Новый Генплан Москвы может выгнать бизнес из центра столицы

В Москве завершился международный конкурс «Облик реновации». Его победители представили уникальные внешние виды будущих построек, в которые в скором времени переедут бывшие жители хрущевок.

Заместитель директора Института Генплана Москвы Максим Гурвич рассказал в интервью Москве 24 о результатах конкурса, текущих трендах градостроительства в столице, а также о том, почему москвичи все меньше стремятся жить в центре города.

Новый Генплан Москвы может выгнать бизнес из центра столицы

Москва 24/Никита Симонов

В текущем году Институту Генплана исполняется 70 лет. Как за этот период изменились подходы к проектированию и градостроительству?

Наверное, за 70 лет я не отвечу, я еще не так долго живу. Но наша деятельность очень тесно связана с экономикой, социумом, настроениями людей. И все это очень динамично меняется, поэтому подходы тоже должны меняться.

Проектируя города, градостроители формируют образ жизни и мышления людей.

В советское время власть решала свои задачи: вот тут ты спишь, тут работаешь. В выходные – субботник или кино. Город представлял набор функций, выраженный в наборе зданий. Где работать, как отдыхать, где покупать продукты – все это закладывалось буквально «сверху» людьми, которые видели город преимущественно с ракурса плана.

Потом началась перестройка, когда люди вышли из цикла, которой был задан им «сверху».

В этот момент общество было чем-то похоже на ребенка, которому сначала все запрещали, а потом родители уехали на дачу и теперь стало можно развлекаться, покупать что угодно: начали строиться торговые и развлекательные центры, клубы, бары. Предприниматели получили возможность свободно зарабатывать деньги, но в какой-то момент город начал идти на поводу у этого желания.

Наше время я бы описал как период поиска гармонии между тем, чего хотят люди, бизнес и государство. И для этой гармонии есть все предпосылки. Во многом она реализуется через общественные пространства, про которые так много сейчас говорят.

Эти территории принадлежат всем, они пронизывают город и соединяют те самые «функции» или отдельные здания. Именно тут разворачиваются сценарии взаимодействия человека и города и соединяются интересы всех сторон.

Новый Генплан Москвы может выгнать бизнес из центра столицы

Москва 24/Никита Симонов

Были ли за время работы какие-то удачные, на ваш взгляд, проекты, которые по каким-то причинам не реализовали?

На самом деле нереализованных проектов в институте нет. Город – это сложный организм, который нельзя спроектировать одним движением. Это всегда какая-то история, которая собирается по крупицам, а знания из разных областей складываются в общую копилку.

Нередко вещи, о которых думали наши предшественники, реализовываются только сейчас. Сегодня мы видим, как в Москве развился транспорт: метро, диаметры, хорды. Часть этих решений была заложена 50 лет назад в Генплане, и только сейчас они воплощаются.

Наверное, для тех, кто эти проекты разрабатывал, они остались нереализованными. Но даже если проект претерпел изменения или не был реализован вовсе – это тоже результат работы, поиск лучшего варианта. Отсутствие действия – это тоже градостроительное решение – и нередко довольно мудрое.

В Москве продолжается реновация жилищного фонда города. Уже завершен конкурс «Облик реновации», который помог определиться с внешним видом будущих построек. Расскажите о его итогах, какие интересные проекты представили участники?

Только что подвели итоги конкурса, со всеми предложениями победителей можно ознакомиться на сайте конкурса. Жюри проделало огромную работу, уделив пристальное внимание каждой работе. Все проекты оценивались по широкому набору параметров: экономическая эффективность, эстетическая составляющая, тиражируемость и реализуемость.

Последние два критерия особенно важны, потому что по условиям конкурса победителям предстоит дальнейшая работа с Москомархитектурой, Фондом реновации и управляющими компаниями для реализации проектов.

Сергей Кузнецов подвел итоги архитектурного конкурса домов по программе реновации

Расскажите поподробнее про победившие проекты. Чем они выделились среди остальных?

Все 92 представленные концепции – это архитектура очень высокого уровня, но любой конкурс предполагает, что кто-то в нем должен победить. И это тоже новый подход. В советское время побеждала дружба, всех стремились уравнять. Сегодня побеждает сильнейший, и это помогает постоянно повышать планку качества градостроительных решений.

А чем этот конкурс отличался от проектных решений на площадках по реновации?

Проект реновации – это не только дома для переселения. Это еще и изменения инфраструктуры: новые детские сады, школы, поликлиники, проезды, рабочие места. Все это необходимо, чтобы город функционировал и жил.

Новый Генплан Москвы может выгнать бизнес из центра столицы

Поэтому сначала команда Москомархитектуры провела конкурс на разработку планировочной структуры в этих кварталах: жилье, сервисы, дороги, планировочные связи. Каждый район тщательно исследовался, создавались индивидуальные проекты. Тем не менее есть общие планировочные принципы – связанность и насыщенность общественными пространствами.

Следующим шагом стал конкурс на проработку облика районов. То есть мы перешли от планировочных задач к тому, как это все будет выглядеть, к облику.

Очень важно, что все эти этапы мы прошли последовательно, обстоятельно проработав каждый из аспектов. Решать такие задачи разом нельзя. Иначе есть риск утратить айдентику районов, уйти в типизацию решений.

В связи с пандемией были ли какие-то корректировки проектов и бюджетов на строительство домов по реновации?

Бюджеты на строительство не в моей компетенции. Могу сказать только, что, несмотря на удаленку и реорганизацию рабочих процессов, Институт Генплана выдержал все сроки и темпы разработки градостроительной документации. И мы ни в одном из проектов не позволили себе пойти на компромисс с качеством: все они полностью соответствуют стандартам программы.

Новый Генплан Москвы может выгнать бизнес из центра столицы

Москва 24/Никита Симонов

В городе также реорганизуют некоторые бывшие промзоны, на месте которых строятся жилые комплексы, школы, больницы – новые пространства для жизни. Планируются ли проекты, подобные ЗИЛу, в других районах города?

Будет ли такой проект, как ЗИЛ? Наверное, нет. У самой территории ЗИЛа есть набор индивидуальных характеристик: ландшафт, история, положение в городе. Каждый проект должен быть уникален. Нужно понимать, что, тиражируя опыт, даже если он очень удачный, мы рискуем потерять индивидуальные черты районов, за которые жители их любят.

Но промзоны необходимо развивать. Сейчас такие территории – это серые зоны, непроницаемые и непонятные для жителей города. И мы уже накопили достаточно опыта, чтобы эффективно интегрировать промышленные районы в городскую жизнь.

Я считаю, что нужен акцент на полифункциональность таких территорий. Там будут строиться не только жилые комплексы, но и рабочие места.

Это позволит, с одной стороны, включить эти территории в активное использование жителями, с другой – сохранить рабочие места.

Это будут новые и высокотехнологичные производства, не наносящие ущерба экологии города, на которых смогут работать жители близлежащих районов.

Вы также занимались проектом системы общественных центров «Город А-101 Север» в ТиНАО, объединившим в себе несколько жилых комплексов. Есть ли подобные проекты, которые планируются в других районах города?

ТиНАО – это особый район. Ближний пояс уже практически стал Москвой: туда пришло метро, транспортная и дорожная инфраструктура. Но своя специфика там сохранена. Люди, которые живут в Коммунарке и других районах округа, уже «сжились» с этим местом. У них есть понимание, почему они выбрали такой образ жизни.

Во-первых, в ТиНАО очень хорошая природная составляющая, ее было очень важно сохранить при разработке проекта. Люди, покупая там жилье, хотят ее видеть. Во-вторых, в ближнем поясе Новой Москвы практически с нуля была создана городская инфраструктура. В этом плане ТиНАО выигрывает у других районов Москвы.

Новый Генплан Москвы может выгнать бизнес из центра столицы

Москва 24/Никита Симонов

В этом сочетании и кроется главное преимущество района. Нужно было все скомбинировать так, чтобы природный ландшафт, который любят местные жители, без ущерба для экосистемы взаимодействовал с современной городской средой.

У тех территорий, которые находятся дальше, во втором поясе, тоже должна появиться своя идентичность. Люди должны любить свой район, чувствовать, что это место знаковое.

У него должны быть свои «фишки», оно должно быть узнаваемым. В этом как раз и была задача работы с нашим заказчиком по созданию единой системы города, чтобы он состоял из разных элементов.

Чтобы это было не только сплошное жилье, но и общественные здания, пространства, площади.

Ваш институт организовал форсайт-проект «Москва-2050», на котором эксперты обсудили, какой столица будет через 30 лет. Какие выводы были сделаны в ходе работы?

Форсайт – это метод исследования, в котором эксперты из разных сфер обсуждают перспективы развития различных аспектов нашей жизни. В данном случае в центре внимания была Москва – что будет происходить с городом, какие есть тренды и на что градостроителям нужно обратить внимание уже сейчас.

Новый Генплан Москвы может выгнать бизнес из центра столицы

На город влияет огромное количество факторов, часть из которых мы не можем предугадать. Например, два года назад никто не знал, что будет пандемия, какие-то ограничения, огромное количество людей пойдут на удаленку. Сейчас, получив эту информацию, мы понимаем, что это будет влиять на город в будущем.

Такие дискуссии – это возможность «заземлиться», посмотреть на привычные проблемы и задачи с новой точки зрения. Несмотря на то что все меняется очень быстро, планировать все равно нужно.

А какой главный тренд сейчас в градостроительстве?

Главный тренд – это гибкость и быстрое реагирование на изменения. Да, мы планируем будущее, реализуем эти планы, но, если очень уверенно куда-то идти, не поднимая головы, можно упереться в стену.

Например, пандемия подтвердила нашу гипотезу о том, что каждый район должен иметь полный набор функций. Сейчас мы видим, что даже после снятия ограничений люди хотят оставаться в «своем» пространстве и при этом жить полноценно.

Я это называю «город в городе»: когда человек в радиусе пешеходной доступности, не выезжая за пределы района, может в нем и работать, и учиться, и отдыхать. Для меня это очень важная задача – найти идентичность районов, с которыми мы работаем, и сделать так, чтобы люди могли реализовать максимальное количество жизненных сценариев рядом с местом, которое они считают домом.

Новый Генплан Москвы может выгнать бизнес из центра столицы

Москва 24/Никита Симонов

Еще один тренд – применение новых технологий. Здесь речь идет о шеринговой экономике, онлайн-торговле, виртуализации рабочих мест и снижении присутственной занятости. Социальная вовлеченность в процессы города – это тоже один из трендов, который мы сейчас с вами наблюдаем.

Все эти вещи очень сильно влияют на город. Нужно отслеживать актуальные тренды и улавливать те, которые на подходе, трансформировать свою работу под эти задачи. В градостроительстве, как и в любой другой сфере, нужно быть модным и актуальным. Те, кто не умеет следить за тенденциями, рано или поздно останется позади.

Почему при всем этом люди стремятся жить в центре города?

Потому что там большой выбор возможностей. Не нужно пытаться угадать, чего хотят люди или загонять их в рамки. Нужно дать этот выбор москвичам во всех районах. Как раз это должно нас подтолкнуть к полицентричности.

Новый Генплан Москвы может выгнать бизнес из центра столицы

В эпоху пандемии многие пересмотрели отношение к загородному жилью, которое особенно было актуально в прошлом году. Можно ли сказать, что в будущем москвичи будут стремиться жить и работать за городом?

Читайте также:  Плачу ли я налог на продажу унаследованной земли?

Мы не можем сказать однозначно, что завтра все переедут на дачи. Но благодаря развитию транспорта, например МЦД, такой выбор у людей есть. Если раньше дорога из Опалихи в центр Москвы могла занять больше двух часов, то сейчас она намного быстрее. Возможно, поэтому кто-то уже выбирает жизнь за городом и лишь иногда приезжает в Москву.

Люди стремятся жить на природе, совершать минимальное количество поездок и при этом продолжать работать. Опять же, есть какая-то часть людей, которые уже не работают, они вообще могли бы жить за городом. Сейчас мы создаем такие возможности.

Внутри города у каждого района тоже есть природная составляющая. Если раньше мы реки поворачивали вспять, то сейчас пришло время их вернуть туда, где они были. Возможно, стоит их выкопать из-под земли.

Это очень важно для людей, потому что они хотят жить возле своего парка, речки, возле своего исторического места.

Искать такие истории, акцентировать на них внимание – в своих проектах я уделяю этому особое внимание.

В Москве предложили достать из-под земли целую реку

Как раз недавно в центре Москвы предложили выкопать несколько рек. Получается, это хорошая идея?

Есть места, где это уместно, но центр Москвы едва ли для этого подходит. А вот на периферии такие проекты могут быть актуальны. Это будет еще одним поводом для гордости за свой район, эмоциональной привязанности к родному месту.

Новый Генплан Москвы может выгнать бизнес из центра столицы

А какой вы хотите видеть Москву через 30 лет?

За прошедшие 20 лет Москва стала модным современным мегаполисом. И градостроительство сыграло важнейшую роль в этой трансформации. Транспорт, деловые и общественные пространства, парки, развитие новых территорий – сейчас даже самые старые и отдаленные районы получают современную инфраструктуру, наполняются новыми функциями.

В Москву приезжают самые активные и талантливые люди со всей России. Они знают, что тут их навыки и идеи могут оценить по достоинству.

Я бы хотел, чтобы эта тенденция сохранялась. У нас есть все условия, чтобы наш любимый город стал центром новых идей, мыслей и концепций, которые затем будут приходить в другие регионы.

Генплан Москвы предлагает выселение бизнеса из центра

Новый Генплан Москвы может выгнать бизнес из центра столицы

Специалисты ГУП НИиПИ генплана (структура правительства Москвы, разработчик генплана) предложили новую концепцию пространственного развития Москвы, рассказали «Ведомостям» человек, близкий к Москомархитектуре, и сотрудник мэрии. На основе этой концепции («Ведомости» ознакомились с документом) будет составлен новый генеральный план развития Москвы, который надо принять до июля 2017 г., утверждает один из них. Нынешний генплан был принят при прежнем мэре Юрии Лужкове в 2010 г. Столичные власти неоднократно заявляли, что по многим показателям он не соответствует нынешнему развитию города.

Например, уже к 2013 г. население Москвы составило 12 млн, которых по генплану должно было достигнуть к 2025 г. Превышено и количество автомобилей в городе.

Помочь решению транспортного вопроса должен был переезд чиновников из центра города — именно для этого Москва была расширена почти в 1,5 раза. Но переезд не состоялся, и у города новая концепция развития, комментирует близкий к Москомархитектуре человек.

Основная проблема города — структурный дисбаланс, говорится в концепции. В центре сконцентрировано 40% рабочих мест, а проживает 8−9% населения, отмечал вице-мэр Марат Хуснуллин. Только в ЦАО 2,35 млн рабочих мест. Документ предлагает размещать деловые центры вблизи строящихся транспортных объектов.

Новые деловые районы появятся в районах крупных транспортных узлов: около станций недавно открытого Московского центрального кольца (МЦК), строящегося Третьего пересадочного контура метро (ТПК), Северо-Западной (СЗХ) и Северо-Восточной (СВХ) хорд, Южной рокады, набережной Москвы-реки, перспективных станций метро.

Всего планируется девять деловых центров на пересечении транспортных артерий.

Это платформа НАТИ (МЦК, СЗХ, ж/д), Ярославское шоссе (СВХ, МЦК, ж/д), Рязанский проспект (МЦК, ТПК, ж/д и СВХ), ЗиЛ (метро, МЦК и ж/д), Варшавское шоссе (МЦК, ж/д и Южная рокада), Аминьевское шоссе (ТПК, Южная рокада и ж/д), Беговая (ТПК, МЦК, ж/д), а также два новых района — Рублево-Архангельское и Коммунарка, куда будет проведено метро.

В каждом деловом районе должно появиться по 250 000−300 000 рабочих мест, общественные здания и зоны строительства жилья и доходных домов.

А чтобы уменьшить количество рабочих мест в ЦАО, разработчики предлагают создать для формируемых деловых центров привлекательные коммерческие и налоговые условия. Там предлагается создать режим налогового благоприятствования, следует из концепции.

А в центре города ввести повышенный налог на землю и недвижимость, добавляет один из собеседников «Ведомостей».

Также предлагается введение особого правового статуса для новых зон наподобие территорий опережающего развития (ТОР), который предполагает в том числе упрощенный порядок изъятия земель для государственных нужд (как в олимпийском законе).

Это возможно: Налоговый кодекс допускает установление дифференцированных ставок в зависимости от категории имущества, говорит управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

Концепция вошла в обосновывающие материалы для генплана развития Москвы, утверждает близкий к Москомархитектуре человек. Пресс-служба стройкомплекса Москвы на вопросы «Ведомостей» не ответила.

«Стимулирование строительства новых бизнес-центров за пределами ТТК логично, — считает директор отдела исследований CBRE Олеся Дзюба. — Развитие транспортной инфраструктуры за счет ввода МЦК, метро и новых магистралей улучшит транспортную доступность за пределами ТТК.

Но налоговые преференции смогут привлечь девелоперов в эту зону только в случае установления их на долгий срок».

Качество значительной части объектов на периферии не уступает качеству строительства в пределах центра, указывает управляющий партнер Colliers International Николай Казанский.

Тем не менее, по его словам, крупные, в особенности иностранные компании, работающие в сфере предоставления бизнес-услуг, банковских и финансовых услуг, для размещения головных офисов рассматривают центральные районы.

Инициатива разумная, считает руководитель центра городских исследований бизнес-школы «Сколково» Ксения Мокрушина: «Необходимо стимулировать коммерческие проекты, ориентированные именно на системы общественного транспорта, — основные ТПУ, станции и коридоры — в том числе с помощью налоговых льгот и сокращения количества обязательных парковочных мест. В Гонконге, например, 60% всех рабочих мест находятся менее чем в 500 м от ТПУ, в Нью-Йорке и Лондоне — около 40%».

Генплан Москвы потеснит бизнесменов из центра

Власти Москвы решили разгрузить центр столицы от деловых кварталов и бизнес-центров. Их планируют размещать на пересечении транспортных артерий. О новой концепции Генплана Москвы сообщили «Ведомости» со ссылкой на свои источники. /epochtimes.ru/

Принятие нового генплана развития Москвы запланировано до июля 2017 года. Предыдущий генплан, принятый в 2010 году ещё при мэре Юрии Лужкове, устарел и не соответствует действительности. Согласно ему, население Москвы должно достигнуть 12 млн человек к 2025 году. Однако этот показатель зафиксирован уже в 2013 году.

Сейчас в центре Москвы расположено 40% рабочих мест, а проживает 8–9% населения, сообщил вице-мэр Марат Хуснуллин. В Центральном автономном округе числится около 2,35 млн рабочих мест. Новая версия генплана предлагает переместить деловые центры в районы постройки транспортных объектов.

Всего генплан предлагает построить 9 деловых центров вблизи крупных транспортных узлов: возле станций недавно открытого Московского центрального кольца (МЦК), строящегося Третьего пересадочного контура метро (ТПК), Северо-Западной (СЗХ) и Северо-Восточной (СВХ) хорд, Южной рокады, набережной Москвы-реки, перспективных станций метро.

Документом предусмотрено создание в каждом деловом районе по 250–300 тысяч рабочих мест, общественных зданий, зон строительства жилья. Чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов генплан предлагает ввести для новых деловых центров налоговые льготы.

За новыми зонами также могут закрепить особый статус, аналогичный территориям опережающего развития. Статус предполагает упрощённый порядок изъятия земель для государственных нужд.

В центральной части Москвы, наоборот, предлагается установить повышенный налог на недвижимость и землю.

Попытка переселить чиновников из центра столицы на её окраины для решения транспортной проблемы предпринималась ещё в 2011 году. С этой целью территорию Москвы расширили в 1,5 раз за счёт земель Московской области. Тем не менее осуществить концепцию генплана тогда не удалось.

Мнение экспертов

Новую версию генплана поддерживает директор отдела исследований CBRE Олеся Дзюба. Однако она уточнила, что новая концепция будет работать только при условии установления налоговых льгот на длительный срок. При этом иностранные компании чаще всего предпочитают размещать свои головные офисы в центральных районах Москвы.

Необходимо стимулировать коммерческие проекты, направленные на развитие систем общественного транспорта ― транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), станции и коридоры, считает руководитель центра городских исследований бизнес-школы «Сколково» Ксения Мокрушина. Для этого нужно использовать налоговые льготы и сокращать число обязательных парковочных мест. По её словам, в Гонконге 60% всех рабочих мест, а в Лондоне и Нью-Йорке ― 40% рабочих мест находятся в пределах 500 метров от ТПУ.

Бизнесмены протестуют

В апреле этого года предприниматели столицы провели митинг у здания Департамента имущества Москвы. По их словам, с февраля 2015 года столичный Департамент городского имущества не даёт разрешений на перевод жилья в нежилые помещения.

В результате московские бизнесмены не могли открыть магазины и потеряли на этом до 8 млрд рублей. Бюджеты всех уровней также недосчитались около 1,5 млрд рублей налогов. В Департаменте утверждают, что приём заявок на изменение статуса жилых помещений продолжается.

Просто нужно проверять согласие на это жильцов дома.

Кроме того, без решения суда в Москве снесли более 200 торговых точек, признанных самостроем. При этом на большинство из них у владельцев имелись документы. По словам властей, павильоны были выстроены в местах прохождения газопроводов и других коммуникаций, что дало властям право снести их без решения суда.

Москва ― центр российского бизнеса

По данным Аналитического центра города Москвы, столица считается самым выгодным в России местом для ведения бизнеса, предложения по готовому бизнесу смотрите на сайте. В первом полугодии 2016 года доля прибыльных предприятий увеличилась на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 73,1%. В то же время средний показатель прибыльности по России равен 69,2%.

По информации Росстата, прибыль прибыльных организаций в Москве без учёта предприятий малого бизнеса за первое полугодие нынешнего года составила 2 трлн 47 млн рублей — это почти треть от общероссийского показателя за этот же период.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ —

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

«Ведомости» рассказали о планах властей Москвы выселить бизнес из центра — Офтоп на vc.ru

Офтоп

Альберт Хабибрахимов

Власти Москвы составят новый генеральный план развития города, который предполагает размещение деловых центров на пересечении транспортных линий с льготными налоговыми условиями. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на неназванного сотрудника мэрии и источник, близкий к Мосархитектуре.

Обновлено в 15:40. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что столичные власти не планируют повышать налоги на землю и недвижимость в центре города с целью «выселения» бизнеса на окраины.

Научно-исследовательский и проектный институт генплана Москвы (ГУП НИиПИ, структура правительства столицы) предложил новую концепцию пространственного развития города, на основе которой будет составлен новый генплан развития Москвы.

По словам собеседников издания, новый план должны принять до июля 2017 года. Нынешний план был одобрен в 2010 году при мэре Юрии Лужкове, власти столицы утверждают, что он не соответствует потребностям города.

«Ведомости» также ознакомились с разработанной ГУП НИиПИ концепцией генплана. Авторы документа называют основной проблемой Москвы «структурный дисбаланс»: в центре находятся 40% рабочих мест, а проживает лишь 8-9% населения.

Концепция предлагает создать девять деловых центров в районах крупных транспортных узлов: около станций Московского центрального кольца, строящегося Третьего пересадочного контура метро, Северо-Западной и Северо-Восточной хорд, Южной рокады, набережной Москвы-реки и «перспективных станций метро.

В каждом деловом районе документ предполагает появление от 250 тысяч до 300 тысяч рабочих мест. Для повышения привлекательности новых деловых центров авторы стратегии предлагают предоставить для них налоговые льготы, а также ввести особый правовой статус наподобие территорий опережающего развития, который предполагает в том числе упрощённый порядок изъятия земель для государственных нужд.

Одновременно с этим авторы концепции предлагают ввести повышенные налог на землю и недвижимость в центре Москвы. В пресс-службе столичного стройкомплекса на запрос «Ведомостей» не ответили.

Читайте также:  Предложение: вернуть гражданам переплату по налогам за имущество

Обновлено в 15:40. Мэр Москвы Сергей Собянин на своей странице в соцсети «ВКонтакте» заявил, что у столичных властей нет планов по повышению налогов на земли и недвижимость в центре города.

Мы не планируем специального повышения налогов на бизнес, расположенный в центре города. В этом нет необходимости. Сегодняшняя система налога на имущество по кадастровой стоимости сама автоматически настраивает налог таким образом, что чем больше стоимость земли, тем выше налог. Таким образом, на Садовом налог значительно выше, чем на МКАДе.

— Сергей Собянин, мэр Москвы

Дизайн

red_mad_robot

6 часов

«Apple упрощает взаимодействие дизайнеров и разработчиков»: чем запомнилась WWDC 2021

В пилотном выпуске подкаста jam_talks дизайнеры и разработчики из Voltmobi, Funcorp, Arrival и red_mad_robot поделились впечатлениями от WWDC и рассказали про самые интересные на их взгляд нововведения. Выжимка подкаста и подборка самых ярких сессий с ми внутри статьи.

Как технологии помогают не забывать школьную программу летом

Летом школьники берут передышку от занятий, контрольных работ и диктантов, начинают больше гулять и проводить время на свежем воздухе. Важно набраться сил перед следующим учебным годом, но остро стоит вопрос о том, как не забыть то, что изучили за год. Часто родители замечают, что дети за лето расслабляются настолько, что новые знания и навыки…

Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ

10 часов

Зачем PR стартапу?

Финансы

Маша Цепелева

8 часов

Panasonic продала все свои акции Tesla на $3,6 млрд — они подорожали за год в пять раз Статьи редакции

Компания хочет заработать капитал для покупки разработчика программ с искусственным интеллектом.

{
«lastComments»: [
{
«photo»: «https://leonardo.osnova.io/f5e62dce-2673-5f72-b3e9-1e1d7bfe2109/»
},
{
«photo»: «https://leonardo.osnova.io/33c849a8-afe2-5c4e-b50f-bf49035518fd/»
},
{
«photo»: «https://leonardo.osnova.io/69a6f369-ab14-a0c6-8b98-29989df12027/»
}
]
}

Техника

Полина Лааксо

4 часа

На пультах Руперта Нива записывали The Beatles и Nirvana, по его громкой связи говорил Черчилль: история «легенды звука» Статьи редакции

Нив сконструировал микшерные пульты, которые до сих пор стоят в лучших студиях звукозаписи мира и считаются «кадиллаками» индустрии. История изобретателя — в пересказе The Guardian.

Руперт Нив у микшерного пульта Rupert Neve Designs {
«lastComments»: [
{
«photo»: «https://leonardo.osnova.io/c5dccfd0-883d-54e7-9f08-76c862f780a4/»
},
{
«photo»: «https://leonardo.osnova.io/585629a9-91ae-7f66-95ff-e4984a381e67/»
}
]
}

Как удалить отзыв на Yell и улучшить онлайн-репутацию

Yell.ru – крупная интернет-площадка. В прошлом это малопопулярный справочник «Желтые страницы», а ныне – авторитетный сайт-отзовик с сотнями тысяч откликов, которыми руководствуется Яндекс при формировании собственного рейтинга компаний.

Руководство по запуску войсчатов в Telegram: зачем банк «Открытие» провёл 6-часовой эфир и что от этого получил

Генеральный план города Москвы до 2035 года

Тип проекта

Генеральный план

Заказчик

Москва

15 марта 2017 года депутаты Московской городской думы приняли поправки в столичный закон от 5 мая 2010 года №17 «О Генеральном плане города Москвы», обеспечивающие развитие присоединенных территорий на период до 2035 года. 

Это третий «постперестроечный» Генеральный план Москвы, разработанный Институтом. Результатом его разработки стала не только утверждаемая –  правовая часть, но и материалы по обоснованию проекта, размещаемые в Федеральной информационной системе территориального планирования. 

Проект внесения изменений в закон представила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. Законопроект был предложен Мэром Москвы Сергеем Собяниным в связи с включением территорий бывшего Подмосковья в границы города.

Проект Генплана прошел публичные слушания и был согласован со всеми заинтересованными органами власти федерального и регионального уровней. Разработчиком проекта выступал Институт Генплана Москвы по заказу Москомархитектуры.

«Это третий «постперестроечный» Генеральный план Москвы, разработанный Институтом. Результатом его разработки стала не только утверждаемая –  правовая часть, но и материалы по обоснованию проекта, размещаемые в Федеральной информационной системе территориального планирования.

Появление этого знакового для Москвы проекта комплексно отражает и в очередной раз подтверждает компетенции профессионального сообщества Института в видении долгосрочной перспективы развития города», — сказал заместитель директора по градостроительному проектированию Олег Баевский.

Всего к 2035 году в Новой Москве планируется построить порядка 300 новых детских садов, 110 школ, около 20 стационаров и 100 культурно-досуговых объектов.

В планы Новой Москвы заложено также развитие улично-дорожной и железнодорожной сети, модернизация системы радиальных автодорог (в т. ч. восточный дублер Калужского шоссе, трасса Солнцево — Бутово — Видное, дорога Пенино — Шарапово), развитие поперечных направлений (в т. ч. Внуково — Астафьево — Щербинка, Минское шоссе — Троицк — Щаповское), системы скоростного трамвая.

В проекте Генплана заложен принцип сбалансированности развития территории.

Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу развивать присоединенные территории комплексно, поэтому одним из приоритетов проекта является создание новых рабочих мест и центров деловой активности.

И, конечно, проект содержит целый комплекс мероприятий по сохранению системы особо охраняемых природных территорий и обустройству новых озелененных пространств

В Новой Москве будет осуществлено  масштабное строительство объектов внеуличного транспорта.

В планах — 72 км линий с 33 станциями, включая продление Сокольнической линии метро после станции «Саларьево», продление Калининско-Солнцевской линии метро, строительство новой линии, соединяющей поселение Рязановское и районы Южного округа столицы, а также строительство новой линии, связывающей поселения Десеновское, Филимонковское, Сосенское со станцией Третьего пересадочного контура «Улица Новаторов».

К 2035 г. запланировано масштабное развитие и модернизация существующих на территории ТиНАО инженерных коммуникаций, в том числе: систем водоснабжения и водоотведения, тепло- и электроснабжения, газоснабжения.

В москве появятся районы для бизнеса

На днях стало известно, что специалисты НИиПИ Генплана Москвы разработали новую концепцию развития Первопрестольной. Согласно проекту, планируется вывести бизнес из центральной части города и создать новые районы деловой активности на пересечении транспортных артерий. На основе этой концепции будет составлен новый Генплан, который планируется утвердить к середине 2017 года.

Концепция предполагает создание в столице девяти деловых районов.

Как сообщили «Ведомости», новыми точками притяжения для бизнеса должны стать: платформа НАТИ (МЦК, СЗХ, ж/д), Ярославское шоссе (СВХ, МЦК, ж/д), Рязанский проспект (МЦК, ТПК, ж/д и СВХ), ЗИЛ (метро, МЦК и ж/д), Варшавское шоссе (МЦК, ж/д и Южная рокада), Аминьевское шоссе (ТПК, Южная рокада и ж/д), Беговая (ТПК, МЦК, ж/д), а также два новых района – Рублево-Архангельское и Коммунарка, куда будет проведено метро. В каждом деловом районе должно появиться по 250-300 тыс. рабочих мест, общественные здания и зоны строительства жилья и доходных домов.

Лавры «Большого Парижа» давно не давали покоя столичным властям.

«Идеи полицентричности звучали с первых дней пребывания Сергея Собянина на посту мэра Москвы», — напомнил директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

По его словам, сегодня концентрация рабочих мест в радиусе 3-5 километров от Кремля составляет почти 50% от всех в городе. По данным фонда «Институт экономики города» чуть меньше: 40% — в пределах ЦАО.

По словам Блинкина, запуск движения по МЦК создает потенциальные возможности для формирования новых деловых центров на ближней периферии города. «Это уже не центр, но еще не окраины», — подчеркнул собеседник «Росбалта».

В существующих сегодня условиях иным способом на комфортном уровне решить транспортную задачу не получится, считает эксперт. При этом он обратил внимание, что задачи вовсе убрать рабочие места из центра никто перед собой не ставит.

Речь лишь о том, чтобы снизить их концентрацию.

В свою очередь генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов отметил, что Генплан — не тот документ, на основании которого можно заставить кого-то переехать. «Он лишь создает для этого условия, разрешает строить, — пояснил собеседник «Росбалта». — Кем и с какой скоростью будут заселяться новые бизнес-районы, Генпланом не регулируется».

По его словам, чтобы концепция сработала, Генплан, правила землепользования и застройки, которые планируется принять в столице, нужно усилить другими мерами по части экономической политики. В частности, речь идет о дифференциации налогов в зависимости от места расположения объекта.

«Такие возможности у Москвы есть по земельному налогу, налогу на имущество», — заметил Пузанов. Все остальное, по словам эксперта, вопрос управления: создать «правильные» стимулы, следить за ситуацией, своевременно вносить изменения в зависимости от реакции бизнеса на те или иные меры.

 

«При переезде бизнес выиграет в производительности своих работников, которые будут тратить меньше времени на дорогу, в стоимости арендной платы, которая будет чуть ниже, чем в центре. Но, вероятно, проиграет в разовых затратах на переезд, а также в доступе клиентов, которым в центре, конечно, удобнее. Предприниматели начнут считать.

Город должен внимательно следить за тем, что происходит, и теми механизмами, которые у него есть — налоговыми и бюджетными, аккуратно стимулировать эти процессы», — считает собеседник «Росбалта». При этом для вновь создаваемых компаний, которые не привязаны к насиженным местам, новые бизнес-районы будут весьма привлекательны, добавил он.

«Если нам удастся снизить концентрацию рабочих мест в центре до 30%, это будет победа. Это будет совсем другая Москва», — заметил Пузанов.

Освобожденные площади, по словам эксперта, могут занять общественные пространства и современные форматы жилья: арендное (не апартаменты), многофункциональные центры с жилой и коммерческой частью.

«Вот такими функциями должен наполняться центр», — считает он.

«Росбалту» удалось поговорить с профессором Высшей школы урбанистики Олегом Баевским, который участвовал в разработке концепции.

«Во-первых, хочу вам сказать: новости о том, что Москва хочет вывести бизнес из центра, уже лет 16, потому что и действующий Генплан, и Генплан, который был утвержден в 1998 году, предусматривали децентрализацию общественно-деловых функций.

В частности, создание новых общественно-деловых узлов в срединной части города, в том числе, на базе МЦК. Запуск пассажирского движения по железнодорожному кольцу делает эти планы вполне реальными», — заметил он. 

Эксперт подтвердил, что концепция, о которой сообщили СМИ, существует, и деловые центры в транспортных узлах действительно планируются. «Но это долгосрочная программа. Думаю, она рассчитана лет на 20-25. Дальше вопрос инструментов экономического  стимулирования.

Если они действительно будут введены, конечно, это ускорит процесс и разработки проектных предложений, и самого строительства деловых центров. Я, правда, про это никогда не слышал и не знаю, откуда у авторов «Ведомостей» такая информация», — заметил Баевский.

По сути, новая концепция приближает места приложения труда — концентрированные, удобные для всего населения города — к периферийным районам, к присоединенным территориям.

При этом создание новых точек развития деловой активности на бизнесе скажется только позитивно, считает эксперт. «Процесс выхода бизнеса из центра все равно будет постепенным. Насильно сделать это невозможно.

Читайте также:  Новостроек на рынке Подмосковья может стать заметно меньше

Все будет происходить по мере того, как освоение территорий в срединной части будет становиться более эффективным, чем аренда недвижимости в центре», — отметил собеседник «Росбалта».

По его словам, сейчас в Генплане перечислены не все девять точек, о которых пишут «Ведомости», а лишь семь из них. «Например, мы не включили в свой перечень ЗИЛ и Аминьевское шоссе — сочли их не слишком перспективными.

Но это вопрос не принципиальный. В значительной степени выбор точек притяжения бизнеса будет зависеть от инициативы самих инвесторов.

Мы можем лишь предложить зоны, которые потенциально годятся для такого использования», — заметил эксперт.

По словам Баевского, в центре останется «эксклюзивный» бизнес, например, штаб-квартиры крупнейших корпораций. «На освобожденной территории будут развиваться общественные функции. Станет больше магазинов, кафе, клубов, мест, где люди смогут как-то креативно отдыхать. Определенно, станет больше жилья.

Для центра важно увеличить количество жилого фонда, причем не простого, а специализированного. В первую очередь, арендного фонда.

Это будут либо серьезные апартаменты для бизнесменов, которым нужно переночевать в городе, либо, напротив, хостелы для молодых  людей, которые приехали завоевывать столицу», — рассказал один из авторов концепции.

В департаменте экономической политики и развития Москвы «Росбалту» заявили о том, что никаких предложений от НИиПИ Генплана ведомство пока не получало и оценить инициативу затрудняется. В Москомархитектуры инициативу также не прокомментировали.

Позицию городских властей по вопросу выселения бизнеса из центра озвучил мэр Москвы Сергей Собянин на своей странице ВКонтакте. «Мы не планируем специального повышения налогов на бизнес, расположенный в центре города. В этом нет необходимости.

Сегодняшняя система налога на имущество по кадастровой стоимости сама автоматически настраивает налог таким образом, что чем больше стоимость земли, тем выше налог. Таким образом, на Садовом налог значительно выше, чем на МКАДе», — заявил он.

Иными словами, все налоговые меры, необходимые для того, чтобы бизнес добровольно уехал на периферию, уже приняты. Осталось создать предложение — будет и спрос.

Анна Семенец

Строить по-новому: в Москве ускорят реорганизацию заброшенных промзон

Бывшие промзоны в Москве будут преобразовывать быстрее. В столице сократили сроки редевелопмента заброшенных заводов в рамках проекта «Индустриальные кварталы». Новое постановление городского правительства позволит быстрее заключать контракты с инвесторами, готовыми развивать эти территории. Благодаря созданным кварталам в Москве появится более 500 тыс.

рабочих мест. Общий объем инвестиций в проекты превысит 7 трлн рублей, почти 3 трлн поступят в столичный бюджет. Модернизация затронет площадь более чем в 1,9 тыс. га, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Что это значит для горожан и какие проекты уже находятся в работе — в материале «Известий».

Первые проекты

С 1 января 2017 года в России ввели новую процедуру, которая получила название «комплексное развитие территорий». С этого времени механизм начал развиваться в Москве, где проекты комплексного развития территорий бывших промышленных зон города были объединены в проект «Индустриальные кварталы».

Таким образом в городскую жизнь вовлекаются неиспользуемые и заброшенные территории. Власти четко определяют, что должно быть построено на участке, а новые правила позволяют преобразовывать территории в современные индустриальные кварталы эффективно и быстро, что выгодно инвесторам, столичным властям и жителям.

https://www.youtube.com/watch?v=vZwNtkWLpMY

За четыре года правительство Москвы обследовало все промзоны столицы, их общая площадь составляет почти 15 тыс. га. Часть занята работающими предприятиями, часть — деловой и другой застройкой. Треть территорий пригодны для развития — это 5,4 тыс. га, из которых примерно 2 тыс. подходят для КРТ.

— Сегодня в проработке находится более 120 проектов КРТ по созданию новых индустриальных кварталов. На этих участках можно построить более 35 млн кв. м производственных, жилых, общественных и социальных объектов, — подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Главное преимущество проекта «Индустриальные кварталы» — возможность развивать территории, на которых раньше нельзя было работать из-за конфликтов собственников, их незаинтересованности или других ограничений. Если владельцы не приводят заброшенные зоны в порядок самостоятельно, город может провести торги, чтобы другие более заинтересованные инвесторы могли создать на этих участках новые востребованные объекты.

По опыту города, многие районы Москвы, оставшиеся во владении сегодняшних собственников, не могут приобрести современный вид.

Там не появляется инфраструктура для жителей — детские площадки, сады, поликлиники и школы, — потому что владельцы не способны договориться между собой.

К тому же их ресурсов часто не хватает на создание новых индустриальных кварталов на месте заброшенных заводских цехов.

В 2020-м было подписано сразу два договора о комплексном развитии бывших московских промзон «Октябрьское поле» и «Коровино». Объем инвестиций по ним составит около 54 млрд рублей. Проекты создадут 13,5 тыс. рабочих мест.

Первый в России договор КРТ бывшей промзоны «Октябрьское поле» заключили летом 2020-го по инициативе правообладателя. Территорию почти в 6 га благоустроят к 2024 году.

Появится промышленный технопарк, бизнес-центр, жилые дома и вся необходимая инфраструктура, включая два детских сада, школу и поликлинику. Площадь строительства почти 174 тыс. кв. м. Проект принесет городу 500 новых рабочих мест.

Инвестор вложит в него 14 млрд рублей, ожидаемый бюджетный эффект — более 487 млн рублей в год.

Второй договор заключили в декабре 2020-го. Речь идет о преобразовании части промзоны «Коровино» на севере столицы. Инвестора впервые определили с помощью аукциона. Компания-победитель выиграла аукцион со ставкой 201,2 млн рублей.

К 2035 году в «Коровино» на площади более 35 га появятся новые производственный и деловой центры с современной инфраструктурой. В проект вложат около 40 млрд рублей, бюджетный эффект — примерно 3,8 млрд рублей в год. На территории создадут до 13 тыс. рабочих мест.

— Инициатива столичных властей — это позитивная тенденция, включающая сочетание всего необходимого для жизни людей сразу.

Я как житель и депутат от «новой Москвы» очень хорошо понимаю и знаю, как это важно, чтобы не просто строились новые дома, но сразу вместе с ними возводились школы и детские садики, медицинская инфраструктура, транспортные объекты, парки, скверы и досуговые центры.

У нас этот вопрос постепенно решается, — отметил депутат Московской городской думы, председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Козлов.

В 2020 году по инициативе города приняли решения о создании еще четырех индустриальных кварталов: «Братцево», «Чертаново», «Южное Бутово» и «Алтуфьевское шоссе». На общей площади почти 60 га появятся производственные и общественно-деловые объекты.

В зонах «Южное Бутово» и «Алтуфьевское шоссе» построят жилые дома, школы, детсады, спортивные сооружения и поликлиники. Планируемый объем инвестиций по четырем проектам — почти 82 млрд рублей. Будет создано более 15 тыс. рабочих мест, а ожидаемый бюджетный эффект для города превысит 4,9 млрд рублей в год. Договоры заключат во II–III квартале 2021 года.

— Комплексное развитие территорий может решать проблемы как на общегородском, так и на районном уровне. На общегородском уровне это полицентричность развития, которая оптимизирует нагрузку на инфраструктуру, прежде всего на общественный транспорт и загруженность улично-дорожной сети.

На районном уровне — ликвидация инфраструктурных дефицитов, в том числе за счет размещения объектов социально-культурно-бытового обслуживания и создания мест приложения труда в зоне пешеходной доступности или комфортной транспортной доступности, — добавил урбанист, генеральный директор агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский.

Новые правила

30 декабря 2020-го в Градостроительный кодекс внесли изменения, которые коснулись и комплексного развития территорий бывших промзон. Они затронули сроки и содержательную часть.

— Мы также скорректировали городские нормативные акты, и если раньше с момента принятия решения о КРТ до заключения договора через аукцион уходило почти 340 дней, то в рамках нового порядка этот срок сокращен вдвое — до 170 дней через торги, — уточнил Владимир Ефимов.

Новые правила упрощают и ускоряют процессы согласования и принятия решения, поэтому можно легче привлечь инвесторов и быстрее приступить к работе.

К аукциону добавилась возможность проведения конкурса, что позволяет инвесторам вести прозрачную конкуренцию друг с другом.

Победителем торгов признается участник, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора о КРТ.

Если торги проводятся в форме конкурса, то побеждает участник, чьи предложения назвали наилучшими по сравнению с конкурсными условиями и предложениями других участников.

Кроме того, детализируется и ускоряется процедура подготовки и принятия решения о КРТ. Согласно новым правилам, решение о проектах городские власти смогут принимать до внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки города.

— Сокращение сроков редевелопмента бывших промышленных зон может повысить привлекательность проектов по комплексному развитию территорий для инвесторов.

Новый процесс согласования проектов КРТ — это снижение административных и бюрократических барьеров.

В то же время важно, чтобы на этапах согласования проекта были вовлечены заинтересованные стороны, а их мнение учтено, — считает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР Антонина Левашенко.

Также постановление определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти при реализации проекта «Индустриальные кварталы».

— Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы получает полномочия по реализации комплексного развития территорий бывших промзон: от подготовки и согласования проектов до заключения договоров КРТ с правообладателями или с инвесторами по итогам торгов. До этапа принятия решений Агентством промышленного развития города Москвы и Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы будут проводиться совместные комплексные обследования территорий нежилой застройки. Также вопросы КРТ нежилой застройки будут оперативно рассматриваться на Штабе по реализации проектов комплексного развития территорий, который был создан в декабре 2020 года, — пояснил руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

Нововведения положительно отразились на документообороте — это тоже влияет на сроки.

Теперь если правообладатели предлагают проект КРТ и ее границы установлены в правилах землепользования и застройки Москвы, то для заключения договора не нужно сразу разрабатывать документацию по планировке территорий.

Достаточно заключить соглашение о проекте между всеми правообладателями и обратиться в столичный департамент инвестиционной и промышленной политики.

По мнению президента фонда «Институт экономики города» Надежды Косаревой, Москва выбрала обоснованный подход.

— В постановлении прописаны все основные этапы подготовки проекта решения о комплексном развитии территорий, в том числе предусмотрен такой функционал, как проведение обследования территории.

Это очень важно, потому что для принятия решения и установления границ КРТ необходимо всестороннее обследование территории и расположенной там недвижимости.

Город дает возможность правообладателям самостоятельно привести заброшенную территорию в порядок, может реализовать проект своими силами или провести торги на заключение договора КРТ, — сказала она.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *