Минтранс предлагает сносить самострой рядом с аэропортами

Минтранс предлагает сносить самострой рядом с аэропортами
Минтранс предложил сносить постройки на приаэродромных территориях

Минтранс предложил сносить постройки на приаэродромных территориях

Источник: http://www.4vsar.ru/i/news/big/109410.jpg

Капитальное строительство рядом с аэропортами может угрожать безопасности полетов, заявляют в Министерстве транспорта. Ведомство приступило к разработке законопроекта, который разрешит сносить самовольные постройки на приаэродромной территории.

Авторы инициативы предлагают предоставить уполномоченному органу исполнительной власти право требовать от органов местного самоуправления снести объекты, нарушающие безопасность полетов воздушных судов, пишут «Известия».

К появлению законопроекта привела многолетняя хаотичная застройка вблизи аэропортов, которая угрожает безопасности полетов и здоровью местных жителей, рассказали в ведомстве.

Один из примеров — аэропорт Быково, который в 2011 году был закрыт из-за того, что в конце взлетно-посадочной полосы построили жилой многоэтажный дом, мешавший взлету и посадке самолетов, пояснили в Минтрансе. Похожая ситуация сложилась вблизи аэропорта «Внуково».

Свалка мусора рядом с третьей взлетно-посадочной полосой в «Шереметьево» угрожает авиакатастрофами: птицы могут попасть в турбину воздушного судна и привести к отказу двигателя. Приаэродромные территории сегодня не обладают статусом зон с особыми условиями использования, пояснил один из собеседников газеты.

Изменить ситуацию также должен был законопроект «О внесении изменения в статью 46 Воздушного кодекса Российской Федерации», регулирующий строительство на приаэродромной территории. Документ был внесен в Госдуму два года назад, но до третьего чтения пока не дошел.

В Ассоциации аэропортов России законопроект Минтранса поддерживают, но считают, что его принятие не решит проблему полностью: нужно ограничивать строительство в зоне 5–10 км вокруг аэропортов, рассказали газете эксперты ассоциации.

Сейчас на этих территориях разрешено капитальное строительство: например, вокруг аэропорта «Домодедово» планируется освоить под строительство порядка 16 тыс.

га, утверждается в публикации «Известий», а в ближайшие 20 лет рядом с аэропортом «Внуково» столичные власти намерены возвести три современных жилых района общей площадью 12,5 млн кв. м.

источник:
АСН-инфо

Минтранс предлагает сносить самострой рядом с аэропортами

Минтранс предложил сносить постройки возле аэродромов :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость

Капитальное строительство рядом с аэропортами может угрожать безопасности полетов, считают в ведомстве

Минтранс предлагает сносить самострой рядом с аэропортами

Jochen Eckel / DPA / TASS

Министерство транспорта приступило к разработке законопроекта, который разрешит сносить самовольные постройки на приаэродромной территории, пишут «Известия».

Это положение может быть прописано в поправках к Гражданскому кодексу.

Авторы инициативы предлагают предоставить уполномоченному органу исполнительной власти право требовать от органов местного самоуправления снести объекты, нарушающие безопасность полетов воздушных судов.

К появлению законопроекта привела многолетняя хаотичная застройка вблизи аэропортов, которая угрожает безопасности полетов и здоровью местных жителей, рассказали изданию в ведомстве.

Один из примеров — аэропорт Быково, который в 2011 году был закрыт из-за того, что в конце взлетно-посадочной полосы построили жилой многоэтажный дом, мешавший взлету и посадке самолетов, пояснили «Известиям» в Минтрансе. Похожая ситуация сложилась вблизи аэропорта Внуково, утверждается в публикации издания.

Свалка мусора рядом с третьей взлетно-посадочной полосой в Шереметьево угрожает авиакатастрофами: птицы могут попасть в турбину воздушного судна и привести к отказу двигателя, сообщает газета.

Приаэродромные территории сегодня не обладают статусом зон с особыми условиями использования, пояснил один из собеседников газеты.

Изменить ситуацию также должен был законопроект «О внесении изменения в статью 46 Воздушного кодекса Российской Федерации», регулирующий строительство на приаэродромной территории.

Документ был внесен в Госдуму два года назад, принят во втором чтении, но до третьего чтения пока не дошел, пишут «Известия».

В Ассоциации аэропортов России законопроект Минтранса поддерживают, но считают, что его принятие не решит проблему полностью: нужно ограничивать строительство в зоне 5–10 км вокруг аэропортов, рассказали газете эксперты ассоциации.

Сейчас на этих территориях разрешено капитальное строительство: например, вокруг аэропорта Домодедово планируется освоить под строительство порядка 16 тыс.

га, утверждается в публикации «Известий», а в ближайшие 20 лет рядом с аэропортом Внуково столичные власти намерены возвести три современных жилых района общей площадью 12,5 млн кв. м.

Ольга Мамаева

Минтранс предложил снести дома в Домодедово

Министерство транспорта подготовило законопроект о сносе построек на приаэродромной территории, если они нарушают безопасность полетов воздушных судов и негативно воздействуют на оборудование аэродромов и здоровье граждан. В оппозицию Минтрансу встало Министерство экономического развития, сотрудники которого заявили о том, что принятие закона может привести к сносу домов в городском округе Домодедово и других населенных пунктах.

Минтранс предлагает сносить самострой рядом с аэропортами

Министерство экономического развития РФ опубликовало отрицательное заключение ОРВ на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», которым предлагается наделить уполномоченный орган исполнительной власти правом направлять органам местного самоуправления предписания о сносе построек, если они нарушают безопасность полетов воздушных судов и негативно воздействуют на оборудование аэродромов и здоровье граждан.

Принятие данного акта может привести к сносу в том числе жилых зданий, разрешение на постройку которых было выдано ранее, причем вопрос компенсаций гражданам и юридическим лицам в существующей редакции остается нерешенным.

Документ обязывает органы местного самоуправления принять решение (по представлению Росавиации) о сносе самовольной постройки в течение семи дней после получения представления уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Срок сноса, с учетом характера постройки, не должен превышать полугода.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования, которая должна отображаться на схеме территориального планирования соответствующего субъекта РФ, и на пределах которой любая хозяйственная деятельность должна производиться с соблюдением особых требований и по согласованию с собственником аэродрома. Однако этот разрешительный механизм не нашел своего дальнейшего развития и регламентации в законодательстве, а действующее регулирование содержит противоречия, ставшие ключевым фактором возникших проблем правоприменения.

По словам директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадима Живулина, с принятием проекта акта в существующей редакции, могут возникнуть ситуации массовой выдачи предписаний о сносе зданий. Как административных, так и жилых.

«Например, только на приаэродромной территории аэропорта «Домодедово» потенциальному сносу могут подлежать более 20 населенных пунктов (Востряково, Белые Столбы, Барыбино и др.), – отметил он. – Аэропорт в Иркутске и вовсе располагается в черте города. Аналогичная ситуация в Екатеринбурге.

Принятие проекта может привести к тотальной потере жилья гражданами, банкротству организаций и непомерной нагрузке на бюджеты всех уровней при выплате компенсаций за снос зданий». Минэкономразвития России не может поддержать предлагаемое регулирование.

«Мы считаем, что здесь необходима всесторонняя проработка вопросов определения зоны приаэродромной территории с учетом уже сложившейся застройки», – заявил директор Департамента.

Поделиться в соцсетях:

Власти облегчили строительство жилья в шумовых зонах «Шереметьево» и «Внуково»

Минтранс предлагает сносить самострой рядом с аэропортами

Самолеты теперь смогут летать ближе к жилью /Андрей Гордеев / Ведомости

Для аэропортов «Внуково» и «Шереметьево» еще в мае и июне соответственно были установлены приаэродромные территории (ПАТ) из шести подзон (вместо положенных семи) – об этом, как стало известно «Ведомостям», говорится в письме замминистра транспорта, руководителя Росавиации Александра Нерадько, направленном в правительства Москвы и Московской области 29 июня 2020 г. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил человек, близкий к одной из сторон переписки.

ПАТ – это земли, использование которых ограничено в зависимости от подзоны.

В седьмой подзоне запрещено строительство жилья и социальных объектов из-за недопустимого для здоровья людей уровня шума, но может быть разрешено строительство коммерческой недвижимости, офисов или складов.

Седьмые подзоны самые большие, без них размеры ПАТ сокращаются в несколько раз, а иногда и на порядок. Важно при этом, что не вошедшие в ПАТ земли выводятся из-под контроля Роспотребнадзора и Росавиации.

Согласно принятому в августе 2017 г. федеральному закону все аэропорты должны были в течение года разработать проекты ПАТ в составе семи подзон, согласовать их с соответствующими региональными правительствами и утвердить в Росавиации. Но ни год спустя, как требовал закон, ни в начале 2020 г. ПАТ не были установлены ни для одного крупного аэропорта, включая три московских.

«Аэропорты, в том числе московские, рассчитали ПАТ с учетом санитарных норм по допустимому уровню шумового воздействия. Благодаря седьмым подзонам ПАТ получились большими, что не устроило строительную отрасль и региональные власти», – объяснял «Ведомостям» директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин.

Власти и застройщики заинтересованы в минимальных размерах ПАТ, чтобы застраивать не вошедшие в них территории, аэропорты настаивали на максимальных размерах – особенно с учетом росшей до COVID-19 интенсивности полетов.

Так, «Домодедово» разработал ПАТ на 298 000 га, «Внуково» – на 184 000 га, «Шереметьево» – на 160 000 га, рассказывали «Ведомостям» сотрудники аэропортов.

Возникла патовая ситуация. Летом 2019 г. Минтранс с целью выполнить закон предложил такое решение: разрешить для скорости устанавливать ПАТ из шести подзон, а седьмую, спорную, не торопясь, устанавливать до 2025 г. Все московские аэропорты и Международная ассоциация аэропортов тогда выступили против.

Пока ПАТ не установлена, застройку в радиусе 30 км от аэродрома, согласно закону, согласует Росавиация. Этот регулятор оценивает, не мешает ли стройка безопасности полетов, ему также надо представить заключение Роспотребнадзора, что на участке застройки уровень шума не превышает допустимый.

Читайте также:  Кадастровые инженеры смогут работать только в составе организации

А если установить ПАТ, то необходимость любого согласования с Росавиацией и Роспотребнадзором отпадает, говорят сотрудники трех аэропортов.

Если сделать ПАТ из шести подзон, то будущая седьмая подзона (в которой теоретически нельзя строить жилье из-за шума) также выпадет из-под регулирования и к моменту определения ПАТ может быть застроена, объясняли они свои опасения.

Так и произошло: в связи с установлением ПАТ «Шереметьево» и «Внуково» «согласование размещения объектов в отношении указанных аэродромов Росавиацией не осуществляется», сообщает Нерадько в письме московским и областным чиновником.

При этом Нерадько рекомендует до установления седьмой подзоны выдавать разрешения на строительство только при положительном заключении Роспотребнадзора. Раньше такое заключение было не рекомендуемым, а обязательным, указывают сотрудники двух аэропортов.

«После установления ПАТ необходимость согласования строительства с Росавиацией с предоставлением положительного заключения Роспотребнадзора формально исчезает.

Для исключения произвольной жилой и социальной застройки разработан законопроект, предусматривающий выдачу разрешений на строительство только при наличии заключения Роспотребнадзора», – говорит представитель «Шереметьево». Представители Росавиации, Роспотребнадзора и «Внуково» на запросы не ответили.

Без седьмой подзоны ПАТ «Внуково» и «Шереметьево» сократились на десятки и даже сотни тысяч гектаров, говорят сотрудники двух аэропортов.

На установку ПАТ из шести подзон «Внуково» и «Шереметьево» пошли под давлением чиновников – такое решение в прошлом году поддержал тогдашний вице-премьер Максим Акимов, поясняют их сотрудники.

«Домодедово», территории вокруг которого наименее застроены и который может пострадать сильнее других, если исчезнет регулирование Росавиации и Роспотребнадзора, этому активно сопротивляется, поясняют собеседники «Ведомостей». Представитель «Домодедово» на запрос в воскресенье не ответил.

«Установление ПАТ в купированном формате без 7 подзоны, прежде всего, негативно повлияет на качество жизни населения близлежащих территорий.

Оборудование аэродрома и полёты воздушных судов оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду: шум, электромагнитные излучения, загрязняющие вещества в атмосферном воздухе.

Сейчас уже 88 других аэродромов гражданской авиации установили ПАТ в составе семи подзон»,- говорит представитель «Домодедово».

По его словам, состав подзон ПАТ был разработан с учетом всех особенностей деятельности воздушного транспорта. Согласование и размещения объектов на ПАТ без учета данных особенностей создает риски для безопасности полетов, благополучия и здоровья жителей, функционированию аэродрома, отметил представитель «Домодедово».

Минтранс предлагает сносить постройки вблизи аэродромов

Органы местного самоуправления по требованию уполномоченного органа должны будут снести самовольные постройки на приаэродромной территории.

Такое требование, по информации «Известий», будет прописано в поправках в Гражданскому кодексу. К разработке соответствующего законопроекта приступил Минтранс.

Эксперты отмечают важность проекта, однако уверены, что простым его принятие не станет, поскольку будет сопровождаться массовым социальным недовольством.

Как рассказал источник, близкий к Минтрансу, инициатива связана с тем, что долгое время вблизи аэропортов ведется бесконтрольная застройка, которая негативно отражается на безопасности полетов и на здоровье граждан.

Поправками в Гражданский кодекс Минтранс предлагает наделить уполномоченный орган исполнительной власти правом направлять органам местного самоуправления требования о сносе построек, если они нарушают безопасность полетов воздушных судов и негативно воздействуют на оборудование аэродромов.

 Вместе с этим законопроект предусматривает обязанность органов местного самоуправления принять решение о сносе самовольной постройки в течение семи дней. Срок сноса, с учетом характера постройки, не должен превышать полугода.

Проблема действительно серьезная. Например, неконтролируемая жилая застройка на приаэродромной территории уже привела к прекращению деятельности аэропорта Быково. Источник, близкий к Минтрансу, пояснил «Известиям», что в конце взлетно-посадочной полосы был построен жилой многоэтажный дом, который препятствовал взлету-посадке самолетов. В 2011 году аэропорт был закрыт.

Другим примером, по его словам, является свалка мусора рядом с третьей взлетно-посадочной полосой в Шереметьево. Подобный объект привлекает огромное количество птиц, которые могут попасть в турбину самолета, что может привести к отказу двигателя, утверждает собеседник «Известий».

Не менее острая ситуация с жилыми домами, построенными в приаэродромной зоне Внуково. Жильцы постоянно направляют жалобы на шум от пролетающих самолетов.

 В 2011 году аэропорт Внуково выступил заявлением, в котором отмечалось, что за два десятка лет сложилась повсеместная практика хаотичной и бесконтрольной застройки территории вблизи аэропорта без учета требований по экологии.

«В результате тысячи людей приобрели жилье на приаэродромной территории и проживают в заведомо вредных условиях, связанных с воздействием шума», — говорилось в сообщении компании. 

По словам источника «Известий», близкого к Минтрансу, до сих пор приаэродромные территории не получили статуса зон с особыми условиями использования, и вопрос с застройкой на этих участках должным образом не контролируется.

Эта проблема должна быть решена с принятием закона «О внесении изменения в статью 46 Воздушного кодекса Российской Федерации», уточняющего порядок проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства на приаэродромной территории. Законопроект внесен в Госдуму 30 января 2014 года.

Во втором чтении он принят в марте этого года, однако дата третьего чтения неизвестна.

Таким образом, сейчас в связи с отсутствием нормативной базы и ограничений у муниципальных органов нет оснований для формального отказа при запросе разрешения на строительство в приаэродномной зоне, отмечает собеседник «Известий».

По его словам, несмотря на важность проблемы с застройкой территорий рядом с аэропортами, больших надежд на принятие закона, предусматривающего снос сооружений, нет. Принятие проекта будет, скорее всего, проходить сложно.

Это связано с проблемами финансирования и последующего расселения жителей сносимых жилых домов. Такие меры могут вызвать социальное недовольство, подчеркивает он.

  • По словам председателя Ассоциации аэропортов России Виктора Горбачева, проблема со строительством вокруг аэропортов является достаточно острой, говорят о ней уже много лет, но, к сожалению, местное лобби оказывается более сильным.
  • — Они получают от этого деньги, разрешая строительство, сдавая в аренду или продавая землю, не обращая внимание на то, грозит это чем-то или нет, — пояснил Виктор Горбачев.
  • В Ассоциации поддерживают инициативу о сносе сооружений, влияющих на безопасность полетов, однако более важным шагом является принятие закона, который бы позволил осуществлять контроль строительства вокруг аэропортов в зоне 5–10 км.

Помимо обеспечения безопасности у аэропортов есть и свои планы на близлежащие территории. Например, вокруг аэропорта Домодедово зарезервировано 16 тыс. га, открытых для освоения, сообщили «Известиям» в Домодедово.

— Кроме ряда строительных и девелоперских проектов на территории аэропорта, Домодедово активно развивает сопутствующую инфраструктуру по проектам транспортной доступности, в том числе систему парковки, — сообщили в пресс-службе воздушной гавани.

Росавиация передумала: новостройки на приаэродромных территориях снесут?!

Стать обманутым дольщиком можно не только по причине, что застройщик не осилил строительство дома. У застройщика могут отозвать разрешение на строительство, если новостройка находится на приаэродромной территории (ПАТ). Даже если дом уже почти достроен. Такими волшебными полномочиями обладает Росавиация — Федеральное агентство воздушного транспорта России.

Речь идет не только об участках, которые расположены в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы, но и о тех, до которых 40 и более километров.

Учитывая количество аэропортов вокруг Москвы, стройки можно остановить примерно все. В радиус, где возможна приостановка строек, попадает около 90% территории столицы и около 50% территории Московской области

Отзывается разрешение на строительство — строительство приостанавливается — непонятно, когда дольщики получат свои квартиры. Застройщик не виноват. Почему такое возможно?

С незапамятных времен, то есть с советских, разрешение на строительство на приаэродромной территории выдают авиационные власти. Они же могут отобрать его в любой момент.

Росавиация передумала: новостройки на приаэродромных территориях снесут?!

Застройка недалеко от аэродромов — уже привычное дело. На ПАТ аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево живут сотни тысяч людей.

Несколько раз Федеральное агентство воздушного транспорта вместе с аэропортами Шереметьево, Домодедово и Внуково пыталось отозвать разрешения на строительство у жилых комплексов, которые уже построены. Девелоперы смогли отстоять свои права в суде.

При этом все разрешения на строительство были успешно получены. И вдруг приходят представители аэропортов и говорят, что есть нарушения. Уровень авиационного шума выше нормы. И вообще безопасность не соблюдается. Мешаете работе оборудования.

Читайте также:  Проведению мусорной реформы мешают неплатежи

Сейчас в зоне риска — жилые комплексы «Саларьево парк», «Филатов луг», «Испанские кварталы-2», «Рассказово», «Цветочные поляны» и «Город-парк Первый Московский»

Для чего Росавиации и аэропортам нужно вставлять палки в колеса девелоперам?

В начале этого года Минтранс разработал поправки в Воздушный кодекс, по которым нужно согласовывать строительство рядом с аэродромами. Минтранс настаивает на том, что согласование с Росавиацией обязательно.

Росавиация передумала: новостройки на приаэродромных территориях снесут?!

К июлю 2018 года российские аэропорты должны были определить седьмую подзону приаэдромных территорий — самую крупную. Однако к началу 2019 года они были установлены лишь в 10 аэродромах из 200. Московские аэропорты не предоставили свои планы ПАТ. В итоге власти решили перенести сроки такого планирования до 2023 года.

Большинство зарубежных аэропортов расположены недалеко от жилых массивов. Потому что это удобно. Есть даже определение таких поселений — аэротрополисы. Один из самых ярких примеров — аэропорт Дубай.

А российские аэропорты говорят, что застройка опасна, потому что высоки уровни загрязненности и шумов.

Можно ли жить в седьмой подзоне, которая может быть размером до 40 км?

Можно, считают многие жители домов, которые находятся под воздушным коридором для взлета-посадки самолетов. А сколько недешевых коттеджей построено вблизи московских аэропортов! Да и юристы отмечают, что сегодня нет конкретных требований по застройке ПАТ.

Принудительное выселение: программа реновации в действии

По мнению экспертов, Росавиации следует обсудить спорные вопросы с регионами и центрами планирования и развития территорий. Пока нет понятных условий строительства вокруг аэропортов, планы по развитию Новой Москвы могут встать.

Росавиация передумала: новостройки на приаэродромных территориях снесут?!

Недавно суд признал недействительными претензии Росавиации к строительству жилых домов возле аэропорта Внуково. Речь идет о ЖК «Филатов луг», первая очередь которого находится в высокой стадии готовности.

С Росавиацией строительство было согласовано, но спустя 2 года Росавиация передумала. Кстати, в суде представитель Росавиации не смог пояснить, за чей счет предлагается возместить дольщикам вложенные средства.

Такое решение суда очень важно для застройщиков Новой Москвы. При подготовке генплана присоединенных территорий учитывались особенности, связанные с аэропортами. Работа была проведена серьезная, в ГПЗУ каждого земельного участка указано, можно ли на нем строить, а если можно — то что именно.

То есть можно не бояться, что Росавиация снесет кучу домов в зонах при аэропортах. Суд — дело неприятное, но девелоперы пока выигрывают. А если всё-таки?..

Власти хотят застроить парки в Москве: кому выгодно уничтожить экологию столицы?

Как думаете, есть ли шансы у Росавиации отобрать разрешения на строительство домов, в которых купили квартиры тысячи человек? Или все-таки власти не допустят появления обманутых дольщиков нового типа? Напишите в х! И подписывайтесь на Новострой-М! Читайте у нас главные новости о конфликтах девелоперов с властями, следите за развитием рынка недвижимости, смотрите аэросъемку новостроек с воздуха!

Минтрансу не разрешили снести жилые дома рядом с аэропортами

Документ направлен на борьбу с застройкой вблизи аэропортов, что, по мнению специалистов Минтранса, негативно отражается на безопасности полётов и здоровье граждан.

В пояснениях к проекту сказано, что в радиусе 5 км от центра аэропорта можно строить только нежилые здания. В этой зоне шум самолётов составляет вредные для здоровья 75 децибел. А строительство в пределах 30 км требуется согласовывать с руководством аэропортов. Но на практике девелоперы возводят объекты без подобных консультаций.

Согласно данным, предоставленным Лайфу Центром экологической безопасности гражданской авиации, около 200 коттеджных посёлков и жилых комплексов находятся в «красной зоне» Внуково.

 А в аэропорту Саратова жилые дома возведены возле локатора, от которого граждане получают негативное излучение.

По оценкам независимых специалистов, в случае принятия закона он может затронуть более миллиона россиян. 

Страдает и безопасность полётов. В частности, из-за высоких крыш жилых домов самолёты вынуждены менять траекторию посадки. В 2011 году был и вовсе закрыт аэропорт Быково. Причина проста: в конце его взлётно-посадочной полосы стояла жилая многоэтажка.

Активная застройка вблизи аэропортов обусловлена тем, что земля здесь банально дешевле. Например, в Остафьеве, где от забора частного участка до аэродрома всего 15 метров, шесть соток можно купить за 4,5 миллиона рублей. В расположенной в большей удалённости от аэропорта деревне цена идентичных по размеру владений в два раза дороже.

Проект Минтранса обязывает местные власти по директиве из федерального центра сносить уже возведённые вблизи аэропортов постройки. Делать это местные чиновники должны будут за свой счёт, если в течение полугода этого не сделает сам застройщик.

К разработке документа Минтранс приступил после совещания у вице-премьера Дмитрия Козака в апреле 2016 года. А 1 июня проект закона был направлен на экспертизу в Совет при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

В своём заключении, имеющемся в распоряжении Лайфа, орган не только указал на ряд его недоработок, но и в целом не поддержал предлагаемую концепцию.

В заключении сказано, что авторами не проведено никаких исследований относительно масштабов предполагаемого сноса. Более того, отмечает совет, совершенно не ясно, как будет реализовано переселение граждан из опасных для жизни территорий. Ведь речь может идти о сносе их единственного жилья.

«Проект не содержит никаких механизмов, которые могли бы обеспечить достижение указанной цели переселения. В сущности, речь может идти только о выселении граждан. Таким образом, вместо решения жилищной проблемы проект, напротив, создаёт механизм для её усугубления»

Таким образом, заключает совет, принципиальная неясность масштабов предполагаемого сноса ставит под угрозу социальную стабильность в стране.

Юрист практики разрешения споров АБ «Адвокат про» Павел Смагин отметил, что ранее Высший арбитражный суд в информационном письме № 143 разъяснял, что при выдаче разрешения на строительство местные власти обязаны проверить соблюдение требований Воздушного кодекса в части безопасности полётов, а также недопущения угрозы жизни и здоровья граждан.

— При нарушении таких требований, несмотря на наличие разрешения на строительство, объект недвижимости подлежит сносу.

Застройщик же в указанной ситуации вправе требовать возмещения вреда, в том числе расходов по строительству и сносу спорного объекта с органа, выдавшего разрешение, а по сути — с казны государства.

Предложенная Министерством транспорта редакция поправок в этой части ничего не меняет, лишь предусматривая новый порядок сноса — внесудебный. На практике такая ситуация повлечёт волну исков жителей к застройщику, который в свою очередь будет возмещать свои потери за счёт бюджета, — говорит Смагин.

Адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев считает, что решение одной проблемы не должно создавать новые проблемы: 

— Снос построек вблизи аэропортов может повысить безопасность полётов, но если речь о жилых домах и не продуман механизм расселения людей из этих домов и предоставления им жилья за счёт государства, то большое количество людей может просто оказаться на улице, что серьёзно нарушит их права.

История вопроса: откуда в Москве появился самострой

Большинство объектов, вошедших в перечень сносимых самовольных построек, появилось в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Многие из них без получения каких-либо разрешений впоследствии были реконструированы, перестроены, надстроены: увеличивались площади, появлялись новые этажи.

В то время для размещения временного объекта, к примеру некапитального торгового павильона, желающие должны были получить соответствующее разрешение в префектуре округа. Этот документ предполагал временность размещения объекта, то есть освобождение земельного участка по истечении определённого времени.

Согласно действовавшему на тот момент законодательству, такие разрешения выдавались по аналогии с порядком, предусмотренным для капитальных построек (Постановление Правительства Москвы от 1993 года № 868).

При этом в период строительства этих объектов городское законодательство также позволяло регистрировать права на некапитальные объекты как на капитальные (Постановление Правительства Москвы от 1996 года № 689).

Отметим, что до 1997 года регистрацией прав собственности в Москве занимались исполнительные органы власти города, после — Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Читайте также:  Госдума хочет запретить продажу микродолей жилья

Впоследствии владельцы некапитальных торговых павильонов, киосков, лотков, палаток и прочего использовали разные способы переоформить право собственности на свои объекты как на капитальные, поэтому в настоящее время имеют на руках свидетельства на право собственности как на объекты недвижимости.

По такой же схеме объекты вводились в эксплуатацию как временные некапитальные объекты.

В результате собственники ряда торговых павильонов, вошедших в перечень сносимых самовольных построек, формально имели действующие договоры аренды земельного участка и соответствующее свидетельство (Постановление Правительства Москвы от 1995 года № 327).

Они оформлялись, как правило, под размещение нестационарных легковозводимых объектов. Однако эти договоры не предусматривают права застройки участка капитальными объектами.

На основании таких свидетельств на право собственности на объект недвижимости некоторые владельцы подобных объектов переоформляли договоры аренды под размещение временных некапитальных объектов на договоры аренды под эксплуатацию капитальных зданий, де-факто находящихся на земельных участках.

* * *

1 сентября 2015 года вступили в силу изменения в статье 222 Гражданского кодекса России, которые регулировали работу с объектами самовольного строительства и предоставили органам местного самоуправления (на территории города Москвы — Правительству Москвы) право принятия решения о сносе самовольных построек во внесудебном порядке, если такие постройки расположены на территориях с особым режимом использования. Во исполнение этой нормы федерального законодательства Правительство Москвы 8 декабря 2015 года приняло постановление «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы», определившее порядок действий органов исполнительной власти города Москвы по демонтажу самовольных построек и утвердившее перечень объектов, подлежащих сносу.

Согласно законодательству, постройка является законной, если застройщику предоставлен земельный участок для целей капитального строительства, а само здание возведено в соответствии с утверждённой проектной документацией объекта капитального строительства, если получено разрешение на капитальное строительство, если получено разрешение на ввод в эксплуатацию и, таким образом, не нарушаются правила землепользования и застройки.

Город Москва давно предпринимает усилия по борьбе с объектами самовольного строительства. Ранее префектуры административных округов являлись уполномоченными органами исполнительной власти по обращению в суд с исками о признании зданий объектами самовольного строительства. До 2013 года префектуры подавали такие требования, однако в ряде случаев суды принимали решение об отказе.

Такие решения зачастую принимались не в связи с тем, что собственники объектов в процессе судебного заседания доказали свою правоту, а по формальным признакам — из-за обращения префектур в суд позже срока, предусмотренного законодательством.

Собственники объектов, вошедших в перечень самостроя, были уверены, что наличие подобного судебного решения позволит им сохранить «законный» статус своего строения.

При этом в упомянутых процессах, как правило, не проводились судебные строительно-технические экспертизы объектов, которые бы позволили чётко определить, идёт ли речь о легковозводимом (некапитальном) объекте или о капитальной постройке, созданной на основании проектной документации объекта капитального строительства и в соответствии с разрешением на строительство объекта капитального строительства.

* * *

Однако на сегодняшний день федеральное законодательство изменилось, и речь идёт о новом административном механизме сноса самостроя, который не требует судебного порядка сноса, он осуществляется во внесудебном порядке.

Также ряд собственников ссылается на то, что их права собственности зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Эти случаи были дополнительно рассмотрены Верховным судом РФ, который неоднократно разъяснял, что запись в ЕГРП в отношении самостроя не является доказательством законности приобретения права на такой объект недвижимого имущества и не является препятствием для предъявления требования о сносе самовольно возведённого объекта.

Таким образом, действующее федеральное законодательство и городской нормативно-правовой акт разрешает снос объектов самовольного строительства.

Он может быть произведён органами местного самоуправления, в том числе и без решения суда, при наличии двух обстоятельств: если это объект самовольного строительства (земля для целей капитального строительства не предоставлялась, разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию не было) и в случае если такой объект находится на территории общего пользования, в зонах с особым режимом регулирования либо в охранных зонах инженерных сетей. Все объекты, которые были внесены в перечень сносимых самовольных построек, этим критериям соответствуют.

Владельцу объекта, внесённого в перечень самовольных построек, направляется решение о сносе и сроках демонтажа. Также рядом с объектом устанавливается информационный щит. Те, кто демонтировал опасные объекты своими силами в установленные законодательством сроки, могут получить от города компенсацию.

Снесут ли дома рядом с аэропортами?

Засыпать и просыпаться под гул взлетающих или идущих на посадку самолетов — удовольствие сомнительное. Разве что относительно невысокие цены на жилье могут сподвигнуть на покупку квартиры в доме, соседствующем с аэропортом.

Однако риски жильцов не ограничиваются плохим самочувствием из-за отсутствия тишины: значительна часть таких новостроек возводится несанкционированно. Власти, ранее игнорировавшие этот процесс, теперь пытаются его остановить.

Засыпать и просыпаться под гул взлетающих или идущих на посадку самолетов — удовольствие сомнительное. Разве что относительно невысокие цены на жилье могут сподвигнуть на покупку квартиры в доме, соседствующем с аэропортом.

Однако риски жильцов не ограничиваются плохим самочувствием из-за отсутствия тишины: значительна часть таких новостроек возводится несанкционированно. Власти, ранее игнорировавшие этот процесс, теперь пытаются его остановить.

Результат закономерен: количество судебных споров вокруг таких проектов стремительно растет.

По мнению адвоката Олега Сухова, по накалу страстей скандалы вокруг проектов хаотичной застройки приаэродромных территорий вскоре смогут сравниться с конфликтами, связанными со сносом нелегально построенных малоэтажных жилых комплексов.

Либеральные нормы гражданского и градостроительного законодательства, в сочетании с несформированным земельным кадастром и отсутствием документов территориального планирования, позволили застройщикам не только оформить в собственность десятки тысяч гектар земли, расположенных в окрестностях крупных аэропортов, но и запустить их в хозяйственный оборот. Сначала такие территории активно застраивались коттеджами и коммерческой недвижимостью — магазинами, автозаправками и пр. Однако в последнее время вокруг взлетно-посадочных полос стали стремительно размножаться многоквартирные многоэтажные дома. Масштабы приаэропортового девелопмента в Подмосковье впечатляют. Так, в окрестностях крупных московских аэропортов (Внуково, Домодедово, Шереметьево) в активной стадии строительства находится более 1 млн кв. м многоквартирных жилых домов. Такие проекты сосредоточены в Ленинском, Домодедовском, Наро-Фоминском, Одинцовском, Солнечногорском и ряде других районах Московской области.

Как правило, квартиры в новостройках рядом с аэропортами предлагаются по весьма привлекательным ценам.

Для многих покупателей экономичного жилья предоставленный застройщиком дисконт является убедительным аргументом — даже в том случае, если многоэтажка возводится в зоне шумового воздействия, либо вообще в траектории взлета/посадки и маневрирования самолетов.

Между тем, покупка жилья в таких проектах рискованна не только из-за рисков дискомфорта от авиационного шума (более 65-80 дБА, что почти в два раза превышает допустимые значения для жилых помещений), плохой экологии приаэропортовых территорий, но также высокой вероятности административных и судебных разбирательств. Причиной их возникновения могут стать нестыковки между гражданским, градостроительным законодательством и нормами, регламентирующими безопасность авиаполетов и использования воздушного пространства.

В частности, Воздушный кодекс предписывает осуществлять строительство любых объектов в пределах приаэродромной территории исключительно по согласованию с собственником аэродрома.

Приаэродромная территория определяется по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов — окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Между тем, как показывает практика, абсолютное большинство строительных проектов, которые реализуются в 30-километровой зоне от аэродромов, визы авиационного начальства не имеют. Этот несущественный, на первый взгляд, нюанс в последнее время все чаще становится формальным поводом для замораживания даже масштабных строек.

Так, по искам транспортной прокуратуры уже приостановлено строительство нескольких жилых комплексов в окрестностях московских и региональных аэропортов. Ранее выданные разрешения на строительство аннулированы. Более того, в некоторых случаях надзорные органы добиваются сноса построек.

В свою очередь, застройщики безуспешно пытаются оспорить судебные решения в вышестоящих инстанциях, либо согласовать проекты с дирекцией аэропортов.

Застройщикам, уличенным в игнорировании требований федерального законодательства, грозит лишь административная ответственность и штраф в размере до 300 тыс. рублей.

А вот финансовые и моральные потери дольщиков из-за приостановки строительства и возможного демонтажа жилья могут оказаться существеннее.

Я бы порекомендует покупателям жилья новостройках, расположенных в 30-километровом радиусе от аэропортов (в зонах с особыми условиями использования) тщательно проверять пакет разрешительной документации и выяснять, санкционировано ли строительство авиационным начальством.

В целом же нормы строительства в приаэродромных территориях надо ужесточать. Месторасположение земельного участка в пределах приаэродромной территории аэропорта является существенным обстоятельством, возникающим в связи с выдачей и получением разрешения на строительство.

До сих пор застройка велась весьма хаотично. Причем, не столько по вине девелоперов, но также и властей, которые абстрагировались от этого процесса.

Крайне важно синхронизировать градостроительное законодательство с федеральными правилами, регламентирующими работу авиации, чтобы не создавать почву для затяжных судебных конфликтов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *