Несмотря на кризис, темпы строительства в Петербурге растут

10 февраля 2021 | Время чтения 5 мин

Аннотация

Темпы жилищного строительства в России в 2020 году сократились. Ждать ли роста в 2021-м?

Кирилл Зотов, 10 февраля 2021, 11:13 — REGNUM В конце января премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому правительство РФ выделило ряду регионов финансовую помощь в рамках федерального проекта «Жилье», который направлен на развитие социальной и коммунальной инфраструктуры в ближайшие три года.

Выделено в общей сложности более 8,1 млрд руб. Больше половины из них — 5,8 млрд — получит Башкирия. Остальные средства пойдут в Пермский, Краснодарский края и Воронежскую область.

Деньги в основном пойдут на развитие коммунальной инфраструктуры, но адресаты довольно чётко показывают, где в России темпы жилищного строительства сохранят положительную тенденцию.

Несмотря на кризис, темпы строительства в Петербурге растут

Новая квартира

Иван Шилов © ИА REGNUM

Следите за развитием событий в трансляции: «Коронавирус в России: вакцинация набирает обороты – все новости»

Согласно недавно опубликованным данным Росстата, темпы жилищного строительства в России в 2020 году сократились на 1,8% по сравнению с 2019-м.

Наибольшее сокращение пришлось на Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральные округа (соответственно 94,1% и 97,1% по сравнению с предыдущим годом). В Приволжском федеральном округе также темпы упали — 97,3% по отношению к 2019 году.

Эксперты отмечают, что снижение темпов строительства связано с распространением коронавирусной инфекции, и надеются, что в новом году ситуация изменится в лучшую сторону.

Так, руководитель отдела экономических исследований аналитического агентства «Национальный эксперт» Алексей Климовский полагает, что падение темпов жилищного строительства по сравнению с 2019 годом было вызвано как самим коронавирусом, так и мерами, принятыми с целью предотвратить его распространение. Снижение ставки рефинансирования и введение масштабной программы льготного ипотечного кредитования существенно простимулировали спрос в 2020 году, однако не могли столь же быстро повлиять на строительство.

«Исходя из базовых экономических закономерностей, можно предположить, что вслед за повышением спроса (пусть и с лагом в несколько месяцев) неизбежно будет расти и предложение — и это прекрасно видно, по объёмам ввода жилых домов, которые ощутимо выросли к концу года. Если нас не ждут дополнительные потрясения в экономике, то в 2021 году можно ждать ощутимого — на 5−10% — роста ввода жилой недвижимости по сравнению к показателями 2020 года».

Алексей Климовский

Несмотря на кризис, темпы строительства в Петербурге растут

Новостройка

(с) ИА REGNUM

Глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов считает, что падение объемов ввода жилья в эксплуатацию в 2020 году связано с падением реальных доходов населения страны. Которое, в свою очередь, обусловлено различными факторами, в том числе и пандемией коронавируса.

Политолог Алина Жестовская не разделяет оптимизма относительно перспектив жилищного строительства в 2021 году:

«Считаю важным обозначить, что никакой связи между ростом объёмов строительства и благосостоянием населения нет. Как нет её, к примеру, между количеством убранных зерновых в Оренбургской области и ценой на хлеб для граждан. Так что рассуждать о темпах строительства и метражах как о маркере благосостояния населения не совсем этично.

Тут хотелось бы опираться в первую очередь на показатели приобретения гражданами недвижимости в собственность и реального улучшения жилищных условий. Также много манипуляций с попыткой выдать количественные показатели за качественные.

Нам говорят, что квартир строится больше, больше продаётся, но авторы бравых отчётов забывают упомянуть о том, что размер этих индивидуальных жилых помещений скукожился до адских 20 метров».

Меньше строить начали, на мой взгляд, вовсе не из-за ковида, а по причине урегулирования сферы долевого участия. Теперь процедура максимально усложнена для девелоперов, предприняты попытки страхования их ответственности.

Соответственно, не появляются проекты с высоким риском, из которых последнее десятилетие и формировалась существенная доля рекордных отчётов. Да и спрос на недострои упал из-за дурной репутации данного вида инвестиций».

Алина Жестовская

Несмотря на кризис, темпы строительства в Петербурге растут

Цифры Росстата по объёму строительства в регионах очень показательны с точки зрения уровня социально-экономического развития регионов. Общее снижение темпов строительства почти не коснулось «больших» регионов.

Так, больше всего строят в Московской области, на втором месте Москва (в сумме они дают более 15% от общего объёма ввода жилья в России). В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, как и в столице, темпы несколько снизились, но по объёму в абсолютных цифрах, они по-прежнему в лидерах.

Так же, как и Краснодарский край, Татария, Башкирия, Ростовская и Тюменская области. Все они, кроме Краснодарского края, даже нарастили объёмы строительства в ковидный период. В итоге на 10 регионов из 85 приходится без малого половина построенного в стране жилья. В небогатых регионах — обратная тенденция.

Существенно падают объёмы жилищного строительства в Самарской, Тамбовской областях, регионах Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Эксперты отмечают, что жилищное строительство стягивается к крупным агломерациям. Олег Иванов отмечает, что те, у кого есть финансовая возможность приобретения жилья, стараются покупать его в московском регионе:

«Мы видим это в том числе и по данным статистики: так, в Московской области в прошлом году жилья введено в эксплуатацию существенно больше, чем в других регионах страны, даже больше, чем в Москве. Поскольку в самой Москве жилье очень дорогое, покупатели ориентируются на ближайшее Подмосковье.

Эта старая, известная проблема: московская агломерация развивается во многом за счет ресурсов, привлекаемых из других субъектов Российской Федерации.

Отсюда неравномерное распределение объемов жилищного строительства: в связи с урбанизацией населения они растут в крупных городах и прилегающих к ним землях, но падают на территориях с низкой плотностью населения».

Несмотря на кризис, темпы строительства в Петербурге растут

Стройка

Дарья Драй © ИА REGNUM

При этом некоторые эксперты полагают, что реальное состояние дел ещё более тревожно, чем выглядит на самом деле. Алина Жестовская замечает:

«Попробуйте погуглить, например, «лидер по жилищному строительству в ПФО». Невероятно, но факт — этот титул себе в публикациях региональной прессы синхронно присваивают почти все субъекты, входящие в Приволжский округ. Смешно. Только непонятно, для кого весь этот цирк?»

Тем не менее специалисты с осторожным оптимизмом предполагают, что темпы жилищного строительства будут в 2021 году возрастать, но опять же в крупных субъектах — Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Татарии, Башкирии, Нижегородской области. Вопрос о том, стоит ли надеяться на появление нового жилья жителям регионов со слабым экономическим потенциалом, становится, похоже, риторическим.

Эксперты: коронавирус не повлиял на темпы строительства в Петербурге

Людмила Тимофеева

На строительной отрасли Петербурга эпидемия коронавируса чудесным образом не отразилась – такой вывод можно было сделать по итогам пресс-конференции в ТАСС-Северо-Запад, посвященной состоянию строительного сектора. К концу года в городе будет введено 3,7 млн кв. метров жилья.

Несмотря на кризис, темпы строительства в Петербурге растут

Pixabay

Работа на стройплощадках Северной столицы в отличие от Москвы и Московской области не останавливалась из-за пандемии, сообщил вице-губернатор Николай Линченко.

Только в июле 2020 года в Петербурге было введено в эксплуатацию более 211 тысяч кв. метров жилья, а за 7 месяцев – 936 тысяч кв. метров. Петербург взял за ориентир в ближайшие годы сдавать в пределах 3 млн кв.

метров ежегодно, исходя из планов развития города и баланса между спросом и предложением на рынке жилья.

Прежде Минстрой определил для Северной столицы более масштабные объемы – 5,3 млн кв. метров в рамках национального проекта. Однако, как сказал Николай Линченко, «мы воспротивились» – для этого нужны были значительные затраты на инфраструктуру, не говоря уже о перегреве строительного рынка.

Петербург был единственным регионом, который не подписал соглашение с Минстроем по параметрам нацпроекта из-за завышенных показателей прогнозируемого объема ввода жилья. А теперь эту позицию поддержал июльский указ президента, скорректировавший параметры национальных проектов, реализация которых сдвинута до 2030 года.

И с регионами теперь нужно согласовывать обоснованные цифры по объемам ввода жилья.

Переход на проектное финансирование с использованием эскроу-счетов применяют 15% петербургских застройщиков, остальные либо работают по прежней схеме, завершая проекты, либо используют другие инструменты финансирования. На темпах строительства, по словам чиновника, это не отражается, так как стартовые проблемы давно урегулированы.

Сейчас поддерживает новостройки пониженная ипотечная ставка, дополнительным стимулом станет и снижение размера первого взноса с 20 до 15%, уверен вице-губернатор.

Что касается инфраструктурных проектов, то Николай Линченко не видит повода беспокоиться за их реализацию, так как сокращение бюджета из-за пандемии «минимально коснулось строительной отрасли».

Несмотря на кризис, темпы строительства в Петербурге растутНи станков, ни автоматов. Что строят на Петроградской стороне?

Пандемия ускорила процесс цифровизации в строительной отрасли – теперь выдача разрешений на строительно-монтажные работы и прохождение государственной экспертизы осуществляется только онлайн.

Внедрено мобильное приложение, позволяющее уточнить статус прохождения документов заявителя. Как отметил Николай Линченко, активно развивается и цифровое моделирование капитального строительства – от проектирования до демонтажа.

Оно позволяет заранее предусмотреть проблемные моменты – сети, инженерные системы – и выбрать наиболее оптимальные варианты.

В этом году можно не беспокоиться за выполнение адресной инвестиционной программы (АИП) – после структурных изменений в комитете по строительству эффективность его работы возросла и реализация АИП уже увеличилась в 2,2 раза.

Председатель комитета по строительству Игорь Креславский анонсировал ввод в 2020 году 37 социальных объектов в рамках АИП: 5 школ, 11 детских садов, 9 объектов здравоохранения. Также он сообщил о намерении в этом году закрыть вопрос с проблемными объектами на 80%.

А рабочих рук на стройках городу пока хватает, сказал Креславский, так как до начала пандемии было «достаточное количество рабочих специалистов».

Все ограничения, связанные с действием режима повышенной готовности, успешно преодолела и служба строительного надзора и экспертизы Петербурга, отметил врио начальника службы Вячеслав Захаров. Было выдано 141 разрешение на строительство.

За первое полугодие эксперты Центра госэкспертизы подготовили 246 заключений по проектной документации, после экспертизы экономия бюджета за счет снижения заявленной сметной стоимости объектов составила 2,3 млрд рублей.

По мнению Захарова, качество строительных работ в Петербурге, в том числе и в рамках АИП, неплохое, так как город последовательно избавляется от недобросовестных застройщиков.

Как заявил председатель КГА – главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев, сейчас готов проект обновленной концепции генплана, при формировании которого учтены 1750 предложений. Теперь его планируется вынести на публичные слушания – они, скорее всего, пройдут в формате онлайн.

По словам Владимира Григорьева, в проекте удалось достичь баланса территорий – сохранены рекреационные пространства, предусмотрены развитие улично-дорожной сети и земельные участки под жилищную застройку. Так что город, с учетом роста численности населения, сможет вскоре достичь показателя жилищной обеспеченности на человека 28 кв.

метров (сейчас 25), а это почти на 5 метров больше, чем в Москве.

Читайте также:  В Крыму распродают торговые центры

Главный архитектор сообщил также, что до конца года удастся завершить два важных конкурса – на ландшафтно-архитектурную концепцию арт-парка «Тучков буян» и эскизный проект памятника Чайковскому, который предлагается установить у Концертного зала Мариинского театра.

Их пришлось отложить из-за пандемии, но теперь назначены новые сроки предоставления работ на конкурс – по «Тучкову буяну» на начало сентября, по памятнику Чайковскому – на октябрь-ноябрь.

Не изменились планы у города и по возведению комплекса зданий для Верховного суда на Смольной набережной.

Также Владимир Григорьев напомнил об архитектурно-градостроительном конкурсе «Ресурс периферии», целью которого станет улучшение качества среды кварталов, застроенных в 1970 – 1980-х годах типовыми жилыми домами. Пилотный проект стартует в МО Пороховые Красногвардейского района. Сейчас идет онлайн-опрос жителей по поводу их пожеланий.

В этом году на памятники истории и архитектуры Петербурга выделено 2,2 млрд рублей, рассказал председатель КГИОП Сергей Макаров. Это немного меньше, чем раньше, но тем не менее по объему финансирования на культурное наследие с Петербургом может сравниться только Москва. В городе из-за пандемии не снижали темпы реставрации.

Так, ведется реставрация памятника Николаю I на Исаакиевской площади. Реставраторы вернулись на Казанский собор, где очищается и укрепляется мягкий известняк на южном фасаде. В Александро-Невской лавре укреплена подпорная стена длиной 200 метров и воссоздана кирпичная кладка, работы будут завершены в этом году. Преобразился гатчинский дворец.

Продолжаются работы во дворце Юсупова, доме Монферрана, доме Пашкова…

Также в рамках специальной программы планируется восстановление фасадов на исторических жилых домах. Сейчас объявлен конкурс на 56 домов, всего за 10 лет должны быть приведены в порядок фасады 255 домов. Но, подчеркнул Сергей Макаров, все будет зависеть от финансирования.

#строительство #жилье #инфраструктура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (6739) от 12.08.2020 под заголовком «Стройконвейер без остановки».

Доходность строительного бизнеса в Петербурге начала резко снижаться :: С.-Петербург :: РБК

Несмотря на кризис, темпы строительства в Петербурге растут

Буторин Сергей/PhotoXPress.ru

Несмотря на рост стоимости жилья в Петербурге (в прошлом году цены выросли на 28%, с а начала 2021 года еще на 8%), доходность строительного бизнеса снижается, говорят девелоперы. Увеличение выручки от продаж жилья «съедает» рост себестоимость строительства, банковское сопровождение проектов после перехода на эскроу-счета и повышение нагрузки на строительство социальной инфраструктуры.

«Слишком много зарабатывают»

Генеральный директор СРО А «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов уверяет, что цифры по стоимости квадратного метра «внушают неоправданный оптимизм», и многие думают, что «строители слишком много зарабатывают». На самом деле, это не так, сходятся во мнении участники конференции «Актуальные проблемы развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и пути их решения».

«Когда говорят, что строители стали больше зарабатывать, не учитывают, что выручка выросла, но себестоимость строительства росла приблизительно такими же темпами», — заявил заместитель генерального директора ООО «Бонава Санкт-Петербург» Александр Свинолобов. Он уверен, что 99,9% застройщиков с учётом прироста цен в маржинальности вообще не выиграли.

Как ранее сообщал РБК Петербург, за последние полгода стоимость основных стройматериалов выросла в несколько раз.

Так, цена железа, арматуры и утеплителей увеличилась в два раза, фанеры для опалубки — в три раза.

Поскольку расходы на строительные материалы в общем объёме затрат на строительно-монтажные работы составляют порядка 60-70%, себестоимость строительства увеличилась примерно в 1,5 раза.

Заместитель финансового директора ГК AAG Сергей Семененко подтверждает — рекордная выручка 2020 года от продаж жилья покрылась затратами на возросшую себестоимость строительства.

По оценкам Алексея Белоусова, большую часть увеличения цены жилья «съели» банки. «С переходом на эскроу-счета и проектное финансирование жилищного строительства прогнозировали, что цена квадратного метра вырастет на 30%.

Большая половина увеличения стоимости жилья прошлого года — это как раз и есть то самое банковское сопровождение проектного финансирования, на которое сейчас перешла примерно половина всех застройщиков (те, кто успел получить разрешения на строительство до 2019 года, могут работать по старым правилам и привлекать деньги дольщиков — ред.). Оставшиеся 15% роста мы будем наблюдать в течение ближайшего года, и может быть, следующего года», — уверен он. Алексей Белоусов ожидает, что до конца года сохранится такая же динамика, как была в первые пять месяцев, и цены могут вырасти еще на 8-9%.

Вице-президент концерна ЮИТ Владимир Шабанов дает пессимистичный прогноз. «На мой взгляд, себестоимость будет расти быстрее, чем цены. И мы опять войдём в ту ситуацию, когда надо каким-то образом выходить хотя на минимальную требуемую рентабельность», — полагает он.

Нагрузка на квадрат

Генеральный директор АО «Ленстройтрест» Валерия Малышева говорит о дополнительной нагрузке на девелоперов в виде строительства социальной инфраструктуры, сейчас она составляет не меньше 16 тыс. руб. на кв. м.

Ранее можно было уложиться в 10-11 тыс. руб. за кв. м.

По данным городского комитета по строительству, в 2021 году планируется завершить строительство 55 социальных объектов, из них 25 объектов построят инвесторы за свой счет и 30 объектов —за счет бюджета.

«Сейчас ведутся разговоры о том, что город будет вводить плату за изменение категории назначения земли (например, перевод из промзон под жилье — ред.) и приводятся цифры в 10-11 тыс. руб. с квадратного метра.

И мы понимаем, что эти деньги не будут направляться на создание инфраструктуры в этих кварталах, это будет дополнительная финансовая нагрузка», — уверена Валерия Малышева.

По ее прогнозам, новые проекты будут «рассматриваться под лупой» на предмет наличия дорог, социальной инфраструктуры и помощи обманутым дольщикам. Владимир Шабанов сомневается в том, что много проектов выдержит «такую соцнагрузку».

Лендлорды подняли расценки

Сергей Семененко отмечает, что на запуск новых проектов существенное влияние окажет рост стоимости земли в интересных локациях.

«Владельцы земельных участков, лендлорды посмотрели на безумный рост стоимости квартир в прошлом году и заложили в стоимость земли прогноз на продолжение роста квадратного метра», — констатирует он.

По данным CBRE, средний размер сделки на рынке Санкт-Петербурга на покупку участков под строительство жилья вырос с 0,7 млрд руб. первом полугодии 2020 года до 2 млрд руб. в январе-июне этого года.

«С учетом уменьшения количества земельных участков, сложностей с переводом промзон под застройку, новые проекты сосредоточатся на окраинах в сегменте эконом и комфорт класса, которые смогут поддерживать спрос.

Более высокий ценовой сегмент будет сужаться», — ожидает Сергей Семененко. Впрочем, пока у рынка есть задел — по данным комитета по строительству, в Санкт-Петербурге выдано 436 разрешений на строительство многоквартирных домов общей площадью более 14 млн кв. м.

С начала 2021 года оформлено 30 разрешений на дома общей площадью 706, 3 тыс. кв. м.

Китайцы, москвичи или местные: кто построит метро петербуржцам?

Петербургское метро давно пребывает в глубоком кризисе. Темпы строительства выглядят смешными, финансирование – копеечным. Возможно, ситуация изменится после появления новой метростроительной компании под крылом Смольного и банка «ВТБ», а может, спасут китайцы.

На самом деле не только в Петербурге, но и в других регионах, кроме, пожалуй, Казани, строительство метро идет черепашьими шагами. Лишь Москва выделяется на этом провинциальном фоне гигантскими успехами. В этом году столица получит 9 станций метро, с 2021 до 2024 год построят еще 25 станций.

В Петербурге даже запланированные единичные станции не вводятся годами, планы постоянно пересматривают, а «Метрострой», монополист, находится в предбанкротном состоянии и даже не способен вовремя выплачивать зарплату.

Хотя можно иначе посмотреть на успехи Москвы – несмотря на достижения в строительстве линий метрополитена столица не избавилась от автомобильных пробок, а в вагоны метро с трудом можно протиснуться в час пик.

Метро Петербурга: новая компания на старые рельсы

Дискуссия (именно разговоры разговаривают) о судьбе петербургского метро идет уже не первый год, но решения проблемы, как строить больше и быстрее, так никто и не предложил. В Москве не только больше денег, чем в нашем городе, москвичи собрали метростроителей со всей России, даже китайцы участвуют в проектах подземки.

В Петербурге Смольный решил создать собственную компанию совместно с банком «ВТБ». Но сначала в августе сообщалось, что компания «Стройтрансгаз» планировала создать консорциум совместно с АО «Метрострой».

Среди возможных исполнителей работ называлась China Railway Construction Corporation (CRCC) и China State Construction & Engineering Corporation (CSCEC). CRCC, в частности, с 2017 года строит метро в Москве и давно присматривается к петербургскому рынку. Но осенью пробудился банк «ВТБ».

В начале ноября губернатор Петербурга Александр Беглов проинформировал президента России Владимира Путина о ситуации со строительством метро в Петербурге и рассказал, кто теперь будет его строить. Но не сказал где точно.

«К сожалению, «Метрострой» находится практически в предбанкротном состоянии. У города всего 25%, а большая часть акций находится у частных лиц.

Ситуация сложная: банкротить и нужно, и нельзя, потому что нельзя останавливать стройку. Но мы нашли решение. Вместе с ВТБ создаем акционерное общество, 65% его акций передают городу.

И мы начнем работу, практически не прерывая текущего строительства», – сказал губернатор.

Эксперты говорят, что новая компания сможет начать свою реальную деятельность минимум через год. Так что сроки ввода новых станций можно вновь перенести, оправдав эти переносы созданием новой строительной компании. Банк «ВТБ» обещает кредитовать Смольный на строительство метро.

Но сумма не озвучивается. Вообще складывается впечатление, что цель одна – разрубить этот гордиев узел и избавиться от «Метростроя», который в последний год стал головной болью для местных чиновников. Удивительно, что этот монополист принадлежит семье бывшего гендиректора Вадима Александрова.

Неплохо так получилось.

Несмотря на кризис, темпы строительства в Петербурге растут

Квартиры без метро: бедный и недоступный Петербург

Застройщики вообще никак не реагируют уже на новости про метро. Не хочется в очередной раз попадать впросак.

Планы Смольного в последние годы уже не раз ставили строителей в неловкую ситуацию, когда они обещали метро в пешей доступности от нового проекта, а на деле новоселы оставались в лучшем случае с наземным транспортом.

Это коснулось и покупателей в «Балтийской жемчужине», в проектах, которые реализуются в Янино и Кудрово.

С Ленобластью вообще не очень понятно, как теперь будет развиваться ситуация, кто и когда будет исполнять обещания.

В пресс-службе заместителя председателя правительства Ленобласти по транспорту и топливно-энергетическому комплексу Сергея Харлашкина (ранее он служил главой Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга и с февраля по август этого года был директором «Метростроя») напомнили, что стройка метрополитена – это прерогатива Петербурга и отказались от .

Читайте также:  ТЦ в России закрываются после проверок

«Проблема с метро вызвана в первую очередь недостаточным финансированием. Петербург сильно отстает от Москвы, где в развитие транспортной инфраструктуры вкладываются огромные деньги.

При этом процесс строительства у нас более дорогой и трудозатратный из-за сложных геологических условий, – отмечает директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова. – Между тем, метро необходимо развивать: в условиях мегаполиса это единственный транспорт, способный решить проблемы жителей.

Запрещать строительство в локациях, где нет метро, также не выход. Сейчас в большинстве обжитых районов уже просто нет мест под застройку, особенно если речь идет о массовом сегменте жилья. Запрет приведет к дефициту на рынке недвижимости».

Исполнительный директор СК «Ойкумена» (компания, к слову, участвовала в строительстве столичного метро) Роман Мирошников уверен, что решить эту проблему могут только местные власти – при желании/возможности привлекая подрядчиков из Москвы или Китая, в зависимости от того, что окажется рентабельнее. «Согласно проекту бюджета, на строительство метро в Петербурге готовы потратить 37 млрд рублей за ближайшие три года. В следующем году на метростроение зарезервировали 7,4 млрд рублей. Кроме того, как сообщалось в открытых источниках, уже в ближайшее время инвестировать около 1 млрд руб. в строительство петербургских станций метро может компания АО «Метрострой Северной Столицы». Много ли это? Для сравнения, в Москве на развитие транспортной инфраструктуры (в том числе и метро – самая дорогостоящая статья расходов) планируется выделить около 2 трлн рублей на три года. Цифры говорят сами за себя», – не питает особых иллюзий Роман Мирошников.

Инфраструктурное строительство в Петербурге и области: сплошные проблемы

12.01.2016 | 00:00 656219

Дорожно-строительная отрасль плохо перенесла кризис: в минувшем году в предбанкротном состоянии оказались сразу три крупнейшие компании. Из-за этого так и не были сданы стратегически важные для Петербурга инфраструктурные объекты.

Инфраструктурное строительство (в отличие от жилищного) практически полностью зависит от госзаказа – такова специфика этого рынка. А потому сокращение бюджетного финансирования, начавшееся еще в позапрошлом году, ударило по этой отрасли больнее всего, и 2015 год для нее выдался не самым удачным.

Не благодаря, а вопреки

Начнем с анализа ситуации со строительством новых станций метро в Петербурге, тем более что это напрямую касается развития рынка жилья.

В прошедшем году основные силы были брошены на главную цель – обеспечить до июня 2018 года ввод в эксплуатацию станций «Новокрестовская» и «Беговая» (продолжение Невско-Василеостровской линии).

Эксперты сомневаются, что это реально сделать в столь короткий срок. А представители «Метростроя» высказывают претензии чиновникам, сетуя на нестабильное финансирование.

Есть вероятность, что вовремя сдадут только «Новокрестовскую», необходимую для обеспечения транспортной доступности строящегося стадиона. А «Беговую» будут доделывать без спешки уже после чемпионата мира по футболу. Но во всяком случае строительство ведется – 3 декабря 2015 года стартовала проходка тоннеля, так что все в руках «Метростроя» и Смольного.

Пока взаимоотношения метростроевцев и чиновников даже хорошими назвать трудно, во многом из-за этого темпы развития подземки в городе, мягко говоря, невысоки. Весьма вероятно, что три станции Фрунзенского радиуса сдадут на год позже, чем планируется. Тем более что отставание есть и у «Трансстроя», возводящего метродепо в промзоне «Шушары».

С Красносельско-Калининской линией (точнее, с ее первой очередью – станциями «Юго-Западная» и «Путиловская») ситуация тоже нерадостная: конкурс на ее строительство то объявляли, то отменяли, затем объявили заново.

В итоге подрядчика выбрали (разумеется, им стал «Метрострой»), но из-за этих проволочек метро в Юго-Западную Приморскую часть придет в лучшем случае в 2022 году. А ведь еще год назад в Смольном уверенно говорили о 2019-м.

Лишь с продолжением Лахтинско-Правобережной линии, от «Спасской» до «Горного института», ситуация более-менее понятная. Смольный уже признал, что ввести эти станции в эксплуатацию раньше ноября 2019 года никак не удастся, и сдвинул сроки их сдачи на год вперед (изначально «Театральную» и «Горный институт» планировали сдать в 2018-м). Работы здесь идут в нормальном темпе.

Итого: уже сейчас можно с большой долей уверенности говорить, что ныне действующая схема развития петербургской подземки, утвержденная губернатором всего два (!) года назад, – неактуальна. В соответствии с ней, к 2020 году планировалось ввести в строй 18 станций.

На деле открытие даже половины объектов из этого списка станет большой удачей.

Волна банкротств

Главными ньюсмейкерами на дорожно-строительном рынке города стали три его крупнейших игрока: «Мостострой-6», «Мостоотряд № 19» и «Буер». Правда, новости, к сожалению, были нерадостными: ко всем вышеперечисленным компаниям в 2015 году поданы иски о банкротстве. И хотя ни один из них на сегодня не удовлетворен, свою работу в Петербурге эти структуры минувшим летом прекратили.

Больше всего кризис ударил по «Мостострою-6»: компания лишилась крупных контрактов на строительство новой магистрали на набережной Обводного канала с устройством развязки над проспектом Обуховской Обороны, а также тоннеля на Синопской набережной. В общей сложности все контракты потянули более чем на 11 млрд руб. А сдать объекты планировалось в 2015 году.

Новые сроки в Смольном пока не определили.

С грехом пополам «Мостострою-6» все-таки удалось довести до ума развязку на пересечении проспектов Пискаревского и Непокоренных. Движение по основному ходу было открыто минувшей осенью, и, пожалуй, это главное достижение городских дорожников в 2015 году. Однако полностью объект все равно не готов: осталось достроить съезды и пешеходные переходы.

«Мостоотряд-19» оставил после себя в наследство недостроенную многоуровневую развязку на пересечении Колпинского и Московского шоссе.

Этот объект очень важен, в первую очередь для жителей Славянки и Ленсоветовского, поскольку он позволит повысить проходимость ныне почти постоянно забитого транспортом Московского шоссе. Сдать путепровод должны были в августе, теперь актуальный срок – середина текущего года.

Что касается второго важного путепровода, возводимого «Мостоотрядом-19», – в створе Поклонногорской улицы в Выборгском районе, то конкретики по срокам сдачи пока нет, поскольку строительство находится в начальной фазе.

Наконец, компания «Буер» лишилась госконтракта на строительство продолжения Софийской улицы до Московского шоссе и промзоны «Металлострой» с устройством путепровода. Работы проведет другой подрядчик – конкурс уже объявлен. Завершить эти работы в Смольном рассчитывают в 2018 году.

Все по плану

Были в минувшем году и позитивные новости – некоторые объекты сдать все же удалось. Про Пискаревский путепровод мы уже упоминали. Помимо этого достроили автомобильную переправу через Дудергофский канал, связавшую квартал «Балтийская жемчужина» с Юго-Западной Приморской частью.

Кроме того, активизировались работы на строительстве надземного перехода через Витебский проспект в Шушарах. Его открытие позволит демонтировать тормозящий автопотоки светофор и впоследствии ввести в строй съезд с КАД непосредственно на Витебский проспект.

Активно ведется сооружение развязки на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе. ЗАО «Пилон», осуществляющее эти работы, на сегодняшний день является явным лидером на рынке инфраструктурного строительства. Сдача этого объекта намечена на середину 2017 года.

Строительство Центрального участка Западного скоростного диаметра тоже идет в хорошем темпе. Однако самые сложные работы – надвижка пролетных строений двух мостов через Морской канал и Петровский фарватер – еще впереди.

Скорее всего, к концу мая 2016 года, как предполагалось изначально, ввести в эксплуатацию трассу не удастся – есть небольшое отставание по срокам. Но к концу будущего года успеть вполне можно.

Наконец-то стартовали работы по возведению моста через остров Серный – с Васильевского острова в Петроградский район, а также строительство продолжения набережной Макарова до ЗСД.

Эти объекты также являются частью подготовки городской инфраструктуры к мундиалю.

Контракты достались «АБЗ-Дорстрою», «ВАД» и тому же «Пилону»: финансовое состояние этих компаний вроде бы не должно внушать опасений.

В Ленобласти в 2015 году в основном ремонтировали существующие трассы, в частности «Скандинавию» и магистраль А-120 (бетонку). Кроме того, в Тосненском началось строительство участка платного автобана Петербург – Москва.

В планах на нынешний год значится начало работ по прокладке двух платных автотрасс: обхода Мурино (продолжения трассы в створе Пискаревского проспекта до дороги на Матоксу) и автодороги, которая соединит федеральную трассу «Нарва» с КАД.

Финансировать работы, весьма вероятно, будет ВТБ.

Подводим итоги: ушедший год для автодорожников и метростроевцев был не самым удачным. Отставания по срокам имеются почти на каждом крупном инфраструктурном объекте, причем в 2015-м они еще и увеличились.

Денег у Петербурга (а тем более у Ленобласти) в нынешнем году явно не прибавится, и это означает, что перспективы у отрасли не самые радостные.

Выручает на сегодняшний день мундиаль, точнее выделенные на его подготовку федеральные средства – этому обстоятельству можно только порадоваться.

Павел Гинёв    Алексей Александронок   

Строительный комплекс против кризиса

На прошедшем в Петербурге XIV Съезде строителей обсудили снижение темпов строительства, продление льготной ипотеки, «потребительский экстремизм», изменения в законодательстве о СРО и пути сопротивления отрасли кризису. Нашлось место и локальным темам, главной из которых стал стадион на Крестовском острове.

Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, открывая Съезд, сообщил о ключевых параметрах, с которыми город закрывает 2016 год. Так, за январь-октябрь введено в эксплуатацию 2,2 млн кв. м жилья, что на 2% больше по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

В целом по Северо-Западному федеральному округу темпы жилищного строительства по итогам 10 месяцев хотя и не дотягивают до прошлогоднего уровня – но все же выше, чем по стране: 95% против 93,6%.

Госстройнадзор Санкт-Петербурга за 9 месяцев выдал 119 разрешений на строительство жилых комплексов. Продолжается активная работа города с инвесторами.

В текущем году они вложили в реализацию проектов в Петербурге 340 млрд рублей (на 45 млрд больше, чем за аналогичный период 2015 года). В 2017 году только в социальные объекты, по предварительным планам, будет инвестировано 46 млрд. рублей.

  • Строить с любовью к городу
  • По кризису – новыми законопроектами
  • Обнажая проблемы
  • СРО на переходе
  • Объект потенциальной гордости

Отдельное внимание в своем выступлении вице-губернатор уделил градостроительной политике Петербурга. Он отметил, что на всех этапах создания Генплана необходимо активное участие как застройщиков, так и общественности Петербурга. В новом Генплане будут учтены требования нормативов градостроительного проектирования, отраслевые схемы и адресные программы по созданию транспортной и инженерной инфраструктуры, а также отображены все существующие виды объектов регионального значения. За основу взят агломерационный подход, который даст импульс развитию экономики и снимет многие точки напряжения на приграничных территориях. Господин Албин также напомнил, что с 15 января вступают в силу изменения в Закон о Генплане, а также утвержденные границы объединенных зон охраны объектов культурного наследия. «После согласования с Министерством культуры РФ требования к градостроительным регламентам для территорий исторических поселений будут включены в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Ожидаемый срок получения согласования – май 2017 года, – предупредил Игорь Албин. – Я бы попросил коллег не пугать рынок дополнительной градостроительной нагрузкой. Мы стараемся максимально быстро внести все уточнения и изменения в действующие ПЗЗ. К тому же, во многих девелоперских проектах речь пойдет только об ограничениях в центре города». Президент Российского союза строителей (РСС) Владимир Яковлев выразил признательность строителям, продолжающим свою работу «в невероятно сложных условиях». И напомнил, что в 2016 году на федеральном уровне было принято рекордное количество документов по строительному направлению. Из важных для отрасли изменений он отметил решение о выделении 20 млрд в год на подготовку территорий под комплексное освоение. «Необходимо, чтобы инженерная подготовка шла впереди строительства и не замедляла его», – считает Владимир Яковлев. Давая оценку снижению объемов введенного жилья, президент РСС подчеркнул, что без поддержки ипотеки сохранять объемы ввода жилья на уровне 2014-2015 годов – «немыслимо и нереально». Господин Яковлев также напомнил, что помимо объемов ввода «просели» и показатели производства строительных материалов: на 11% упали показатели производства цемента, на 17% – кирпича и почти на 23% – железобетона. Подъем экономики начнется, когда покупательная способность вернется на нормальный уровень.Несмотря на тревожные показатели, в том числе по банкротству строительных организаций, Владимир Яковлев высказал уверенность в том, что строители преодолеют очередной кризис, как делали это уже не раз. «Во все времена строительство – это локомотив экономики, который двигает ее вперед и создает в том числе социальную безопасность».Первый заместитель нового Комитета Госдумы по транспорту и строительству Алексей Русских рассказал о планах законотворческой работы на ближайшую перспективу. Так, Комитет Госдумы намерен подготовить поправки, позволяющие подрядчикам до окончания переходного периода выполнять работы без свидетельства о допуске. Еще одна партия поправок коснется СРО. Представители Комитета выступают за то, чтобы СРО, приумножившим средства компенсационных фондов, позволили использовать эти доходы для уменьшения взносов участников в компфонды.Не ушла от внимания законодателей и проблема господдержки ипотеки. По словам господина Русских, Комитет Госдумы решил обратиться в Минстрой с предложением изыскать дополнительные средства в бюджете на компенсацию процентной ставки. «Мы рассчитываем, что до 20 декабря у нас будет совместная встреча с Минстроем и Минфином, где мы обсудим этот вопрос, – заверил депутат. – К первым корректировкам бюджета мы можем такие поправки подготовить, внести и принять. По крайней мере, приложим для этого все усилия».Говоря о приоритетах развития отрасли, господин Русских выделил снижение финансовой нагрузки на застройщиков путем совершенствования механизма техрегулирования, импортозамещение строительной техники и материалов, а также создание условий для инновационного развития строительного комплекса. Он также отметил, что пришло время ориентироваться не на количество построенного жилья, а на качество жизни и показатели обеспечения комфортной жилой среды. Одним из самых интересных выступлений XIV Съезда стало заявление председателя совета директоров компании «Норманн» Виктора Сеппенена о «потребительском терроризме» дольщиков: «На сегодня, из-за кризисных явлений, сроки, заявленные застройщиками в договорах, нарушаются. Существует организованное и мощное содружество юристов, предлагающих свои услуги дольщикам, эти юристы работают против застройщиков». В качестве примера господин Сеппенен привел ситуацию, когда квартира перекупается по переуступке, уже с новым сроком окончания строительства, – но, имея на руках договор со старым, более ранним сроком передачи ключей, покупатель идет в суд. «К сожалению, очень разный подход у судей. Кто-то занимает разумную позицию и назначает приемлемые штрафы. Кто-то принуждает компанию фактически все полученные средства вернуть дольщику, – рассказал о последствиях председатель «Норманна». – Это серьезная угроза, которая грозит большими финансовыми трудностями для застройщика и может породить то, чего мы боимся больше всего – обманутых дольщиков».Господин Сеппенен предложил органам власти обратиться к федеральным коллегам с законодательной инициативой – перейти от чрезмерных мер по защите прав дольщиков (мер, которые могут обернуться против них) к мерам по защите застройщиков. По его мнению, при наличии такого законопроекта застройщики смогут рассчитывать на более взвешенное отношение судей по уже заявленным искам. Директор объединения «Союзпетрострой» Лев Каплан отметил необходимость поиска нетрадиционных путей решения проблем строителей. В качестве одной из насущных проблем он привел закрытость строительного рынка: как правило, подрядчики работают с одними и теми же – проверенными – субподрядчиками из собственной базы, в итоге заявки на тендер от многих добросовестных компаний – отклоняются. Решением мог бы стать интернет-портал с единой информационной базой, объединяющей данные о потребностях крупных компаний и о предложениях субподрядчиков. «Союзпетрострой» готов взяться за разработку такого портала, но необходимо содействие органов власти.Также Лев Каплан выразил обеспокоенность тем, что субподрядчики, выйдя из СРО, окажутся вне системы – как и контроля, так и защиты. «Мы считаем, что пришла пора общественным организациям – РСС и «Союзпетрострою» – всерьез заняться этой проблемой».При этом число банкротств увеличилось в пять раз, просроченная кредиторская задолженность у подрядчиков по всей России составляет 24,7% от оборота. «Я уверен, что строители выживут, но надо реально посмотреть на ситуацию и решать целый ряд проблем», – резюмировал Лев Каплан. Одной из таких проблем он назвал выдачу Градпланов Комитетом по градостроительству и архитектуре Петербурга: со слов участников рынка, они выдаются только с личного разрешения вице-губернатора Игоря Албина.Тревогу у участников Съезда вызывает также ситуация с количеством и качеством изыскательских организаций. «Безобразия с изысканиями: 327 организаций, многие из них без инструмента и опыта, демпингуют», – возмутился Лев Каплан. Директор «Союзпетростроя» предложил вице-губернатору Албину собрать специальное совещание по ситуации с отраслью изысканий в Петербурге.Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Михаил Посохин выделил общие для направлений изысканий, проектирования и строительства задачи на 2017 год: построение системы независимой оценки квалификации, модернизация системы конкурсных процедур, развитие инновационных технологий и перевод строительного комплекса на предоставление госуслуг в электронном виде. В своем выступлении президент НОПРИЗ также коснулся изменений в 372-ФЗ, затрагивающих деятельность саморегулируемых организаций, отметив, что СРО предстоит очень объемная работа: распределить имеющиеся средства на два компенсационных фонда и определиться с уровнем ответственности каждого члена. Также господин Посохин подчеркнул важность BIM-технологий для отрасли. «Без применения BIM-технологий мы не решим поставленных задач», – заявил он, напомнив, что в России планируется внедрить долгосрочное финансирование научных исследований.Координатор НОСТРОЙ по Санкт-Петербургу Алексей Белоусов озвучил итоги первого этапа перевода средств СРО на спецсчета. По состоянию на 9 декабря из 29 СРО информацию о переводе средств предоставили 26 организаций, достаточность средств подтвердили 11 организаций. Всего было переведено 5,1 млрд рублей, потери компенсационного фонда СРО Петербурга составили 7,3 млрд рублей. При этом только 10 СРО разместили средства в банках с государственным участием, остальные отдали предпочтение коммерческим банкам.Из положительных моментов господин Белоусов отметил то, что идет разработка «дорожной карты», определяющей порядок подготовки и ведения национального реестра строителей и изыскателей, разработку его регламентов. Систему в тестовом режиме опробуют в феврале, а уже к 1 июля все специалисты всех компаний должны быть включены в реестр.Темой, удостоившейся отдельных реплик выступающих, стал стадион на Крестовском острове. По мнению Владимира Яковлева, работа на объекте изначально была организована неправильно, и город не контролировал процесс должным образом. «Но объект выходит «на гора», и к концу года строительная часть будет закончена. Кто еще там не был – советую посмотреть на стадион до и после ввода в эксплуатацию. Это уникальнейший объект, которым город и горожане еще будут гордиться, и не один год», – уверен Владимир Яковлев. Лев Каплан выразил надежду на то, что с завершением строительства стадиона профильные чиновники Петербурга начнут уделять больше внимания другим проблемам городского строительного комплекса. «Мы понимаем, как вам было тяжело, но вы все-таки вытащили этот объект», – приободрил строительный блок Смольного директор объединения «Союзпетрострой».

Читайте также:  ГК ПИК покупает строительную компанию «Мортон»

 «Зенит-Арена» – это, с одной стороны, объект, который раскрыл весь потенциал нашего строительного комплекса, а с другой – обнажил многие проблемы, – резюмировал вице-губернатор Игорь Албин. – Надеюсь, что «строительный спецназ» закончил свою работу».

Реставрация: сохраняя традицииПредседатель Совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина напомнила о том, что в ноябре Союз реставраторов получил золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области охраны памятников» на выставке Denkmal-2016 в Лейпциге.

Но, несмотря на высокую оценку зарубежных коллег, развитие отрасли не может не вызывать тревоги. Основные проблемы сегодня – тенденция к снижению смет на реставрационные работы и снижение качества работ: «В Петербурге масса зданий, которые не реставрировали сто и более лет, но они находятся в состоянии лучшем, чем современные».

По мнению госпожи Шангиной, это повод для местных строителей обратить внимание на исторические технологии. «Но без необходимых вложений рассчитывать на такой же долговременный результат, который демонстрировали наши предки – мы не сможем», – с сожалением отметила Нина Шангина.

Основными задачами реставраторов на ближайшую перспективу Шангина назвала совершенствование профессиональных стандартов и улучшение качества реставрационных работ.

Завершая Съезд, Игорь Албин выделил три момента, на которых необходимо сконцентрироваться и национальным объединениям, и Союзу строителей, и бизнес-сообществу: качество управления, качество среды и качество бизнеса.Добавим, XIV Съезд строителей Петербурга состоялся при поддержке Комитета по строительству Санкт-Петербурга и профессионального сообщества.

Организатором традиционно выступил Союз строительных объединений и организаций. Генеральным партнером Съезда стало ЗАО «Метробетон», входящее в Ассоциацию производителей бетонной продукции «Бетон Северо-Запад». Съезд также поддержали: ОАО «Метрострой», ЗАО «Пилон», СРО Ассоциация «Объеди­нение строителей Санкт-Петербурга», ГК «Партнер», Союз организаций строительной отрасли «Строительный ресурс», АО «Строительный трест».

Генеральный информационный партнер события – газета «Строительный Еженедельник».

рубрика:
Итоги

автор:
Анастасия Лаптенок

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *