На Кубани строят больше, чем в остальных регионах России

1 июля 2021, 17:32

На Кубани строят больше, чем в остальных регионах России

Глава администрации (губернатор) Краснодарского края Вениамин Кондратьев провел совещание, посвященное мерам, которые направлены на завершение социальных объектов в условиях роста цен расходных материалов.

Губернатор Кубани отметил, что в последние годы в регионе набрали хорошие темпы строительства. На сегодняшний день в крае возводят восемьдесят социальных объектов, в том числе 36 школ и детских садов, 27 спортивных объектов.

— Но мы, как и все регионы, столкнулись с рисками, связанными с существенным ростом цен на строительном рынке,— сказал Вениамин Кондратьев.

На совещании было озвучено, что с начала этого года стоимость металлоконструкций выросла на 70 процентов, лесоматериалов — на 40 процентов. Пластиковые трубы подорожали на 70 процентов, краска — на 50 процентов.

В результате этого подрядчики не укладываются в сметы по уже заключенным контрактам. Наибольшая потребность в дополнительных средствах — по объектам Динского района, Сочи и Краснодара. Удорожание строительства только одного детского сада в поселке Зарождение Динского района составляет около 60 миллионов рублей при сумме контракта в 140 миллионов рублей.

Первый заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края Андрей Алексеенко сообщил, что из восьмидесяти социальных объектов в этом году к сдаче запланировано восемнадцать.

Из них два детских сада и шесть школ в Сочи и Краснодаре откроются к первому сентября.

Контроль за их возведением перевели в ручной режим, проходит еженедельный мониторинг, выезды на стройплощадки, чтобы все работы шли четко по запланированным графикам.

— Буквально каждый объект рассматриваем индивидуально и в зависимости от сложности ситуации стараемся найти оптимальные решения. Завершение строительства зданий, вводимых к сентябрю, опасений не вызывает. Подрядчики успели закупить основной объем стройматериалов до резкого повышения цен,— сообщил первый заместитель главы региона.

Андрей Алексеенко акцентировал внимание участников совещания на том, что строительство ни при каких условиях не должно останавливаться. Никто не должен наживаться на ситуации и завышать стоимость работ, проводимых на объектах.

Было сказано, что в Краснодарском крае разработают механизм возмещения расходов на удорожание стройматериалов по уже строящимся социальным объектам. Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев на краевом совещании поручил направить соответствующее предложение в Минстрой Российской Федерации.

— По всем социальным стройкам идет удорожание из-за повышения цены на строительные материалы. Повлиять на рынок невозможно, но мы должны выполнить все обязательства перед жителями, не допустить простоев и срывов.

Важно найти решение в рамках действующего законодательства.

По уже заключенным контрактам выделить дополнительные средства и завершить строительство всех социальных объектов точно в срок,— подчеркнул Вениамин Кондратьев.

Первый заместитель главы региона Андрей Алексеенко сообщил, что наибольшее удорожание цены контракта затронет социальные объекты, которые начали строить в конце прошлого — начале этого года. Также Минфин России, Минстрой РФ и Федеральная антимонопольная служба согласовали возможность изменения цены в связи с непрогнозируемым ростом стоимости строительных материалов.

— Позиция эта применима только на объектах стоимостью более ста миллионов и сроком строительства более одного года. Однако она не решает проблему строительства спортивных комплексов или небольших детских садов, затраты на которые и срок возведения меньше обозначенных,— сказал первый вице-губернатор.

В свою очередь вице-губернатор Игорь Галась подчеркнул, что при выделении дополнительных средств нужно учитывать все факторы — от сроков заключения контракта до объема выполненных работ.

— Конечно, есть понимание, как удорожание оформить юридически. Закон позволяет это делать. Но необходимо смотреть на каждый контракт отдельно: оценивать удорожание цены и подтверждать рост стоимости материалов в каждом конкретном случае,— отметил вице-губернатор.

Глава региона Вениамин Кондратьев подчеркнул, что предусмотреть дополнительное финансирование необходимо только на разницу в стоимости, а не на проведение строительных работ и только тем подрядчикам, кто принял максимальные меры для недопущения удорожания, например закупал строительные материалы заранее или вел работы с опережением графика.

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

Южный инфраструктурный бум: какие крупные проекты реализуются на Кубани — МК

В последние годы Краснодарский край переживает масштабное строительство объектов инфраструктуры водо-, газо-, электо- и теплоснабжения. Заключаются концессии между властью и бизнесом, что дает мощный коммуникативный эффект.

Обновление воды

Одна из главных «головных болей» побережья – перебои с водой. Но скоро проблемы будут решены. «По решению губернатора региона Вениамина Кондратьева, более 10 млрд рублей на период до 2024 года выделено из бюджета края на полную реконструкцию Троицкого, Ейского и Таманского групповых водопроводов, обслуживающих курортные населенные пункты», — сообщил вице-губернатор Анатолий Вороновский.

Ейский водовод служит для обеспечения питьевой водой северной зоны Краснодарского края. По проекту работы ведутся на второй нитке водопровода протяженностью 95 км. До 2024 года в реконструкцию вложат 5 млрд рублей.

Троицкий водопровод обеспечивает Крымский район, Новороссийск и Геленджик. Из-за аварий на трубе в прошлом году тысячи людей не раз оставались без воды. По инициативе губернатора был разработан проект строительства новой нитки водопровода, протяженностью более 50 километров. Она потребует финансирования в 4 млрд рублей. В результате проблемы с водой на этом направлении исчезнут.

Таманский водопровод обеспечивает 28 населенных пунктов Таманского полуострова. В министерстве ТЭК и ЖКХ Краснодарского края рассказали, что здесь готовятся строить одну нитку протяженностью 16,5 км и приступают к проектированию еще 41 км водовода. Инвестиции в проект приблизятся к 1,5 млрд рублей.

В целом к 2024 году край намерен построить и реконструировать более 160 км магистральных сетей водоснабжения. «Это не только снизит число аварий и сделает подачу воды прогнозируемой, но и позволит подключать новых абонентов и развивать инфраструктуру», — подчеркивает Вениамин Кондратьев.

Больше газа и тока

На сегодня уровень газификации населения Краснодарского края составляет 83,2%. Из 1 762 населенных пунктов края сетевой газ проведен в 1 184. Стратегией соцэкономразвития региона предполагается, что к 2030 году уровень газификации будет составлять 95%. На это направлена краевая программа «Развитие ТЭК», инвестпрограммы газораспределительных организаций и ПАО «Газпром».

Возрастающая потребность в электричестве со стороны бизнеса и населения требует замены оборудования и реализации новых проектов в энергетике.

«За пять лет в крае реконструировано и построено 2962 километра линий электропередач, введено 1498,4 МВА. Инвестиции в это направление превысили 25 млрд рублей», — сообщили в министерстве ТЭК и ЖХК региона. В ближайшие годы планируется реконструировать 1000 км линий электропередач, ввести в эксплуатацию мощности на 800 МВА.

Тепло в дома

Благодаря взаимодействию власти и бизнеса и успешной реализации госпрограммы «Развитие ТЭК» с 2016 года в крае построено и модернизировано более 120 котельных, при этом за счёт бюджета из них построено менее половины. С приходом Вениамина Кондратьева на пост губернатора в отрасль стали активно привлекать инвестиции. Только в 2020 году введут в строй 30 источников.

Средний уровень износа котельных сократился с 62% до 59%, тепловых сетей – с 71% до 67%, теплопотери уменьшились на 2,4%.

Как отмечает Вениамин Кондратьев, отрасль привлекает инвесторов, заключаются концессии, реализуются энергосервисные контракты. В течение трех лет ожидается привлечение инвестиций более 1,5 млрд рублей.

Модернизация теплового хозяйства приносит эффект — удалось полностью исключить аварийные ситуации. С 2016 года на территории региона в системах централизованного теплоснабжения не произошло ни одного технологического нарушения, повлекшего прекращение теплоснабжения более чем на 24 часа. Успешное прохождение отопительного периода было отмечено также и на федеральном уровне.

На Кубани жилья строят в 1,5 раза больше, чем в Москве

Краснодар, 22 июля 2016, 11:22 — REGNUM В Краснодарском крае снижаются темпы ввода жилья. Так, по сравнению с прошлым годом за первые шесть месяцев 2016 года, этот показатель в крае упал на 7%.

Между тем, как отметили в Росстате, эта тенденция — общероссийская. Однако, несмотря на снижение, за первые полгода в регионе было введено в эксплуатацию 2 млн 144,5 тыс. квадратных метра жилья.

Это 6,8% от объемов в целом по России, передает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на данные Росстата.

По этому показателю Краснодарский край опередил Москву, где в январе-июне было введено более 1,3 млн жилых квадратных метров (4,3%). Лидером в стране по объемам введенного в строй жилья стала Московская область, где за первое полугодие построено свыше 2,9 млн кв. метров жилья — 9,4% от общего объема в РФ.

  • Как пояснил вице-губернатор Кубани Юрий Гриценко, сегодня в регионе ставка делается не на количество, а на качество жилья: «В непростых экономических условиях покупатель обдуманно подходит к вложению денег и выбирает комплексную застройку — жилье, которое будет обеспечено всей необходимой инфраструктурой».
  • Также по теме: Жилья в Краснодаре настроили на пять лет вперёд
  • Ввод жилья на Кубани за месяц снизился почти на 20% — кризис?
  • Вице-губернатор также отметил, что падение объемов жилья могло быть еще меньше, если бы застройщики соблюдали правила землепользования и застройки.

По данным Краснодарстата, объем строительных работ, выполненных всеми хозяйствующими субъектами, в январе-июне 2016 года снизился на 22% к соответствующему периоду прошлого года и составил 79,3 млрд рублей.

Крупными и средними организациями выполнено работ на 38,7 млрд рублей, что составляет 70,1% к объему января-июня 2015 года.

Больше всего строили в Краснодаре (33,9% от общего объема работ), Темрюкском районе (15,5%), Новороссийске (12,6%), Анапе (9,5%).

Добавим, что в январе-июне организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками в крае было построено 29 тыс. квартир общей площадью 2144,5 тыс. кв. метров, при этом объем ввода жилья по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 15,5%.

Предприятия и организации сдали в эксплуатацию 22,3 тыс. квартир общей площадью 1271,1 тыс. кв. метров, что составило 87,7% от аналогичного показателя за шесть месяцев 2015 года. Снизили объемы строительства и индивидуальные застройщики. Ими возведено 6,7 тыс. квартир общей площадью 873,3 тыс. кв. метров, что почти на 20% меньше, по сравнению с прошлым годом.

Читайте ранее в этом сюжете: Темпы строительства жилья в Краснодаре продолжат снижаться

Читайте развитие сюжета: На Кубани стали строить больше, а достраивать – меньше

Краснодарский край — регион больших возможностей

  • Житница, здравница страны, уверенно развивающийся промышленный центр Юга России – Краснодарский край отметил свое 83-летие.
  • К этому празднику в регионе появились новые дороги и больницы, парки и школы, модернизируются коммунальные сети, благоустраиваются зеленые зоны.
  • Уверенный рост

На протяжении последних лет консолидированный бюджет региона давал постоянный рост. Сегодня он составляет 377 миллиардов рублей. Долговая нагрузка на бюджет серьезно снизилась – сразу на 58%.

В секторе малого и среднего предпринимательства занято уже 745 тысяч человек. Эта цифра постоянно растет. Объем инвестиций в экономику достиг 2,5 триллиона рублей. Только в промышленности реализовано 55 крупных инвестпроектов. Открылось сразу три промышленных парка. Благодаря созданию новых производств и инфраструктурных объектов за 5 лет появилось более 20 тысяч рабочих мест.

На протяжении последних лет приоритетом краевой власти было стопроцентное исполнение всех социальных обязательств – главный показатель стабильности в регионе.

Поменялся подход к расходованию бюджетных средств, построены десятки школ, ФАПов и ВОПов.

Несмотря на экономические потрясения из-за пандемии, у края есть задел, чтобы планировать строительство учреждений наперед, сохранить и нарастить набранные темпы.

Читайте также:  Обязан ли я оплачивать долг за домофон прежнего владельца?

С 2015 года на Кубани построено 39 школ, к концу года их будет 50. Открылось 80 новых детских садов и 52 пристройки к детским садам, к концу года будет уже 89 детсадов и 58 пристроек. Капитально отремонтированы 251 школа и 131 детский сад, отремонтировано 219 спортивных залов.

Большой рывок произошел в медицине. Финансирование здравоохранения увеличилось на 54% – до 106,5 миллиарда рублей. Построено 89 офисов врача общей практики. Капитально отремонтировано более 65 медучреждений, еще 100 – отремонтировано. Доступной стала высокотехнологичная помощь. Только операций на сердце ежегодно делается более 11 тысяч.

Кооперация и переработка

Одной из самых тяжеловесных отраслей экономики, от которой во многом зависит развитие края, остается агропромышленный комплекс. За последние годы поддержка АПК стала более гибкой и ориентированной на рынок. В ближайшие годы приоритетом останется развитие малых форм хозяйствования, их кооперация и расширение сектора переработки.

Благодаря беспрецедентной господдержке производство сельхозпродукции в крае за пять лет увеличилось на четверть – до 427 миллиардов рублей. Удалось реанимировать сахарную промышленность. Сейчас в крае работают все 16 сахарных заводов.

Серьезные успехи – в виноделии. Качественным натуральным кубанским вином сегодня обеспечена почти половина российского рынка, в четыре раза увеличился экспорт «напитка богов». Всего в отрасли открылось около 200 крупных сельхозпредприятий, создано почти 10 тысяч рабочих мест

Еще один кит экономики – курорты. За пять лет турпоток в здравницы региона вырос на 15%. Ежегодно край принимает уже порядка 17 миллионов человек. Протяженность благоустроенных пляжей на Азово-Черноморском побережье выросла на 29 километров – до 104 километров.

В регионе создано 100 новых объектов турпоказа, построено порядка 90 новых средств размещения. Даже в этом году, несмотря на пандемию и перенос открытия летнего курортного сезона, Кубань показывает хорошие результаты.

За 2 летних месяца край сумел восстановить свои позиции и принял около 7 миллионов туристов.

Комфортно и безопасно

Серьезное развитие за последние пять лет благодаря целенаправленной работе краевой власти получил жилищно-коммунальный комплекс.

Главное направление в ЖКХ – довести газификацию в крае до 100% и разрешить проблемы с водоснабжением. Добиваться этого в крае планируют всеми силами – и за счет краевого бюджета, и за счет привлечения федеральных средств и средств инвесторов.

Сейчас и в больших городах, и в маленьких станицах делается упор не просто на строительство нового жилья, а на появление парков и скверов, улучшение качества дорог и, конечно, на обновление коммунальной инфраструктуры. По поручению губернатора ежегодно удается строить и модернизировать не менее 5 процентов коммунальных сетей.

Благодаря такому дальновидному подходу проблемы, которые не решались десятилетиями, удалось сдвинуть с мертвой точки. За пять лет было обновлено более 4 тысяч километров водопроводных сетей, 3 тысячи километров линий электропередач. Газифицировано более 100 населенных пунктов – голубое топливо пришло в 50 тысяч квартир и домов.

Настоящий прорыв произошел в обновлении котельных – за пять лет построено и модернизировано более 120.

Важный вектор краевой политики – сохранение зеленых зон. Богатый, цветущий край не должен превратиться в горы бетона и реки безликих улиц и дворов. Поэтому так важно сберечь и сохранить то, чем так щедро наградила наш край природа. На кадастровый учет уже поставлено 1886 зеленых зон, в том числе 550 парков и скверов.

Это более 3,5 тысяч гектаров, и данная работа продолжается. За последнее время благоустроено порядка 700 парков, скверов и дворовых территорий. Еще одно достижение – разработан и утвержден генеральный план столицы Кубани. Сейчас губернатор поставил задачу завершить подготовку генпланов остальных муниципальных образований.

И по-настоящему беспрецедентными можно назвать вложения в дорожную отрасль. За пять лет объем краевого дорожного фонда увеличен более чем в два раза – до 37,7 миллиарда рублей.

В пять раз выросло финансирование муниципальных дорог. Построено и капитально отремонтировано почти 2,5 тысячи километров улично-дорожной сети.

Безупречное качество и безопасность дорог, появившихся за последнее время, отмечают как жители края, так и его гости.

  1. Что планируется сделать в ближайшие пять лет
  2. Экономика и бюджет
  3.  увеличить консолидированный бюджет до 418 млрд рублей
  4.  довести число занятых в МСП до 1 млн человек
  5.  создать особую экономическую зону в Анапе
  6.  создать базу для развития IT-сферы
  7.  открыть 6 промышленных парков
  8.  привлекать в экономику региона минимум 430 млрд рублей инвестиций ежегодно
  9. Образование
  10.  строить по 10 школ ежегодно
  11.  ликвидировать дефицит ясельных мест в детских садах
  12.  открыть школу для одаренных детей в Краснодаре
  13. Здравоохранение
  14.  строить до 20 офисов врача общей практики в год
  15.  завершить строительство 2-й очереди краевой клинической больницы №1
  16.  открыть новый лечебно-диагностический корпус детской краевой больницы
  17. АПК
  18.  довести производство сельхозпродукции до 516 млрд рублей
  19.  увеличить экспорт вина до 445 тыс. декалитров
  20.  нарастить производство молока с 1,47 до 1,7 млн тонн
  21.  развитие сети кооперативов
  22.  защита и продвижение региональных брендов на российском и международном уровнях
  23. ЖКХ и благоустройство
  24.  завершить реконструкцию Троицкого, Ейского и Таманского групповых водопроводов.
  25.  построить и реконструировать более 160 км магистральных сетей водоснабжения
  26.  довести уровень газификации края до 88% (сейчас 83,3%)
  27.  снизить расходы населения на подключение домовладений к газу
  28.  благоустроить более 1000 парков, скверов, дворовых территорий
  29.  скорректировать генеральные планы всех муниципальных образований
  30. Дороги
  31.  построить и реконструировать 173 км региональных автомобильных дорог, включая инженерные сооружения, в том числе новый Яблоновский мост, обходы Тимашевска и станицы Ленинградской, транспортный коридор в Краснодаре по улице Тихорецкой до М-4 «Дон»
  32.  отремонтировать более 3,1 тыс. км региональных автомобильных дорог
  33.  отремонтировать более 2,6 тыс. км улично-дорожной сети местных автомобильных дорог
  34.  довести долю автомобильных дорог регионального значения, соответствующих
  35. нормативным требованиям, до 70%
  36. Курорты
  37.  увеличить турпоток до 20 млн человек в год
  38.  развивать и поддерживать детский отдых
  39.  увеличить загрузку курортов в межсезонье
  40.  развивать эко- и агротуризм
  41.  модернизировать инфраструктуру курортов
  42. Игорь Серов

Градостроительная реформа на Кубани: цели и последствия – Постаналитика

В конце марта 2021 г. на заседании общественного градостроительного совета губернатор Кубани Вениамин Кондратьев поручил региональному департаменту по архитектуре и градостроительству разработать единую концепцию комплексной жилой застройки Краснодарского края (КК).

В документе пропишут обязательные нормативы обеспечения строящихся жилых домов социальными объектами (школами, детскими садами, поликлиниками), а также парковочными местами и детским площадкам. Муниципалитеты смогут выдавать разрешение на строительство только тех жилых комплексов, которые будут соответствовать требованиями концепции.

Как ожидается, это поможет решить на Кубани проблему массовой застройки без необходимой социальной инфраструктуры и позволит перейти к комплексному освоению территорий.

Появление концепции соответствует решениям, принятым в сфере благоустройства российских городов на федеральном уровне, в частности задачам нацпроекта «Жильё и городская среда». Это также станет важным шагом на пути дальнейшего реформирования градостроительного законодательства Кубани, которое де-факто ведётся в течение последних лет.

Меры по формированию комфортной городской среды в регионе

Первые усилия по наведению порядка в стройиндустрии краевые власти предприняли ещё в 2016-2017 гг., когда начали борьбу с самостроями и точечной застройкой.

Тогда они ужесточили контроль над выдачей разрешений на строительство, стали привлекать к реальной ответственности застройщиков, меньше узаконивать и больше сносить нелегальные строения. В результате в 2016-2021 гг. число самостроев в КК сократилось на треть.

Параллельно здесь заработали программы восстановления прав обманутых дольщиков и переселения граждан из аварийного жилья, завершить которые в основном планируется до конца 2023 г.

В дальнейшем администрация края сформулировала принцип недопустимости развития стройиндустрии в ущерб туристической и аграрной отраслям.

В соответствии с ним, в 2019 году на Кубани введён запрет на строительство капитальных жилых домов выше 20 м в 500-метровой зоне на побережье Азовского и Чёрного морей, который не распространяется на отели.

Сочи, Новороссийск и Анапа ужесточили правила землепользования и застройки, ограничив на своих территориях возведение высотных жилых домов. Весной 2021 г. принят законопроект, запрещающий переводить под жилую застройку земли сельхозназначения в КК.

Он должен остановить массовую передачу сельхозугодий под строительство жилья по решению муниципальных властей и судов, в результате которой за пять лет из оборота выведено 30 тыс. га сельхозземель, включая большое количество лесов и виноградников.

По поручению губернатора края, крупные города Кубани начали разработку новых генеральных планов в соответствии с современными градостроительными стандартами. В сентябре 2020 г. первым новый генплан принял Краснодар. Свои документы готовят Анапа, Армавир, Геленджик и Горячий Ключ, планирующие завершить эту работу в 2021-2022 гг.

К обновлению планов приступают Новороссийск и Сочи. Последний рассчитывает принять его в 2023 г., а до этого вводит мораторий на строительство многоквартирных жилых комплексов.

Генпланы разрабатывают специализированные исследовательские организации с прицелом на развитие социальной и транспортной инфраструктуры городов, а к их обсуждению привлекается местная общественность.

В рамках новой градостроительной политики Краснодарский край наращивает также финансирование строительства социальных объектов. В 2021 г. в регионе реализуется около 100 таких проектов (30 школ, 15 детских садов, 20 центров единоборств и т.д.).

Собственных ресурсов на эти цели не хватает, в связи с чем Кубань активно участвует в федеральных программах и стремится развивать государственно-частное партнёрство. Вводятся налоговые льготы для компаний, возводящих социальную инфраструктуру.

К их финансированию привлекаются коммерческие банки.

Одновременно усиливается контроль в области жилищного строительства. В 2020 г. краевые власти провели проверки соблюдения земельного законодательства и градостроительных норм в Новороссийске, Северском районе, Горячем Ключе, Туапсе и Геленджике. В марте 2021 г. губернатор В.

 Кондратьев совершил объезд крупных строек краевой столицы. По их итогам руководство КК отменило ряд разрешений на строительство (в Краснодаре – более чем на 500 тыс. кв.м), скорректировало проекты ряда крупных ЖК и приняло соответствующие кадровые решения (в марте 2021 г.

лишился поста мэр Горячего Ключа А. Кильганкин).

Последствия реформы

Опрошенные кубанской деловой прессой отраслевые эксперты считают, что градостроительная реформа будет иметь важные долгосрочные последствия для развития социально-экономической ситуации в КК.

Увеличение затрат застройщиков на социальную инфраструктуру и ужесточение градостроительных правил приведёт к удорожанию возводимого жилья.

По оценкам источников газеты «Коммерсант», во властных структурах региона готовы к самым радикальным сценариям роста цен, вплоть до их удвоения с текущих 70 тыс. до 130–150 тыс. руб. за кв.м в Краснодаре и на побережье (уровень Санкт-Петербурга).

Большинство независимых аналитиков полагают, что цены вырастут не столь значительно и стабилизируются по мере адаптации рынка к новым условиям.

Снизится спрос на кубанское жильё и объёмы жилищного строительства. Отрасль покинут многие мелкие игроки, для которых возведение школы (в среднем 1 млрд руб.) или детского сада (от 300 млн) крайне затратно. Как следствие, региону будет сложно достичь заявленной цели к концу 2024 г. вводить в эксплуатацию 7,2 млн кв.м жилья вместо нынешних 4,5 млн.

С другой стороны, должно улучшиться качество нового жилья, уменьшиться нагрузка на инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру населённых пунктов Кубани. Городская среда здесь станет более комфортной и современной.

Читайте также:  Мне подарили долю дома. Какие налоги я должна заплатить?

Как ожидается, рост цен на недвижимость отразится и на миграции в КК из других регионов. Общее число граждан, переезжающих на постоянное место жительство в край, уменьшится, но это будут более обеспеченные люди, готовые дороже платить за жильё.

Доля качественных дорог на Кубани за пять лет выросла более чем на треть

КРАСНОДАР, 19 августа. /ТАСС/. Доля качественных дорог в Краснодарском крае за последние пять лет выросла более чем на треть и достигла показателя в 68,9%, сообщил ТАСС губернатор Вениамин Кондратьев.

По его словам, в 2020 году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» власти региона начали реализацию крупных дорожных проектов — строительство нового моста между Кубанью и Адыгеей и обновление важной региональной трассы Краснодар — Ейск.

В летний период загруженность дорог в Краснодарском крае достигает пика, на трассах, ведущих к Черноморскому побережью, образуются пробки, заторы возникают и в населенных пунктах региона, через которые следует транзитный транспорт из-за отсутствия объездов.

Нагрузка на транспортную инфраструктуру Кубани еще больше увеличилась после открытия Крымского моста. В регионе на протяжении последних лет по поручению губернатора ведется активная работа по приведению в порядок ведущих к побережью трасс и муниципальных дорог, строительство новых за счет регионального бюджета и федеральных госпрограмм.

В городских агломерациях стартовал ремонт и строительство дорог в рамках нацпроекта.

«За пять лет на Кубани построено и капитально отремонтировано более 3,2 тыс. км автомобильных дорог: речь идет только об участках, которые находятся в ведении края — регионального и межмуниципального значения, также мы привели в порядок почти 2,5 тыс. км улично-дорожной сети в населенных пунктах.

Большим подспорьем здесь стал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — за год реализации нацпроекта в Краснодаре, Сочи и Новороссийске доля дорог, соответствующих нормативным показателям, увеличилась с 49% до более чем 62%. В этом году показатель составит 68,9% — это более 1,9 тыс.

км дорог», — сообщил губернатор.

По его словам, общий объем финансирования всех мероприятий нацпроекта в регионе в этом году увеличился практически вдвое, до 8,1 млрд рублей в текущем. За счет этого в 2020 году уже привели в порядок 193 объекта местного значения в Краснодарской, Сочинской и Новороссийской городских агломерациях общей протяженностью 183,4 км.

«В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» на Кубани идет не только ремонт, но и строительство, и реконструкция дорог и мостов. В этом году объекты, реализующиеся по нацпроекту, более масштабные», — рассказал глава региона.

Вице-губернатор Краснодарского края Алексей Вороновский уточнил, что по итогам 2019 года на сети дорог регионального значения доля трасс в нормативном состоянии увеличилась с 68% (6156,86 км) до 68,9% (6238,35 км).

Доступные дороги для жителей Кубани

По словам главы региона, за последние пять лет общий объем дорожного фонда Кубани увеличился почти втрое — с 18,6 млрд рублей в 2015 году до 33,3 млрд рублей в 2020 году.

«Это позволило нам не просто заниматься латочным ремонтом дорог, а приступить к строительству новых участков трасс. Среди знаковых проектов — дорога от станицы Тенгинской до — границы с Адыгеей в Усть-Лабинском районе: жителей соседних населенных пунктов разъединяло расстояние в 45 километров, теперь оно сократилось до 11 км.

Достроена дорога от станицы Нижегородской до поселка Мезмай: до этого люди передвигались на высокопроходимой технике, по-другому было просто не проехать.

А строительство дороги станица Журавская — Тихорецк позволило решить проблему с перегрузкой дорожной сети города и вывести транзитное движение из центра Тихорецка за его пределы», — отметил Кондратьев.

По словам Кондратьева, одним значимых текущих проектов для жителей Краснодарского края является стартовавшее в этом году строительство обхода станицы Ленинградской.

Здесь через небольшой населенный пункт с преимущественно однополосным движением идет большой автотрафик к Крымскому мосту. Это создает неудобство не только водителям транзитных автомобилей, но и самим местным жителям.

Строительство обхода является также частью формирования нового транспортного подхода к Крымскому мосту.

«Маршрут основного магистрального подъезда к Крымскому мосту со стороны центральной России пройдет через станицу Ленинградскую по автодороге Краснодар — Ейск.

Таким образом, строящийся обход этого населенного пункта имеет стратегическое значение для развития туристической отрасли, так как число автомобилистов, направляющихся на курорты Краснодарского края и Крыма, с улучшением дорог только растет», — пояснил ТАСС вице-губернатор Краснодарского края Алексей Вороновский. Он уточнил, что протяженность объезда составит порядка 16,6 км, на нем предусмотрено строительство трех транспортных развязок в разных уровнях.

Вороновский также обратил внимание на значимость начавшейся реконструкции автодороги Краснодар — Ейск от границы Динского и Тимашевского районов до станицы Медведовской. Эта трасса ведет из краевого центра к побережью Азовского моря, по ней следуют как гости региона, так жители небольших населенных пунктов.

Сейчас большая часть автодороги имеет двухполосное движение. «В летний период из-за увеличения туристов и перевозок сельхозпродукции наблюдается затрудненное движение транспорта по автодороге Краснодар — Ейск.

Проведенная реконструкция сделает дорогу гораздо более безопасной, а передвижение по данной трассе станет комфортным для жителей и гостей Кубани», — отметил замглавы региона.

Для решения проблемы межрегионального сообщения в рамках нацпроекта в 2020 году начали строительство нового моста через реку Кубань, соединяющего Краснодар и территорию Республики Адыгея.

Нагрузка на данный участок кратно выросла в связи с активной застройкой в районе административной границы между регионами, имеющими общую транспортную систему. Кроме того, через действующий мост едут автомобили, направляющиеся в сторону Черноморского побережья.

Старый мост не выдержан нагрузки, его решили заменить новым, который будет построен до 2024 года неподалеку от существующего.

«Эксплуатация существующего Яблоновского моста нецелесообразна ввиду его технического состояния и поэтому в дальнейшем планируется объект демонтировать», — сообщили ТАСС в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.

Мегапроект Кубани

В настоящее время на Кубани реализуется несколько федеральных проектов по развитию дорожной сети. Одним из них является строительство нового подхода к Крымскому мосту. В 2020 году был заключен контракт на проектирование трассы, которую построят к 2024 году.

Она призвана решить не только проблему загрузки существующих дорог в пик курортного сезона, когда туристы стремятся посетить объекты обоих Крыма и Краснодарского края, но и будет способствовать развитию транспортной логистики между субъектами РФ и деловых связей.

Протяженность нового участка трассы А-289 составит 119 км, общая стоимость проекта достигает 100 млрд рублей. Дорога пройдет в обход населенных пунктов и обеспечит скоростное сообщение между Кубанью и Крымским полуостровом.

Работы будут проходить в рамках федерального проекта.

Губернатор Кондратьев ранее отмечал, что новая дорога значительно повысит транспортную доступность промышленных, портовых и туристических районов Кубани: Славянска-на-Кубани, Крымска, Анапы, Темрюка и всего Таманского полуострова.

«Предусмотрено строительство четырехполосной автомобильной дороги первой категории, четырех транспортных развязок, восьми путепроводов, моста через реку и 25 мостов через каналы», — сказал Вороновский.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края ТАСС сообщили, что среднегодовая суточная интенсивность движения по единственному существующему на данный момент подходу к Крымскому мосту, который проложен по автомобильной дороге федерального значения А-289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — Белый, составляет до 30-40 тыс. автомобилей, а прогноз на 20-летний период предполагает увеличение интенсивности до 72,6 тыс. автомобилей в сутки. «Причем по новому направлению пойдет 55% этого трафика», — отметили в министерстве.

С открытием движения по Крымскому мосту назрела и необходимость развития транспортной инфраструктуры в краевом центре — Краснодаре.

В городе усугубилась проблема пробок из-за движения по его территории транзитного транспорта, особенно грузового, которая была актуальной для делового центра края и ранее.

Для ее решения в ближайшее время начнется строительство дальнего западного обхода Краснодара.

«Трасса объекта выбрана таким образом, чтобы выйти из города Краснодара, не затрагивая зону Краснодарской агломерации и минимизировать прохождение трассы в черте населенных пунктов, в связи с чем полностью исключить необходимость сноса существующей жилой застройки. Планируемое начало реализации строительства — второе полугодие 2020 года, продолжительность — 24 месяца», — сообщили ТАСС в министерстве, уточнив, что стоимость реализации проекта составляет почти 40 млрд рублей.

Комфортная дорога к морю

Так как Краснодарский край является основным туристическим регионом РФ, власти уделяют особое внимание ремонту и реконструкции участков черноморских трасс.

Как сообщили в министерстве со ссылкой на данные ФКУ «Упрдорчерноморье», 68% трасс федерального значения в настоящий момент находятся в нормативном состоянии.

«А к январю 2021 года эта цифра составит уже 70,7%», — отметили в министерстве.

Так, в 2020 году приведут в порядок 55 км трассы автодороги М-4 «Дон», которая обеспечивает связь с побережьем. Сейчас на трассе ведется реконструкция транспортной развязки на участке от Краснодара до Новороссийска.

В летний период на этом участке трассы фиксируют большой трафик как легкового, так и грузового транспорта, причем по этой автодороге туристы следуют не только в сам Новороссийск, но и на другие курорты края — Геленджик, Анапу.

Строительство развязки позволит развести транспортные потоки грузового транспорта, следующего в порт и отдыхающих, направляющихся по данной трассе в курортные города региона. Развязка станет двухуровневой, будет иметь шесть полос для движения в обоих направлениях, а расчетная скорость движения на этом участке автодороги составит 150 км/ч.

В Сочи к концу года планируют также завершить капитальный ремонт тоннеля №6 на Обходе курортного города на федеральной трассе А-147 Джубга — Сочи. Это обеспечит транзитный коридор мимо загруженного Центрального района Сочи в Имеретинскую низменность, горный кластер и к границе с Абхазией.

Кубань на двоих: Краснодарский край и Адыгея приняли агломерационный вызов

29 августа 201810:12

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев и глава Адыгеи Мурат Кумпилов заявили о планах создания агломерации, включающей Краснодар, близлежащие сельские районы и примыкающие к краевой столице территории Адыгеи по ту сторону реки Кубань.

Несмотря на то, что прикубанская часть республики-анклава давно фактически стала частью Краснодара, проект крайне непростой: понятие агломерации в российском правовом поле отсутствует, то есть будущее совместной инициативы напрямую зависит от договороспособности элит двух регионов.

Экономический смысл объединения усилий очевиден, поскольку так будет явно проще лоббировать в федеральном центре финансирование инфраструктуры, которая необходима и Краснодару, и Адыгее.

Но практически на старте дали о себе знать и политические риски — некоторые адыгские активисты в связи с планами по созданию кубанской агломерации незамедлительно вспомнили о давних инициативах по включению Адыгеи в состав Краснодарского края и предупредили, что очередная подобная попытка чревата протестной реакцией.

Такие аберрации вполне объяснимы, поскольку российская практика создания агломераций действительно нередко предполагала чисто административные методы интеграции территорий. Однако в случае с Краснодарским краем и Адыгеей речь идет прежде всего о необходимости исправления предыдущих ошибок в градостроительстве и восполнении нехватки инвестиций в совместную инфраструктуру двух регионов.

Непосредственным поводом для активизации властей Краснодарского края и Адыгеи стало завершение подготовки Стратегии пространственного развития России до 2025 года, которую правительство РФ должно утвердить в ближайшие месяцы.

Как сообщил Вениамин Кондратьев во время недавней встречи с Муратом Кумпиловым, Краснодарский край обратился в федеральный центр с предложением включить в этот документ новый мост через Кубань, разделяющую два региона. Его строительство обсуждается уже много лет, но пока готова только проектно-сметная документация.

Мостом, впрочем, возможные совместные инициативы не исчерпываются. «Адыгея, как и Краснодарский край, разработала Стратегию развития до 2030 года, — заявил Кондратьев. — Достижение заявленных целей во многом зависит от реализации совместных проектов. Один из ключевых — формирование краснодарской агломерации.

В ее состав войдут Краснодар с прилегающими муниципалитетами, а также Адыгейск, Тахтамукайский и Теучежский районы Республики Адыгея».

Читайте также:  Парк «Зарядье» в Москве откроется через 3 года

Отчасти вопрос о более плотном взаимодействии двух регионов даже «перезрел».

Последние несколько лет Краснодар развивается по инерции благодаря высоким темпам роста, набранным в период подготовки к Олимпиаде в Сочи, когда по динамике ряда основных социально-экономических показателей (прежде всего по темпам жилищного строительства) столица Кубани значительно обошла другой южный мегаполис — Ростов-на-Дону.

Но затем Краснодару неожиданно не досталось право на проведение матчей Чемпионата мира по футболу, и крупные инвестиции в инфраструктуру, необходимые городу, обошли его стороной. Ростов, напротив, получил новый аэропорт, новые транспортные развязки, отели международных сетей и т. д.

— прежний разрыв между двумя городами по привлекательности для жизни значительно сократился. Краснодар же тем временем стал испытывать проблемы с дорожно-транспортной сетью (пробки в городе давно превосходят московские), жилищным строительством в виде тысяч обманутых дольщиков и хаотичной застройки окраин, социальной инфраструктурой и т. д.

Серьёзные проблемы у Краснодара в части инфраструктуры и архитектурного облика сыграли свою роль в том, что главы двух регионов заявили о создании агломерации, считает доктор экономических наук, бизнес-консультант Александр Полиди.

«Не думаю, что Ростов продвинулся дальше в этом направлении, но сейчас стало ясно, что агломерация для Краснодара — это данность, и дальнейшие несогласованные действия ее фактических участников губительны для всех: речь о деградации инфраструктуры, маятниковой миграции, несбалансированности бюджетов и потере инвестиционной привлекательности», — добавляет эксперт.

«Ситуация в Краснодаре и его окрестностях определяется спецификой развития города, — отмечает профессор Института архитектуры и искусств Южного федерального университета Сергей Алексеев.

— В Ростове-на-Дону, для сравнения, инфраструктура агломерации развивалась относительно сбалансированно, во многом благодаря работе местных специалистов по градостроительству.

Например, вместе с новыми мостами через Дон в Ростове появились новые многополосные магистрали, которые обеспечивают связи внутри агломерации, и мы видим нарастание естественного агломерационного эффекта.

Краснодар с его финансовыми возможностями тоже должен был опережающим образом создавать инфраструктуру, но этим почти не занимались. В результате Краснодар стал отставать от Ростова в качестве городской среды.

Когда я еду по окрестностям Краснодара, у меня мороз по коже от этого совершенно бешеного бестолкового строительства, которое, в конечном итоге, оплачивается деньгами сторонних инвесторов, приезжающих из северных регионов, не особенно разбираясь, где Краснодарский край, а где Адыгея. Пригородные многоэтажные районы возникают буквально на глазах, и ничего хорошего в этом нет — это тупиковый путь развития. Это еще не город — это то, что только должно стать городом через много лет».

Тренд на создание агломераций — это реальность стратегического планирования в России, а в принципе это мировой опыт управления развитием крупных городов, добавляет Александр Полиди. Считается, что к 2030 году окончательно сформируется «золотая тысяча» мировых агломераций, и фактически глобальная конкуренция за ресурсы и инвестиции будет идти между ними.

Однако в России, напоминает эксперт, агломерации — это явление неформальное, в правовом поле их нет. Аналогичное явление в экономической сфере — кластеры (о которых тоже любят рассуждать чиновники), сконцентрированные на небольшой территории группы смежных предприятий.

Как и агломерации, это данность, но формальных принципов их существования тоже нет, причём не только в России, но и в большинстве стран, утверждает Полиди.

Связи между Краснодаром и прилегающими к нему районами Адыгеи, в советский период имевшей статус автономной области внутри Краснодарского края, действительно многообразны.

«Краснодарский край и Адыгея существуют в плотном симбиозе — можно привести десятки примеров их взаимопроникновения, — говорит политолог, депутат Законодательного собрания Краснодарского края Николай Петропавловский.

— Многие жители Адыгеи работают в Краснодарском крае, потому что рабочих мест там гораздо больше, чем в их республике. Но, с другой стороны, я знаю множество жителей Краснодарского края, которые приобрели недвижимость в Адыгее, потому что она там дешевле.

Существуют также перетоки бизнеса, когда предприниматели из-за налоговых и прочих преференций регистрируются в Адыгее, а живут и работают в Краснодаре. Эти процессы, по сути, безграничны и выходят далеко за пределы Краснодара и его пригородов — например, в торговый центр „Мега Адыгея“ в Тахтамукайском районе ездят не только из Краснодара, но даже из Сочи».

Но все это, настаивает Петропавловский, сложно назвать агломерацией в административном смысле, это естественным образом формирующееся взаимовыгодное сотрудничество территорий. «На моей памяти тема чего-то подобного агломерации в Краснодаре поднимается наверх уже не первый раз, — говорит эксперт.

— Но всякий раз дальше разговоров дело не шло, потому что в законодательстве понятия „агломерация“, насколько мне известно, нет. Кроме того, результат во многом зависит от того, спрашивают ли мнение населения относительно создания агломерации, насколько просчитаны экономические эффекты этого и так далее. В противном случае это будет просто модная тема.

Самый главный вопрос, на мой взгляд: для чего нужна агломерация? Если у нас есть сложности с пониманием юридического формата агломерации, то возникает много вопросов о практике реализации этой идеи — как это будет выглядеть в рамках существующего правового поля? У каждого из двух регионов своя самодостаточная жизнь.

Понятно, что связывающая их инфраструктура находится на уровне середины прошлого века, старые мосты через Кубань давно исчерпали свой ресурс, а в Краснодаре по факту уже живет примерно полтора миллиона человек, плюс транзитный поток через город.

Но едва ли решать вопрос со строительством новых мостов будет легче, если попытаться делать это в рамках развития агломерации. Объединять усилия в этом направлении можно и с помощью обычных соглашений между субъектами федерации, ничего не мешает решать вопросы с инфраструктурой при существующей законодательной базе.

Поэтому хотелось бы, чтобы для начала были представлены экспертные заключения: вот законодательная база для агломерации, вот ее однозначные плюсы, вот риски, которые заранее нужно купировать — так эта тема станет более основательной».

Действительно, понятие «агломерации» в российском правовом поле по-прежнему нет, хотя дискуссии о том, как управлять агломерациями идут уже много лет.

Время от времени различные федеральные министерства пытаются в пилотном режиме проводить эксперименты по целенаправленному развитию агломераций, но какого-то убедительного портфеля «лучших практик» по-прежнему нет. Только в самом конце прошлого года в Градостроительный кодекс было внесено понятие документов территориального планирования двух и более субъектов РФ.

А в мае этого года в Совет Федерации было внесено предложение от представителей Краснодарского края о включении в Градостроительный кодекс самого понятия «агломерация». Иными словами, законодательная работа находится только на самой ранней стадии.

Тем не менее в целом у многих чиновников уже появилось понимание, что в основе любой агломерации лежит многоуровневый договор — между отдельными муниципальными образованиями, между муниципалитетами и субъектом федерации, а в случае с Краснодарским краем и Адыгеей и между разными субъектами федерации (как бы ни отличался их экономический и демографический потенциал). Именно на таком понимании агломерации настаивал крупнейший российский теоретик урбанистики Вячеслав Глазычев, чьи идеи во многом определили характер последнего по времени послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию, где шла речь о приоритетах пространственного развития страны.

Понимание того, что агломерация — это прежде всего договор, сложилось в России далеко не сразу. Еще несколько лет назад доминировало другое представление — что для формирования агломерации необходимо слияние и укрупнение муниципальных образований.

В ряде случаев такая схема работала — например, там, где требовалось чисто механическим образом увеличить население крупных городов, приблизив его к заветной цифре миллион жителей.

Так было в Воронеже, Волгограде, да и в Краснодаре, где к городу последовательно присоединялись окрестные поселки, станицы и хутора (хотя официальное признание Краснодара миллионником в ходе переписи населения 2010 года так и не состоялось).

Но были и очевидные провалы — например, на Кавминводах, где идея объединить различные муниципалитеты, предложенная еще первым полпредом президента в СКФО Александром Хлопониным, незамедлительно привела к обострению многочисленных конфликтов, прежде всего земельного характера. В итоге от этой затеи быстро отказались, но и какого-то органа по управлению Кавминводской агломерацией по-прежнему не появилось.

«Все, что касается системы расселения, — вопрос во многих отношениях открытый, — поясняет, откуда взялись проблемы с управлением развитием агломераций Сергей Алексеев.

— Как говорил мой учитель, выдающийся архитектор и урбанист Алексей Гутнов, уровень наших знаний последовательно снижается по мере подъема вверх по пространственной иерархии. Архитекторы прекрасно знают, что такое отдельное здание, жилой район или даже целый город.

Но когда речь идет о целой системе расселения, связях между городами при помощи транспортной и инженерной инфраструктуры, возникает вопрос: кто этим должен заниматься? Обычно считалось, что это „вотчина“ экономгеографов, а не архитекторов, чьи компетенции кончаются там, где кончается город.

Но для архитекторов агломерация — это просто следующий за городом, четвертый пространственный уровень. Но поскольку он был в свое время отдан на откуп экономгеографам, профессионально занимаются им единицы, и в итоге агломерация не конституирована ни в правовом поле, ни в системе академического знания».

Скорее всего, эти пробелы будет эволюционно форсироваться в ближайшие 5−10 лет, полагает Александр Полиди: «Главный фактор успеха — это согласованная социально-экономическая модель развития, в первую очередь пространственная.

Это означает, что участники агломерации должны иметь политическую волю договариваться о ключевых элементах развития и согласованно расставлять приоритеты. Поэтому формирование совета или другого органа согласованного принятия решений о синхронном развитии территорий в общих интересах — объективная необходимость и фактор успеха.

Этот орган должен состоять из первых лиц муниципалитетов, и желательно, чтобы в него входили профильные вице-губернаторы для ускорения прохождения инициатив».

Разумеется, при такой постановке вопроса об управлении агломерацией речь не идет об объединении двух регионов — алармизм адыгейских активистов в данном случае выглядит не более чем странной попыткой напомнить о себе в сфере, требующей совершенно иных компетенций и смыслов.

«Адыгея в существующей конструкции чувствует себя совершенно комфортно, и Краснодарский край тоже от этого выигрывает, — подчеркивает Николай Петропавловский.

— Это вообще хороший пример, можно сказать, модельный опыт соседства двух субъектов, тем более что за все постсоветское время на нашей территории не было межнациональных и межконфессиональных конфликтов, это территория естественной толерантности и добрососедства. И никаких реальных оснований для того, чтобы изменить этот статус-кво, нет».

В то же время с субъектностью Адыгеи действительно существуют большие проблемы, отмечает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев: «Территориальные подразделения ряда федеральных ведомств из республики перенесены в Краснодарский край, единая энергосистема управляется компанией „Кубаньэнерго“, находящейся в Краснодаре. С точки зрения внутренней структуры этих ведомств, Адыгея уже объединена с Краснодарским краем как минимум последние несколько лет. Агломерация, с экономической точки зрения, уже существует, и ее жители по ту сторону Кубани это хорошо осознают. Малоизвестная история: когда в Майкопе в середине прошлого десятилетия проходил большой митинг против присоединения к Краснодарскому краю, в поселке Яблоновском, который фактически является частью Краснодара, но административно относится к Адыгее, проходил митинг за присоединение. „Клин“ Адыгеи, который подходит к Краснодару, уже вовлечен в экономику краевой столицы больше, чем в экономику республики. С административной же точки зрения ясности нет, поскольку нет более или менее общего понимания того, как должны быть выстроены агломерации административно в плане пересечений с местным самоуправлением, региональным управлением».

Однако в случае с Краснодаром и прилегающими районами Адыгеи, полагает Силаев, наиболее вероятным выглядит сценарий, при котором вывеска «агломерация» окажется неким обозначением совместных лоббистских усилий Вениамина Кондратьева и Мурата Кумпилова по пробиванию в федеральном центре финансирования инфраструктуры — например, хотя бы одного нового моста через Кубань. «Вместе добиться от Москвы денег на мост легче, особенно если сказать слово „агломерация“, — отмечает эксперт. — Здесь как раз кроется самое уязвимое место позиции адыгских активистов — пусть они пойдут и объяснят жителям Яблоновского, что мост им не нужен и на работу в Краснодар ездить тоже не нужно».

Но для того, чтобы эти усилия увенчались успехом, как минимум на межрегиональном уровне должен быть постоянно работающий орган управления агломерацией, продолжает Силаев, поддерживая точку зрения Алкександра Полиди — правда, этот орган может быть только совещательным, иное невозможно по действующему законодательству.

«До недавнего времени мысль начальственная мысль развивалась в двух основных направлениях, — напоминает Николай Силаев.

— Либо поглощение крупным городом малых муниципалитетов, с ним граничащих, либо вывод той или иной территории из-под законодательства о местном самоуправлении с созданием особого режима на территории, управляемой непосредственно региональными властями — примерно это хотели сделать с Кавминводами.

Поэтому в рамках реализации стратегии пространственного развития России должен быть ликвидирован нынешний пробел в законодательстве, где агломераций или их аналогов просто нет. В результате в каждом конкретном случае задачи связного управления агломерацией решаются ситуационно, а не системно, хотя разговоры об агломерациях идут уже лет десять. Откуда это странное молчание законодателя в стране, где все обожают регламентировать?»

Николай Проценко

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *