Можно ли говорить об ухудшении жилищных условий?

MG_54/Depositphotos

Отвечает вице-президент ГК «АРИН», руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

На первый взгляд, никаких имущественных прав на тещину квартиру у них нет, и Ваша ситуация не будет ухудшением.

Но если Ваша теща приватизировала эту квартиру уже с прописанной дочерью, которая отказывалась от права приватизации, но при этом сохраняет пожизненное право пользования жилым помещением и может его покинуть, только добровольно выписавшись, то суд может признать, что в этом случае ухудшение жилой площади есть. Даже несмотря на отсутствие права собственности.

Дети не участвовали в приватизации. Они собственники квартиры?

В чем риск покупки квартиры, приватизированной в 90-е годы?

Отвечает директор офиса вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Как правило, вопрос по ухудшению жилищных условий встает при условии, что граждане состоят на учете по улучшению жилищных условий либо планируют принять участие в какой-либо социальной программе по их улучшению.

Когда госорганы принимают подобные решения, они обычно оценивают все сделки, совершенные гражданами за предшествующие пять лет. Совершение гражданами или их ближайшими родственниками каких-либо сделок, влекущих за собой последующее ухудшение жилищных условий, могут оценить критически.

Однако необходимо оценивать каждую ситуацию индивидуально. В Вашем случае можно рассмотреть снятие с регистрационного учета по суду.

Отвечает руководитель отдела правового сопровождения «НДВ — супермаркет недвижимости» Ксения Буслаева:

Для корректного ответа на вопрос недостаточно информации: надо знать характеристики обеих квартир — той, которую планируется оставить, и служебной.

Поскольку вопрос вообще возник, логично предположить, что служебная квартира имеет меньшую площадь, чем жилье тещи.

Подозрения в намеренном ухудшении жилищных условий могут возникнуть в случае, если очередник добровольно снялся с регистрационного учета в большей квартире и зарегистрировался в меньшей.

Чтобы подстраховаться, лучше озаботиться получением судебного решения о принудительном выселении. Такой документ гарантирует, что жильцы сняты с регистрационного учета не по своей воле.

Могу ли я выписать родственника из подаренной мне квартиры?

Как выписать из квартиры человека, если другого жилья у него нет?

Однако стоит помнить об условиях, при которых практически невозможно добиться принудительного выселения: нельзя без согласия снять с регистрационного учета совладельца жилья, пайщика; лиц, отсутствующих по месту регистрации по уважительной причине (проходящих военную службу по призыву, находящихся в местах лишения свободы по решению суда и т. п.). Также, если квартира находится в собственности тещи на основании приватизации, а зарегистрированные с ней по этому же адресу в свое время от приватизации отказались в ее пользу, их тоже нельзя выселить из этой квартиры принудительно.

Если сниматься с регистрационного учета все же придется добровольно, то в случае претензий остается упирать на фактическое проживание в служебной квартире, куда и прописываются жильцы, ведь место пребывания не меняется, следовательно, не меняются и условия проживания. Однако доказать факт пребывания сложнее.

Отвечает юрист единой городской службы «Помощь дольщика» Жанна Малис:

Супруга и дочь не будут признаны добровольно ухудшившими свои условия проживания, поскольку в их деятельности не прослеживаются намерения, характерные для лиц, преследующих такие цели. Перечень действий, подпадающих под критерий намеренного ухудшения жилищных условий, можно сформулировать следующим образом.

В первую очередь, к ним будут относиться действия, связанные с вселением на свою жилплощадь других граждан, к примеру членов семьи, или же переселением в специализированные помещения на условиях найма. Отчуждение или неравноценный обмен жилого помещения, принадлежавшего на праве собственности, также будет считаться действием, намеренно ухудшающим жилищные условия.

Еще один критерий, с помощью которого можно выявить, относятся те или иные действия к подобным или нет, — это намерение субъекта встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Для признания нуждающимся с момента совершения намеренных действий должно пройти более пяти лет.

  • В данном случае супруга и дочь имеют право зарегистрироваться по месту пребывания при воинской части, если являются близкими родственниками военнослужащих.
  • Имеет ли сотрудник ФСИН право на улучшение жилищных условий?
  • Как расслужебить квартиру, если нет договора соцнайма?

Отвечает адвокат по семейным спорам Елена Мартынова:

В случае добровольного снятия с регистрационного учета супруги и дочери по месту жительства в квартире, собственником которой является теща, их автоматически будут считать ухудшившими жилищные условия.

Поэтому в течение следующих пяти лет они не смогут претендовать на получение жилья от государства. Для того чтобы этого избежать, теща должна обратиться в районный суд с иском о признании их прекратившими права пользования и снятии с регистрационного учета по месту своего жительства.

Теща будет выступать в качестве истца, супруга и дочь — в качестве ответчиц. Основанием иска является право собственника квартиры, то есть тещи, распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.

На основании судебного решения, пометка о котором делается в выписке из домовой книги, супруга и дочь снимаются с регистрационного учета, и в этом случае не будут считаться добровольно ухудшившими свои жилищные условия.

  1. Текст подготовила Мария Гуреева
  2. Не пропустите:
  3. Все материалы рубрики «Хороший вопрос»
  4. Могут ли мне отказать в прописке в квартире, где живет моя семья?
  5. Могу ли я выписать мужа из квартиры без его ведома?
  6. Как продать квартиру, если один собственник против?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Неумышленное, но «намеренное» ухудшение жилищных условий

Многие из нас со временем начинают задумываться об улучшении своих жилищных условий – в связи с расширением семьи, переездом в другой город или просто с возникновением желания пожить в более просторной и благоустроенной квартире со своими родными и близкими.

И часто делают это не без помощи государства, которое во многих случаях может предоставить как само жилое помещение, так и субсидию на его приобретение.

Но порой не все до конца понимают понятие намеренного ухудшения жилищных условий, и недооценивают его последствия.

В итоге, в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, государственные и муниципальные органы отвечают отказом, а вы получаете право быть принятым на учет не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. 

Всегда ли намеренное ухудшение жилищных условий действительно является «намеренным»?

Супруги Р., действующие также в интересах несовершеннолетнего сына, обратились в управу района Южное Тушино СЗАО г. Москвы с заявлением о признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

Распоряжением управы района в удовлетворении заявления им было отказано на основании статьи 10 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г.

N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» ссылаясь на то, что за последние пять лет, предшествовавшие подаче заявления, супруг совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. Истцы полагают, что отказ в признании их нуждающимися в содействии г.

Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ является незаконным, поскольку супругом Р. ухудшения жилищных условий в данном случае не допущено. Решением Тушинского районного суда г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда решение районного суда оставлено без изменения. В надзорной жалобе супругом Р. ставился вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и отмене вынесенных по делу судебных постановлений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, супруга Р. зарегистрирована и проживает в трехкомнатной приватизированной квартире площадью 56,1 кв. метров, жилой площадью 39,6 кв. метров в качестве члена семьи собственников жилого помещения: её отца и матери. В квартире также зарегистрирована и проживает дочь собственников жилого помещения – сестра Р.

Супруг Р. проживал в двухкомнатной приватизированной квартире площадью 51,6 кв. метров, жилой площадью 30,1 кв. метров, в которой также проживают его отец и брат.

Впоследствии между супругами Р. был заключен брак, после чего супруг Р. был вселен в квартиру к супруге Р., с согласия собственников квартиры и всех проживающих в данном жилом помещении граждан в качестве её мужа. Спустя некоторое время у супругов родился сын, который был зарегистрирован и вселен в жилое помещение по месту жительства родителей.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что переселение Р.

из двухкомнатной квартиры, где он проживал ранее, в трехкомнатную квартиру к супруге, является действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, что в силу статьи 53 и пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации препятствует постановке на очередь нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

Между тем, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, суд неправильно применил нормы материального права.

Из содержания статьи 53 ЖК РФ следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 9 Закона г.

Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

Судом установлено и из материалов дела следует, что после вселения супруга Р. в квартиру, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в ней гражданина, составила 11,22 кв. метров.

После вселения в указанную квартиру новорожденного сына супругов, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из проживающих в квартире граждан, составила 9,35 кв. метров.

Читайте также:  Высотность нового квартала под Петербургом уменьшили вдвое

Таким образом, поскольку после вселения супруга Р. в квартиру, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого гражданина, проживающего в данной квартире, была более учетной нормы, установленной пунктом 3 статьи 9 Закона г.

Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Нуждаемость в жилых помещениях у истцов возникла после рождения сына и вселения его в указанную квартиру, постольку у суда не имелось оснований для признания действий Р.

по вселению в квартиру к супруге и проживающим с ней родственникам ухудшением жилищных условий.

Вывод суда о том, что Р. ухудшил свои жилищные условия, поскольку размер площади жилого помещения, приходившийся на него в двухкомнатной квартире 17,2 кв. метров в связи с переселением в трехкомнатную квартиру к супруге уменьшился до 11,22 кв.

метров, является неправильным, поскольку действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.

Однако такой нуждаемости у Р. в связи с вселением в квартиру не возникло.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия.

Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.

Между тем, отказывая в удовлетворении требований супруги Р., действующей также в интересах своего несовершеннолетнего сына, о признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, ни управа района Южное Тушино СЗАО г.

Москвы, ни судебные инстанции не учли, что предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для отказа ей, действующей также в интересах сына, в удовлетворении указанных требований не имеется, поскольку ни супруг Р., ни супруга Р.

, не совершали за пять лет, предшествовавших подаче заявления, действий по ухудшению жилищных условий.

Другой случай неправильного применения судами норм материального права произошел в Вологодской области.

Гражданин П. обратился в суд с заявлением к мэрии г. Череповца о признании постановления мэрии г. Череповца незаконным в части снятия его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и восстановлении его на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование заявленных требований П. ссылался на то, что на основании договора купли-продажи он является собственником двухкомнатной квартиры. Общая площадь квартиры составляет 36 кв. метров, жилая — 22,7 кв. П.

является инвалидом второй группы вследствие ранения, полученного во время Второй мировой войны, а также участником Великой Отечественной войны. Группа инвалидности ему установлена пожизненно, а спустя несколько лет он становится нуждающимся в постоянном уходе.

В указанной квартире проживает со своей женой, страдающей рядом заболеваний, и ей одной тяжело ухаживать за ним.

Позднее, с целью ухода за ним и его женой в указанную квартиру в качестве членов их семьи вселилась его внучка — М. вместе со своим сыном Н. Впоследствии М. и ее несовершеннолетний сын были постоянно зарегистрированы в указанной квартире.

Брак у внучки расторгнут за год до вселения к П. Ранее внучка и ее несовершеннолетний сын проживали в двухкомнатной квартире дочери П. — С. Данная квартира была приватизирована на С. и М. по 1/2 доле каждому. Внучка М.

отказалась от участия в приватизации квартиры.

Постановлением мэрии г. Череповца «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» П. был принят на учет в льготную очередь ветеранов Великой Отечественной войны. При этом перед постановкой на очередь для получения жилья в мэрию г. Череповца им был предоставлен пакет документов, в том числе справки с предыдущего места жительства М. и Н.

Однако затем постановлением мэрии г. Череповца он был снят с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилья. Позднее жилищным управлением мэрии г.

Череповца ему письменно сообщили о снятии с учета ввиду намеренного ухудшения жилищных условий, выразившегося во вселении в квартиру в качестве членов семьи внучки М. с ребенком.

В период с момента его постановки на данный учет и до момента снятия с учета каких-либо изменений в его жилищных и семейных условиях не происходило.

Указанное постановление мэрии г. Череповца в части снятия его с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, П. считает незаконным.

Решением Череповецкого городского суда Вологодской области в удовлетворении заявленных П. требований отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В надзорной жалобе гражданином П.

ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений и направления дела на новое судебное рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослался на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующую последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, и указал, что решение жилищного управления мэрии г.

Череповца о снятии П. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является правомерным, поскольку П. до вселения к нему его внучки М. и правнука Н.

был обеспечен жилым помещением более нормы предоставления; последние по прежнему месту жительства были также обеспечены жильем по учетной норме.

Между тем, с выводами судов первой и кассационной инстанций нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Также судом допущены существенные нарушения норм процессуального права.

Вселение в квартиру внучки М. с ее несовершеннолетним сыном имело место за четыре года до внесения указанных изменений в Федеральный закон «О ветеранах», и было обусловлено необходимостью осуществления за П. постоянного постороннего ухода. Данное обстоятельство, как следует из материалов дела, никем в суде не оспаривалось.

По смыслу статьи 53 ЖК РФ (на которую сослался суд, разрешая дело), ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Между тем, суд первой инстанции не выяснил и не отразил в решении, в чем выразился умысел и недобросовестность П.

при вселении родственников в квартиру, учитывая, что его право как ветерана Великой Отечественной войны на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета возникло в связи с изменениями, внесенными 21 декабря 2009 г. в Федеральный закон «О ветеранах». Суд кассационной инстанции, оставляя решение суда от 21 июля 2010 г.

без изменения, на допущенные судом первой инстанции нарушения внимания не обратил. Указанные выше требования закона судом не были учтены при рассмотрении возникшего спора и привели к неправильному разрешению дела.

На основании изложенного состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными и они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В дополнение к вышеперечисленному имеет смысл обратить внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О, которым разъяснено, что по смыслу ст.

53 ЖК РФ (которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя) и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Буквальное толкование данного разъяснения КС РФ может привести к применению ст. 53 ЖК РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены указанные выше умышленные действия.

Как заключение к данной статье, хочу обратить внимание на следующее.

Федеральное законодательство (а именно – статья 53 ЖК РФ) содержит лишь последствия ухудшения, в то время как детальный перечень деяний граждан, влекущих их намеренность, в нем отсутствует, а содержится лишь в региональных нормативно-правовых актах.

Однако вопрос об улучшении жилищных условий всё чаще выносится на федеральный уровень (например, в связи с недавним формированием окончательной нормативно-правовой базы о предоставлении субсидий федеральным государственным гражданским служащим), где уже на сегодняшний день возникает немало вопросов о критериях умышленности действий по ухудшению жилищных условий для получения права быть принятыми на учет, несмотря на попытку конкретизации этих действий в соответствующих Правилах (утв. Постановлением Правительства РФ № 63 от 27.01.2009 г.). По сути, все это дает чиновникам, принимающим решения о постановке нуждающихся на учет, практически неограниченную свободу выбора – имело ли место ухудшение или нет, ведь ухудшение жилищных условий может выражаться в самых различных формах и действиях.

Главное и основное доказательство должно состоять в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь.

Читайте также:  Площадь жилья для налогового вычета может вырасти

Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведь практика свидетельствует, что в большинстве случаев граждане, ухудшившие свои жилищные условия, делали это не намеренно с целью постановки на учет.

Чтобы исключить злоупотребления в этой сфере, (а ведь нельзя не отметить, что злоупотребления могут носить в том числе и коррупционный характер), считаю целесообразным детально раскрыть все обстоятельства, указывающие на намеренность таких действий на уровне федерального законодательства, в том числе и для того, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления в основаниях для отказа в постановке на учет или для снятия с учета не ограничивались сухим цитированием статьи 53 ЖК РФ. При этом следует учитывать как региональную нормотворческую практику, так и сложившуюся судебную практику данной категории дел.

В свою очередь гражданам хочу посоветовать тщательно продумывать совершаемые (планируемые) сделки с жилыми помещениями, а также иные действия, связанные с ними – не исключено, что наличие «лишнего» жилья (которым вы де-факто не пользуетесь или пользоваться не сможете) значительно усложнит процесс реального улучшения своих жилищных условий. Конечно, только в том случае, если Вы собираетесь обращаться за помощью к государству. А как поступать – решать только Вам.

  • _____________________________________
  • Для написания статьи были использованы следующие источники:

Намеренное ухудшение жилищных условий: последствия, судебная практика

Право россиянина на собственное жилье обеспечивает статья 40 Конституции РФ. Там же сказано, что малообеспеченным людям оно предоставляется бесплатно. Поводом для выдачи квадратных метров являются плохие жилищные условия.

Но не все, кто находится в таких условиях, получают квартиры от государства — иногда из-за бюрократических сложностей, иногда по умыслу чиновников, а иногда и по своей вине.

Если вы столкнулись с такой проблемой — обратитесь за консультацией юриста в наше агентство.

Когда жилье считается неподходящим?

Основной критерий для признания условий проживания ненадлежащими — слишком маленькая площадь помещения. В Петербурге одному человеку полагается не менее 9 кв. м общей площади квартиры. То есть на семью из трех человек — минимум 27 кв. м.

Кроме того, есть Постановление Правительства РФ № 47, содержащее требования к жилому помещению, среди которых есть следующие пункты:

  • целостность несущих конструкций и перекрытий;
  • исправность инженерных систем;
  • влажность не более 60% и средняя температура не менее 18 градусов;
  • наличие окон в квартире;
  • размещение жилого помещения не в подвале и не на чердаке.

Если ваша квартира слишком мала для вашей семьи и вы постоянно живете в Петербурге больше 10 лет — можно подавать документы на получение недвижимости от государства. Заявки рассматривает жилищная комиссия — постоянно действующее подразделение администрации каждого района. Одна из задач комиссии — выяснить, имело ли место намеренное ухудшение жилищных условий.

В каких случаях исключают из очереди на жилье

В надежде на более просторную квартиру семья может продать свое жилье и купить крошечную комнатушку. Или переписать ее на родителей, а себе снять квартиру. Но такие действия подпадают под статью 53 Жилищного кодекса РФ, регламентирующую ответственность за намеренное ухудшение жилищных условий.

Так называют любые сделки, результатом которых стал дефицит площади: продажа, передача в безвозмездное пользование, дарение, обмен.

Также запрещен перевод квартиры в нежилое помещение, фиктивный развод, подселение на свою площадь родственников (за исключением ситуаций, когда им действительно больше негде жить).

Если семью поймали на умышленном ухудшении жилищных условий, ей придется подождать пять лет, прежде чем подать новую заявку, которую жилищная комиссия может удовлетворить.

Ухудшение жилищных условий — особенности для военнослужащих

Споры об ухудшении жилищных условий военными регулируются Приказом Министра обороны № 1280. Там перечислены те же условия отказа военным в предоставлении квартиры. Повторно подать заявку на получение квартиры можно также через пять лет.

В этом же документе сказано, какие действия военнослужащих не лишают их права на бесплатное жилье:

  • вселение родственников, не имеющих жилплощади;
  • вступление в брак;
  • расторжение договора об аренде жилья по желанию арендодателя;
  • воссоединение с детьми;
  • сделка с недвижимостью признана недействительной, что привело к потере жилья.

Что сказано на этот счет в законе Санкт-Петербурга

В каждом регионе есть свои правовые акты, определяющие ответственность за ухудшение жилищных условий. В Петербурге это закон № 409-61, где в статье 3 перечислены основания для отказа в предоставлении квартиры:

  • раздел или обмен недвижимости;
  • вселение посторонних;
  • отчуждение помещения;
  • выселение гражданина по решению суда за невыполнение договора социального найма;
  • расторжение договора по инициативе нанимателя.

Там же сказано, что петербуржцы, которые получили новую квартиру от города, а потом намеренно ухудшили свои жилищные условия, должны ждать 10 лет, прежде чем подать новую заявку.

Также в региональном законе содержится важное уточнение: вселение в квартиру супругов и несовершеннолетних детей не является намеренным ухудшением жилищных условий. Поэтому семья, которой стало тесно в квартире, потому что родился ребенок, может смело подавать заявку на новое жилье.

Обвинили в намеренном ухудшении жилищных условий — как оспорить?

Распространена ситуация, когда люди не знали, что их действия подпадают под определение статьи 53 ЖК РФ. Например, один из членов семьи дарит долю квартиры, в которой проживал до брака, родителям.

Затем семья пытается встать в очередь на жилье от государства, но получает отказ.

И неважно, что наличие доли в квартире никак не улучшало положение этой семьи — площадь была слишком мала для совместного проживания с родителями.

Но если жилищная комиссия отказала в постановке на учет безосновательно, можно восстановить справедливость через суд. Обращайтесь к нам, и вы получите:

  • консультацию юриста по жилищному праву;
  • помощь в составлении искового заявления;
  • защиту в суде.

Судебные решения

Отзывы клиентов

ст. 53 Жилищного Кодекса РФ в текущей редакции и комментарии к ней

Право россиянина на собственное жилье обеспечивает статья 40 Конституции РФ. Там же сказано, что малообеспеченным людям оно предоставляется бесплатно. Поводом для выдачи квадратных метров являются плохие жилищные условия.

Но не все, кто находится в таких условиях, получают квартиры от государства — иногда из-за бюрократических сложностей, иногда по умыслу чиновников, а иногда и по своей вине.

Если вы столкнулись с такой проблемой — обратитесь за консультацией юриста в наше агентство.

Когда жилье считается неподходящим?

Основной критерий для признания условий проживания ненадлежащими — слишком маленькая площадь помещения. В Петербурге одному человеку полагается не менее 9 кв. м общей площади квартиры. То есть на семью из трех человек — минимум 27 кв. м.

Кроме того, есть Постановление Правительства РФ № 47, содержащее требования к жилому помещению, среди которых есть следующие пункты:

  • целостность несущих конструкций и перекрытий;
  • исправность инженерных систем;
  • влажность не более 60% и средняя температура не менее 18 градусов;
  • наличие окон в квартире;
  • размещение жилого помещения не в подвале и не на чердаке.

Если ваша квартира слишком мала для вашей семьи и вы постоянно живете в Петербурге больше 10 лет — можно подавать документы на получение недвижимости от государства. Заявки рассматривает жилищная комиссия — постоянно действующее подразделение администрации каждого района. Одна из задач комиссии — выяснить, имело ли место намеренное ухудшение жилищных условий.

Что подразумевается под ухудшением жилищных условий

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно) +7 Москва +7 Санкт-Петербург +7 доб.636 — Круглосуточная бесплатная линия по все России

  Геодезические работы и их применение в строительстве

В законодательстве не содержится точной информации, какие именно деяния могут быть отнесены к категории ухудшающих жилищные условия. Тем не менее можно определить круг манипуляций, которые могут рассматриваться в качестве таковых:

  • разделение лицевого счета;
  • обмен имеющейся квартиры с целью уменьшить общий метраж;
  • нарушение пунктов договора социального найма, которые могут привести к выселению квартиросъемщика в жилье, не соответствующее социальным нормам;
  • регистрация по своему адресу дополнительных жильцов (в основном, при заключении брака или при его расторжении);
  • выделение, определение или изменение отдельных долей жилого помещения;
  • отчуждение (передача, продажа) квартиры или ее долей в соответствии с проведенной сделкой;
  • перевод определенной части помещения в категорию нежилого;
  • изменение существующего порядка пользования жильем;
  • расторжение договора социального найма и уклонение от использования жилплощади.

Если в действиях гражданина есть признаки какого-либо из перечисленных деяний и он обращается за государственной помощью для получения более просторной квартиры, то речь может идти о намеренном ухудшении жилищных условий.

Санкции, которые применяются к гражданам, осуществившим подобное, заключаются в пятилетнем запрете регистрироваться в органах местной власти в качестве субъектов, имеющих право на государственную субсидию при покупке или строительстве нового жилья.

Отдельным пунктом можно определить нарушение нанимателем или собственником жилья ст.51 Жилищного кодекса. Если лицо намеренно совершает действия, в результате его жилище будет существенно повреждено, и может быть объявлено непригодным для проживания, то применительно к деяниям этого гражданина действует наказание, указанное выше.

В каких случаях исключают из очереди на жилье

В надежде на более просторную квартиру семья может продать свое жилье и купить крошечную комнатушку. Или переписать ее на родителей, а себе снять квартиру. Но такие действия подпадают под статью 53 Жилищного кодекса РФ, регламентирующую ответственность за намеренное ухудшение жилищных условий.

Так называют любые сделки, результатом которых стал дефицит площади: продажа, передача в безвозмездное пользование, дарение, обмен.

Также запрещен перевод квартиры в нежилое помещение, фиктивный развод, подселение на свою площадь родственников (за исключением ситуаций, когда им действительно больше негде жить).

Если семью поймали на умышленном ухудшении жилищных условий, ей придется подождать пять лет, прежде чем подать новую заявку, которую жилищная комиссия может удовлетворить.

Отвечает юрист единой городской службы «Помощь дольщика» Жанна Малис:

Супруга и дочь не будут признаны добровольно ухудшившими свои условия проживания, поскольку в их деятельности не прослеживаются намерения, характерные для лиц, преследующих такие цели. Перечень действий, подпадающих под критерий намеренного ухудшения жилищных условий, можно сформулировать следующим образом.

В первую очередь, к ним будут относиться действия, связанные с вселением на свою жилплощадь других граждан, к примеру членов семьи, или же переселением в специализированные помещения на условиях найма. Отчуждение или неравноценный обмен жилого помещения, принадлежавшего на праве собственности, также будет считаться действием, намеренно ухудшающим жилищные условия.

Еще один критерий, с помощью которого можно выявить, относятся те или иные действия к подобным или нет, — это намерение субъекта встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Для признания нуждающимся с момента совершения намеренных действий должно пройти более пяти лет.

  • В данном случае супруга и дочь имеют право зарегистрироваться по месту пребывания при воинской части, если являются близкими родственниками военнослужащих.
  • Имеет ли сотрудник ФСИН право на улучшение жилищных условий?
  • Как расслужебить квартиру, если нет договора соцнайма?
Читайте также:  Китайская компания построит 3 станции метро в москве

Ухудшение жилищных условий — особенности для военнослужащих

Споры об ухудшении жилищных условий военными регулируются Приказом Министра обороны № 1280. Там перечислены те же условия отказа военным в предоставлении квартиры. Повторно подать заявку на получение квартиры можно также через пять лет.

В этом же документе сказано, какие действия военнослужащих не лишают их права на бесплатное жилье:

  • вселение родственников, не имеющих жилплощади;
  • вступление в брак;
  • расторжение договора об аренде жилья по желанию арендодателя;
  • воссоединение с детьми;
  • сделка с недвижимостью признана недействительной, что привело к потере жилья.

Консультация юриста: Действия по намеренному ухудшению жилищных условий

  1. Вопрос:
  2. Что считается ухудшением жилищных условий?
  3. Алексей, 36 лет, г. Саратов
  4. Ответ:

В соответствии со ст. 53 «Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 г.

№ 188-ФЗ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно пп. «а» п. 4 «Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г.

№ 1280 «О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», 4.

Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются — действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

  • Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:
  • вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:
  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  • расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;
  • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.
  • При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.
  • Александр Томенко, военный юрист
  • Задайте свой вопрос

Что сказано на этот счет в законе Санкт-Петербурга

В каждом регионе есть свои правовые акты, определяющие ответственность за ухудшение жилищных условий. В Петербурге это закон № 409-61, где в статье 3 перечислены основания для отказа в предоставлении квартиры:

  • раздел или обмен недвижимости;
  • вселение посторонних;
  • отчуждение помещения;
  • выселение гражданина по решению суда за невыполнение договора социального найма;
  • расторжение договора по инициативе нанимателя.

Там же сказано, что петербуржцы, которые получили новую квартиру от города, а потом намеренно ухудшили свои жилищные условия, должны ждать 10 лет, прежде чем подать новую заявку.

Также в региональном законе содержится важное уточнение: вселение в квартиру супругов и несовершеннолетних детей не является намеренным ухудшением жилищных условий. Поэтому семья, которой стало тесно в квартире, потому что родился ребенок, может смело подавать заявку на новое жилье.

Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:

  1. 1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
  2. 2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;
  3. 3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
  4. 4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
  5. 5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
  • обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
  • безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
  • отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

Из содержания вышеуказанной нормы видно, как само понятие “намеренное ухудшение жилищных условий”, так и последствия такого ухудшения жилищных условий.

К намеренному ухудшению жилищных условий граждан могут быть отнесены:

  • Совершение каких-либо сделок, направленных на изменение порядка пользования квартирой (например, соглашение о выделе доли или об определении порядка пользования комнатами в квартире);
  • Совершение жильцами сделки обмена жилья, при котором ухудшаются их жилищные условия;
  • Намеренное (фиктивное) расторжение брака.
  • Вселение детей, родителей и иных лиц, объединенных с проживающими в квартире гражданами признаками родства или свойства и ранее проживавшими (зарегистрированными по месту жительства) в другом жилом помещении на территории Российской Федерации;
  • Расторжение городом с жильцами квартиры договор найма или договора социального найма за нарушение жильцами его условий;
  • Совершение сделок дарения, мены, купли-продажи, на основании которой жильцы квартиры произвели отчуждение принадлежащего им жилья или части жилого помещения, после чего они получили право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязательными условиями всех вышеперечисленных действий является то, что они совершаются самими жильцами квартиры (или комнаты в коммунальной квартире), и результатом совершения ими таких действий является то, что приходящаяся на каждого проживающего в квартире (или комнате в коммунальной квартире) площадь уменьшается до такой степени, что становится возможным их постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в городе Москве это общая площадь менее 10 кв.м. на одного человека в отдельной квартире или 15 кв.м. на одного человека в коммунальной квартире) или разделение ранее заведенных на них учетных дел (что дает очередникам право на предоставление нескольких отдельных квартир в рамках улучшения жилищных условий).

Однако, вышеперечисленные случаи вовсе не означают, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеют право совершать вообще никаких действий с занимаемым (или принадлежащим им на праве собственности) жильем, рискуя быть внесенными в список граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.

Обвинили в намеренном ухудшении жилищных условий — как оспорить?

Распространена ситуация, когда люди не знали, что их действия подпадают под определение статьи 53 ЖК РФ. Например, один из членов семьи дарит долю квартиры, в которой проживал до брака, родителям.

Затем семья пытается встать в очередь на жилье от государства, но получает отказ.

И неважно, что наличие доли в квартире никак не улучшало положение этой семьи — площадь была слишком мала для совместного проживания с родителями.

Но если жилищная комиссия отказала в постановке на учет безосновательно, можно восстановить справедливость через суд. Обращайтесь к нам, и вы получите:

  • консультацию юриста по жилищному праву;
  • помощь в составлении искового заявления;
  • защиту в суде.

Какие действия нельзя трактовать как искусственное ухудшение условий проживания

Запрет на поставку на очередь в течение пяти лет действует только тогда, когда местные органы власти или судебный орган имеют неопровержимые подтверждения того, что действия, — предпринятые квартиросъемщиками и уменьшившие общую жилплощадь – это намеренное ухудшение жилищных условий.

При этом существует целый список обстоятельств, при которых говорить о нарушении ст.53 Жилищного кодекса нельзя:

  • вселение и прописка к любому из родителей детей в возрасте несовершеннолетия;
  • вселение и регистрация по месту жительства родителей, мужа/жены и иных близких родственников при соблюдении нормативов, предусмотренных законом;
  • отказ исполнения условий договора дарений квартиры (или доли) любой из сторон;
  • отказ от исполнения договора ренты по инициативе получателя и возврат жилого помещения рентодателю;
  • вселение жильцов на основании временной регистрации по месту пребывания;
  • объявление судебным органом сделки с недвижимостью незаконной.

Судебные решения

Жилье мое: как быть, если вас пытаются выписать из квартиры

Спор с жилищно-строительным кооперативом

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *