить и от нанимателя. Споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением соглашения между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке.

Суд, рассматривая подобные споры, вправе определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, с возложением на наймодателя (управляющую организацию) обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Если между лицами, проживающими в жилом помещении по договору социального найма, имеется соглашение об определении порядка пользования этим жилым помещением (например, бывший член семьи нанимателя пользуется отдельной комнатой в квартире), то вышеназванные расходы могут быть определены судом с учетом данного обстоятельства.

!Для этой категории дел не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Для суда достаточно самого факта отсутствия соглашения о порядке несения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг между сторонами.

  • Судебная практика
  • Истец обратился в суд с требованием об определении размера участия в расходах по внесению платы за коммунальные услуги и содержание жилого помещения за собой и ответчиками в определенных долях, обязании управляющей компании выдать истцу и ответчикам отдельные платежные документы.
  • Исковые требования были удовлетворены полностью.

Ответчик не согласился с решением суда первой инстанции.

В апелляционной жалобе он указывал на то, что оснований для удовлетворения иска у суда не было в связи с отсутствием спора между сторонами по вопросу определения порядка оплаты коммунальных услуг, кроме того истец, минуя добровольный порядок разрешения данного вопроса, обратился в суд с иском, по результатам рассмотрения которого с ответчиков взысканы судебные расходы.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда отказала ему, поскольку письменных доказательств, подтверждающих, что между сторонами было достигнуто соглашение об определении порядка оплаты за спорное жилое помещение, а также коммунальных услуг, суду представлено не было. При этом истец имел право обратиться в суд с соответствующими требованиями ввиду отсутствия договоренности с ответчиками об определении порядка оплаты коммунальных услуг (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 18 февраля 2016 г. по делу № 33-5223/2016).

Раздел накопившегося долга

  1. При определении порядка несения расходов на жилое помещение и коммунальные услуги также необходимо решить вопрос о разделе накопившегося долга (при его наличии).

  2. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

  3. Аналогичные правила установлены для нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи (часть 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).

  4. Должник может исполнить солидарную обязанность по уплате долга как добровольно, так и в исполнение решения суда по требованию кредитора, так как кредитор имеет право предъявить требование об уплате долга как к одному из солидарных должников, так и ко всем сразу.

  5. В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 325 Гражданского кодекса Российской Федерации должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого, если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками.

  6. Судебная практика
  7. Гражданка-1 обратилась в суд с иском к гражданке-2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей и об определении долей в оплате за коммунальные услуги.
  8. В обоснование своих требований истица указала, что она и гражданка-2 зарегистрированы в двухкомнатной квартире, в которой каждая занимает по комнате.

С мая 2011 г. гражданка-2 не проживает по адресу регистрации и обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги надлежащим образом не исполняет.

Внесение платы за вышеуказанное жилое помещение гражданкой-1, без участия гражданки-2, подтверждено квитанциями.

Женщины не являются членами одной семьи и общего хозяйства не ведут. Соглашения об определении размера участия в расходах на оплату коммунальных услуг им достигнуть не удалось.

Суд, рассмотрев материалы дела взыскал с гражданки 2 в пользу гражданки-1 64 040,35 руб. (долг по оплате жилого помещения и коммунальные услуги) и 1 915,95 руб. (госпошлина) и обязал производить начисления по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги пополам (Апелляционное определение Московского областного суда от 10 ноября 2014 г. по делу № 33-24826/2014).

  • Таким образом, определение порядка расходов на жилое помещение и коммунальные услуги может производиться в добровольном и судебном порядке.
  • Задолженность за жилищно-коммунальные услуги может быть погашена одним из должников с последующим взысканием в порядке регресса уплаченной суммы за минусом его доли.
  • С лиц, которые пользуются жилищно-коммунальными услугами, но при этом не участвуют в их оплате, выплаченные за них суммы могут быть взысканы в судебном порядке.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *