Сегодня в Москве насчитывается более пяти тысяч объектов культурного наследия. Часть из них находится в критическом состоянии: под угрозой разрушения или сноса. История Москвы знает много случаев, когда памятники восстанавливают таким образом, что от первоначального здания остается лишь похожий силуэт.
Однако есть истории и с положительным исходом, когда реставрация проходит под серьезным контролем властей и специалистов и результат превосходит все ожидания.
В честь Дня культурного наследия, который отмечался вчера, The Village сделал подборку недавно восстановленных объектов, которые являются примерами по-настоящему хорошей реставрационной работы.
Театр для рабочих
Название: Театр для рабочих Медеплавильного и Кабельногозавода Товарищества «Алексеев, Вишняков, Шамшин»
Адрес: ул. Станиславского, д. 21, стр. 7
Дата постройки: 1904 годАрхитектор: Т. М. Алексеенко-СербинСостояние перед реставрацией: неудовлетворительное
История создания
Театр при Медеплавильном и Кабельном заводе создал великий русский режиссер Константин Станиславский в 1898 году. Его семья владела золотоканительной фабрикой, на основе которой и создали мощности завода, в 1894 году фабрика объединилась с предприятием «П. Вишняков и А. Шaмшин».
Образовавшимся синдикатом до 1917-го руководил Константин Станиславский, который хотел просвещать рабочих, поэтому в 1894 году при фабрике открыли библиотеку с читальней, организовали хор и самодеятельный коллектив, превращенный в 1898 году в полноценную театральную труппу.
В 1904-м у новоиспеченного театра появилось собственное здание рядом с фабрикой. Стоимость постройки с электричеством и вентиляцией — что в то время еще считалось роскошью — обошлась семье фабрикантов в 50 000 рублей.
Первоначально зрительный зал был рассчитан на 250 мест, но спектакли быстро приобрели популярность не только среди рабочих, но и у простых людей, поэтому зал пришлось расширить до 580 мест. В теплое время года спектакли часто проходили в прилегающем к зданию театра садике.
В 1909-м труппа перестала существовать, и в здание театра переехали кабельные мастерские. В советское время в корпусах завода Алексеевых располагался завод «Электропровод», который специализировался на выпуске кабельной продукции.
История реставрации
Реставрация театра началась в 2009 году на деньги частного инвестора, который вложиться ради того, чтобы в отреставрированном здании расположилась Студия современного искусства Сергея Женовача.
Проект реставрации фасадов разработала строительная фирма «Сокма-С». В процессе полностью очистили фасады от грязи, прошлых покрасок и цементного раствора, а пустоты, возникшие между кирпичами, заполнили укрепляющим раствором.
Также переоблицевали стены с сохранением рисунка кладки и исторических размеров кирпича. Восстановили утраченные конструкции ограждения кровли и столярные блоки оконных проемов. Как и положено, все работы велись только при температуре выше +5 градусов Цельсия.
Реконструкция была завершена в 2011 году, а ее проект победил в конкурсе «Московская реставрация — 2011», который Департамент культурного наследия проводил в нескольких номинациях.
Здание театра для рабочих Медеплавильного и Кабельного завода Алексеевых является объектом культурного наследия регионального значения и находится под охраной государства.
ЦЕРКОВЬ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ
Название: Церковь Живоначальной Троицы в ОстанкинеАдрес: 1-я Останкинская улица, д. 5Дата постройки: 1683–1691 гг.Архитектор: П. С. ПотехинСостояние перед реставрацией: удовлетворительное
История создания
Храм стал первой каменной церковью, построенной в селе Осташково (позднее его переименовали в Останкино). Идея создания церкви принадлежит владельцу усадьбы князю Михаилу Черкасскому, который решил построить храм в честь свадьбы своей дочери с богатым боярином Яковом Одоевским.
Сразу после получения благословения патриарха Иоакима началось строительство одного из лучших памятников московского узорочья. В 1691–1692 годах были выстроены приделы храма и создан девятиярусный иконостас, который и внешне, и по акустике напоминает орган. На завершающем этапе достроили колокольню.
В начале ХХ века в храме было от 10 до 12 колоколов, отлитых в период с XVIII по XIX век. Самый тяжелый из них, благовестник, весит 1 тонну 163 килограмма.
Первоначально церковь венчал шатер, но в 1739 году шатровая колокольня обветшала, и ее разобрали, а в 1754 году, уже при новом владельце имения, графе Петре Шереметьеве, ее сменило двухъярусное завершение в стиле барокко. До сих пор ученые спорят о том, кто на самом деле был архитектором храма.
Большинство документов указывает на зодчего Павла Потехина, построившего для князя Одоевского церковь Казанской Божьей матери и еще несколько храмов в его усадьбах, однако официально авторство Потехина не подтверждено. Структура храма типична для того времени, не хватает лишь трапезной и особой нарядности внешнего оформления.
История реставрации
До конца XIX века храм находился в запущенном состоянии: после смерти супруги граф Шереметьев перестал следить за церковью. После революции храм разграбили, а потом и вовсе переоборудовали под жилье и котельную. В советские годы здесь также размещался антирелигиозный музей искусств, во время войны — склад.
Только в 80-е годы помещение вернули церкви, провели реставрацию стенописи, иконостасов, ремонт кровли и фасадов. Здесь проходили концерты духовной музыки, однако богослужения возобновились только в 1991 году. В 2010–2011 годах по просьбе настоятеля церкви игумена Феофилакта началась реставрация.
В течение двух лет реставрационно-строительная компания (РСК) «Возрождение» под авторским надзором РСК «Архитектурное наследие» ремонтировала и реставрировала иконостасы. К разработке проекта реставрации привлекли докторов искусствоведения А. Л. Баталова, Л. И.
Лившица, искусствоведческую комиссию при патриархе Московском и Всея Руси Кирилле, независимых технологов, микологов, энтомологов. В результате укрепили деревянные элементы декора, воссоздали позолоту и посеребрение, а также удалили сколы и шелушение краски.
Все работы были направлены на возвращение храму его первоначального вида — от отделки колонн до внешней окраски, — который воссоздавали по архивным описаниям начала XIX века и по фотографии 30-х годов прошлого века. Сегодня церковь Живоначальной Троицы в Останкине — действующий православный храм, она входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и является памятником архитектуры XVII века федерального значения.
ДОМ ЗУБОВЫХ
Название: Дом Зубовых на ТаганкеАдрес: ул. Александра Солженицына, д. 9, стр. 1Дата постройки: конец XVIII векаАрхитектор: Т. Е. КарташоваСостояние перед реставрацией: неудовлетворительное
История создания
Дому Зубовых более двух веков, он пережил наполеоновское нашествие и пожар Москвы. Первый хозяин дома, Павел Зубов, был термохимиком и известным на всю Европу нумизматом и меценатом. Представители семьи живут в доме на протяжении уже двух столетий.
В советское время здание постигла типичная судьба: к Зубовым подселили еще 30 человек. В парадной части организовали Дом учителя. За советский период здание сильно обветшало. После приватизации здесь располагалась частная школа.
Впрочем, одну квартиру в здании отдали наследнице известной фамилии — профессору МАРХИ Марии Зубовой. Женщина пережила в этом доме пять пожаров и пять капитальных ремонтов: многие инвесторы мечтали уничтожить здание, чтобы на его месте построить что-то более выгодное.
С 2004 года дом принадлежал семье Соколовых, именно они и решили отреставрировать его за свой счет.
История реставрации
Реставрация дома продолжалась семь лет, с 2005 по 2012 год. У здания восстановили внешние стены вместе с лепниной, цокольные этажи и витражи, укрепили фундамент, сменили перекрытия и коммуникации и возвратили внутренне убранство конца XIX века.
Все детали согласовывали с архивными фотографиями и уточняли у наследников. Сегодня часть дома останется жильем наследников Зубова, а другую откроют для свободного посещения: там будут устраивать камерные музыкальные вечера, организуют галерею современной скульптуры (первая выставка запланирована на май).
Здание является объектом культурного наследия регионального уровня.
ТОРГОВЫЙ ДОМ ТРЕТЬЯКОВЫХ
Название: Торговый дом С. М. и П. М. Третьяковыхс помещениями банка «Лионский кредит».
Адрес: ул. Кузнецкий Мост, д. 13/9
Дата постройки: 1892 годАрхитектор: Александр КаминскийСостояние перед реставрацией: удовлетворительное
История создания
Здание построили для купцов Третьяковых в 1892 году по проекту архитектора Александра Каминского, учителя Федора Шехтеля. Тогда в одной части здания располагались торговые конторы и квартиры, другая же отошла банку «Лионский кредит», созданному специально для хранения выручки французских магазинов, которых в то время на Кузнецком Мосту насчитывалось восемнадцать.
Также в здании создали хранилище для драгоценностей с уникальной системой безопасности: в случае необходимости сейфы затапливала вода, для этого под домом вырыли каналы от Неглинки. В левом крыле здания находился известный на всю Москву антикварный салон Дациаро, где продавали картины, не вошедшие в собрание Третьяковской галереи.
На втором и третьем этаже здания были конторы и квартиры служащих.
В советское время здесь размещались службы Генпрокуратуры, которые провели в здании ремонт, сравнимый с вандализмом: мозаичные полы залили шестисантиметровым слоем бетона, уничтожили лепнину и мраморные лестницы. Тем не менее много деталей интерьера сохранилось. В 90-е в здании располагались ресторан, парикмахерская, а на цокольном этаже — бассейн и сауна.
История реставрации
Серьезную научную реставрацию здания затеял новый собственник в 2007 году, она продолжалась четыре года. Автором проекта выступил известный архитектор и реставратор Александр Студеникин. Только на исследования пространства ушло два года.
Отреставрировали всё: от фундамента до крыши. Восстановление проходило по чертежам и эскизам самого Каминского.
В дом вернули мраморные лестницы и позолоченную лепнину, восстановили мозаичные полы и огромные люстры, в часах над главным входом заменили механизм, также специально для дома изготовили по описанию шпалеры — делали их, как и оригиналы, в Лионе.
Собственник намерен вернуть зданию историческую функцию — снова разместить здесь офисные и торговые помещения. Аренда здесь будет стоить недешево: цена квадратного метра в год начинается от двух тысяч долларов.
ПОКРОВСКИЙ СОБОР
Название: Покровский кафедральный собор на Рогожском кладбищеАдрес: ул. Войтовича, д. 29Дата постройки: 1792 годАрхитектор: М. Ф. КазаковСостояние перед реставрацией: неудовлетворительное состояние стенных росписей
История создания
Покровский собор, входящий в архитектурный ансамбль на Рогожском кладбище, является главным храмом столичных старообрядцев-поповцев. Автор проекта доподлинно неизвестен, однако предполагают, что архитектором выступил Михаил Казаков. Эта церковь — самая большая в Москве после храма Христа Спасителя.
Интересно, что уже после ее возведения разгорелся скандал: некоторым митрополитам не понравилось, что церковь превышает по размерам Успенский собор Московского Кремля.
Пришлось принять меры по ее уменьшению: отломали выпуски алтаря (именно поэтому у храма нет наружной алтарной части), вместо пяти глав оставили одну и укоротили шпиль.
Внутри храма можно найти множество древних икон, в том числе дониконовских времен, то есть до реформирования церкви. Своды и стены расписаны в древнерусском стиле. Здесь хранится второе по величине в Москве паникадило, огромные подсвечники и лампады.
За всю историю церковь ни разу не закрывали, хотя в советское время была идея превратить храм в театр. А вот другие части архитектурного ансамбля кладбища серьезно пострадали. В 20-е годы большевики наполовину разрушили храм Рождества Христова, расположенный неподалеку, сбросили колокола с колокольни.
На северной части кладбища и вовсе развернулся Перовский колхозный рынок, просуществовавший до 40-х годов.
История реставрации
Проект реконструкции кладбища и архитектурного ансамбля разработали в 1996 году, но постановление о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы мэр Лужков подписал только в 2005 году. Однако постановление аннулировали по не совсем понятным причинам.
Уже в феврале 2012 года департамент культурного наследия снова вспомнил о реставрации ансамбля. За два месяца была отреставрирована вся внутренняя роспись храма, являющаяся редчайшим памятником монументальной живописи.
Впрочем, внутреннее убранство было в удовлетворительном состоянии, поэтому с росписи только удалили загрязнения и укрепили красочные и штукатурные слои.
Все действия реставраторов осуществляются под контролем специальной Комиссии, состоящей из специалистов в области реставрации монументальной живописи, из Министерства культуры РФ. В ближайшее время реставрация должна завершиться.
Проблемы реставрации памятников
Почему памятники находятся в плачевном состоянии, несмотря на контроль со стороны государства, лицензирование и процедуру выбора подрядчика через систему госзакупок? Вот пять проблем реставрации объектов культурного наследия, из-за которых многие памятники разрушаются, не дождавшись восстановления.
Финансирование
Нет денег — самая популярная причина, по которой мы видим безалаберное отношение властей к сохранению исторических ценностей. Памятники годами «стоят в очереди» на реставрацию, которая зависит от ежегодных бюджетов и финансовых планов на региональном и федеральном уровне. И даже когда деньги на реставрацию появляются, государство стремится сэкономить на госконтрактах.
Первый способ экономии — установить низкую стартовую цену госзакупки. В этом случае события развиваются по двум сценариям:
- из-за низких расценок уважающие себя специалисты не хотят брать невыгодный объемный контракт. Закупка признаётся несостоявшейся, а восстановление памятника откладывается до лучших финансовых времён.
- заявку подают те компании, которые берутся за все заказы подряд ради наработки опыта специалистов и репутации на рынке (но и качество работ у таких подрядчиков соответствующее). В итоге объект культурного наследия продолжает разрушаться или достаётся «недорогим» исполнителям, о результатах работы которых мы знаем из гневных статей и фоторепортажей.
Вторая проблема реставрации — составление условий контракта таким образом, чтобы привлечь к делу обычную строительную фирму с лицензией Минкультуры, а не специализированную компанию, услуги которой стоят дороже в разы.
В итоге вместо восстановления памятника и сохранения его исходного вида мы получаем фактически новодел.
В ходе такой реставрации навсегда утрачиваются особенности, элементы декора и прочие детали, которые и обуславливали историко-культурную ценность памятника, зато государство не выходит за рамки выделенного бюджета.
Неадекватные цены на контракты
В продолжение темы финансов и слишком низких цен госконтрактов обратим внимание на ценообразование в сфере реставрации. Стоимость восстановительных и ремонтных работ индексируется по ставкам 2012 года, и такими ценами привлечь к работе опытных подрядчиков весьма проблематично.
Остаются низкоквалифицированные, которые готовы работать по низкой цене, в сжатые сроки — на любых условиях заказчика.
Но нужна ли памятникам такая реставрация? На эту проблему уже не раз обращали внимание признанные эксперты. Например, А.
Попов, реставратор с мировым именем, высказал свою точку зрения по поводу госконтрактов на реставрацию трёх памятников деревянного зодчества в Нижнем Новгороде:
Александр Попов:
«Это выброшенные деньги, только и всего. Потому что, первое, за это время такую работу нормально сделать нельзя и, второе, нормальная фирма за такие деньги делать ее не будет. То есть придут непрофессионалы»
Эту проблему реставрации объектов культурного наследия понимают все, и заказчики в том числе. Такое ощущение, что их цель — выполнить план и освоить выделенный бюджет, а не восстановить объект культурного наследия.
Стоит отметить, что определенные подвижки в этом вопросе всё же есть: Министерство культуры совместно с Минстроем участвует в разработке новой системы индексации цен при составлении смет на реставрацию. Вполне возможно, что скоро расценки на реставрационные работы будут проиндексированы до современного уровня цен, а государство будет предлагать достойную оплату за тендеры Минкульта на реставрацию.
Статья по теме: Реставраторы ожидают повышения расценок на восстановление памятников
Несоблюдение проектов и технологии
Из вышесказанного сразу видна третья проблема реставрации памятников — дёшево и быстро мы получим работу соответствующего качества: сделанную наспех, самыми экономичными материалами, с привлечением неквалифицированных работников. Почему такое возможно, ведь госзаказы по реставрации могут выполнять лишь фирмы с лицензией Министерства культуры, имеющие в штате аттестованных специалистов — профессионалов в своей сфере?
На самом деле нет никакого строгого контроля в процессе производственных работ: например, кто будет устанавливать личность человека в спецовке, снимающего старую кровлю на памятнике архитектуры? Кто проверяет квалификацию специалиста, разбирающего бревенчатую церковь с помощью топора? Во время работы — никто.
Уже потом в ходе авторского надзора комиссия (возможно) вынесет предписание об устранении недочетов, но предотвратить порчу памятника истории и культуры можно только одним способом — доверить реставрацию профессионалам.
Однако все чаще вскрываются случаи, когда авторский надзор вообще отсутствует, а акт приёмки работ отреставрированного объекта, несмотря на явные недостатки и грубые нарушения, без проблем подписывают обе стороны.
Мало хороших исполнителей
В октябре 2017 года в целях повышения качества работы реставраторов Министерство культуры сделало обязательным аттестацию специалистов и руководителей реставрационных работ.
Чтобы получить лицензию Минкульта, соискатель должен подтвердить, что в штате есть квалифицированные сотрудники, способные выполнять восстановительные и ремонтные работы на должном уровне.
Владельцы лицензий, полученных по старым правилам, обязаны были их переоформить, подтвердив квалификацию своих сотрудников с помощью аттестации.
Таким образом Минкульт надеялся отсеять неквалифицированных специалистов, а заодно и фирмы, которые не соответствуют повышенным требованиям в сфере реставрации.
В 2018 году большинство реставрационных компаний устремились переоформлять лицензии. Отдельно шли соискатели новых лицензий. Третью очередь заняли индивидуальные предприниматели (напомним, после изменения порядка лицензирования ИП могут получить лицензию на любые виды работ из Перечня Минкультуры).
В итоге получилось, отдел лицензирования оказался настолько загружен, что не успевал вовремя рассматривать заявления соискателей, и сроки переоформления лицензии Минкульта продлили еще на год.
Однако многие фирмы всё равно не успели провести аттестацию специалистов и лишились возможности работать по своей лицензии.
В результате список фирм, имеющих лицензию на реставрацию (а значит, и право участвовать в тендерах Министерства культуры), сильно поредел. В некоторых регионах остались 1-2 компании с лицензией Минкульта, да и те зачастую не имеют «узких» специалистов. О том, какие проблемы порождает нехватка компаний с реставрационной лицензией, мы уже писали.
Статья по теме: В России не хватает реставраторов
Отсутствие должного контроля
Конечно, существует авторский надзор, территориальные управления госохраны культурного наследия, которые призваны следить за памятниками и их реставрацией.
Проблема в том, что эксперты и проверяющие зачастую закрывают глаза на недочеты, начиная с проектирования работ. Затем реставраторы вносят свою лепту, допуская погрешности в технологиях и материалах.
На выходе мы получаем памятник, обновленный, но не восстановленный, иногда сильно отличающийся от первоначального варианта, да и от спроектированного тоже.
Источник: группа VK «Уральский хронотип»
Так, при реставрации лаборатории Симановской мельницы в Екатеринбурге рабочие использовали с помощью болгарки и алмазной насадки для шлифовки бетона: таким нехитрым способом реставраторы снимали со старинных кирпичей краску.
При этом алмазный диск повреждает внешний слой кирпича, получившийся после обжига, сам кирпич крошится, искажается внешний вид кладки.
Маловероятно, что подобный способ реставрации предусмотрен проектом, считают общественники, и проектировщики обязаны нести ответственность за ненадлежащее осуществление авторского надзора.
В свою очередь представитель ЖК «Макаровский» (Симановская мельница реставрируется в рамках его застройки) пояснил, что все работы ведутся с соблюдением проекта и технологии работ: таким образом специалисты снимают с кирпичей краску, возвращая стенам архитектурного памятника первоначальный облик. Пока информация будет проверяться, работы продолжаются. Как долго продержится памятник после такой реставрации — покажет время.
Учитывая дефицит исполнителей, рынок реставрации можно считать низкоконкурентным. Хотите начать бизнес в сфере восстановления объектов культурного наследия? Поможем получить лицензию или предложим готовую фирму с действующей лицензией, полученной по новым правилам. Звоните!
Сергей Собянин: Московская программа реставрации — одна из крупнейших в мире
Москва продолжает реализацию крупнейшей в мире программы реставрации и возрождения памятников архитектуры и других объектов культурного наследия.
В 2020 году работы велись на 525 объектах, на 124 из нихреставрация была завершена.
Таковы итоги года в области сохранения исторического и культурного наследия, которые рассмотрели на заседании Президиума Правительства Москвыпод руководством Сергея Собянина.
Столичные памятники реставрируют за счет средств городского бюджета (35 объектов в 2020 году), федерального бюджета — Министерства иностранных дел России, Министерства культуры России и других федеральных органов исполнительной власти (27 объектов), частных инвесторов и меценатов (62 объекта — 50 процентов от общего числа).
В некоторых случаях реставрационным работам предшествуют противоаварийные — они направлены на улучшение тяжелого состояния объектов и их подготовку к дальнейшей реставрации.
В 2020 году такие работы были проведены на 14 памятникахистории и культуры, а за последние три года было спасено больше объектов, чем за предыдущие семь лет (51 и 48 объектов соответственно).
Каждый памятник, требующий противоаварийных работ, находится на особом контроле.
Всего за последние 10 лет в Москве отреставрировано 1578 объектов культурного наследия (в том числе 30 объектов — с начала 2021 года). В результате число московских памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось с 2010 года в 5,3 раза. Доля памятников в хорошем и удовлетворительном состоянии выросла с 66 до 95 процентов.
- В числе знаковых объектов, реставрация которых была завершена в 2020 году, следующие:
- — Северный речной вокзал (Ленинградское шоссе, дом 51);
- — кинотеатр «Художественный» (Арбатская площадь, дом 14, строение 1);
- — жилой дом Наркомфина, 1928–1930 годы (Новинский бульвар, дом 25, корпус 1);
- — дом Орлова-Денисова (улица Большая Лубянка, дом 14, строение 3);
— доходный дом купца В.Е. Быкова (2-я Брестская улица, дом 19/18, строение 1).
Что отреставрируют в 2021 году
Ожидается, что этот год станет не менее успешным по числу реставрированных памятников архитектуры. Завершить работы планируется примерно на 100 объектах. Среди знаковых памятников, реставрация которых будет проходить в 2021 году, следующие:
— флигель городской усадьбы Д.Ф. Новикова — А.Н. Давыдова, первая четверть ХIХ века, 1881 год, архитектор П.А. Виноградов (улица Большая Ордынка, дом 61, строение 2);
- — ГЭС-2 (Болотная набережная, дом 15, корпус 1), которая станет новым культурным пространством в центре Москвы;
- — гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых, 1903 год (Староконюшенный переулок, дом 18);
- — товарищество «Эйнем», конец XIX века — городская усадьба, конец XVII — середина XIX века (Софийская набережная, дом 6, строение 1);
— городская усадьба И.Т. Рахманова, Н.Л. Бухвостова, С.С. Сулимы, купцов Котовых (Болотная площадь, дом 14, строения 1 и 14), в том числе фрагмент ограды со скульптурой «Рабочие» — две фигуры на пилонах ворот, 1880-е годы;
- — комплекс зданий Мариинского женского училища (городская усадьба Еропкиных, Зубовых, Дурасовых) — жилой дом с квартирами классных дам и смотрителя Мариинского женского училища (Софийская набережная, дом 10, строение 4);
- — городская усадьба Соколовых-Сибиряковых (Вознесенский переулок, дом 11, строение 3);
- — западный флигель и южный служебный корпус усадьбы Воронцово (Воронцовский парк, дома 6 и 8);
- — павильоны ВДНХ:№ 5 «Физика» (бывший Латвийской ССР), № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье»), № 30 «Микробиологическая промышленность» (бывший «Масличные культуры») и ряд других;
- — главный дом усадьбы Измалково, XIX век (поселение Внуковское, поселок Переделкино, дом 1б/н, строение 1);
- — храм Святителя Николая Чудотворца на Трех Горах (Нововаганьковский переулок, дом 9, строение 1);
- — Яузская городская больница, вторая половина ХIX — начало XX века (Яузская улица, дом 116, строение 1);
- — Политехнический музей (Новая площадь, дом 3/4);
— жилой дом Абрикосовых(Малая Красносельская улица, дом 7, строение 31) — кондитерская фабрика «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей»;
— воспитательный дом, 1764–1770 годы, архитектор К.И. Бланк (Китайгородский проезд, дом 9, строения 1, 4, 11, 12).
Программа «1 рубль за 1 квадратный метр»
Программа Правительства Москвы по реставрации аварийных памятников архитектуры «1 рубль за квадратный метр» действует с 2012 года.
В аренду передано 24 аварийных памятника архитектуры. Завершенакомплексная реставрация 20 зданий, в том числе в 2021 году был восстановлен жилой дом Наумовых-Волконских на Пречистенке, дом 36, строение 2.
Сейчас продолжаются работы начетырех памятниках.
Новая жизнь ВДНХ
Крупнейшей реставрационной площадкой Москвы в последние годы является Выставка достижений народного хозяйства.
За семь лет проведены масштабные работы по реставрации и благоустройству территории ВДНХ. На 23 объектах завершена комплексная реставрация.
В частности, в 2020 году были закончены работы по ремонту павильона № 29 «Цветоводство и озеленение», а также выполнен значительный объем работ по реставрации и приспособлению к современному использованию с завершением в 2021 году следующих павильонов: № 1 «Центральный», № 5 «Физика» (бывший Латвийской ССР), № 6 «Химия» (бывший Литовской ССР), переданный сейчас Республике Абхазия, № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье»), № 26 «Транспорт СССР» (бывший «Земледелие»), № 30 «Микробиологическая промышленность» (бывший «Масличные культуры»).
На 23 объектах культурного наследия ВДНХ работы продолжаются.
В ближайшие годы планируется завершить реставрацию павильонов № 2 «Народное образование» (бывший «Северный Кавказ»), № 4 «Биология» (бывший Эстонской ССР), переданный сейчас Киргизской Республике, № 8 «Юные натуралисты», № 35 «Главтабак», № 59 «Зерно» (бывший Московской области), № 64 «Оптика» (бывший Ленинграда и Северо-Запада РСФСР), № 66 «Советская культура» (бывший Узбекской ССР), переданный сейчас Республике Узбекистан, кафе «Лето» (бывшая «Чайная») и другие.
Археология Москвы
Сохранение наследия — это не только реставрация памятников архитектуры, но и большая работа, связанная с археологическими исследованиями. В 2020 году столичные археологи нашли свыше 15 тысяч всевозможных артефактов: кладов, фрагментов древней керамики, предметов быта и детских игрушек.
Среди них монета Золотой Орды конца XIV — первой половины XV века, фарфоровая посуда и парфюмерные флаконы XIX — начала XX века, фрагменты глиняных игрушек XIX века. Было отреставрировано несколько уникальных предметов: кожаная женская туфелька с резным орнаментом первой половиной XIX века и несгораемый сейф московской фирмы «Меллер».
Также был музеефицирован колодец — часть инженерной конструкции Мытищинского водопровода второй очереди 1830 года (вблизи Ростокинского акведука).
Профессия — реставратор
В 2020 году три специалиста были удостоены звания «Почетный реставратор города Москвы».
По традиции в конце года, 14 декабря 2020 года, состоялась церемония награждения лауреатов конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация». Победителями стали 25 специалистов и организаций, участвовавших в реставрации 13 объектов культурного наследия.
Несмотря на пандемию COVID-19, в 2020 году в колледже архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 продолжила работать в дистанционном формате «Школа реставратора» для учащихся 7–11 классов.
Были проведены четыре тематических онлайн-марафона, приуроченные к Дням наследия, Дню археолога и новогодним праздникам (187 тысяч просмотров на YouTube-канале и в социальных сетях), 56 онлайн-экскурсий и виртуальных туров, более 100 лекций, два краеведческих диктанта, четыре практических семинара, молодежный форум «Наследие» и конкурс детского рисунка «Наследие моего района».
В рамках проекта «Дни наследия. Районы» после снятия ограничений состоялось 382 экскурсии, 18 лекций и 10 волонтерских акций.
Волонтеры и общественные организации
- В 2020 году было организовано проведение восьми волонтерских мемориально-патронатных акций по уходу за произведениями монументальной скульптуры, увековечивающими память о событиях и героях Великой Отечественной войны.
- Совместно с проектом «Усадебные волонтеры» проведено семь выездов по уборке территорий усадеб города Москвы, в том числе по уходу за белокаменными цоколями дворца Дурасовых (Люблино) и Конного двора (Кузьминки).
- Также состоялись волонтерские акции по уходу за художественными надгробиями Введенского кладбища и уборке территорий Донского, Химкинского и Котляковского кладбищ.
Важной тенденцией последних лет стало взаимодействие с Российской ассоциацией реставраторов.
При ее поддержке стало возможным проведение точечных работ, например по возвращению исторического облика скульптуре «Рабочий» на здании гостиницы «Пекин» (1956 год, архитектор Д.Н. Чечулин. Большая Садовая улица, дом 5).
Законодательное разграничение понятий ремонта и реставрации объектов культурного наследия: за и против — Сфера
В соответствии с федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) провозглашена в качестве одной из приоритетных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления.
За организацию работ по сохранению зданий-памятников без разрешения предусматривается серьезная ответственность: до одного миллиона рублей штрафа для юридических лиц по ст. 7.14 КоАП.
Несомненно, сохранение объектов культурного наследия – задача, требующая исключительно бережного и профессионального подхода.
Она предполагает сохранение или восстановление памятников в состоянии, наиболее близком к первоначальному, при минимальном вмешательстве в исторический материал.
Этим и обусловлены высокие требования к подрядчикам, предъявляемые законодательством об объектах культурного наследия.
При этом для всех без исключения видов работ по сохранению объектов культурного наследия законодательство предъявляет единые требования, а именно:
- проведение историко-культурной экспертизы до начала работ;
- получение задания на проведение указанных работ;
- получение разрешения на проведение указанных работ в органе охраны объектов культурного наследия;
- согласование проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
- осуществление технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
- Организация, выполняющая такие работы, должна иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
- И хотя причины таких высоких требований к условиям проведения подобных работ и ответственности за их нарушение понятны, к сожалению, такой подход законодателя на практике влечет массу проблем и вопросов.
- Из определения «сохранения объектов культурного наследия», приведенного встатье 40 Закона № 73-ФЗ, следует, что это понятие включает в себя очень широкий спектр работ – от мелких ремонтных до реконструкции здания, являющегося объектом культурного наследия.
В свою очередь, к ремонтным работам можно отнести все что угодно, вплоть до покрытия лаком трещины на паркетном полу или заделки мелкого разлома в штукатурке на стене.
Более того, есть ситуации, когда часть объекта культурного наследия (например, бетонный пол в технических помещениях) не представляет исторической и культурной ценности, но формально является частью здания-памятника.
Если толковать закон буквально, то эти работы также являются работами по сохранению культурного наследия, а соответственно, для их выполнения необходимо проходить длительную процедуру согласования проектной документации в органе охраны, получения разрешений, историко-культурных экспертиз и так далее.
Кроме того, в законе не очень четко разграничены понятия ремонта и реставрации памятников. При сравнении легальных определений, приведенных в ст.
42 и 43 Закона №73-ФЗ, становится очевидно, что ремонт и реставрация могут включать в себя одни и те же виды работ, вся разница заключается в цели их проведения: для ремонта это поддержание объекта в эксплуатационном состоянии, а для реставрации – выявление и сохранность историко-культурной ценности объекта.
При этом для проведения работ по реставрации установлена более сложная процедура получения разрешения от органа охраны объектов культурного наследия, чем для проведения работ по ремонту.
Так, для получения разрешения на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия для современного использования необходимо подать в орган охраны 8 видов документов, а для получения разрешения на проведение ремонтных работ – 5 видов.
Ремонт может осуществляться как на основании проектной документации (а проектную документацию может составлять только лицензированная организация), так и на основании рабочих чертежей.
Работы по реставрации объектов культурного наследия, проводятся только лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
И наконец, есть разъяснения Министерства культуры России о том, что для проведения ремонта на объекте культурного наследия возможно получить разрешение на проведение ремонтных работ без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации (письмо Министерства культуры России от 19 июля 2017 г. N 212-01.1-39-ВА).
Проблема разграничения понятий ремонта и реставрации объектов культурного наследия остро ощутима на практике, поскольку далеко не каждый раз заказчику очевидно, куда отнести те или иные работы – к реставрации или к ремонту.
Заказчик проводит закупку на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (как известно, предмет закупки и требования к подрядчику устанавливает именно заказчик). Подрядчик выходит на объект, обращается в орган охраны за разрешением.
Вид работ в заявлении должен соответствовать предмету договора (то есть если проведена закупка на ремонт – ремонт, если на реставрацию – реставрация). Но орган охраны не всегда согласен с заказчиком в оценке тех или иных работ.
Так, Министерство культуры России отказывало в выдаче разрешения на проведение работ на объектах Государственного Эрмитажа на основании того, что работы относятся к реставрации, а не к ремонту.
Например, необходимо провести работы по восстановлению потолка. На сводах потолка исторические тяги, исторические люстры, вокруг люстр – лепнина и живопись. Потолок покрыт штукатуркой из известняка.
На участке потолка необходимо заменить штукатурку. Штукатурку из известняка может развести любой маляр, не обладающий художественными навыками. Работа по замене штукатурки не художественная, а механическая.
Цель проведения работ – поддержание потолка в эксплуатационном состоянии.
Очевидна разница в случае, когда необходимо восстановить лепнину на потолке. Она является художественным элементом из гипса.
Такие работы может выполнить только реставратор (зачастую для изготовления нужных составов ему требуется специальная лаборатория).
Или восстановление живописи – для проведения таких работ однозначно требуется квалификация и необходимы художественные навыки. Здесь очевидно сохранение историко-культурной ценности объекта.
Тем не менее, по мнению Министерства культуры России в обоих случаях работы будут реставрационные.
Министерство культуры пытается решить проблему разграничения понятий, данных в Законе № 73-ФЗ.
Например, оно предприняло попытку разделить понятия ремонта и приспособления к современному использованию (которое включает в себя реставрацию) на примере инженерных систем (Письмо от 17 июля 2017 г. N 207-01.1-39-ВА).
Тем не менее, письма Министерства культуры имеют очень точечный характер и не являются нормативно-правовыми актами. При этом формальные требования закона, распространяющиеся на все без исключения виды работ по сохранению культурного наследия, продолжают действовать.
Также много проблем порождает тот факт, что формально для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (в том числе мелких ремонтных) своими силами у учреждения культуры должна иметься лицензия на их проведение.
В результате, законодательство о сохранении объектов на практике не способствует, а в случае с мелкими ремонтами (которые требуется проводить достаточно часто) – наоборот, препятствует сохранению объектов культурного наследия.
Решение вышеуказанных проблем представляется только путем изменения законодательства, а именно – прямым указанием в законе, что ремонтные работы допустимо проводить без проведения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации. Для мелких ремонтных работ необходимо максимально упростить процедуру получения разрешения на проведение таких вплоть до отмены обязанности получать разрешение на проведение таких работ в органе охраны.
Автор статьи: Татьяна Голод
Реставрация объектов культурного наследия
В России история реставрации берет свое начало лишь с XX века, точнее с мая 1918 года.
Это дата организации государственного органа по надзору за состоянием культурного наследия России – Всероссийской реставрационной комиссии, в последующем это название было заменено на Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ).
Центральные государственные реставрационные мастерские работали по методике, выработанной под руководством И.Э. Грабаря. Эта методика была первой научной методикой по реставрационным работам в России.
После Второй мировой войны такие комиссии были созданы на всех уровнях государственной власти: республиканские, областные, городские. Все эти мастерские занимались реставрационными работами историко-архитектурных памятников.
В 1958 году была создана Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР).
В период 60-80 годов XX века эта сфера получает интенсивное научное развитие: активно ведутся комплексные исследования с привлечением методологической базы наук гуманитарного профиля. Становится возможным проведение сложных консервационно-реставрационных работ.
В начале XXI века интерес к культурному наследию возвращается. В реставрации культурного наследия применяют научную методологическую базу.
При разработке градостроительных планов, при облагораживании территорий и при других работах, связанных с изменениями ландшафтов, становится обязательным учет объектов культурного наследия, которые находятся на территориях, непосредственно задействованных в преобразованиях, а также на близлежащих территориях.
В 2014 году Министерством культуры принимается решение о создании организации ОАО «Реставрационные Компании», в задачи которой входит сохранение выработанных научных методик по реставрационным работам различной техники, созданных уникальных сложных технологий по сохранению объектов культурного наследия.
Европейской Конфедерацией Организаций Консерваторов-реставраторов были сформулированы этические основы консерваторов-профессионалов. Во главе угла данного документа – сохранение культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности для современного и будущих поколений.
Замечание 1
Фундаментальной основой современной реставрационной науки является два основных принципа:
- Восстановление объектов культурного наследия России.
- Сохранение объектов культурного наследия России.
Процесс любых реставрационных работ архитектурных построек начинается с восстановления исходного облика объекта. Для этого ведется поиск исторических документов, отражающих сведения об этом, поднимаются архивы страны. Это представляет определенную сложность.
После того, как выявлен внешний облик объекта, реставратор приступает к разработке практического действия по восстановлению первоначального вида здания.
Только после этого может начаться реставрационный процесс, который, в свою очередь, осуществляется под строгим контролем.
С осознанием человечеством ценности культуры в целом, самобытности и уникальности культуры своей страны реставрационная сфера преобразуется и постепенно приобретает качественно новый уровень. Уже сегодня реставрация – это научная отрасль знания, специалистов по которой готовят в высших учебных заведениях.
Специалисты-реставраторы – комплексные специалисты, которые могут провести необходимые исследования памятника, разработать проект реставрационных работ памятника, собрать и подготовить необходимый для этого пакет документов, реализовать разработанный проект, т.е. провести спланированные реставрационные работы.
Все действия, связанные с реставрационными работами, проводятся согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Виды реставрационных работ
Реставрация объектов культурного наследия предполагает три комплекса восстановительных работ и предварительный этап, на котором производится сбор полной информации по объекту. Для чего производятся археологические, инженерно-биологические, научно-технические и архитектурные исследования, которые отражаются в индивидуальной проектной документации по объекту.
Под общим термином реставрация, как мы уже сказали, подразумеваются три комплекса восстановительных работ:
- комплекс — консервация.
- комплекс – реставрация.
- комплекс – реконструкция.
Все три комплекса работ по реставрации объекта культурного наследия могут составлять единый процесс, а могут применяться самостоятельно в зависимости от целей восстановительных действий.
Реставрация
Главной целью процесса реставрации памятников архитектуры и зодчества является укрепление основы здания и его фундамента. Реставрация – это сложный комплекс работ на объекте культурного наследия с целью его сохранения.
Реставрация бывает фрагментарная и целостная.
Фрагментарная реставрация – это частичное восстановление памятника. Целостная реставрация предполагает полное восстановление памятника по первоначальному его облику.
Реставрационные работы (фрагментарные и целостные) состоят из двух этапов:
- Раскрытие памятника, т.е. удаление поздних искажающих деталей и фрагментов;
- Восстановление утраченных деталей памятника.
Реконструкция
Реконструкция – это основной вид градостроительного развития. Реконструкция позволяет контролировать пространственную среду, ее преобразования, препятствовать разрушительным процессам. Реконструкция сегодня осуществляется параллельно с новым строительством.
Консервация
Консервация – это комплекс работ по сохранению памятника культуры в том виде, в котором он дошел до нашего времени.
Консерваторские работы чаще всего основываются на применении химических технологий, таких как: очистка, обессоливание, дезинфекция, укрепление, гидрофобизация. Консервация применяется только при неудовлетворительном состоянии памятника культуры.
Существует два типа консервации:
- Тип 1 – комплекс экстренных мер по временной защите памятника, без которых он разрушиться.
- Тип 2 – сложный комплекс мер инженерной реставрации по защите и укреплению зданий.