Персональные данные собственников жилья могут стать общедоступными

Считается, для того, чтобы работать с персональными данными собственников, необходимо с каждого из них собрать согласие на обработку персональных данных. Это и верно, и нет, — зависит от ситуации.

Сегодня мы расскажем, в каких случаях согласие на обработку персональных данных нужно получить и что делать, если собственник его не даёт.

Персональные данные собственников жилья могут стать общедоступнымиРоскомнадзор об обработке персональных данных

Персональные данные собственников

1 июля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Теперь есть 7 составов правонарушений, за которые управляющие компании могут привлечь к административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных.

Ужесточилась административная ответственность за нарушение требований ст. 13.11 КоАП РФ – суммарный размер штрафа может составить 275 000 рублей. Многие управляющие компании не знают, как правильно работать с ПД.

Для них 4 октября мы провели вебинар «7 ошибок при работе с персональными данными, за которые УО получит штраф». Мы рассказали об обязанностях оператора ПД, дали рекомендации по выполнению требований статьи 13.11 КоАП РФ и отдельно внимание уделили вопросу получения согласия на обработку ПД.

Когда нужно получить согласие на обработку ПД

Если вы управляющая компания и у вас нет согласия на обработку ПД от собственников, но вы их обрабатываете внутри организации и не отдаёте их в сторонние организации, в таком случае согласие на обработку персональных данных не требуется.

Если вы будете передавать персональные данные собственников третьим лица, согласие на обработку нужно обязательно получить. При этом лицо, которое обрабатывает персональные данные по поручению оператора, не обязано получать отдельное согласие субъекта ПД на обработку его персональных данных. Ответственность в этой ситуации несёт управляющая организация.

В № 152-ФЗ перечислены случаи, когда согласие на обработку ПД для передачи третьим лицам не требуется:

  1. Если это разрешает Федеральный закон. Так, например, для размещения информации в ГИС ЖКХ согласия на обработку ПД не нужно.
  2. Если вы передаёте данные платёжному агенту и расчётным центрам (ч. 16 ст. 155 ЖК РФ).

Когда вы привлекаете представителя для расчётов с собственниками и нанимателями жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги, согласие субъектов ПД на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Но в договоре между вами и представителем необходимо закрепить положение о конфиденциальности персональных данных (ч. 10 ст. 3, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 7 № 152-ФЗ).

Персональные данные собственников жилья могут стать общедоступнымиПравомерность обнародования списка должников ЖКУ

Каким должно быть согласие на обработку ПД

Субъект передаёт управляющей компании согласие на обработку персональных данных в любой форме, позволяющей подтвердить факт получения:

  • в договоре управления,
  • в договоре ресурсоснабжения,
  • в уставе товарищества собственников жилья.

Роскомнадзор советует оформлять его в письменной форме отдельным документом. Единственный минус такой позиции – управляющая компания может физически не собрать со всех субъектов персональных данных такое согласие.

Субъект ПД принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Полные требования к содержанию согласию описаны в ч. 4 ст. 9 № 152-ФЗ.

Согласие должно быть:

  • конкретным,
  • информированным,
  • осознанным.

Независимо от того, как вы оформите согласие на обработку ПД, в нём обязательно должны быть:

  • ФИО, адрес субъекта персональных данных или его представителя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
  • наименование или ФИО и адрес оператора, получающего согласие субъекта ПД;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень ПД, на обработку которых дают согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, обрабатывающего ПД по поручению оператора;
  • перечень действий с ПДн, на совершение которых даётся согласие;
  • общее описание используемых оператором способов обработки ПД;
  • срок действия согласия субъекта ПД;
  • подпись субъекта ПД;
  • условия прекращения работы с персональными данными.

Персональные данные собственников жилья могут стать общедоступнымиПоявятся ли персональные данные собственников помещений в МКД в открытом доступе?

Согласие на обработку ПД в договоре управления МКД

Согласие на обработку персональных данных можно включить в приложение к договору управления МКд. Договор управления МКД собственники заключают с управляющей компанией в письменной форме. Составляется один документ и подписывается сторонами (ст. 162 ЖК РФ).

Новое в Законе «О персональных данных» 2021. Что нас ждет?

23 декабря 2020 г. Госдума приняла законопроект о внесении изменений в Закон «О персональных данных» — два чтения законопроект прошел за два дня.

А 30 декабря 2020 г. Федеральный закон № 519-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных” уже был подписан Президентом.

По замыслу создателей изменения вступят в силу в два этапа: основная часть с 1 марта 2021, вторая — с 1 июля 2021 г.

Сразу предупрежу: не спешите переподписывать согласия и перезаключать договоры. Прежде проконсультируйтесь со своим юристом. Ниже изложена моя точка зрения на изменения и она не претендует на истину. Будем ожидать разъяснений Роскомнадзора.

Оперативные обновления узнавайте в моем Телеграм-канале.

Персональные данные собственников жилья могут стать общедоступнымиПерсональные данные в 2021

Что нового

Изменения сводятся к одному важному моменту — понятия общедоступных персональных данных больше не будет. Не путайте с общедоступными источниками персональных данных.

  • Из части 1 статьи 6 исключается пункт 10 — важное условие обработки персональных данных без согласия:
  • «10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);»
  • Этот принцип так или иначе охватывал возможность публикации персональных данных пользователей соцсетей. Да, была и иная точка зрения, но сейчас в этих спорах поставлен восклицательный знак:

любые данные о человеке можно публиковать только с его прямого согласия!

Исключения сделаны только для случаев, где есть государственный, общественный и публичный интерес. Уважаемые журналисты, аккуратно выдыхайте ????

Персональные данные, разрешенные для распространения — это персональные данные, к которым возможен доступ любых лиц. Теперь это так называется.

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом

новый пункт 1.1 статьи 3 ФЗ «О персональных данных». Можно придумать новую аббревиатуру, например ПДРР ))

Это означает, что пока человек не даст согласия, публиковать его данные нельзя. Нельзя даже на корпоративных сайтах в разделах, аналогичным «О команде», «Наши сотрудники».

Требования к содержанию для специального согласия на обработку персональных данных, будет определять Роскомнадзор. Пока их нет, конечно же. Ждем весны.

Обновление от 27.01.2021. Опубликован приказ Роскомнадзора о требованиях с содержанию согласия.

Плохо, что новое согласие оформляется отдельно от иных согласий субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Хорошо, что новое согласие не обязательно должно быть письменным. Допускается любая форма, позволяющая подтвердить факт его получения.

Персональные данные собственников жилья могут стать общедоступнымиПридется получать новые согласия на публикацию персональных данных

Как распространять персональные данные в 2021

Пробегусь по пунктам новой статьи 10.1 Закона «О персональных данных». Это она определяет особенности публикации персональных данных. Подумайте заранее, как реализовать в вашей деятельности эти новшества.

1. Возможность выбора

Оператор обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

Это может выглядеть так: согласен на публикацию ФИО, не согласен на публикацию даты рождения. Посмотрим, что скажет РКН. Совершенно точно придется поломать голову над формулировками.

2. Последовательные доказательства

В случае раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия, предусмотренного настоящей статьей, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.

Например, один сайт написал про чиновника, второй сделал рерайт новости, третий — просто ее перепостил. Чиновник обиделся и написал жалобу в РКН.

В этом примере доказывать, что есть общественный интерес персональным данным чиновника будут все три сайта. Вряд ли у них будет согласие на распространение ПД чиновника. А других законных оснований нет.

3. Случайно все произошло

В случае, если персональные данные оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.

Например, произошел слив базы данных банка в сеть. Кто-то их скопировал и опубликовал. Значит он будет доказывать законность распространения этой информации. Не знаю, получится ли у него это.

4. Четкость формулировок

В случае, если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных согласился с распространением персональных данных, такие персональные данные обрабатываются оператором, которому они предоставлены субъектом персональных данных, без права распространения.

Речь идет о том, что если вы намудрите в своей форме согласия, то обрабатывать персональные данные можно, но только без распространения.

5. Если не следует, то не следует

В случае, если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных не установил запреты и условия на обработку персональных данных, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, или если в предоставленном субъектом персональных данных таком согласии не указаны категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты в соответствии с частью 9 настоящей статьи, такие персональные данные обрабатываются оператором, которому они предоставлены субъектом персональных данных, без передачи (распространения, предоставления, доступа) и возможности осуществления иных действий с персональными данными неограниченному кругу лиц.

Читайте также:  Военные смогут продавать друг другу ипотечное жилье

Тот же пример: намудрили непонятного в форме согласия — публиковать нельзя.

6. Как вручить согласие

Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, может быть предоставлено оператору: 

  • непосредственно;
  • с использованием информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

С первым случаем все понятно, со вторым пока не понятно. Потому что Роскомнадзор еще не придумал такую систему. Когда придумает и запустит — не понятно. Если к 1 марта 2021 года не придумает, то единственным способом остается прямая передача согласия субъектом оператору. Это понятно, кэп?

7. Как будет работать ИС Роскомнадзора

Правила использования информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, в том числе порядок взаимодействия субъекта персональных данных с оператором, определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Роскомнадзор все придумает, напишет и нам расскажет.

UPD. 25 марта 2021 опубликован приказ Роскомнадзора о функционировании информационной системы.

8. Молчание не является согласием

Молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

Многозначительно промолчать в ответ на вопрос: «даете свое согласие на публикацию ваших данных на нашем сайте?» — означает нет.

9. Отказать запрещать нельзя

В согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, субъект персональных данных вправе установить запреты на передачу (кроме предоставления доступа) этих персональных данных оператором неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) этих персональных данных неограниченным кругом лиц. Отказ оператора в установлении субъектом персональных данных запретов и условий, предусмотренных настоящей статьей, не допускается.

Например, человек может разрешить опубликовать свои ФИО и возраст в отзывы на товар. Но тут же запретить передавать кому-нибудь еще. Например, вашему рекламному агентству. И ограничить человека в этом праве нельзя.

10. Отсроченный пункт

Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения соответствующего согласия субъекта персональных данных опубликовать информацию об условиях обработки и о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

Этот пункт вступит в силу с 01 июля 2021 года, если ничего не изменится. Пока я не понял, где оператор должен что-то публиковать, зачем это вообще нужно. «Посмотрим, что скажет Роскомнадзор» (цы).

11. Общественный или публичный интерес

Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не распространяются на случаи обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством Российской Федерации.

Человеку нельзя запретить публиковать персональные данные в перечисленных случаях. Но наличие нужного интереса должен доказывать оператор, опубликовавший информацию. Четких критериев значимости интересов законодательство не определяет, поэтому нужно каждый случай рассматривать индивидуально.

12. Запретить можно в любой момент

Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных.

Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому оно направлено.

Субъект потребовал удалить информацию, оператор обязан исполнить. Если только нет других случаев обработки персональных данных без согласия субъекта. Например, общественный интерес из пункта 11.

13.Запрет с момента получения требования

Действие согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, прекращается с момента поступления оператору требования, указанного в части 12 настоящей статьи.

Ранее выданное согласие превращается в тыкву в момент получения оператором отзыва согласия.

14. Требования нужно выполнить быстро

Субъект персональных данных вправе обратиться с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) своих персональных данных, ранее разрешенных субъектом персональных данных для распространения, к любому лицу, обрабатывающему его персональные данные, в случае несоблюдения положений настоящей статьи или обратиться с таким требованием в суд. Данное лицо обязано прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных в течение трех рабочих дней с момента получения требования субъекта персональных данных или в срок, указанный во вступившем в законную силу решении суда, а если такой срок в решении суда не указан, то в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Помните пример про три сайта и чиновника? Так вот чиновник может потребовать удалить информацию как с одного, так и со всех трех. Где увидит статью о себе, туда и напишет. А может пойти сразу в суд. Соответственно, каждый сайт должен прекратить публикацию данных чиновника в течение трех дней.

15. … но не всем

Требования настоящей статьи не применяются в случае обработки персональных данных в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления функций, полномочий и обязанностей.

Кратко — им можно. Точка.

Выводы

Важно! Статья 15.5 Закона «Об информации..» позволяет Роскомнадзору по решению суда блокировать сайты, которые допускают нарушения законодательства в области персональных данных. А пункт 14 статьи 10.1 Закона “О персональных данных” позволяет оспаривать отказ в удалении персональных данных в суде.

Что делать со старыми согласиями, полученными до 1 марта 2021?

Они превращаются в тыкву. Для распространения нужно получать отдельное согласие. Но согласие остается возможным для остальных целей.

Когда получать новое согласие?

Не раньше, чем Роскомнадзор утвердит его форму.

Персональные данные собственников жилья могут стать общедоступнымиМы следим за изменениями

Остаюсь с вами на связи. Все вопросы по статье можно задать в чате Телеграм или в Я.Дзене. Следить за обновлениями контента удобнее в основном Телеграм-канале

Что относится к персональным данным. Кому их можно передавать, как хранить и уничтожать

Персональные данные собственников жилья могут стать общедоступными

В последние годы вопрос о персональных данных стал крайне острым ввиду активной цифровизации, а следовательно, и с ростом рисков по утечке и мошенническом использовании информации. При проведении проверок инспекторы обращают внимание на документы, относящиеся к персональным данным, их наличие, хранение, согласие работников на обработку и т.д.

Что такое персональные данные и что к ним относят

Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу, и позволяющая его определить. Это из статьи 3 ФЗ «О персональных данных», от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон).

К персональным данным, согласно данному закону, относят:

  • фамилия, имя, отчество;
  • место, дата рождения;
  • место постоянной или временной регистрации;
  • фотография или видеозапись человека, позволяющие идентифицировать человека;
  • сведения о детях, родственниках, семейном положении;
  • сведения о заработной плате;
  • оценка навыков, личностных качеств;
  • индивидуальные личные данные (раса, национальность, политические или религиозные взгляды, философские убеждения; состояние здоровья);
  • информация о судимостях, или их отсутствии;
  • номер телефона, адрес электронной почты, иные идентификаторы в соц. сетях или мессенджерах;
  • паспортные данные, СНИЛС, ИНН (хотя с ИНН вопрос спорный);
  • биометрические данные.

Но стоит учитывать, что некоторые из этих данных сами по себе, без связки с другими данными, персональными являться не могут.

Если номер телефона сам по себе не является персональными данными, то в базе оператора, с указанием ФИО владельца — является. Адрес электронной почты в формате petrov_sergey_1987@mail.

ru — тоже относится к персональным данным, как и ФИО, с привязкой к ИНН, номеру телефона или месту регистрации.

Также существует классификация персональных данных. Их подразделяют на:

  • общедоступные;
  • специальные;
  • биометрические;
  • иные.

Такая классификация дана в Постановлении Правительства от 1 ноября 2012 г. № 1119.

  • Немного подробнее по каждой категории.
  • Общедоступные — те, на доступ к которым дано согласие субъекта персональных данных, а не те, которые можно найти в общем доступе в интернете.
  • Специальные — информация о расе, национальности и религии; политических и философских взглядах, здоровье, подробностях личной жизни,
  • судимостях.

Биометрические — информация о физиологических и биологических особенностях человека. Это отпечатки пальцев, генетическая информация, рисунок радужной оболочки глаз, образцы голоса, фотографии.

Но здесь тоже важна определенная привязка к личности. Например, отпечаток пальца, используемый для идентификации сотрудника для входа в офис. Или скан радужной оболочки глаза.

К иным данным относится все остальное. Это как папка «разное» на большинстве компьютеров. Это электронная почта или геолокация,

информация о принадлежности к определенной социальной группе,

стаж работы и пр.

Также стоит упомянуть, кто является субъектом персональных данных, а кто оператором. Соответственно, субъект — физическое лицо, чьи данные обрабатывают. К примеру, собирают и хранят. А оператор персональных данных — юридические лица, государственные организации или ведомства. Они данные собирают, обрабатывают, хранят, передают и уничтожают.

Обратите внимание! Уничтожение персональных данных должно происходить таким образом, чтобы впоследствии ими не могли воспользоваться ни злоумышленники, ни нечистоплотные сотрудники организации, а у проверяющих не оставалось сомнений в законности процедуры. Делис Архив проведет экспертизу документов, отбор и уничтожение, предоставит все подтверждающие документы и уничтожит документы, содержащие конфиденциальную информацию. Подробнее.

Обработка персональных данных

Любой договор с физлицом, содержащий его личные данные (а он и будет их содержать, если это не публичная оферта), должен в обязательном порядке содержать раздел о персональных данных. Без письменного согласия человека, обработка персональных данных оператором, а также их передача третьим лицам — запрещена.

Вообще, обработка персональных данных — это вообще любые действия, которые с ними делают. Сюда входит:

  • сбор;
  • передача;
  • запись;
  • хранение;
  • извлечение;
  • изменение;
  • обезличивание;
  • анализ;
  • удаление.

В свою очередь, обработка может осуществляться тремя путями:

  • Автоматизированная — с помощью средств вычислительной техники. Это компьютеры, телефоны и другие электронные устройства, базы данных, криптографические средства защиты, программы, скрипты.
  • Смешанная — обработка человеком при участии средств вычислительной техники. Например, когда в бухгалтерии вбивают в программу данные из бумажного заявления на отпуск.
  • Неавтоматизированная — без автоматизации.

После того, как персональные данные обработаны они отправляются на хранение в архив. Это может быть и отдельное специализированное помещение (если речь о бумажных документах) и электронное хранилище (например, облачное). В любом случае вам впоследствии нужно иметь возможность оперативно найти данные и уничтожить их (по требованию субъекта) или передать (в силу закона).

Читайте также:  Минстрой предложит россиянам инвестировать в строящееся арендное жилье

Чтобы поиск не стал квестом, рекомендуем правильно организовать архив, как обычный, так и электронный. Как это сделать знают специалисты Делис Архив.

Определить срок хранения документа онлайн

Что будет, если нарушить законодательство о персональных данных

Следит за соблюдением законодательства в этой сфере организация, которая у многих на слуху — Роскомнадзор. Применяемая статья — 13.11 КоАП.

  • обработка ПД, несовместимая с целью сбора — штраф до 3 тыс. для граждан, до 10 тыс. на должностных лиц, до 50 тыс. — на организации.
  • обработка ПД без письменного согласия субъекта — штраф для граждан до 5 тыс., до 20 тыс. на должностных лиц, до 75 тыс. на организации.
  • неопубликование документа о политике оператора в отношении обработки ПД — штраф для граждан до 1,% тыс руб., для должностных лиц до 6 тыс., для ИП до 10 тыс., а для юрлиц — до 30 тыс.

Если собирать персональные данные о гражданах РФ на серверы, расположенные за пределами РФ — штраф до 6 миллионов.

Что делать, чтобы не попасть под штрафы

Чтобы собирать, хранить и обрабатывать ПД, нужно соблюдать требования Закона № 152-ФЗ. Краткий чек-лист:

  • Зарегистрироваться в Роскомнадзоре, как оператор персональных данных.
  • Запрашивать разрешение на сбор и обработку данных у субъектов и не собирать с них лишние данные.
  • Отвечать на обращения субъектов и предоставлять им всю информацию.
  • Собирать и хранить информацию только для достижения определенных целей, и на определенный срок.
  • Хранить и защищать ПД по закону, обеспечивать сохранность, тайну и точность данных, не передавая третьим лицам. А если передавать, то только с документальным подтверждением и только аттестованным.
  • Уточнять, блокировать или уничтожать ПД по заявлению субъектов или когда достигли целей их сбора.

Смотреть, что будет, если неправильно хранить документы

Все нужна регистрация в Роскомнадзоре?

Может возникнуть ощущение, что уже давно всем работодателям нужно бежать в Роскомнадзор и регистрироваться как оператору персональных данных. Однако это не так. Вот исключения:

  • сбор персональных данных гражданина оператором осуществляется в связи с установлением трудовых отношений;
  • персональные данные собираются с целью заключения договора, без последующей передачи и распространения третьим лицам, также предусматривается использование персональных данных только для исполнения договора с гражданином;
  • обработка персональных данных, находящимся в открытом доступе;
  • сбор фамилии, имени и отчества граждан без указания телефона, e-mail;
  • сбор персональных данных проводится с целью однократного пропуска гражданина на территорию оператора, собирающего данные, или в аналогичных случаях;
  • сбор, обработка и хранение персональных данных осуществляется на бумажных носителях без использования средств автоматизации. Кстати, хранить свой бумажный архив, включая кадровые документы и персональные данные вы можете и вне офиса. Так можно избежать их утраты и несанкционированного доступа к информации.

Во всех остальных случаях — регистрация обязательна!

Не забудьте, что в Делис Архив действует акция «Новогодняя» — дарим полезные подарки действующим и будущим клиентам!

Создайте свой блог, выскажитесь и станьте суперзвездой «Клерка» Создать блог

Персональные данные в ЖКХ

«Защита персональных данных», «уведомление об обработке персональных данных», «согласие на обработку персональных данных», «законодательство о защите персональных данных» — данные словосочетания становятся проблемой и головной болью многих УО, ТСЖ, ЖСК, которые неожиданно столкнулись с понятием «персональные данные» и которым не хочется ни нарушить закон, ни поссориться с собственниками, ни навлечь на себя предписания и штрафы контролирующих органов.

При этом расплывчатые формулировки законодательства о персональных данных, отсутствие внятных разъяснений гос.органов (и их стремление, в первую очередь, к карательной, а не регулирующей функции) делают еще более сложно определяемыми как отнесение той или иной информации к персональным данным, так и порядок обращения с такими данными.

Да еще и собственники помещений все больше проникаются пониманием некой «священной неприкосновенности» их персональных данных, которые, по мнению довольно значительного собственников числа, якобы нельзя использовать для целей предъявления этим собственникам к оплате стоимости потребленных ими же услуг, для взыскания имеющихся задолженностей, для исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, и т.д. и т.п.

Что такое персональные данные?

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2016 № 152-ФЗ (далее — ФЗ № 152) персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2 ст. 3 ФЗ № 152).

Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 ФЗ № 152).

Таким образом:

  • персональные данные — это любая информация, относящаяся к собственникам (нанимателям) помещений МКД, а также работникам УО, ТСЖ, ЖСК;
  • обработка персональных данных — это любое действие, которое с ними совершается;
  • все управляющие компании, ТСЖ, ЖСК (далее — управляющие организации) являются операторами по обработке персональных данных, поскольку собирают, систематизируют, хранят, уточняют, используют и передают информацию, касающуюся собственников многоквартирного дома.

Уведомление уполномоченного органа

По общему правилу оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (п. 1 ст. 22 ФЗ № 152).

Органом, уполномоченным на защиту прав субъектов персональных данных в соответствии со ст. 23 ФЗ № 152 является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Уведомление рекомендуется направлять в территориальный орган Роскомнадзора — управление Роскомнадзора по субъекту РФ по месту регистрации оператора в налоговом органе (абз. 2 п. 3.1.13 Приказа Роскомнадзора от 30 мая 2017 г.

№ 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения».

Уведомление должно быть подготовлено и направлено в уполномоченный орган в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями»).

Неуведомление (непредставление или несвоевременное представление) уполномоченного госоргана в порядке ст. 22 ФЗ № 152 влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.7).

Ответственность за подобные правонарушения установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа (на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц  от трех тысяч до пяти тысяч рублей).

Вместе с тем, п. 2 ст. 22 ФЗ № 152 установлены случаи, в соответствии с которыми УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять без уведомления Роскомнадзора обработку персональных данных, к которым относятся данные:

  • обрабатываемые в соответствии с трудовым законодательством;
  • полученные оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
  • относящиеся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
  • сделанные субъектом персональных данных общедоступными;
  • включающие в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
  • необходимые в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
  • включенные в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  • обрабатываемые без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
  • обрабатываемые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Так, если УО, ТСЖ, ЖСК осуществляет, например, обработку в соответствии с трудовым законодательством, то при обработке данных своих работников, они не обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале обработки персональных данных. Отметим, что право не уведомлять Роскомнадзор не исключает возможности (в случае желания, на всякий случай и по прочим индивидуальным причинам) уведомить уполномоченный орган о начале обработки данных.

Из вышеприведенного перечня интерес также представляет следующее положение — УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления в случае, когда данные получены оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных. Иными словами, если УО, ТСЖ, ЖСК персональные данные собственников обрабатывает, однако не распространяет и не передает третьим лицам, то оно не обязано направлять уведомление в Роскомнадзор.

Таким образом, за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 22 ФЗ № 152, УО, ТСЖ, ЖСК обязаны уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор).

Если до того, как УО, ТСЖ, ЖСК приступили к работе, связанной с обработкой персональных данных, уведомление в Роскомнадзор направлено не было, то представление уведомления в таком случае будет несвоевременным.

Вместе с тем, даже если ранее не было направлено уведомление об обработке персональных данных, такое уведомление необходимо направить во избежание более серьезных санкций в дальнейшем.

К ситуации, при которой обязанности по уведомлению Роскомнадзора не существовало, а в какой-то момент она возникла, можно отнести, например, переход от обработки данных без использования средств автоматизации к обработке с использованием таких средств.

Читайте также:  Госдума уточнит принцип начисления имущественного налога

Передача данных с согласия субъекта персональных данных

Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152).

Требования к согласию субъекта персональных данных установлены ст. 9 ФЗ № 152.

Так, например, согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным (п. 1 ст. 9 ФЗ № 152), а в случаях, предусмотренных законом  обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме (п. 4 ст. 9 ФЗ № 152).

Обработка персональных данных без согласия субъекта и без уведомления Роскомнадзора в связи с исполнением договора

Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (ч. 2 ст.

6 ФЗ № 152), а также для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (ч. 5 ст. 6 ФЗ № 152).

В указанных случаях согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется.

Kак защитить персональные данные собственников недвижимости?

Эксперт в сфере управления многоквартирными домами Быков Алексей Григорьевич в интервью журналу «Бизнестаймс» рассказал о новых требованиях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства к проведению общих собраний собственников помещений, процедуре оформления протоколов заседаний и опасениях управляющих компаний относительно распространения персональных данных.

Бизнес Таймс: — Алексей Григорьевич, что нового в Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 937/пр?

А.Г.

: — В апреле 2016 г. вступил в силу Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г.

N 937/пр, в соответствии с которым к каждому протоколу общего собрания собственников помещений должен быть приложен реестр собственников помещений с указанием реквизитов документа, подтверждающего право собственности на помещение (согласно п. 1.1. ст. 146 Жилищного кодекса РФ указанные требования распространяются также и на собрания членов ТСЖ).

Установлен порядок оформления и передачи копий таких решений и протоколов в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.

Бизнес Таймс: — Известно, что документ вызвал неоднозначную реакцию среди управляющих компаний и озабоченность у собственников помещений в многоквартирных домах. С чем связаны их опасения?

А.Г.

: — У  управляющих организаций вызывает вопрос выполнение 12 и 19 пунктов Приказа, который обязывает вносить в протоколы собраний реквизиты документов, подтверждающих право собственности на помещения участников собрания собственников помещений.

  Беспокойство же собственников помещений вызывает потенциальная возможность попадания указанных сведений к мошенникам на рынке недвижимости, и, как следствие, собственники все чаще отказываются раскрывать и передавать такую информацию управляющим компаниям.

Кроме того, такое требование Приказа не учитывает требования ст. 7.

ФЗ №152 «О персональных данных»: «операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных».

Бизнес Таймс: — Как оформлялись реестры собственников до вступления в силу приказа?

А.Г.

: — Реестры собственников помещений, как правило, включают в себя: ФИО собственника, адрес, номер квартиры, долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Этих сведений вполне достаточно для организации и проведения собраний собственников помещений.

Бизнес Таймс: — Что Вы можете порекомендовать управляющим организациям?

А.Г.

: — Управляющие организации могут выполнить требования Приказа и при этом максимально защитить интересы собственников, указывая реквизиты выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).  Данная выписка является документом, подтверждающим право собственности на недвижимое имущество и не раскрывает всех реквизитов свидетельства о государственной регистрации прав собственности.

Бизнес Таймс: — Спасибо Вам, Алексей Григорьевич за профессиональные разъяснения в данном вопросе.

Данные о собственниках недвижимости – не для всех

Алексей Навальный и Фонд борьбы с коррупцией обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными действий Росреестра и возложении обязанности совершить действия по предоставлению выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащей сведения о правообладателях двух жилых домов.

Свои требования административные истцы мотивировали тем, что по их запросу Росреестром им была предоставлена выписка из ЕГРН, однако в ней отсутствуют сведения о правообладателях объектов недвижимости.

По их мнению, непредоставление таких сведений нарушило их права и законные интересы на получение информации, гарантированные ст. 7 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ч. 1 ст.

8 Закона об информации.

Определением суда, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, производство по административному делу было прекращено.

Суды сочли, что оспариваемыми выписками из ЕГРН не разрешаются права административных истцов как собственников жилых помещений, вследствие чего неуказание сведений о собственнике не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителей, а также не создает препятствий к их осуществлению и не возлагает каких-либо обязанностей.

В кассационной жалобе Алексей Навальный настаивал на том, что отказ Росреестра в предоставлении интересующей его информации нарушает его право на получение информации, гарантированное федеральным законодателем.

По его мнению, вопрос о наличии или отсутствии материального интереса подлежит выяснению в ходе судебного разбирательства и не может являться основанием для прекращения производства по делу без исследования фактических обстоятельств и всех доказательств.

Кроме того, он указал, что обжалуемые судебные акты нарушили право заявителей на судебную защиту и право на справедливое судебное разбирательство.

Поскольку в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Президиуме Московского городского суда было отказано, Алексей Навальный обратился в Верховный Суд.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, проверив доводы кассационной жалобы, сочла, что нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, и оставила ее без удовлетворения.

Судебная коллегия отметила, что гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. А организация – информации, непосредственно касающейся ее прав и обязанностей, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с госорганами при осуществлении ее уставной деятельности.

ВС РФ напомнил, что Закон о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним допускает предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, по запросам любых лиц, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законодательством.

В частности, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судебная коллегия указала, что, согласно материалам дела, в связи с обращением заявителей в Росреестр они получили выписку из ЕГРН, содержащую сведения об интересующих их жилых домах за исключением сведений, касающихся персональных данных правообладателя, т.е. информации, доступ к которой ограничен. Документов, подтверждающих фактическую заинтересованность административных истцов в получении указанной спорной информации, к административному иску не приложено.

Таким образом, Суд согласился, что нижестоящие инстанции, прекращая производство по делу, пришли к правильному выводу о том, что при таких обстоятельствах права и законные интересы истцов не нарушаются и не затрагиваются.

Руководитель практики «Межевание, кадастр, регистрация» «Содружества земельных юристов» Юлия Бузанова согласилась с позицией ВС РФ.

Эксперт подчеркнула, что выписка из ЕГРН по своей правовой природе документ, позволяющий узнать о наличии или отсутствии зарегистрированного права на объект недвижимости, и не служит средством для сбора персональных данных о его владельце. Одновременно с этим действует Закон о персональных данных, которым установлена ответственность уполномоченных лиц за его нарушение.

Таким образом, отсутствие согласия на обработку персональных данных равно отказу, в связи с чем включение подобных сведений в предоставляемые выписки ЕГРН неправомерно и влечет за собой негативные последствия, предусмотренные законом.

Юлия Бузанова считает, что в ходе рассмотрения дела суд всесторонне изучил основания получения данных выписок заявителем и однозначно установил, что намерение приобретать имущество отсутствовало, а имело место только желание получить защищенные персональные данные собственников для дальнейшего их использования. При этом, по ее мнению, определение ВС РФ не ограничит права на информацию, например, потенциальных покупателей объектов недвижимости. Она выразила надежду, что «вынесенное определение поставит жирную точку в подобных вопросах и защитит персональные данные, внесенные в различные реестры, от посягательств». 

Противоположную точку зрения высказал партнер АБ «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков. По его словам, очевидно, что информация, которая содержится в Едином государственном реестре недвижимости, является и должна быть доступна для всех участников гражданского оборота: «Именно для целей проверки недвижимости указанный реестр создавался и функционирует».

Эксперт считает крайне странным подход ВС РФ, при котором гражданину было отказано в доступе к информации о собственнике недвижимого имущества. По его мнению, нельзя «закрывать» доступ к информации, содержащейся в ЕГРН.

Исключением могут быть только вопросы национальной безопасности.

«Также сложно принять то, что Верховный Суд распространил общие положения об обработке персональных данных на специальный объект регулирования – информацию, содержащуюся в ЕГРН», – отметил Виктор Глушаков.

Эксперт добавил, что, изучая решение Верховного Суда и предварительно зная его выводы, он ожидал увидеть ссылку на ст. 10 ГК РФ и мотивировку по основанию «злоупотребление правом», однако данного довода в документе не оказалось.

«Не думаю, что указанный судебный акт повлияет на практику. Распространение аналогичной практики на всю страну повлечет за собой волну негативных последствий», – заключил Виктор Глушаков.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *