К 2025 году жилищные условия некоторых россиян заметно улучшатся

2020 год завершился, а с ним канула в Лету и широко распиаренная в свое время «Стратегия-2020», которую власть утвердила в далеком 2008 году. Вообще история с этой концепцией довольно иронична – еще во время разработки и принятия первого варианта программу пришлось пересматривать из-за нагрянувшего кризиса, однако, теперь у власти целый ассортимент оправданий — почему же ничего не сделано, и пересматривать уже точно никто ничего не будет – тут вам и санкции, и сирийская кампания, и даже ковид, хотя понятно, что в последний год никто бы и так ничего не успел.

Итак, что же обещала нам концепция долгосрочного социально-экономического развития (именно так она называется в оригинале)?

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни на 2,5 года;
  • рост ВВП на 37—38 %;
  • рост производительности труда на 40—41 %;
  • снижение энергоёмкости ВВП на 17-19 %;
  • рост реальных располагаемых доходов населения — на 53-54 %;
  • рост инвестиций в основной капитал на 80—85 %.

К 2025 году жилищные условия некоторых россиян заметно улучшатся

Были и некоторые другие показатели, например, по вводу квадратных метров жилья или по экологии, однако понятно, что большинство пунктов провалены. Под вопросом можно оставить разве что увеличение продолжительности жизни, но и тут можно поспорить, ведь учитывается и детская смертность, а если рождаемость в принципе падает, то и показатель улучшается.

В любом случае, складывается впечатление, что «Стратегию-2020» власти пытались перекрыть не раз все новыми программами – то «майскими указами», то новыми так называемыми «нацпроектами», выполнение которых с 2024 года перенесли аж на 2030. О том, как чиновники копируют одни и те же обещания и что с этим происходит на деле – в интервью Накануне.RU рассказал член президиума Столыпинского клуба, экономист Владислав Жуковский.

– Как в целом можно оценить итоги 2020 года, если смотреть на национальные проекты, «майские указы», «Стратегию-2020»?

К 2025 году жилищные условия некоторых россиян заметно улучшатся– Это какой-то «день сурка», растянувшийся даже не на год, не на пять лет, а на десятилетия. Есть национальные проекты 2018 года, где нам обещали к 2024 году борьбу с бедностью, повышение уровня жизни, увеличение в два раза ввода в эксплуатацию жилья, повышение производительности труда в два раза, повышение нормы инвестиций в экономике с 21% до 27% от ВВП, обещали всеобщее доступное качественное образование и медицину, обещали, что будет расти продолжительность жизни, обещали, что будет сокращаться смертность граждан от всех причин, и будет прирост населения ежегодно – к 2025 году будет стабильный естественный прирост населения в размере около 500 тыс. человек.

Все это успешно провалено. Но самое главное, что мы уже все это много раз слышали. И в 2012 году в «майских указах», и в целях 2006 года, и в «Стратегии-2020» были эти же обещания, призывы и лозунги. А в 2018 году нам просто переобещали переобещать обещанное.

Все то же самое, просто в другой упаковке. Это просто пиар-акция, маркетинговый ход, который не имеет ничего общего с реальным решением проблем россиян, с борьбой с деиндустриализацией, с депопуляцией страны и прочим.

– То есть все программы идут в ногу со временем и «обнуляются»?

К 2025 году жилищные условия некоторых россиян заметно улучшатся

– Да, конечно.

Все провалено, и все это признано на высшем уровне, потому что в июле 2020 года Владимир Путин подписал указ о том, что он переносит исполнение нацпроектов от 2018 года, причем переносит не на год – это можно было бы понять, что год был тяжелым – нет, перенос сразу на 6 лет, до 2030 года. То есть мы в 2020 году должны еще 10 лет ждать, пока чиновничья машина с «Единой Россией» и Госдумой будет что-то делать, а мы будем ждать и, может быть, через 10 лет станет жить получше.

То есть с 2012 года до 2030 года – 18 лет будет идти исполнение «майских указов» Путина, а мы просто должны подождать, пока они исполнятся, потому что нацпроекты-2030 – это те же «майские указы-2012».

– Вам скажут, что у правительства теперь есть план…

– Описанный Мишустиным с помпой и аплодисментами, переходящими в бурные овации, единый план национальных целей развития – это просто нагромождение слов.

По большому счету, это просто перенос проектов на 2030 год. А с ними звучали такие фразы, что мы, наконец, поставили новый единый план, хотя план не единым не бывает, между нами говоря.

Это все, конечно, хорошо, но это лишь красивые слова, не более того.

И как сказал Мишустин, наконец, станет понятно, где, кто и что будет делать. Но у меня тогда возникает вопрос – а в 2018 году, когда президент объявлял нам национальные проекты – он не составлял «единый план действий», не знал, что и кто делает, может, ему времени не хватило? То есть 18 лет он был президентом, но вот не знал, что нужно управлять каким-то процессом?

В 2012 году, когда «майские указы» были, он тоже об этом не знал? В 2008 году, когда определялась «Стратегия-2020», тоже не знал? Другими словами, нам просто предлагают жевать одну и ту же жвачку. Это одни и те же лозунги.

– Тем не менее «Стратегия-2020» – это ведь был даже некий бренд? Показатели, под которыми можно подвести черту? Какие итоги?

– Что должен был сделать президент как руководитель – он должен был подвести итоги того, что было сделано, что не было сделано, почему не сделано, кто виноват – и отправить в отставку тех, кто не справился.

То есть к 2020 году нам обещали: сократим количество россиян за чертой бедности в 2 раза. С 13,5% до 6% населения страны. Условно говоря, с 20 млн человек до 10 млн и ниже. По факту количество россиян за чертой бедности только выросло и сегодня превышает 20 млн человек.

Нам обещали повысить реальные располагаемые доходы в более чем 1,5 раза. С 2014 года они падают каждый год, кроме 2018-19 годов, когда был едва заметный рост примерно на 0,8%, хотя это вообще не рост, это статистическая погрешность.

С 2014 года и до сегодняшнего дня доходы населения упали на 12,5%.

Читайте также:  Инвестиции россиян в долевое строительство сократились вдвое

То есть мы за эти 6-7 лет видели, как продается за рубеж нефть, газ, ресурсы, лес – и ради чего? Чтобы уровень жизни упал? А ведь это еще и официальные данные.

По неофициальным данным падение составило более 50%, потому что реальная инфляция в России не 4-5%, а 15-20%, и все остальные макроэкономические показатели сильно приукрашены.

Обещали, что будет повышен ввод жилья в эксплуатацию, решим квартирный вопрос, семьям с детьми дадим по 100 квадратных метров – это было в «Стратегии-2020» от 2008 года.

Как-то у семей ни с одним, ни с двумя, ни с пятью детьми нет квартир в 100 кв м.

У нас ввод жилья в эксплуатацию обещали увеличить до 1 кв м на человека – то есть 146 млн квадратов в год нужно вводить, а по факту вводят 73-75 млн.

Норма накопления капитала – ключевой показатель. Обещают уже много лет, что поднимут до 27% от ВВП. Мы не говорим про китайские 44%, не говорим про Японию и Южную Корею, где 32-33% от ВВП инвестируется в экономику, мы говорим про 27% – скромно, но хотя бы что-то, что может остановить деградацию экономики. По факту как был 21% от экономики – так и остался.

И конечно, обещали, что народ будет счастлив, богат, будет верить в завтрашний день. По факту, что мы получили – с 2016 года возобновилась естественная убыль населения. На самом деле это, конечно, не естественно, это анти-естественно.

2013-2015 гг. – это три года за 30 лет, когда Россия не вымирала, и был прирост населения. Причем, какой прирост – тоже вопрос. Суммарно население приросло на 60 тыс. человек, а с 2015 года началось опять вымирание. Сначала было 35-40 тыс. человек, потом 135 тыс. человек, в 2020 году за январь-октябрь страна потеряла 468 тыс. человек.

То есть это же не вчера случилось, с 2016 года ежегодно на 100 тыс. увеличивалась естественная убыль населения. Должны были выводы какие-то делаться, президент должен был задаться вопросом – почему с 2016 по 2020 гг. минимум 1 млн 100 тыс. человек потеряли? Это как если бы население Казани просто исчезло. Но ведь этот вопрос даже не обсуждается.

К 2025 году жилищные условия некоторых россиян заметно улучшатся

– Зато сейчас активно рассказывают, как хорошо налаживают медицину в связи с ковидом, устраняют провал в первичном звене…

– Путин говорит, что вот оптимизировали медицину и уничтожили первичное звено – так кто оптимизировал? Я? Может быть, вы или читатели Накануне.RU? Кто? Сами же и оптимизировали, та же «Единая Россия» этим занималась, спросите ту же Голикову. Но нет, ничего не происходит.

Поэтому сейчас, на мой взгляд, расчет на то, что если бесконечно долго врать, то в принципе может получиться удержаться у власти и не отвечать за то бедственное положение, которое имеем.

– Новый указ о национальных целях ждет та же участь?

– Ну подписал президент новые национальные цели, ну похвастался, что выделяют 39 трлн руб. за три года. Для нас это огромные деньги, но мы же понимаем, что это 13 трлн в год.

Но это не дополнительное финансирование – не то чтобы сейчас государство сказало, что все, хватит, вводим прогрессивную шкалу НДФЛ, ставки 25-40% для сверхбогатых, боремся с коррупцией и выводом капитала из страны, пускаем дополнительные средства на развитие медицины, образования – нет, этого не будет.

Потому что 13 трлн по плану – это те же самые деньги, которые уже зарезервированы в бюджете, которые уже прописаны по бюджетным статьям. Даже в том бюджете, который принят на 2021 год – там нет расширения расходов ни на что.

Поэтому 13 трлн – это те деньги, которые уже были расписаны на 2021 год, и у них просто изменили название. С «госпрограмм» пустили на «нацпроекты» так называемые. А в следующем году могут сказать, что 15 трлн пустят, да хоть 20 трлн – просто весь бюджет переименуют по всем статьям.

Так что никакого оптимизма тут нет, потому что если вы делаете все время одно и то же, как говорил Эйнштейн, то надо быть идиотом, чтобы надеяться на другой результат. Поэтому и дальше будет все то же самое – деградация, поляризация общества, рост социальной и политической нестабильности. Мы это уже проходили и все видели.

С другой стороны – к власти вопросов нет, мы знаем, чем они будут заниматься – они будут эту шарманку крутить до победного. Вопрос в том, что будет с народом. Если люди уже смирились с этими обещаниями и закрывают на все глаза, то их будут кормить этими «завтраками» бесконечно.

Жилье станет ключевой проблемой следующего десятилетия

09.10.2019 20:21:00

Для решения квартирного вопроса страна должна поставить строительный рекорд

К 2025 году жилищные условия некоторых россиян заметно улучшатся Фото Павла СарычеваНГ-Online

Для расселения ветхого жилья и поддержания рынка новостроек в РФ нужно строить в среднем около 90 млн кв. м в год.

К такому выводу пришли специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), оценив возрастную структуру жилищного фонда и демографические прогнозы. В нацпроект «Жилье и городская среда» заложены амбициозные планы.

Читайте также:  В новой москве появится парк развлечений

Но уже сейчас мы существенно отстаем от графика их выполнения. Основная «драма» с точки зрения обеспеченности жильем развернется в ближайшее десятилетие, прогнозируют эксперты.

Вице-премьер Виталий Мутко, выступая на «правительственном часе» в Госдуме, напомнил, что объем жилищного строительства должен вырасти к 2024 году до 120 млн кв. м, однако в прошлом году ввели в 1,6 раза меньше. Он уточнил, что до 50 млн кв.

м жилья должны строить с использованием ипотечных средств. Как сообщил Мутко, уже сейчас средняя ставка по ипотеке в ведущих банках снижена до уровня, зафиксированного в паспорте нацпроекта «Жилье и городская среда» на 2019 год, – 8,9% годовых.

Мутко добавил: «Из 117,5 млн кв. м строящегося жилья 72,1 млн кв. м достраиваются по старым правилам с гарантией Фонда дольщиков, а 20 млн кв. м – это проекты, по которым будут использованы счета эскроу». И только около 1% застройщиков в РФ вызывает тревогу, считает он. «Это где-то 3,5 млн кв. м», – уточнил Мутко.

Аудиторы в отличие от правительства значительно больше обеспокоены тем, как реформа в сфере финансирования жилищного строительства РФ повлияет на объем вводимого в стране жилья.

По данным Счетной палаты, прогнозируемый объем ввода многоквартирного жилья в 2019 году составит 33,6 млн кв. м. «Речь идет о 4,7 тыс. домов.

Это 61% от запланированного объема в паспорте национального проекта», – сказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

«Счетная палата проинформировала руководство страны, что новый механизм может повлечь за собой уход с рынка, банкротство порядка 2 тыс., или около трети застройщиков. Этот процесс в основном затрагивает малые, средние, региональные строительные компании, осуществляющие строительство жилья в небольших объемах», – заявила Орлова.

К 2025 году жилищные условия некоторых россиян заметно улучшатся
Объем ввода жилья в РФ при различных вариантах демографического прогноза (линия треугольников – низкий вариант, квадратов – средний вариант, ромбов – высокий вариант). Источник: ЦМАКП

Между тем к 2025 году накопленный объем выбытия ветхих и аварийных многоквартирных домов составит более 80 млн кв. м, а к 2035-му он достигнет уже почти 191 млн кв. м. Для сравнения: по состоянию на 2017 год в России насчитывалось около 44 млн кв. м общей площади жилых помещений многоквартирных домов, подлежащих выбытию. Такие оценки обнародовали специалисты ЦМАКПа Владимир Сальников и Ольга Михеева, проанализировав базу данных многоквартирных домов «Мой дом» и сопоставив ее с информацией Росстата. Результаты изложены в статье «Развитие подходов к анализу и прогнозированию состояния и динамики жилищного фонда России».

Эксперты обратили внимание на то, что власти некоторых регионов «не стремятся признавать дома аварийными, поскольку в этом случае возникают обязательства по расселению граждан за государственный счет».

«В наших расчетах использованы низкий, средний и высокий варианты прогноза Росстата численности населения РФ до 2035 года. Для прогноза объемов жилищного фонда был принят целевой параметр по обеспеченности населения жильем в размере 30 кв.

м на человека, заложенный в Стратегии развития жилищной сферы РФ на период до 2025 года (в 2017-м на одного человека приходилось 25,2 кв. м жилья)», – сообщает ЦМАКП.

По оценкам исследователей, объем жилищного фонда должен возрасти с 3,7 млрд кв. м в 2017-м до 4,5 млрд кв. м в 2025-м (при среднем варианте демографического прогноза). А к 2035 году при условии роста обеспеченности жильем до 35 кв. м на душу населения и выбытии устаревшего жилья в объеме примерно 191 млн кв. м жилищный фонд должен достигнуть почти 5,5 млрд кв. м.

В итоге, как сообщает ЦМАКП, для достижения заданных параметров за 2018–2035 годы необходимо будет построить около 1,6 млрд кв. м – при среднем варианте демографического прогноза. Значит, начиная уже с 2018-го в год нужно строить в среднем около 90 млн кв. м жилья. Сами исследователи называют ежегодный диапазон от 80 до 100 млн кв. м.

Интенсивное нарастание устаревающего жилищного фонда (особенно 1–5-этажных панельных домов) начинается с 2020-х годов, но со второй половины 2020-х годов ежегодный объем выбытий стабилизируется, ожидают исследователи.

«Проведенные расчеты показали, что основная «драма» – в смысле потребности в высоких темпах наращивания вводов жилья – развернется в ближайшее десятилетие.

Однако уже к концу 2020-х годов потребность во вводе жилья существенно снизится в абсолютном выражении даже при необходимости и дальше повышать уровень обеспеченности населения жильем.

В этих условиях на первое место выходят не столько вопросы обеспеченности жильем, сколько требования к качеству жилья, сопутствующей инфраструктуры и городской среды», – делают вывод в ЦМАКПе.

Напомним, в нацпроекте «Жилье и городская среда» заложены очень амбициозные планы. Судя по паспорту нацпроекта, уже в 2018 году объем жилищного строительства должен составлять 86 млн кв. м, затем он должен поступательно вырасти до 120 млн кв.

м в 2024-м. Между тем, по Росстату, в прошлом году было введено в строй менее 76 млн кв. м жилья. При этом, как прописано в паспорте, объем ввода в многоквартирных жилых домах должен вырасти с 46 млн кв. м, установленных на 2018 год, до 80 млн кв.

м в 2024-м.

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

К 2025 году жилищные условия некоторых россиян заметно улучшатся

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина

Проблема будущего России волнует не только россиян, но и западный мир. Время от времени появляются прогнозы сценарного развития мира и будущего, в которых Россию не обходят вниманием.

Отличие иностранных прогнозов от российских состоит в том, что они лишены пропагандистского компонента, который затмевает реальные угрозы безопасности России и выдает желаемое за действительное.

Выполнены на высокопрофессиональном уровне, чем явно не блещут государственные документы России.

Становятся не просто прогнозом, а своего рода методичкой, по которой Запад выстраивает вполне продуманную политику, направленную на воплощение сценария в жизнь.

Читайте также:  Квартиры в новостройках в Москве медленно растут в цене

Интересен в этой связи прогноз 2015 года известной и авторитетной частной разведывательно-аналитической организации «Стретфор» и позиция ее руководителя Джорджа Фридмана.

Изучение и анализ прогноза помогут заострить внимание на скрытых или явных угрозах, которые могут привести к негативным сценариям развития страны.

Впрочем, российская власть предпочитает почивать на лаврах и не обращать внимания на разработки западных противников, а ведь зря, их прогнозы сбываются. Согласно прогнозу развития мира до 2025 года Россию ожидают следующие явления:

— стремление к реинтеграции на постсоветском пространстве в попытке отсрочить надвигающуюся демографическую катастрофу. Собственно это видно уже сейчас, когда российская демографическая проблема решается не за счет естественного прироста, а посредством миграционного приращения, особенно из республик СНГ (рис. 1).

http://www.rossiyanavsegda.ru/uploads/other/2016/05/22/ludmila.png

Рис. 1. Естественный и миграционный прирост России (по данным Росстата)

— проведение демонстративно более агрессивной внешней политики вследствие давления со стороны иностранных государств;

— на западных границах России будут расти антироссийские настроения. Лидерами этого движения станут Польша и Румыния, которые постепенно втянут в свою орбиту Украину, Белоруссию и продвинутся еще дальше на Восток.

Конфликт на Украине не исчезнет, а будет и далее вялотекущим, влияющим на расстановку сил в регионе. Россия потеряет влияние в Кавказском регионе и в Центральной Азии. Это в свою очередь приведет к дестабилизации в республиках.

Так уже сейчас рост исламских настроений в Таджикистане, который остается слабо прикрытым форпостом перед угрозой исламского терроризма, указывает на возможность данного сценария;

— геополитический распад в условиях обвала цены на нефть, ставший возможным из-за подавляющей зависимости российской экономики от экспорта энергоресурсов. Москва не сможет далее удерживать контроль над территорией.

Сырьевая экономика, зависимая от нефтекотировок, перераспределение доходов из регионов в Центр создали предпосылки роста самостоятельности регионов на фоне ухудшения экономической ситуации. Россию ждёт сценарий 90-х, когда способность Москвы поддерживать национальные регионы будет резко снижена.

И хотя исторический опыт показывает, что такие проблемы Москва постарается решить с помощью ФСБ, как в свое время посредством КГБ, силовые ведомства не смогут скомпенсировать центробежные силы.

Прогноз этот уже в действии — Кремль создал Нацгвардию для подавления любой протестной активности. Процесс распада по прогнозу будет проходить по всему периметру границ. Карельский регион сориентируется на Финляндию, Дальний Восток — на Японию и Китай.

Учитывая фактор притяжения более процветающей Финляндии, Японии и Китая, а также саму политику российских властей по передаче в аренду Китаю сотен, если не тысяч гектаров земли восточной Сибири и Дальнего Востока, стоит говорить о реальности данного прогноза. И самое удивительное, что власть только ускоряет своими инициативами эти процессы.

Зачем привязывать энергоресурсы востока страны к Китаю? Зачем допускать китайского инвестора к освоению российских полезных ископаемых? Зачем столько земли передавать в аренду Китаю? Зачем закрытые переговоры с Японией, которые ставят под вопрос судьбу Курил.

Очевидно, что это либо скрытая стратегия геополитического распада, либо беспримерная глупость политики «а после нас хоть потоп». Прочие регионы, хотя и не будут стремиться к большей автономности, по мере ослабления контроля из Москвы станут независимее.

Учитывая диспропорции территориального развития, перекладывание ответственности по заботе граждан на субъекты, можно говорить о росте региональной самостоятельности, но не в положительном значении, а в негативном — более суверенны в своих бесчинствах по отношению к народу, пребывающему под гнетом как региональных, так и федеральных властей;

— геополитический распад вызовет проблему ядерного арсенала России.

Стоит вспомнить, что после распада Советского Союза США активно ликвидировали угрозу распространения ядерного оружия, оставшегося на территории постсоветских государств.

Сейчас, согласно прогнозу, США отводится та же роль. И наиболее приемлемым решением предлагается создание экономически стабильных и жизнеспособных в регионах правительств;

— в отношении Президента России В.Путина свой прогноз дал сам руководитель фонда Джордж Фридман. По его оценке в ближайшие два года внешняя политика Путина будет все более агрессивной на мировой арене, поскольку перед президентом стоит задача отвлечь россиян от накопившихся внутренних проблем.

И в этой связи прогноз Фридмана — это более агрессивные действия России в отношении Украины в 2017 году, то есть в канун президентских выборов. Что ж, еще одна война вписывается в стратегию отвлечения внимания россиян от внутренней экономической катастрофы.

И ведь россияне в 2017 году уже не вспомнят, что в 2014 Россия бросила Донбасс, позволила уничтожить десятки тысяч мирных жителей, ввергнув миллионы уже не украинцев, но еще и не россиян в состояние страха и социально-экономической разрухи.

Какой будет Россия без Путина? По мнению политолога практически такой же, как сейчас. «Путин не ведет правительство в одиночку. Он просто видимое лицо службы безопасности, которая в действительности и управляет страной.

Если с Путиным что-то случится, то еще один сотрудник ФСБ возьмет все под свой контроль». А это уже напоминает древнегреческий миф о гидре — отрубаешь одну голову, а вырастает новая.

Правда на каждую гидру должен быть и свой Геракл, и хочется верить, что Россия в этом отношении не исключение…

Из возможных сценариев для Путина Фридман называет вариант с Н. Хрущевым, которого подвинули собственные коллеги из-за неудачных экономических реформ и волюнтаристской внешней политики. Чего только стоил Кубинский кризис, едва не закончившийся ядерной катастрофой.

Рассуждая на эту тему, Фридман указывает, что из окружения Путина популярны Шойгу и Собянин, и рост их популярности будет только нарастать.

Но если борьба развернется в стиле советского времени, то потенциальными претендентами на пост президента могут стать Сергей Иванов и Николай Патрушев.

По убеждению Фридмана у Путина есть коллеги, которые считают, что справились бы с управлением страной гораздо лучше. Чувствуя эту потерю почвы под ногами, российский лидер будет действовать все более репрессивными методами.

И в этом трудно не согласиться с Фридманом в контексте создания Нацгвардии, ужесточения законодательства об экстремизме, объявления тендера на разработку нового пулемета для нужд Министерства внутренних дел РФ, который будет предназначен для «уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника при проведении специальных операций в городских условиях».

К этому стоит отнести и политические лозунги не раскачивать лодку государственности, защищать президента как гаранта стабильности и прочее.

Свой собственный прогноз сценарного будущего России имеет и Центр Сулакшина. Публичной огласке он будет представлен 8 июня — на научно-экспертной сессии«Ждёт ли Россию революция?»

Прогноз «Стретфора» — это пролонгация тех трендов, которые существовали и во внешней политике, и во внутренней на протяжении последней четверти века. Конечно, у «Стретфора» бывали ошибочные прогнозы, когда тренд менялся под действием неожиданного события.

Хочется верить, что и в отношении России может произойти то же, и приход по настоящему патриотически ориентированной власти переломит уже набирающий силу тренд геополитического распада.

Кстати, и сам прогноз оставляет возможность изменения тренда, но лишь в том случае, если страна приступит наконец-то к успешной стимулирующей деятельности в области политики, военной сферы, экономики.

Однако пока укрепление России, видимо, противоречит интересам кремлевской верхушки. Работает консервативный вариант.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *