Минстрой предлагает закрепить обязательства государства по капремонту в законе

Минстрой РФ разработал проект постановления Правительства РФ о финансировании капитального ремонта за счёт государственных средств. Документ 8 августа был размещён на федеральном портале НПА и сейчас находится на стадии общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.

Разберёмся, возможно ли сделать капитальный ремонт, не тратя собственные деньги.

Минстрой предлагает закрепить обязательства государства по капремонту в законеФонд капремонта будет раскрывать информацию о своей финансовой деятельности

Общая информация

Общественное обсуждение проекта продлится до 22 августа. До этого срока у каждого есть возможность прочитать текст постановления и прокомментировать его. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте.

Проект постановления устанавливает правила финансирования капремонта ОИ в МКД за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Деньги из Фонда можно будет получить в региональный бюджет, для этого регионам нужно будет оформить заявку.

Финансовую поддержку можно будет получить на одну из двух целей:

  • возместить с её помощью часть затрат по уплате процентов по кредитам, которые были взяты для капремонта. Штраф или пени за нарушение условий договора оплатить из этих денег вы не сможете;
  • возместить часть расходов по проведению капитального ремонта.

Финансовая помощь государства не безгранична: на один МКД будет выделяться не больше 5 млн руб. или будет оплачиваться не более 50% от стоимости работ или услуг по капитальному ремонту.

Для получения денег подать только заявку — мало, поддержку можно получить только, если при проведении капитального ремонта общего имущества МКД будут осуществляться действия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Причём, в результате этих мероприятий расходы на оплату тепловой и электрической энергии, природного газа уменьшатся не менее чем на 10 % по каждому МКД.

Под финансирование попадает и не каждый МКД. Дом, в котором планируется провести капитальный ремонт с помощью государственных средств, должен отвечать установленным требованиям:

  • не может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • с года ввода в эксплуатацию должно пройти более 5, но менее 60 лет;
  • должны быть оснащён общедомовыми ПУ потребления коммунальных ресурсов.
  • При этом, субъекты РФ могут устанавливать дополнительные требования к МКД.
  • Денежные средства будут перечисляться в региональный бюджет не сразу, а частями:
  • 50% – после выполнения работ по капитальному ремонту;
  • 50% – при достижении целевых показателей экономии ресурсов.

Если такие показатели не будут достигнуты, то субъекты РФ обязаны будут вернуть денежные средства полностью или частично.

Минстрой предлагает закрепить обязательства государства по капремонту в законеТрудности перевода: Нюансы капитального ремонта

Как рассчитывается размер финансовой поддержки

Размер денежно помощи на возмещение части расходов на капремонт определяется для каждого МКД индивидуально, но в диапазоне от 2-кратного до 4-хкратного размера годовой экономии затрат на коммунальные ресурсы.

Коммунальные ресурсы, затраты на оплату которых учитываются при расчёте финансовой помощи:

  • тепловая энергия на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение — объём определяется по коллективным приборам учёта;
  • электрическая энергия — объём потребления определяется как разность между объёмом потребления по коллективным ПУ и суммой объёмов потребления по всем индивидуальным ПУ в МКД;
  • природный газ, необходимый для генерации тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение — объём по коллективным ПУ.

Финансовая поддержка на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам обеспечивается в размере прогнозных затрат за весь срок действия кредитного договора, но не более чем за 5 лет, из расчёта 100 % ключевой ставки Банка России, действующей на дату принятия решения Фонда о денежной выплате.

Минстрой предлагает закрепить обязательства государства по капремонту в законеСоздание спецсчета капитального ремонта для МКДспецсчёта для капитального ремонта читайте в нашей статье.

В каких случаях оказывается денежная поддержка

Финансовая помощь может быть оказана в трёх случаях, первый мы уже разобрали. К нему относятся требования, предъявляемые к МКД. Второй случай — наличие утверждённого краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта или региональной программы проведения капитального ремонта ОИ в МКД для МКД, которые не включены в краткосрочный план.

Эти планы должны содержать:

  • список МКД, нуждающихся в поддержке;
  • перечень работ и услуг по капитальному ремонту ОИ в МКД, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • значения целевых показателей экономии затрат на коммунальные ресурсы;
  • размер затрат на коммунальные ресурсы по каждому МКД за базовый год и плановый размер затрат на коммунальные ресурсы после проведения капитального ремонта;
  • срок окончания работ и услуг по капитальному ремонту ОИ в МКД, которые нуждаются в финансовой поддержке, не позднее чем 1 ноября 2017 года;
  • планируемая стоимость работ и слуг по капитальному ремонту ОИ в МКД;
  • объём и источники финансирования капитального ремонта ОИ в МКД.

Третий случай — наличие письма кредитной организации о намерении выдать кредит ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО в валюте РФ для проведения капитального ремонта ОИ в МКД. Это необходимо, если заявка подаётся на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам.

Минстрой предлагает закрепить обязательства государства по капремонту в законеПравила размещения на банковских счетах средств капремонта

Подробнее о заявке

Заявку от субъекта в Фонд подаёт руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Форма установлена методическими рекомендациями.

Заявка подаётся вместе с документами, подтверждающими выполнение условий предоставления финансовой поддержки. Перечень этих документов также устанавливается методическими рекомендациями.

В течение 30 дней Фонд проверяет заявку и приложенные к ней документы. Если всё в порядке, то Фонда принимает решение о предоставлении финансовой поддержки.

Отказ в предоставлении денежных средств может последовать, если:

  • не предоставлены подтверждающие документы о выполнении условий предоставления финансовой поддержки;
  • представленные документы не соответствуют установленным требованиям.

После принятия решения в течение 5 дней Фонд уведомляет о нём высшее должностное лицо субъекта РФ. Торопить Фонд бессмысленно — решения о возможности предоставления финансовой поддержки принимаются в порядке очередности.

https://www.youtube.com/watch?v=399Jbz55XNk

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ № 209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Постановление правительства о капремонте многоквартирных домов

Минстрой предлагает закрепить обязательства государства по капремонту в законе

В статье пойдет речь о Федеральном Законе N271, полное название документа – Федеральный закон N271 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Последняя версия закона о капитальном ремонте многоквартирных домов вступила в силу в июне 2015 года.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Закон о капитальном ремонте

Когда вступил в силу закон о капитальном ремонте?

В 2012 году с целью повышения благоустроенности домов и подъездных помещений был принят закон о фонде капитального ремонта многоквартирных домов, 14 декабря он был одобрен нижней палатой парламента РФ, а 19 декабря законопроект поддержал Совет Федерации.

В последние дни 2012 года закон был опубликован и вступил в силу.

Мотивацией послужил широкомасштабный износ жилищного фонда страны.

[2]

По некоторым подсчётам около 30% домов срочно нуждаются в основательной реконструкции. При этом следует учитывать, что каждый год количество таких объектов только растет. Капитальный ремонт направлен на устранение серьезных дефектов в конструкции здания.

  • В конечном счете, это повысит долговечность постройки, а также улучшает условия пользования общим для всех жильцов пространством (например, подъездом).
  • Официальное наименование – Федеральный закон N271 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
  • Данное постановление внесло множество изменений в Жилищный Кодекс, десятки статей Кодекса были переосмыслены и переделаны в соответствии с поставленными правительством целями.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Наиболее существенным изменениям были подвержены Статьи 12, 13, 20, 36, 44, 154, 155, 156, 158, а также Статьи с 166 по 191 ЖК.

Жилищный кодекс Статья 191. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта

  1. Финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
  2. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.
Читайте также:  Субсидии на ипотеку хотят урезать более чем вдвое

Помимо этого, настоятельно рекомендуется ознакомиться с Приказом Минстроя N41. Приказ освящает вопросы, связанные с минимальным взносом на капремонт.

В статьи 12,13,20 были внесены новые формулировки, некоторые понятия были изменены.

Статья 36 подверглась более существенным измнениям – она проясняет вопросы, связанные с общими денежными средствами, которые находятся на спец. счете. Статья 44 регулирует структуру фонда капремонта.

В 154 и 155 пункты документа внесли новые формулировки и определения, чтобы они лучше вписывались в новый закон.

Статья 156 регулирует минимальный взнос на капитальный ремонт. В 158 пункте документа – небольшие изменения в формулировках.

Далее следует целый раздел, статьи с 166 по 191. Глава называется «общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования».

В разделе дается перечень услуг, описывается порядок работ, также дается определение региональной программы капремонта (в статье 168). 170-ый пункт документа освящает моменты, связанные с формированием фонда, а 172-ой – регулирует контроль за средствами.

В семнадцатой главе дается определение регионального оператора – пункты 178-188. Перечисляются требования к оператору, порядок аудита и прочие моменты. Последняя глава рассказывает о порядке принятия решения жильцами многоквартирного жилого дома.

ЖК РФ, Статья 188. Ответственность регионального оператора

  1. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
  2. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, указанными в части 1 настоящей статьи.

Последняя версия ФЗ N271 была разработана и вступила в силу в июне 2015 года. По большей части изменения за последнее время касались финансовых механизмов, а также штрафов за нарушения порядка оплаты.

С вступлением в силу документа статья 169 Жилищного Кодекса обязала жильцов многоквартирных домов производить отчисления для проведения капитального ремонта.

При реализации законопроекта допускаются некоторые различия. Сроки, набор услуг по капремонту и прочие детали могут варьироваться в зависимости от конкретного региона.

Сумма отчислений также сильно различаются, например, в Москве она выше, чем в других субъектах РФ.

Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Капитальный ремонт » Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта

  • Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются федеральными законодательными актами.
  • Содержание
  • Услуги и/или работы по проведению капремонта совместной собственности в многоквартирном доме могут быть предоставлены за счет финансов, выделенных из бюджетов федерального назначения, бюджетных средств субъектов России, местных бюджетов.
  • Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются соответствующими федеральными законодательными актами, законодательными актами субъектов России, муниципальными правовыми актами. Подобное финансирование может быть предоставлено в том числе многоквартирным домам, которые согласно статьи 168 пункт 2 ЖК не подлежат включению в региональные программы (РГ капремонта), к ним принадлежат:
  • многоквартирный дом, который в определенном порядке признали аварийным, а потому подлежащим сносу (реконструкции);
  • сооружения, в которых находится менее трех квартир;
  • жилье, относительно которого во время утверждения программы, принято решение о реконструкции или сносе.

На финансирование от государства могут рассчитывать:

  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК);
  • товарищества собственником жилья (ТСЖ);
  • региональные операторы и управляющие организации.

Положения, на основании которых выделяются финансы на осуществление капитального ремонта в многоквартирных домах, должны быть утверждены всеми субъектами России, исходя из особенностей региона.

Такие Положения определяют, в каком порядке и на каких условиях предоставляются бюджетные средства, которые получены от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд), а также финансов, которые заложены в бюджет для оказания господдержки на осуществление капитального ремонта совместного имущества многоквартирного дома, включая долевое финансирование.

Средства, которые поступили в областной бюджет от Фонда, а также те, которые были заложены в бюджет для проведения долевого финансирования (ДФ) осуществления капитального ремонта, распределяют между муниципалитетами, которые подали заявку на получение таких средств и выполнили необходимые условия.

Бюджетные средства и средства, которые поступили в бюджет от Фонда, поступают на отдельный счет в банке, который открыт на имя регионального оператора, как имущественный взнос на осуществление работ по капитальному ремонту помещений многоквартирных домов. Прочие средства господдержки поступают региональному оператору в виде дополнительных имущественных взносов на осуществление капитального ремонта.

Предусмотрено определенное условие для получения материальных средств, выделенных Фондом и предусмотренных облбюджетом. Это софинансирование из бюджетов местного уровня, а также от владельцев жилья.

  Размер софинансирования, которое будет получено из финансовых средств Фонда, местного бюджета и от владельцев помещений, определяют федеральные законодательные акты.

Также федеральное законодательство устанавливает, каким образом производится контроль над использованием средств, выделенных Фондом. 

Меры господдержки при проведении капремонта

Для предоставления материальной помощи государства или муниципалитета в ходе осуществления капитального ремонта не играет никакой роли, каким способом был сформирован фонд капремонта владельцами жилья, которое размещено в многоквартирных домах.

Статьей 191 Жилищного кодекса России определяется, что с целью оплаты капремонта может оказываться государственная финансовая поддержка. Важно заметить, что такая поддержка оказывается не только в виде субсидий, которые предоставляются за счет федеральных средств, бюджетов субъектов России и бюджетов местного уровня ТСЖ, ЖК, региональным операторам и управляющим компаниям.

Ранее предоставление бюджетных субсидий относилось к прерогативе структур местного самоуправления для того, чтобы были созданы условия для эффективного управления многоквартирными домами.

К прочим допустимым мерам господдержки, которые могут предоставляться субъектами России, относятся гарантии, поручительства по займам и кредитам, если финансы на обеспечение такого рода поддержки предусматриваются региональными законами о бюджете.

То есть на законодательном уровне создан путь, который позволяет привлекать кредитные ресурсы для осуществления капитального ремонта в помещениях общей собственности многоквартирного дома.

Однако, для того чтобы хозяину помещения можно было получить реальную возможность воспользоваться таким видом поддержки со стороны государства ему следует организовать специальное гарантийное агентство, сформировать уставный капитал за счет собственных финансовых средств, определить процедуру и условия, на которых такое агентство будет предоставлять поручительства по займам на осуществление капитального ремонта.

Поскольку в вопросе выделения субсидий для товариществ собственников жилья, ЖК, управляющей организации и региональных операторов не важно, каким способом формировался фонд капитального ремонта, принятие данного решения не может возлагаться на региональных операторов, чтобы избежать ситуации конфликта интересов.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Взносы на капремонт жилья: немного об их правовой природе

Прочитал Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 257-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации” (далее – ФЗ № 257), особенно вот эти изменения в часть 3 ст.

158 ЖК РФ: «Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме”. Показательно также, что им придана обратная сила: они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.

Попробуем проанализировать, в чём же политико-правовой смысл внесенных изменений, особенно с учётом того, что обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги носит личный характер.

Читайте также:  Россияне могут получить информацию по сделкам с жильем на горячей линии

У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ), что прямо сказано в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г.

№ 22 “О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности” (далее – Постановление № 22). Здесь действует принцип: стал собственником – вносишь плату за жилое помещение и коммунальные услуг, перестал быть им – не вносишь.

При таком подходе кредитору по обязательству о внесении платы (управляющей организации, услугодателю) приходилось предъявлять требования к прежнему собственнику, а новый платил уже за свой период. Поскольку квартиры порой продавали маргинальные лица, получить с них что-либо было затруднительно, и интересы кредиторов страдали.

Поэтому в своё время в ЖК РФ обязанность оплачивать расходы на капремонт, а затем и взносы на капремонт, была наделена свойством следования, такое свойство приобрело и соответствующее право требования, что придало ему в какой-то мере вещные черты.

Правда, второй обязательный признак вещных прав – абсолютность, из этой формулировки ЖК РФ вроде бы не вытекает. Легко можно представить себе такую ситуацию, при которой сборщик взносов на капремонт изменился, и гражданин, разумеется, не должен утрачивать права, обеспеченные собранными ранее взносами.

Если новый сборщик взносов на капремонт от прежнего каких-то собранных им средств не получил, собственнику жилого помещения всё равно должен быть сделан ремонт, как будто все взносы в наличии. Конечно, можно было бы наделить этого собственника правом требования к прежнему сборщику, но это бессмысленно.

Получить обратно деньги он всё равно не сможет. Так что абсолютный характер праву на оплату капитального ремонта придавать было бессмысленно. Все равно собирать взносы и ремонтировать жилое помещение будет только одно лицо.

Впрочем, возможно, для признания обременения вещным и не требуются сразу два признака вещных прав. Достаточно свойства следования.

Согласно п. 11 Постановления № 22 «плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ). Если взносам на капремонт придан особый характер вещного обременения, то получается, что части одной и той же платы имеют разный режим.

Одна часть наделена свойством следования, а другая – нет. Разумеется, о придании всем видам платежей за жилые помещения свойства следования давно мечтают жилищно-эксплуатационные организации, которым сейчас приходится создавать искусственные препятствия продавцам, имеющим задолженность по плате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Но пока данное различие сохраняется, и объяснить это можно той недосказанностью, которая осталась после спора о природе взносов на капремонт в Конституционном Суде РФ. Ведь плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится в рамках обычных гражданско-правовых обязательств: лицу, а не его вещи, предоставляется какое-либо благо, за которое он платит.

Особых оснований признавать обязанность вносить эту плату вещным обременением нет.

Кстати, полезно обсудить вопрос о том, почему нужно вести речь о вещном обременении, а не о переводе долга в силу закона. Перевод долга, по идее, должен происходить однократно, т.е. если квартира перепродана вторично, то оснований для взыскания старого долга, лежавшего ещё на первом собственнике, вроде бы нет.

Ведь и уступка требования, и перевод долга носят личный характер. Непонятно также, почему прежний собственник должен освобождаться от обязанности уплатить задолженность по взносам.

Он передал право собственности на квартиру в порядке сингулярного правопреемства, определив её цену с учётом задолженности по взносам на капремонт, и вроде бы, ничего не должен. Перевод долга привязан к этому правопреемству, в отличие от вещного обременения.

А если правопреемства вообще не было, что произошло с обязанностью уплачивать взносы…? Сохранились ли она? Скорее всего, да! Одним словом, разница между вещным обременением и «револьверным» переводом долга еще нуждается в обсуждении.

Однако вряд ли законодатель долго раздумывал о том смысле, который он вкладывал в свойство следования обязанности по уплате взносов на капительный ремонт.

Его цель состоит в том, чтобы нынешний собственник уплачивал взносы, которые не уплатил любой предыдущий собственник. Гораздо проще было бы объявить этих собственников солидарными должниками.

Так что остановимся пока на том, что перед нами всё-таки вещное обременение, состоящее в наличии особой публичной обязанности.

Впрочем, обязанность собственника не безусловна, она подвержена действию исковой давности, так что взносы на капремонт по истечении трёх лет могут быть признаны уже не подлежащими уплате. Необходимость же произвести капитальный ремонт своего имущества, как часть бремени собственника, с истечением давности не прекращается…

Взносы на капремонт – это способ, посредством которого собственник несёт бремя содержания своего имущества, перекладывая его на других лиц. Применительно к ним нет непосредственной связи между предоставлением блага и внесением платы, то есть возмездности.

Взносы могут вноситься десятками лет, собственник жилого помещения за это время может неоднократно смениться, а сами суммы будут израсходованы на ремонт других домов (если только они не копятся на специальном счёте) — и лишь после этого случится встречное предоставление, профинансированное, скажем, публичным субъектом.

При этом собственник лишен выбора – ремонтировать ему своё помещение самостоятельно или вносить взносы на капремонт.

Принудительный характер этих взносов, разумеется, ущемляет право собственности на жилое помещение, а разрыв во времени между капремонтом и взносами придаёт последним свойство принудительного публично-правового сбора, которому придано свойство вещного обременения. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги по этому признаку принципиально от него отличается.

Взнос на капремонт является именно публично-правовым сбором, а не индивидуально-возмездным платежом, право на который сохраняется у частного лица.

Поскольку взносы при определенных обстоятельствах могут быть израсходованы на капитальный ремонт других домов, обязанность поддерживать постоянное наличие соответствующих сумм на счетах сборщиков взносов отсутствует.

Аналогичная ситуация имеет место применительно к платежам в государственные социальные фонды (Пенсионный, Фонды социального и медицинского страхования). Их дефицит периодически покрывается за счёт бюджета, поскольку на момент внесения взносов размер будущей выплаты неизвестен и неясно, когда она должна быть произведена.

Даже если право на капитальный ремонт у гражданина возникнет, ничего, кроме голого требования, не обеспеченного имуществом, у него не будет. Вообще сборы, расходуемые по солидарному принципу, не могут обладать индивидуальной возмездностью, поскольку нет четкого соотношения между ними и встречным предоставлением, и никогда нельзя востребовать ровно то, что внёс.

Если взнос на капремонт является публично-правовым сбором, то право требовать оплаты капитального ремонта, принадлежащее собственнику, не может быть квалифицировано ни как вещное, ни даже как гражданское право. Странно было бы, если бы бремя собственника стало одновременно его имущественным правом.

О праве можно вести речь лишь тогда, когда взносы на капремонт принудительно вносились третьему лицу, например, региональному оператору. Если жилое помещение требует ремонта, который в установленные сроки не производится, можно понудить к этому через суд.

Правда, неясно, как будет исполняться соответствующее судебное решение, ведь ремонтировать нужно будет жилой дом в целом, а не одну квартиру. Но, несомненно, процессуальное решение найдётся…, например, на время, пока не будет произведён капитальный ремонт, собственнику будет оплачиваться наём аналогичной квартиры.

Иными словами, право на оплату капитального ремонта, скорее всего, носит характер особого публичного права, по которому обязанным выступает региональный оператор, а в части оплаты приватизированных, но требующих ремонта помещений – предшествующий наймодатель, точнее, собственник наймодателя.

Примечательно, что теперь свойство следования не придается обязанностям Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований оплатить в соответствующей части капитальный ремонт.

Эти обязанности, очевидно, продолжают сохраняться у данных лиц в отношении того периода, когда они были собственниками жилых помещений. Новые собственники за них данную обязанность выполнять не должны.

Тем самым реализовано указание Конституционного Суда РФ федеральному законодателю по установлению механизма исполнения бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту нуждающихся в нем домов, что было предусмотрено ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Этот механизм состоит в том, что публичные субъекты должны участвовать в финансировании капитального ремонта жилых домов в соответствующей части, см п. 6 постановления КС от 12 апреля 2016 г. № 10-П.

Обязанность участия в финансировании свойством следования не обладает, сохраняясь за Российской Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями, но касается лишь приватизированных жилых помещений в нуждающихся в капитальном ремонте домах. Причем, скорее всего, эта обязанность не подвержена действию срока исковой давности.

Читайте также:  Госдума смягчила требования к застройщикам

К сожалению, в законе не определен ни объём денежной обязанности публичных субъектов – Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований – по финансированию капитального ремонта жилых помещений, ни порядок её определения.

Конечно, у них есть общая компетенция по поддержанию жилого фонда на соответствующей территории в надлежащем состоянии, но её недостаточно. У публичных субъектов так много обязанностей, за всеми не уследишь.

Так что легко можно представить себе такую ситуацию, при которой нужно производить капитальный ремонт, а денег у регионального оператора недостаточно. И ничего нельзя сделать, кроме как собственникам «скинуться» на ремонт в размере недостающей суммы.

Правда, если они сделают это, механизма заставить публичного субъекта покрыть задолженность в законе нет. Патовая ситуация…

Итак, подведём итог. Собственник жилого помещения несёт обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт в порядке, установленном законом. Эта обязанность, равно как и право требовать уплаты взносов, имеет публично-правовую природу, хотя и построена по модели вещного обременения.

Публично-правовую природу имеет и право собственника жилого помещения требовать оплаты капитального ремонта от лица, которому он вносил взносы. Причем от бремени содержать своё имущество собственника квартиры никто не освобождал. Это бремя продолжает на нём лежать.

И если так случится, что денег на капитальный ремонт нет и не будет, региональный оператор неплатёжеспособен, а за его долги в порядке субсидиарной ответственности от соответствующего публичного субъекта ничего не удалось получить, собственник, несмотря на уплату взносов, останется один на один со своим обветшавшим жильём.

Добавим к этому, что при банкротстве банка, в котором был специальный счет, где накапливались взносы на капитальный ремонт, риски, как правило, тоже несут плательщики взносов.

Минстрой предложил меры по сохранности накоплений на капремонт граждан, выбравших спецсчет

Минстрой России подготовил законопроект о субсидиарной ответственности государства по вкладам граждан, выбравших спецсчет для перечисления сборов за капремонт.

Законопроект разрешает помещать средства на высокодоходные депозиты в 50 крупнейших банках страны, при этом Минстрой предполагает, что государство будет не просто страховать вклады на определенную сумму, а возвращать в случае отзыва лицензий у банков все накопленные средства.

Ранее Минфин возражал против этой схемы. Минстрой не обсуждает бюджетные риски при создании многомиллиардного рынка гарантированных депозитов ЖКХ.

В Минстрое предлагают дополнить Жилищный кодекс РФ статьей 175.

1, где говорится о возможности создания в российских банках «специальных депозитов» для размещения на них взносов на капремонт, ранее собранных с граждан (текст законопроекта есть у «Коммерсанта»).

Популяризации депозитов должна способствовать другая принципиальная норма законопроекта — о «субсидиарной ответственности» государства в случае отзыва лицензии у банка, где был открыт депозит. В этом случае предлагается возвращать владельцам счетов все накопленные на них средства, а не только оговоренный лимит в системе страхования вкладов.

Еще в апреле 2014 года Минстрой выступал за включение спецсчетов именно в систему страхования вкладов (это предложение поддерживала тогда и Федеральная антимонопольная служба). Однако после претензий Минфина от идеи страховки через АСВ отказались.

При этом в Минстрое заверяют, что механизм «субсидиарной ответственности» государства по подобным вкладам не предусматривает правок федерального или региональных бюджетов на предмет дополнительных расходов.

«Если что-то случится с одним из 50 банков и у него отзовут лицензию, граждане должны пойти в суд, затем получить исполнительный лист, по которому Минфин будет обязан найти деньги»,— считают в ведомстве.

Партнер компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов считает, что Минфин будет против, но не видит противоречий в выбранной Минстроем схеме компенсации в случае отзыва лицензии.

«Государство несет субсидиарную ответственность по Сбербанку,— рассуждает он.

— Логично, чтобы оно отвечало в случае неприятных ситуаций и по спецсчетам, ведь это же не добровольные взносы: государство обязало граждан уплачивать взносы на капремонт и хранить эти средства в банках».

Идея субсидиарной ответственности государства, прописанная в законопроекте, может не облегчить, а наоборот — осложнить контроль за средствами, собираемыми на капитальный ремонт: наличие законодательной гарантии возмещения может повысить риск возникновения ситуации, когда такое возмещение потребуется.

Тем не менее президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян называет предложения Минстроя «разумными», поясняя, что схема с депозитами обеспечит «защищенность вкладов и их целевое использование». По мнению господина Тосуняна, проценты по подобным вкладам будут сравнимы с депозитами физлиц.

При этом эксперт выступает за расширение списка из 50 банков, поясняя: «Если будет более конкурентная среда, будут больше проценты и по вкладам».

Сейчас жители многоквартирных домов обязаны ежемесячно платить за капремонт (в рамках квартплаты). Деньги поступают в фонды региональных операторов или на специальные банковские счета.

Отметим, что размещать средства на банковских депозитах сейчас могут региональные фонды, но лишь по итогам тендеров, проведенных региональными властями (в феврале 2015 года в Фонде ЖКХ приводили данные о большинстве конкурсов, выигранных ВТБ и Сбербанком).

Гражданам со спецсчетами Минстрой предлагает дать куда большую свободу: в частности, открывать «специальные депозиты» в любых банках из числа 50 крупнейших (с размером собственного капитала не менее 20 млрд руб.).

В законопроекте оговаривается, что доход от подобного вклада может быть потрачен только на нужды капремонта, при этом Минстрой предлагает запретить взыскивать с таких счетов средства через суд — если в иске не идет речь об оплате ремонтных работ.

Поправки к Жилищному кодексу РФ, обязывающие граждан платить за капремонт, были приняты в 2012 году, но новая система заработала в 2014 году (до этого работы оплачивались Фондом содействия реформированию ЖКХ). Тарифы определяют местные власти. Скажем, на Сахалине сбор составляет 9,7 руб.

, в Ханты-Мансийске — 8,55-13,85 руб., в Санкт-Петербурге — 2-3 руб., а в Московской области — 7,8 руб. с квадратного метра. Самый большой взнос (15 руб. с 1 кв.

м) был установлен в Москве, что привело к удорожанию услуг ЖКХ в столице с июля 2015 года примерно на 20% и недовольству части жителей, в том числе инвалидов, не имевших скидок на уплату нового сбора. Впрочем, столичная мэрия оперативно расширила список льготников: в него попали и инвалиды.

Всего в 2014-2015 году в России было собрано около 50 млрд руб. взносов за капремонт. В 2015 году в РФ запланирован капремонт 30 тыс. многоквартирных домов площадью 80 млн кв. м.

В законопроекте Минстроя говорится, что для перевода сборов за капремонт на «специальные депозиты» необходимо решение общего собрания жильцов дома.

В 87% домов в РФ (в Москве — в 78% случаев) собрания по поводу взносов на капремонт вообще не проводились, и средства «молчунов» пошли в региональные фонды. «Это говорит о пока низкой культуре собственника»,— заявил «Ъ» глава Минстроя Михаил Мень.

В его ведомстве надеются, что новый порядок «повысит уровень самостоятельности и ответственности собственников» жилья, а заодно поможет сохранить их средства от инфляции.

«Мы, конечно, подталкиваем наших граждан к пути индивидуального спецсчета дома, потому что он все равно более объективный, более прозрачный и более под контролем у граждан. А принцип регионального оператора хорош для домов в более ветхом состоянии — это как советская касса взаимопомощи»,— заявил «Ъ» господин Мень.

По мнению издания, основная проблема схемы, предложенной Минстроем,— бюджетные риски, связанные с готовностью банков размещать прогарантированные средства депозитов более рискованно, нежели в обычной ситуации без гарантий.

Оценить объемы потенциальных рисков невозможно из-за принципиального отсутствия статистики по этому рынку, исходя из суммы сборов на 2015 год, реальные риски бюджета за год составляют несколько миллиардов рублей в год.

В практике РФ Минфин ежегодно закладывает в федеральный бюджет средства, которые предположительно потребуются на исполнение проигранных государством исков.

В случае со спецдепозитами дополнительной проблемой является быстрое накопление объема неявных гарантий без формирования бюджетом соответствующего резерва доходов — ведь не предполагается, что со спецдепозитов ЖКХ будет взыматься, как в случае с АСВ, какая-то плата за страховку.

Минстрой России

Версия для печати

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *