Генплан Иркутска может сильно измениться

В мае этого года стало известно, что в генеральный план Иркутска вносятся изменения.

По словам главного архитектора города Сергея Александрова, в новом генплане Иркутск рассматривается как система достаточно автономных «городов», в которых можно будет не только жить, но и работать, развлекаться, ходить за покупками. Транспортную систему города тоже ждут глобальные перемены.

В центральной части города приоритет будет отдан пешеходам, велосипедистам и скоростному общественному транспорту, а для автомобилистов будут созданы системы обходов и дублирующих связей.

Новая стратегия развития Иркутска

Генеральный план Иркутска представляет собой некую идеальную картинку, к которой надо стремиться в течение расчетного срока — в нашем случае это 12 лет.

Изменения, которые вносятся в данный документ, должны быть утверждены в конце года, но уже сейчас можно сказать, что у новой редакции генплана нет явных противников ни среди общественности, ни среди иркутских архитекторов.

Идеология генплана для нашего города нова и необычна, но, как полагают разработчики, она соответствует и запросам времени, и ожиданиям граждан.

Конкурс на право внести изменения в генеральный план города выиграла Градостроительная мастерская «Линия». Главному архитектору компании Руслану Хотулеву уже приходилось работать с генпланом. С 2001 по 2007 год он разрабатывал первый в постсоветское время генеральный план Иркутска.

— Этот генплан был достаточно дробный, — отмечает специалист. — Сейчас мы решили убрать дробность и сделать генеральный план города более стратегическим, решили, что он должен отражать ярко выраженную, всем понятную идею, стратегию, которой нужно следовать.

В процессе мозгового штурма специалисты поняли, что раздвигать административные границы города — это не выход. Гораздо важнее работать над функциональной составляющей городской среды — снять нагрузку с центра города и распределить ее по районам. Создавать среду, в которой можно полноценно жить, а не тратить полдня на дорогу и на стояние в пробках.

Возьмем, к примеру, центральную часть Иркутска. Если человек здесь живет и здесь же работает, у него есть возможность ходить в свой офис пешком. Центр настолько многофункционален, что обеспечивает все нужды человека, из центра можно не уезжать неделями.

— Однако мы не можем назвать центр Иркутска идеальным местом, — продолжает Руслан Хотулев. — В центре города рабочих мест в пять раз больше, чем проживающего там трудоспособного населения. А, скажем, в Ново-Ленино, наоборот, количество работоспособного населения в четыре раза больше количества рабочих мест.

Признаки этих перекосов мы наблюдаем каждый день, когда весь Ленинский район едет на работу в центр. Происходит транспортный коллапс.

Что с этим делать? От населения поступают предложения расширять дороги. По мнению разработчиков генплана, такое решение не спасет ситуацию. Расширение дорог — это идеология 60-70-х годов.

Тогда предлагалось создавать широкие магистрали, улицы непрерывного движения.

— А что такое улица непрерывного движения? Это когда приходится строить пешеходные переходы, такие как возле остановки «Курорт Ангара», — рассуждает Руслан Хотулев. — Все понимают, что по нормативам такие переходы нужны, а никто ими не пользуется, они неудобные.

Генплан Иркутска может сильно измениться

Альтернатива расширению автодорог

Разрабатывая поправки в генплан, специалисты задались вопросом, у кого должен быть приоритет: у того, кто согласен передвигаться пешком или на велосипеде, или у того, кто один сел в полторы тонны металла и отправился на работу или по своим делам. Из самой формулировки вопроса уже очевидно, что разработчики больше симпатизируют представителям первой категории.

Автомобилисты могут резонно возразить, что не готовы покинуть свой транспорт, чтобы терять время на долгие пешие переходы, для которых к тому же не создано условий. Однако же идеология генплана предполагает, что условия будут создаваться. Естественно, геноцид автомобилистам никто объявлять не собирается. В городе будет создаваться большое количество дублирующих связей.

— Первое, от чего мы отказались, — это от улиц непрерывного движения, — говорит Руслан Хотулев. — Мы предлагаем прекратить эти попытки создания «транспортной канализации» и начать создавать улицы для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта.

Не секрет, что общественный транспорт в Иркутске — это мешанина из маршрутов. Автобусы едут медленно, подолгу стоят на остановках и в пробках. Разработчики генплана предлагают создать базовую сеть ускоренных маршрутов.

— Ускоренных — это не значит, что они будут нестись на бешеной скорости, — подчеркивает наш собеседник. — Увеличение скорости будет достигаться за счет увеличения расстояния между остановками до одного километра (у стандартного маршрута интервал 400 метров. — Прим. авт.). У новых маршруток будет большая вместимость, ездить они будут по выделенным полосам.

Сразу же возникает вопрос, как Иркутск с его узкими улочками и обрамляющим дороги историческим наследием потянет обустройство выделенных полос.

— Действительно, на некоторых дорогах Иркутска есть очень сложные места, — замечает Руслан Хотулев. — Допустим, улица Рабочего Штаба, там есть участки, где с двух сторон дороги находятся объекты культурного наследия.

Там ширина улицы 27 метров, стандартная магистральная улица должна быть 40 метров. И здесь очевидные выделенные полосы не создашь, если не отказываться от чего-то иного. Нужно говорить честно — мы не собираемся решать дилемму межу личным и общественным транспортом.

Могу сказать так: общественному транспорту точно место найдется, а вот личному, возможно, нет.

— Сейчас в Иркутске появилось очень модное увлечение складными самокатами, — продолжает Руслан Хотулев. — Понятно, что ехать от конца Ново-Ленино до Академгородка на самокате или велосипеде слишком долго.

Но до Академгородка можно доехать на автобусе, а дальше полтора километра до дома или работы прокатиться на самокате или велосипеде, если ускоренные автобусы будут большими низкопольными, с площадками для размещения велосипеда.

Если человек по какой-то причине не может себе позволить пройти полтора километра, то он сможет добраться до нужного места, пересев на локальный маршрут.

Для удобства пешеходов и велосипедистов будут отстроены велопешеходные мосты. Такие переходы свяжут два берега реки Ушаковки, а также Студгородок и остров Юность.

Создание городских подцентров

Еще один способ снизить бешеный трафик — обеспечить жителям разных районов такие условия, чтобы им не требовалось каждый день ездить в центр города.

Идея в том, чтобы создать три подцентра — три зоны развития в каждом округе, на каждом из берегов трех рек.

Один в Ленинском округе — подцентр на базе железнодорожной станции «Иркутск Сортировочный», второй в Свердловском округе на базе железнодорожной станции Кая и третий подцентр — начало предместий Марата и Рабочее (территория Фортуны и СИЗО).

— Надо создать условия, чтобы в каждом квартале города люди не только работали, но и жили, — говорит Руслан Хотулев. — Город должен круглосуточно эксплуатироваться: городские власти потратили деньги на благоустройство территории — этим благоустройством днем пользуются офисные работники, а вечером жители.

Генплан Иркутска может сильно измениться

Подцентры — это идеальные «города». А чтобы такими стать, им требуется смешанная общественно-деловая застройка.

— Когда в подцентрах будут строиться многоквартирные дома, у них обязательно первые один -два этажа должны быть нежилыми. Сейчас в нашем городе только Октябрьский округ более-менее работает в таком режиме, — замечает Руслан Хотулев.

Согласно новому генплану, усадебная застройка в начале предместий Рабочее и Марата должна замещаться более плотной застройкой многоквартирными жилыми домами, и это уже происходит.

По замыслу разработчиков, многоквартирные жилые дома должны появиться в районе Фортуны. Жителям этого района будет доступна рекреационная зона на Ушаковке, дополнительными бонусами станет хорошая транспортная доступность и соседство с центром города.

Три автомобильных обхода вокруг Иркутска

Снизить транзитный трафик в Иркутске позволят объездные пути. Обходы были запроектированы и в предыдущем генеральном плане, они не появились внезапно. Однако были и скоростные магистрали сквозь город, от которых сейчас решили отказаться.

— Автомобилисту непонятно, зачем он будет набирать километраж по обходу, когда есть возможность проскочить город по диагонали, — рассуждает Руслан Хотулев, — поэтому наша задача — создать такие условия, когда конкуренцию выигрывают обходы. Если автомобилисту нужно попасть из точки «А» в точку «Б» и он захочет ехать через весь город, то он должен будет считаться с интересами горожан, которые выбрали своим стилем жизни ходить пешком, ездить на велосипедах.

Когда обходы будут построены, город сможет сократить количество полос движения для личного транспорта, чтобы пропустить общественный.

Западный обход пройдет через пойму Иркута и район станции Кая и возьмет на себя большой объем трафика, разгрузив Иркутный мост. Южный обход разгрузит Синюшку. Северный обход снимет трафик большегрузного транспорта.

Обращались к опыту других городов

В мае этого года обсудить генплан с разработчиками приглашали общественность — в Иркутске проходили публичные слушания. Всего было получено более 100 обращений, львиная доля которых носит локальный характер. Жителей города прежде всего интересовало, что будет происходит рядом с их домом. Идеологию генплана большинство людей одобрило.

— Так же граждане помогали нам примериться к тому, правильно ли мы выстраиваем идеологию зонирования, — говорит Руслан Хотулев. — Был вопрос, связанный с рощей Звездочка. В действующем генплане по роще проходила трамвайная линия. Мы отказались от того, чтобы магистральную улицу районного значения там трассировать, и трамвай убрали.

Интересный факт: когда при разработке нынешних изменений генплана Иркутска специалисты обратились к опыту других городов, выяснилось, что наш генеральный план очень похож на аналогичный документ, созданный московскими архитекторами. Столица испытывает те же проблемы, что и Иркутск, и решать их планирует схожим образом.

© Использование материалов допускается, только при наличии активной ссылки на портал Sibdom.ru

Бомба замедленного действия: строительный коллапс может ждать Иркутск из-за границ ПАТ

Аэропорт Иркутска. Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia

Новость об установлении границ приаэродромной территории аэропорта (ПАТ) потрясла Иркутск в марте 2021 года. Хотя о приказе Росавиации было известно еще два года назад, все же решение об установлении границ ПАТ застало местные власти врасплох.

Читайте также:  Программа создания комфортной городской среды затронет 72 региона

Бурное обсуждение началось и среди горожан, а также профессиональных сообществ. Ограничения, в частности связанные с седьмой подзоной, поставили под угрозу реализацию многих программ по строительству жилья и соцобъектов.

Поскольку в границы приаэродромной зоны попадает более 50% площади областного центра. Обсуждение проблемы вынесли не только на площадку Думы Иркутска и правительства региона, но и Госдумы РФ.

Власти и депутаты до сих пор ищут решение того, как избежать строительного коллапса в городе и взрывного роста числа пострадавших дольщиков. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia. 

Зоны отчуждения

Требование по установлению приаэродромной территории введено Федеральным законом от 1 июля 2017 года №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». Тогда же документ был опубликован в интернете. Кроме того, в июле 2017 года Росавиация в установленном порядке проинформировала операторов аэродромов о вступлении в силу Федерального закона.

Спустя два года приказом Росавиации от 29 мая 2019 года №421-П было принято решение об установлении ПАТ аэродрома Иркутска. Как отметили в Росавиации в ответе на запрос агентства, проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Иркутска ранее был согласован письмом правительства Иркутской области от 11 марта 2019 года. 

«Копия решения Росавиации об установлении приаэродромной территории аэродрома Иркутска была направлена в адрес органов местного самоуправления муниципальных образований», — говорится в сообщении. 

Однако, как заявили на депутатских слушаниях в Думе Иркутска решение об установлении границ ПАТ было принято в феврале 2019 года, без уведомления депутатов. Документ якобы подписала одна из бывших чиновниц. Однако сейчас отозвать это решение не представляется возможным. 

При этом получение санитарно-эпидемиологического заключения при размещении объектов строительства в пределах приаэродромной территории, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости в настоящее время действующим законодательством не предусмотрено, подчеркнули в Управлении Роспотребнадзора по Иркутской области. 

На основании приказа Росавиации №421-П от 29 мая 2019 года были обозначены границы приаэродромной территории (ПАТ) аэродрома Иркутска. Так, ПАТ была разделена на несколько зон:

  • Первая подзона — запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
  • Вторая подзона — запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а тажке объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
  • Третья подзона — запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным федеральным органом при установлении соответствующей приаэродромной территории;
  • Четвертая подзона — запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
  • Пятая подзона — запрещается размещать опасные производственные объекты, определенные Федеральным законом ”О промышленной безопасности опасных производственных объектов“, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов.
  • Шестая подзона — запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. 
  • Седьмая подзона — запрещается размещать объекты ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. 

Схема границ ПАТ. Росавиация

Седьмая подзона. Росавиация

Масштабная угроза для города 

Хотя в шестой подзоне ПАТ будет невозможна реконструкция и эксплуатация полигонов бытовых отходов, все же основные риски касаются именно седьмой подзоны. Из-за строгих ограничений строительство различных объектов будет невозможно в большой части Иркутска, а также наиболее перспективной для развития части Иркутского района.

Об основных негативных последствиях установления границ седьмой подзоны ПАТ рассказали в Союзе строителей Иркутской области. Организация отправила главе региона Игорю Кобзеву и первому заместителю губернатора Константину Зайцеву соответствующее письмо (имеется в распоряжении редакции).

 

Так, по данным Союза строителей региона под угрозой могут оказаться 16 проектов жилищного строительства общей площадью 257,3 тысячи кв. метров.

Из-за возможного отказа ввода в эксплуатацию этих объектов может возникнуть резкий прирост социальной напряженности среди вновь появившихся «обманутых дольщиков». В итоге бюджет будет вынужден нести расходы на предоставление жилья взамен выше указанных объектов.

На эти цели понадобится более 20 млрд рублей (в текущих ценах первичного рынка жилья) или более 14 млрд рублей (в ценах Минстроя России на второй квартал 2021 года). 

Кроме того, будет сорвана реализация нацпроектов по строительству восьми социальных объектов и важного не только для города, но и области Суворовского училища. 

«Приказ Росавиации грозит неисполнением обязательств региона по вводу жилья до 2024 года в рамках подпрограммы «Доступное жилье» на 2019-2024 годы на четырех площадках, по которым общий объем ввода жилья к 2024 году должен составить 676,06 тысяч кв. метров.

Будет невозможна реализации мероприятий по строительству индивидуального жилья, в том числе на земельных участках, которые ранее предоставлены многодетным семьям и иным социальным группам согласно закону», — подчеркнули в Союзе строителей Иркутской области.

 

Также будет невозможна регистрация прав граждан на ранее возникшие объекты, в том числе узаконивания результатов долевого строительства жилья, подготовка придомовых земельных участков для реализации мероприятий подпрограммы «Благоприятная среда». 

Также специалисты обратили внимание на риски солидарной ответственности правительства Иркутской области как собственника оператора ПАТ.

Только в многоквартирном жилом фонде, одномоментно включенном в седьмую подзону приаэродромной территории, проживают более 268 тысяч граждан.

Большинство этих граждан, как отмечают в Союзе строителей региона, вправе обратиться с исками к оператору ПАТ о возмещении ущерба, ранее причиненного их здоровью, и ущерба, который будет причинен в дальнейшем.

Кроме указанных исков все эти граждане вполне могут обратиться с исками к оператору ПАТ о возмещении морального вреда в связи с проживанием на территориях, признанных «неблагополучными» оператором ПАТ.

Также возможно обращение граждан с исками к собственнику оператора ПАТ с требованиями о предоставлении иного жилья, вне седьмой подзоны.

Площадь жилья, которое должно будет предоставлено в этом случае, составит от 5,5 млн кв. метров.

«Есть все основания полагать, что решение Росавиации об утверждении седьмой подзоны ПАТ приведет к фактическому прекращению развития Иркутска и Иркутского района, «коллапсу» строительной отрасли региона, росту протестных настроений среди граждан, предполагавших самостоятельное строительство жилья, в том числе многодетных семей, получивших земельные участки в седьмой подзоне ПАТ. В результате Иркутская область в ближайшее время перейдет в категорию крайне депрессивных территорий, так как прекратится строительство объектов здравоохранения, образования и культуры, следствием чего станет рост темпов оттока населения из региона», — подчеркнули в Союзе строителей Иркутской области. 

Еще одним негативным эффектом принятого решения может стать сокращение доходной части регионального и муниципальных бюджетов. Привлечение средств федеральных бюджетов в том числе — в рамках программы «Стимул» также будет невозможно. 

Решение, висящее в воздухе 

И хотя Росавация давно предупреждала власти Иркутской области и города о введении границ ПАТ, в марте 2021 года ситуация обрела масштаб катастрофы.

На комиссии по вопросам градостроительства, архитектуры и дизайна Думы Иркутска депутат Евгений Савченко напомнил о том, что проблема, которая уже оформилась сейчас, появилась раньше, но никто не предпринял никаких превентивных шагов в этом направлении.

Уже после того, как приаэродромную санитарную зону вокруг иркутского аэропорта поставили на кадастр вопрос экстренно начали обсуждать на всех уровнях власти. 

«Если раньше мы думали о том, что нужно аэропорт переносить, то теперь пора задуматься о переносе города. Чем чаще мы об этом будем говорить, что под угрозой стоит реализация нацпроектов, тем быстрее нас услышат. Ситуация тяжелая, конкретного выхода мы не видим. Если исправить положение не удастся, развитие областного центра попадет под вопрос.

Как выяснилось, прошлая администрация об этом знала, но не приняла конкретных решений.

Помимо обращения к губернатору обратимся и к коллегам в Госдуме РФ из межфракционной группы Байкал», чтобы ускорить процесс формирования поправок в федеральный закон №135-ФЗ от 1 июля 2017 года, что технически позволит разрешить сложившуюся ситуацию», — подчеркнул Евгений Стекачев

Читайте также:  Домашнее видеонаблюдение – очень просто

Градоначальник Руслан Болотов также поддержал позицию спикера Думы. Народные избранники пришли к мнению, что необходимо поставить вопрос по исключению седьмой подзоны приаэродромной территории из кадастра, а также пересмотреть границы ПАТ. 

Проблему седьмой подзоны также обсудили глава Росавиации Александр Нерадько и глава Приангарья Игорь Кобзев.

По итогам совещания для оптимизации границ приаэродромной территории аэропорта Иркутска было принято решение сформировать рабочую группу на базе правительства региона.

В формировании границ будут принимать участие специалисты Роспотребнадзора, Росавиации, правительства Иркутской области, администрации населенных пунктов и аэропорта.

Между тем аэропорт Иркутска уже провел конкурс на корректировку проекта приаэродромной территории, в том числе седьмой подзоны. Тендер выиграла компания «Ижица».

Организация предложила меньшую цену за исполнение контракта 1,19 млн рублей. Внести изменения в проект планируется за четыре месяца. Однако здесь существуют некоторые риски, заметил депутат Евгений Савченко.

«Ижица», по его словам, уже разрабатывала этот проект и вряд ли сможет внести значительные правки.

«Учитывая мнение аэропорта, который поверхностно относится к этой зоне и этому вопросу, непонятно, что будет. Работа тех же самих корректировщиков существенно не улучшит ситуацию.

Прошло два месяца и за этот промежуток «Ижица» могла показать предварительные расчеты, но мы, к сожалению, этого не видим.

Поскольку правительство Иркутской области является акционером аэропорта Иркутска, то считаю, что необходимо поставить на контроль подготовку документации», — подчеркнул народный избранник. 

Депутаты Иркутска обратились к своим коллегам из Госдумы РФ с предложением ускорить процесс формирования поправок в федеральный закон №135-ФЗ, а также к губернатору Иркутской области с просьбой взять под контроль внесение изменений в границы седьмой подзоны. Кроме того, народные избранники попросили власти региона поддержать инициативу о переносе сроков действия №135-ФЗ, ограничиваещего строительство объектов в нескольких округах Иркутска, с 1 января 2021 года на 1 января 2025 года.

Проблема не только в Иркутске 

При этом не только Иркутск столкнулся ограничениями приаэродромной зоны. Такая же проблема существует и в других крупных городах РФ.

В связи с этим в Государственной Думе РФ сейчас обсуждаются поправки в №135-ФЗ, которые должны смягчить нормативы, определенные для седьмой подзоны по уровню шумового и электромагнитного воздействий, концентрации загрязняющих веществ в воздухе.

Кроме того, поправки в единую методику установления границ приаэродромных территорий для населенных пунктов всей страны готовит Роспотребнадзор. Документ должен быть готов к 1 июня. 

«С учетом сложившейся ситуации в Иркутской области и в других регионах замедление решения острого вопроса по срокам недопустимо. С одной стороны, данный законопроект касается комплексного совершенствования регулирования приаэродромных территорий с учетом ряда поручений правительства.

С другой стороны, конкретная проблема установления седьмой подзоны приаэродромной территории в Иркутске и других крупных городах — более частный и одновременно самый острый вопрос, касающийся во многом и подзаконных актов.

В том числе он непосредственно затрагивает права граждан и реализацию в регионах нацпроектов», — сказал председатель МРГ «Байкал» Сергей Тен. 

Генплан Иркутска может сильно изменитьсяСергей Тен: Затягивать установление приаэродромных зон в Иркутске нельзя

В свою очередь в Союзе строителей Иркутской области также предложили выходы из сложившейся ситуации.

Это оперативное изменение федерального законодательства и включение правовых механизмов «переходного периода» для корректировки планов развития субъектов РФ; взаимовыгодное сотрудничество правительства Иркутской области, местных органов власти, граждан, субъектов предпринимательства в процессе корректировки решения Росавиации об установлении седьмой подзоны в границах приаэродромной территории аэродрома Иркутска, а также возобновление активных действий правительства региона по выносу аэропорта Иркутска за пределы города. 

  • Кроме того, организация попросила губернатора и его заместителя обратиться к совету директоров Иркутского аэропорта с предложением о заключении трехстороннего соглашения для проработки решения о границах подзон ПАТ аэропорта Иркутска. 
  • Во избежание дополнительного расходования бюджетных средств, с привлечением независимых экспертных организаций, Союз строителей Иркутской области предложил провести обследование аэродрома и приаэродромной территории (в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома) для определения и классификации расположенных в ее границах объектов недвижимости и осуществляющейся в ней деятельности. 
  • Кроме того предложен еще ряд мер: выполнить анализ всех объектов на соответствие требованиям, предъявляемым к безопасной эксплуатации аэродромов гражданской и государственной авиации; определить границы семи подзон на приаэродромной территории аэродрома согласно №135-ФЗ; подготовить «Проект установления санитарного разрыва аэродрома» и обеспечить техническое сопровождение принятия соответствующего решения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти об утверждении подзон и границ приаэродромнои территории аэродрома и внесения сведений о них (ограничений в использовании) в Правила землепользования и застройки и в Генплан Иркутска. 

Добавим, что тема строительства жилья в Иркутске и пригороде является одной из самых острых. За лакомые куски земли в областном центре постоянно борются крупные застройщики и другие интересанты.

Только строительство Суворовского училища и застройка территории бывшего ИВВАИУ вызвали большой резонанс в судебном поле. Кроме того, в перспективе стоит развитие Чертугеевского залива и иркутско-ангарской агломерации.

Однако из-за приказа Росавиации и неподготовленности чиновников в вопросе установления приаэродромной зоны аэропорта Иркутска столицу Приангарья может ждать существенная стагнация в развитии. Помимо, этого трудности могут возникнуть не только в строительстве, но и смежных отраслях экономике.

А учитывая, что в столице Приангарья расположены два аэродрома, решать вопрос нужно как можно быстрее. Причем во взаимодействии с федерацией. Иначе бомба замедленного действия все-таки сможет взорваться. 

147016

Дума Иркутска внесла изменения в генеральный план города

Депутаты Думы Иркутска утвердили проект Генерального плана города со сроком реализации до 2030 года. Последний раз документ корректировался в июле 2016 года. С тех пор были разработаны документы, изменившие ряд ключевых показателей, обязательных к учету — численность населения, показатели жилищной обеспеченности и объем жилищного фонда.

Сергей Александров, заместитель председателя комитета по градостроительной политике — главный архитектор Иркутска:— Необходимость доработки была продиктована созданием концепции пространственного развития Иркутска с учетом пригородных территорий до 2030 года и утверждением Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года. Из них для генплана были взяты идеи полицентричности города, новые подходы к развитию транспортной инфраструктуры и общий подход к развитию компактного города без расширения его границ.

В генплане сохранена и развита идея размещения транспортно-общественных центров и транспортно-пересадочных узлов, строительства транспортных обходов.

Уточнены проектируемые особо охраняемые территории: заказник «Птичья гавань», Родники Плишкино, лес Академгородка, устье реки Каи и Синюшина гора, курорт Ангара, парк имени Парижской коммуны, историко-мемориальный комплекс «Иерусалимская гора». Отдельное внимание было уделено историческому центру и его дальнейшему сохранению.

По словам Сергея Александрова, скорректирована потребность в местах в социальных учреждениях. Так, в детских садах требуется 49 тысяч мест (ранее 38,2 тысячи), в школах — 118 тысяч (ранее 96,5 тысячи), в поликлиниках — 35,5 тысячи (ранее 25,6 тысячи).

В разработке проекта изменений генерального плана участвовала экспертная группа специалистов в области архитектуры, строительства, инженерных и социальных инфраструктур, участники городских общественных организаций, депутаты Думы Иркутска. Проект успешно прошел публичные слушания на нескольких площадках с участием жителей.

Документ получил заключения от федеральных органов исполнительной власти, высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с городским округом.

Вместе с тем он не был согласован правительством Иркутской области из-за спорной ситуации с объектом регионального значения, расположенным на улице Красноказачья, 23а. По генплану на этом участке планируется построить школу. Однако региональное правительство намерено разместить на нем несколько своих министерств.

Утверждению генплана это не препятствует, подтвердил прокурор Иркутска Дмитрий Прушинский.

Дмитрий Прушинский:— Да, прокуратура Иркутска рассматривала проект данного документа, замечаний не возникло.

Каких ждать перемен?

Всю минувшую неделю в Иркутске проходили публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план города. Чтобы как можно больше горожан смогли принять участие в обсуждениях, решили провести их на разных площадках в разных районах города — от Ново-Ленино до Солнечного. На одном из обсуждений побывала обозреватель «Пятницы».

В среду, 18 мая, слушания проходили в актовом зале мэрии города. Послушать и задать вопросы пришло человек сорок. Уже хорошо! Во всяком случае, возможность высказаться была предоставлена каждому иркутянину, ведь генеральный план — это, по сути, будущее нашего города, без плана невозможно его развитие.

Читайте также:  В 2016 году в Петербурге не будут вводить налог на недвижимость по кадастровой стоимости

Генплан представлял главный архитектор города Сергей Александров. Он и пояснил, что этот документ утверждает функциональное назначение территорий: промышленные, жилые, рекреационные, коммунальные и т. д. Также Генплан утверждает транспортные коммуникации и инженерные сети.

Более подробно о сути изменений рассказала представитель отдела строительного проектирования УКСа Иркутска Анна Мельникова. По ее словам, в прошлом году уже проходили публичные слушания, во время которых было много дискуссий. В итоге мэр принял решение о доработке проекта. Анна Мельникова перечислила, что планируется построить в каждом округе.

В Правобережном основная застройка планируется в предместье Марата и Топкинском. В Знаменском и Рабочем предусмотрено размещение многоэтажной застройки на свободной и реконструируемой территории.

Также планируется развивать поселки индивидуального жилищного строительства в пади Каштак, Топке, в поселке Славном. Проектом предлагается реабилитация территории бывшей промзоны ИЗТМ.

Здесь будут располагаться торгово-развлекательный центр, многоуровневые парковки и прогулочная зона в районе набережной реки Ушаковки.

В Октябрьском округе основные изменения связаны с пробивкой крупных магистралей: ул.

Седова — Байкальская (так называемый Байкальский луч), перспективная диагональная магистраль до Маратовской развязки, являющаяся частью скоростного транспортного кольца; пробивка улицы Пискунова до диагональной магистрали в районе Ширямова. Здесь же создается система крупных многоэтажных жилых комплексов по Байкальской и Пискунова.

Значительно изменится район Парковый (в районе Академического моста). Здесь за счет сноса малоэтажного жилья предполагается формирование общегородского центра и урбанизированной многоэтажной застройки.

Район Нижней Лисихи также планируется реконструировать за счет выноса с территории промышленных и коммунально-складских объектов. На их месте появится многоэтажная застройка.

 На территории полуострова Чертугеевского планируется возвести новый микрорайон.

В Свердловском округе предлагается реконструкция жилой застройки с заменой малоэтажной на многоэтажную в районе вокзала, Студгородка, улиц Боткина, Чайковского, Помяловского, в мкр. Майском, Ершовском.

Застраиваться будут и свободные территории Академгородка. Развитие Свердловского округа очень тормозят промышленные объекты, например, тот же радиозавод.

Согласно Генплану, на этой территории планируется жилая застройка с объектами социально-культурного и бытового назначения.

В Ленинском районе новое жилищное строительство планируется на свободных территориях. Район ждет поэтапная реконструкция с заменой малоэтажной застройки на многоэтажную. На прибрежных и островных территориях рек Ангара и Иркут будет сформирована система благоустроенных природных территорий.

Также речь шла об объектах социального назначения — школах, детских садах, спортивных сооружениях. В Ленинском округе предлагается построить 22 садика и 9 школ, в Свердловском — 23 детских сада и 15 школ, в Октябрьском — 28 садов и 9 школ, в Правобережном — 21 садик и 11 школ.

Также в Генплан включены объекты регионального и федерального значения, такие как образовательный комплекс «Умная школа» (Октябрьский район) со школой на 840 мест, детским садом на 182 и объектами спортивного и культурного назначения; клиника-пансионат «Восточно-Сибирский научный центр экологии человека» (Свердловский округ), концертный зал классической музыки на 1200 мест (Правобережный), культурный центр «Глазковский некрополь» (Свердловский).

В Генплане подробно обозначены все существующие и планируемые зоны рекреационного назначения: леса, парки, скверы. Эти направления также планируется развивать. Один из примеров — проект реконструкции набережных протяженностью около 30 км.

Важная составляющая Генплана — транспорт.

Предлагается разместить несколько транспортно-пересадочных узлов внешнего (аэропорт, Иркутск-Пассажирский, Иркутск-Сортировочный и Байкальский тракт) и внутригородского значения (Центральный рынок, Курорт «Ангара», сквер Кирова). В Генплане также обозначены этапы строительства скоростного кольца города, Южного и Северо-Западного обходов и строительство моста через Иркут.

Затем каждому присутствующему была дана возможность задать вопрос. Вопросы были самые разные — стратегические и локальные. Например, иркутянка Ирина высказала озабоченность по поводу уменьшения зеленых зон, парков и скверов.

 Большая группа вопросов касалась изменения функционального назначения территории. Один из присутствовавших — Сергей рассказал, что в районе улиц Сарафановской и Ленской группа энтузиастов планировала создать общественно-культурный центр «Иркутский лес» с дендрарием. Под него даже был получен грант.

Однако выяснилось, что эта территория предназначена для жилой застройки. Другой выступавший — сотрудник Иркутскэнерго Олег Владимирович попросил отметить, что территория производственного участка предприятия в Генплане обозначена как зеленая зона, что неправильно.

Священник Антон попросил разобраться, каким образом частный жилой дом попал в зону промышленного назначения.

Также были вопросы, связанные с концепцией компактного развития Иркутска. Под этим понимается не расползание города вширь, а более грамотное преобразование уже существующих территорий.

Однако это предполагает уплотнение застройки, развитие города ввысь, а многим это не нравится. Действительно, гигантские жилые комплексы выглядят не очень уютно.

Но надо понимать, что не все могут себе позволить жить как в Америке, где из-за больших расстояний передвигаться можно только на автомобиле.

Еще один выступающий Сергей Скворцов попросил учесть мнение в отношении прокладывания шестиполосной дороги от Ширямова через центральную часть города, поскольку это станет большой нагрузкой на экологию: выхлопные газы, пыль, грязь. По его словам, лучше провести эту магистраль в обход Иркутска.

В заключение главный архитектор поблагодарил всех, кто пришел и высказался. Слушания продолжаются, и все, кому небезразлично будущее родного города, имеют возможность прийти, ознакомиться с материалами, задать вопросы разработчикам, высказать замечания и предложения.

Слушания по проекту внесения изменений в Генплан города состоятся 20 мая в школе № 50 (микрорайон Топкинский, 42), 23 мая в школе № 42 (ул. Генерала Доватора, 23) и 24 мая в культурно-досуговом центре «Россия» (ул. Севастопольская, 216а) с 16.00 до 17.00.

Город из шести «городов». Как изменится генеральный план Иркутска?

«Несамостоятельные» районы

По словам главного архитектора Иркутска Сергея Александрова, если предыдущий генплан от 2016 года напоминал лоскутное одеяло, в котором было учтено всё вплоть до маленьких скверов, то в новой версии документ решили укрупнить и рассматривать весь город как систему из шести «городов» — крупных районов, которые предлагается превратить в некие подцентры. В каждом из них должны быть в равной мере и жилая застройка, и общественная — от производств до парков, скверов, кафе и развлекательных центров. Сейчас Иркутск далёк от этой идеальной, по меркам градостроительства, модели, из-за этого в центре собираются бесконечные пробки.

Как заявил разработчик проекта изменений, руководитель градостроительной мастерской Руслан Хотулев, столица региона излишне моноцентрична, спальные районы не самодостаточны, зато центр города, наоборот, слишком перегружен. В пример специалист привёл Ново-Ленино.

«Там сейчас в три раза больше людей живёт, чем работает. Соответственно, значительная часть населения из этого района каждый день садится в автомобили и устремляется в центр города, перегружая его», — говорит Хотулев.

По его словам, в «спальниках» нужно приветствовать нежилую застройку и развитие инфраструктуры, а центр города, наоборот, «оживлять», так как сейчас даже детские сады и школы в центральной части «загружены» местными жителями не в полной мере. Детей привозят из других частей Иркутска. При этом жилая застройка вымывается, центр вымирает ночью.

Отдельная часть новой версии плана — дороги.

«Мы принципиально никакие новые транспортные коридоры в генплане не бьём, даже, наоборот, от некоторых отказываемся, понимая, что идеология создания автомобильных колец и дорог непрерывного движения внутри города устарела», — говорит разработчик.

По его словам, в генплане предлагают минимизировать количество улиц непрерывного движения, по которым машины могут двигаться с достаточно большой скоростью, чтобы её снизить, отчего там станет более удобно находиться и пешеходам, и велосипедистам.

Например, так хотят поступить с улицей Сурнова, которая сейчас по сути продолжает Качугский тракт. Новую версию генплана в целом ориентировали больше на пешеходов, нежели на владельцев «железных коней».

Так, в документе предусмотрены выделенные линии на дорогах для общественного транспорта».

На презентации стало окончательно понятно, что иркутские градостроители отказались от идеи агломерации и предлагают развивать Иркутск как город компактный. Однако проектировать инфраструктуру собираются так, чтобы учитывать, например, и жителей посёлка Берёзовый (Маркова), большинство из которых работают в самом Иркутске.

Жителей Академгородка, кстати, не устраивает ежедневный поток транспорта со стороны Берёзового. Представитель ТОСа Академгородка Михаил Васильев заявил, что неплохо бы организовать перехватывающие парковки для жителей посёлка.

Чтобы они оставляли там автомобили и дальше двигались на маршрутках. А чтобы замотивировать их ездить на автобусах — разделить потоки общественного и личного транспорта и установить для последнего дополнительные светофоры.

Между тем сами жители Берёзового уже несколько месяцев страдают от новой схемы общественного транспорта.

Как рассказала корреспонденту «АиФ в ВС» местная жительница Оксана, если раньше из посёлка можно было попасть в Академгородок напрямую, то теперь путь маршруток лежит через микрорайон Радужный и поездка занимает в три раза больше времени.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *