Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку

Недобросовестные владельцы пахотных земель могут лишиться их в случае принятия в Госдуме поправок в закон об обороте земель сельхозназначения. Вчера члены комитета по земельным отношениям одобрили законопроект, в котором предлагается изымать заброшенные участки у собственников и выставлять их на торги, тем самым давая вторую жизнь запущенной земле, которой по стране насчитывается порядка 28 млн га. Такое «раскулачивание» призвано простимулировать аграриев обрабатывать землю, производить на ней продукцию, в случае особо запущенных земель речь фактически пойдет о ее национализации, передает корреспондент Накануне.RU.

Передать землю крестьянам распорядился в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент Владимир Путин. Он упомянул о том, что пришло время решить вопрос простаивающих земель раз и навсегда.

«Слушайте, мы уже столько лет об этом говорим, а воз и ныне там — предлагаю изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать земли», — сказал Путин.

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку

По мнению главы государства, страна должна ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые «сейчас простаивают, находятся в руках крупных землевладельцев, причем заниматься сельским хозяйством многие из них не спешат».

Законопроект не заставил себя ждать. В конце февраля депутаты Госдумы вынесли на обсуждение проект поправок в закон об обороте сельхозземель «в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании».

На документ поступило ряд замечаний, положительный отзыв Правительства и одобрительные отклики парламентов Ульяновской области, Красноярского края, Республики Саха, Коми, Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Алтая.

Вчера законопроект был рассмотрен на очередном заседании профильного комитета и рекомендован для принятия на заседании Госдумы 15 апреля.

«На 1 января 2014 г. общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в РФ составила 386,5 млн га, в том числе сельскохозяйственных угодий — 196,1 млн га (50,7%). При этом не используется 20-25 млн га земель сельхозназначения, принадлежащих гражданам или юридическим лицам.

Законопроектом предусматривается сокращение с пяти до двух лет срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельскохозяйственного производства», — сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку

Депутаты предлагают следующую схему: если в течение года земля не используется в сельхозобороте (не обрабатывается, заросла сорняками или даже лесом, превратилась в болото или высохла), то фермеру вносится предупреждение о том, что пора привести свое угодье в порядок. Если еще год спустя ситуация не меняется, то на агрария накладывается штраф в размере до 10% стоимости земли в год. Ставку предлагается повышать, а затем – изъять землю и выставить ее на торги по кадастровой стоимости.

Если же участок настолько запущен, что выставлять его на торги бессмысленно, стоимость сокращается на величину расходов по проведению культуртехнических работ (не более чем на 20%).

В случае, если первые торги не состоялись, объявляются вторые: земля предлагается уже со скидкой 20%. Если и это не привлекло покупателя, то участок переходит в муниципальную стоимость либо субъекту РФ с 50%-ой скидкой.

Законодатели уверены, что такие решения будут способствовать увеличению площади используемых для сельхозпроизводства земель. Инициаторы поправок обращают внимание на то, что изменения не коснутся земель поселений и граждан, у которых есть дачные и земельные участки.

«Более 15 млн га земли – это собственники, которые ее брали и никогда не планировали там производить сельскохозяйственную продукцию. В Калужской области кадастровая стоимость 100 га земли составляет 9,190 млн руб.

По сегодняшнему законодательству, власть вправе наложить штраф в размере 0,3% от стоимости земли. Таким образом, штраф составит всего лишь 27 тыс. руб. в год. Кроме того, через 4,5 года владелец участка может переписать его на жену. Потом жена переписывает на сына.

Так у нас и образовалось 20 млн земель», — пояснил председатель комитета ГД по аграрным вопросам Николай Панков.

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку

Принимавший участие в последнем обсуждении законопроекта глава аграрного комитета Тюменской областной думы Юрий Конев считает изменения необходимыми в сегодняшних реалиях. Он рассказал Накануне.RU о принципиальных замечаниях, поступивших на документ.

«Когда в Госдуме обсуждался законопроект, были сформулированы три важных предложения: первое – от Министерства сельского хозяйства – о введении погектарной субсидии тем, кто вводит новые земли в оборот.

Если земля выставлена на аукцион и она уже заростает, то надо ее распахивать, на это нужны деньги и механизмы. Второе предложение – чтобы на аукционе право первой руки имели те сельхозники, которые живут на этой территории.

Третье предложение — налагать высокий штраф на тех, кто не вводит землю в оборот. Тогда люди будут торопиться вводить землю в оборот», — сообщил Конев.

Депутат уверен, что земля не пропадает. Даже если она в конечном счете достанется субъекту РФ, субъект обязан распорядиться ею по прямому назначению.

«Даже если субъект землю купил, его задача остается – развивать на этой земле сельское производство. Земли не пропадут. Это законопроект принимается в связи с посланием президента и губернатора области.

У нас сейчас 55% мощностей от максимальной загрузки перерабатывающих предприятий занято на переработке, поэтому нам нужно развивать производство, увеличивать производство сельхозпродукции и перерабатывать ее», — заключил Юрий Конев.

По его информации, сегодня не используется в регионе 20% земель.

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку

Примечательно, что на днях Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, регулирующий передачу пахотной земли в аренду. В нем предлагается передавать землю без торгов тем аграриям, которые ранее не допускали нарушений при распоряжении участками.

В необходимости принятия поправки уверен глава рабочей группы по правовому регулированию отношений в сфере природопользования заксобрания Пермского края Юрий Елохов.

«По эффективности пока трудно судить, но я «за» смысл законопроекта. К сожалению, у нас много земель, которые либо заброшены, с ними никто ничего не может сделать. Получил человек когда-то пай в своем колхозе, натурально этот пай не выделен, где он находится, непонятно, но земля пустует, и использовать ее крайне сложно.

Как этих собственников искать, тоже вопрос. Они могли о своем участке просто-напросто забыть. Другая часть проблемы заключается в том, что кто-то просто задешево скупил участки, и теперь они никак не используются, владельцы ждут, когда они будут востребованы.

Те, кто мог бы вовлечь в сельхозоборот эти земли, не могут этого сделать, потому что хозяину нет смысла, чтобы эти деньги работали. Но и земле плохо, если ее не обрабатывают. Поэтому вовлекать в оборот – правильно. Насколько будет эффективным такое предложение, пока судить рано.

Но наводить порядок с участками, которые на деле никому не принадлежат, надо», — сообщил Елохов корреспонденту Накануне.RU.

А вот члена комитета по АПК заксобрания Челябинской области Игоря Егорова такие жесткие меры насторожили. По его словам, эффективнее было бы поддержать аграриев, а не запугивать и торопить их.

«Понятно, что возвращение земель в сельхозоборот – это одна из важнейших задач, вопрос только – какими методами. В законопроекте идет речь о тех паях, которые разделили людей. Большое количество этих паев на земли сельхозназначения сегодня не используются.

Проблема в том, что люди не не хотят пользоваться этой землей и получать с нее прибыль, а в том, что на сегодняшний день у людей нет возможности использовать ее, нет финансов, нет доступной государственной программы и поддержки.

По собственному опыту знаю – люди обращаются с просьбами помочь, они хотят возделывать землю, но не могут взять кредиты.

Надо дать людям возможность эти паи объединить и финансово помочь, чтобы они начали возделывать эту землю коллективно«, — поделился своим мнением с корреспондентом Накануне.RU Игорь Егоров.

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку

Депутат добавил, что в Челябинской области большинство неиспользуемых пахотных земель находится на севере.

«Сегодня по зерну нуждаемость области 2,5 млн тонн, мы производим 1,2 млн, и закупаем 1,3 млн. Возвращение земель дало бы возможность области выйти на самообеспечение зерном. Но не думаю, что через репрессивные методы мы сможем это сделать.

А вот простимулировать собственника пая, либо вступить в кооператив, либо дать ему возможность создать предприятие с соседями и гарантировать им реализацию той продукции, которую они произведут, вот это был бы выход», — заключил Егоров.

Стоит отметит, что, по словам Конева, законопроект не касается паев, поскольку они не определены в натуре.

Полезным законопроект посчитал директор агрокомплекса крестьянского (фермерского) хозяйства станицы Роговской Краснодарского края Владимир Трегубов.

«Законопроект неплохой, но у нас на Кубани, в Ставропольском крае, Ростовской области уже нет заброшенных земель. Например, у нас в станице уже точно земель нет – все разобрано, все обрабатывается. А в России, конечно, надо – земля должна работать, ее нужно обрабатывать, она должна содержаться в надлежащем состоянии», — сообщил Трегубов корреспонденту Накануне.RU.

Октябрьские аграрии попросили губернатора не пускать на сельхозземли китайцев

Аграрии Октябрьского района озабочены возможной продажей земель сельхозназначения на территории Романовского сельсовета жителям КНР. Свои опасения они озвучили губернатору Приамурья Александру Козлову, который работает сегодня, 14 июля, в Екатеринославке в рамках проекта «Открытое правительство».

  • Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку
  • Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку

Представитель сельхозхозяйства Марьяновки рассказал главе региона о том, что в их муниципалитет приезжали китайцы, которые, по информации аграриев, хотели приобрести землю.

— У нас действительно есть 265 гектаров, которые мы выставили ни продажу. Но ни о каких потенциальных покупателях Китая мы не слышали, — прокомментировала глава Романовского сельсовета Наталья Репина. — И потом, согласно законодательству, мы в первую очередь предложили купить эту землю местным сельхозпроизводителям. Однако для них сумма оказалась слишком высока — 2,5 миллиона рублей.

В свою очередь фермер заявил, что они готовы взять землю в аренду.

— Наша стратегия — в первую очередь защищать интересы наших аграриев. Это приоритет, которого область будет придерживаться, — подчеркнул Александр Козлов. — Конечно же, район отдаст предпочтение аграриям Октябрьского района. 

Возрастная категория материалов: 18+

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку«Росагролизинг» готов поддержать масштабные аграрные проекты Приамурья22.05.2021, 08:33Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройкуГлава КФХ Владимир Кушнерук — о секретах повышения урожайности и ценообразовании на амурском рынке11.05.2021, 07:00Гендиректор ОО «Амур» Владимир Бобриков: «Это невозможно забыть даже спустя много лет»07.05.2021, 07:00Фермерское хозяйство в Великокнязевке выращивает сою и привлекает на работу молодежь05.05.2021, 08:00Ветер перемен: теплая ветреная погода ускорила темпы посевной кампании в Приамурье27.04.2021, 10:40Амурские аграрии начали посевную раньше срока: засеяно 40 тысяч гектаров19.04.2021, 16:42«Амурагрокомплекс» увеличит производство зерновых почти на 30 процентов03.04.2021, 17:46Посевная ячменя стартовала в трех южных районах Амурской области28.03.2021, 11:14Василий Орлов: «Над увеличением экспортного потенциала Приамурья работаем комплексно»22.03.2021, 19:27Аграрии Константиновского и Ивановского районов подготовили 100 процентов техники к посевной21.03.2021, 11:24Подъемные для молодых сельских специалистов вырастут в Амурской области до 800 тысяч рублей05.03.2021, 10:02

Читайте также:  Власти москвы рассказали о планах развития радиальных веток метро

Как перевести землю из сельхозназначения в ИЖС в 2021 году

Земли сельхозназначения предназначены для ведения деятельности, связанной с разведением и выпасом скота, выращиванием различных культур. Чтобы на таком наделе возвести коттедж, которому впоследствии будет присвоен почтовой адрес, надо земли сельскохозяйственного назначения перевести в ИЖС. Эту аббревиатуру расшифровывают как «индивидуальное жилищное строительство».

Особенность наделов такого типа заключается в том, что они всегда размещены в границах сел и других поселений. Законодательством РФ предусмотрено, что нецелевое использование участка грозит владельцу штрафом, а в некоторых случаях и конфискацией. Чтобы этого не произошло, прежде, чем начинать строительство, нужно произвести перевод земли из сельхозназначения в ИЖС.

О том, как это сделать, мы расскажем дальше.

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку

Что надо знать о категориях земель и их расширенном использовании

Все государственные угодья, расположенные на территории России, классифицируют по категориям. Это предусмотрено Земельным кодексом РФ. Разделение осуществляется с учетом возможного способа эксплуатации. Она должна быть эффективной и не причинять вреда. Существует семь категорий угодий. Это предусмотрено ст.7 ЗК РФ. Существуют земли:

  • сельскохозяйственного предназначения;
  • населенных пунктов;
  • специального назначения;
  • особых, находящихся под охраной территорий (объектов);
  • лесного и водного фонда;
  • запаса.

Каждому участку присвоен определенный вид разрешенного использования. Они также закреплены на законодательном уровне. Под ВРИ подразумевают разрешенную деятельность, которую можно осуществлять землевладельцу.

Действующее законодательство РФ наделяет россиян правом владеть землей населенных пунктов и сельскохозназначения.

Первая категория позволяет возводить жилые и другие постройки. Что касается второй, то на таких угодья можно только вести деятельность, связанную с сельским хозяйством.

Строиться на угодьях, где такая возможность не предусмотрена, нельзя.

ИЖС и сельскохозяйственное использование земли – кардинально разные понятия. Индивидуальное жилищное строительство не является категорией земли. Это только разрешенный способ ее использования.

Из этого следует, что выделенный под дачу или садоводство участок перевести в ИЖС можно только в том случае, если будет изменена категория использования земли. Такой переход не всегда оказывается возможным. Такое бывает связано с удаленностью участка от населенных пунктов. Если он к ним не примыкает, то внести изменения не получится.

Изменение категорий наделов регламентирует Федеральный закон от 21.12.2004 года №172-ФЗ.

Какие бывают ВРИ

Чтобы узнать о виде разрешенного использования надела, нужно получить выписку из ЕГРН. Это Единый государственный реестр недвижимости, куда вноситься информация обо всех объектах. В документе будет указан один из вариантов эксплуатации участка:

  • основной;
  • условно-разрешенный;
  • дополнительный.

Переход от первого к второму варианту возможен только при условии отсутствия явных противопоказаний. Решение принимает комиссия по вопросам землепользования.

Чтобы инициировать публичное слушание (именно так решается вопрос об изменении ВРИ), владельцу надела нужно подать заявление в муниципалитет. После рассмотрения заявления чиновники готовят заключение.

Если результат положительный, о нем сообщают в Росреестр и вносят изменения в ЕГРН.

Основания для изменения ВРИ угодий сельскохозназначения

Как переводят земли сельхозназначения в ИЖС? Изменить статус допускается при наличии веских оснований. Решение принимается местной администрацией. Это связано с тем, что в результате перехода снижается кадастровая стоимость земли, что в свою очередь отражается на доходе государства. Землевладельца обяжут компенсировать предполагаемые потери.

Надел СХН переведут в категорию земли населенного пункта только в случае его вхождения в пределы города, села или поселка. Таким образом переход возможет при соблюдении таких условий:

  • расположение в непосредственной близости от границ населенного пункта (это должно отображаться в генеральном плане застройки);
  • нахождение участка на территориях, которые рассматривают в качестве резерва для расширения пределов того или иного поселения;
  • не нанесение вреда недрам, в случае возведения постройки (должно быть соответствующее заключение экологов);
  • отсутствие других противопоказаний на государственном уровне.

Статус надела меняется согласно утвержденной документации по землеустройству (территориальному планированию).

Таким образом перевод участка в категории, позволяющую осуществлять индивидуальное жилищное строительство возможен только при отсутствии нарушения требований действующего законодательства.

Чтобы однозначно ответить на вопрос о том, можно ли землю сельхозназначения перевести в ИЖС, нужно знать вид разрешенного использования конкретного надела. Возведение жилых постройках на землях СХН допускается при условии, что в качестве ВРИ участка в документах указано ведение одного из видов хозяйства:

После изменения статуса угодий владелец сможет ощутить ряд преимуществ. Все возведенные им постройки будут узаконены и официально введены в эксплуатацию. Проживающие в доме лица смогут получить постоянную регистрацию. Кроме этого, изменение статуса существенно увеличит стоимость объектов недвижимости, построенных на участке.

Вывод надела из статуса СХН: порядок действий

Перевод сельскохозяйственных земель в ИЖС – сложная и длительная процедура. Владелец участка должен обратиться с соответствующим ходатайством в органы местной власти.

Таким правом наделен только собственник угодий. Если речь идет об участке, который находится в долевом владении, обращаться в муниципалитет может должен каждый из совладельцев.

Подается заявление установленной формы. Оно должно содержать информацию о:

  • кадастровом номере надела;
  • предназначении;
  • категории, куда собственник желает перевести землю;
  • основаниях для изменения статуса;
  • праве владения.

Кадастровый номер указан в соответствующем паспорте. Если его нет, нужно обратиться в представительство Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Эта организация ведет учет расположенных в регионе участков. Для получения услуги необходимо уплатить госпошлину.

Дальнейшая процедура подразумевает проведение согласования границ, межевания и составление межевого плана.

Осле рассмотрения ходатайства местные власти принимают решение. Если оно положительное, заявителю выдает акт о переводе участка из категории СХН. В случае отказа владельцу выдают документ, в котором указывают основания для принятия негативного решения.

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку

Необходимый пакет документов

Перевод земли из сельскохозяйственного назначения под ИЖС осуществляется на основании подачи заявления и дополняющих его документов. Пакет состоит из:

  • копии удостоверения личности заявителя (гражданского паспорта);
  • выписки из ЕГРП;
  • заключения экологической экспертизы (при условии, что это предусмотрено законодательными нормами);
  • расчета убытков сельскохозяйственного производства в случае перевода участка в другую категорию;
  • свидетельства, подтверждающего право собственности на угодья.

Если в местные органы власти обращается законный представитель землевладельца, он должен подтвердить свои полномочия нотариально удостоверенной доверенностью.

Правильно оформленное ходатайство и полностью сформированный пакет документов не являются гарантией того, что местные власти примут положительное решение. Заявителя может ожидать отказ. Он будет законным и обоснованным в случае, если:

  • в ходе проведения экологической экспертизы было принято отрицательное решение;
  • документы по землеустройству не соответствуют тому целевому назначению, которое хочет добиться владелец участка;
  • в соответствии с действующим законодательством РФ изменить статус конкретного объекта невозможно.

При принятии решения об изменении статуса земель СХН чиновники руководствуются особым правилом. Перевод в ИЖС окажется невозможным при условии, что кадастровая стоимость надела окажется на 50% больше, чем средняя по региону. Отказ также получит владелец угодий, на которых расположены пашни, пастбища и луга, многолетние фруктовые сады. Такие категории земель считаются особо ценными.

Стоимость услуг и сроки рассмотрения ходатайства

Каждого собственника надела, желающего начать строительство на участке, волнует вопрос – сколько стоит перевести землю сельхозназначения в ИЖС. Ответить на него поможет выписка Росреестра. Услуга обойдется владельцу в 30% от указанной в кадастре цифры.

Также следует не забывать о том, что нужно будет подготовить проект на строительство дома и оплатить проведение экологической экспертизы. Дополнительные расходы будут понесены и в том случае, если возникнет необходимость в консультации профильного юриста. Стоимость услуг адвоката будет напрямую зависеть о того, какие функции ему предстоит выполнять.

Что касается сроков рассмотрения ходатайства, то обычно они не превышают 2-3 месяцев. В случае принятия отрицательного решения заявитель будет уведомлен раньше. Отказ он получит уже через месяц.

Категория: Земельное правоДата: 29.09.2020 г.

Почему бывшие сельхозземли не надо переводить в земли лесного фонда

Мнение эксперта 6 минут 06/11/2019 читать и обсуждать наши новости в телеграме читайте наши новости в телеграме

5 ноября 2019 года Greenpeace, WWF и FSC опубликовали открытое обращение к главе Правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой внести в российское законодательство ряд изменений, позволяющих лесу официально расти на землях сельскохозяйственного назначения, а собственникам этих земель — вести лесное хозяйство, выращивать лес.

В частности, по мнению природоохранных организаций, нужно внести изменения в статью 78 Земельного кодекса РФ (которая сейчас запрещает вести лесное хозяйство на землях сельхозназначения), а также утвердить специальный правительственный правовой акт, определяющий особенности обращения с этими лесами. Существование этого акта предусматривается недавно вступившей в силу статьёй 123 Лесного кодекса РФ — «Леса на землях сельскохозяйственного назначения», и разработать его проект должно Минприроды России.

К сожалению, подготовленный Минприроды проект запрещает вести лесное хозяйство на сельхозземлях, и допускает всего два варианта решений по уже существующим таким лесам: или всё срубить, землю расчистить и вовлечь в сельскохозяйственное использование, или перевести в земли лесного фонда, и хозяйствовать по утверждённым для них правилам. Природоохранные организации просят Медведева этот проект ни в коем случае не утверждать.

Минприроды сразу же отреагировало на это обращение природоохранников, показав, что его позиция остаётся неизменной: лесное хозяйство на выбывших из использования сельхозземлях можно вести только после того, как они будут переведены в земли лесного фонда.

Единственное исключение Минприроды допускает для защитных лесных насаждений — но это исключение и так предусматривается действующим законодательством (всё той же статьёй 78 Земельного кодекса РФ) и никак не относится к абсолютному большинству бывших сельхозземель или самовольно выросших на них лесов.

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройкуПетицию за права россиян выращивать лес подписали более 34 тысяч человек

Почему Минприроды неправо, а его позиция вредна для лесов, людей и развития нашей страны в целом?

По оценке экспертов российского отделения Greenpeace, площадь бывших сельскохозяйственных земель, заброшенных в период с 1985 года, неиспользуемых в течение 6 лет и более (то есть тех, которые можно считать в целом заброшенными), составляет в нашей стране 76,3 млн га. Есть и более старые заброшенные земли, но по ним данных пока нет.

По оптимистической оценке Минсельхоза, в период до 2024 года в сельскохозяйственное использование можно вернуть примерно 4,8 млн га таких земель (скорее всего, это сильно завышенная оценка). Из всех этих заброшенных земель по меньшей мер 60 миллионов гектаров — это безнадёжно заброшенные земли, которые уже заросли лесом (не менее 30 миллионов гектаров), или постепенно зарастают им.

Хотя для сельского хозяйства эти земли непригодны или неинтересны, для лесного хозяйства они весьма хороши — лесное хозяйство менее требовательно к качеству земель, климату, инфраструктуре и трудовым ресурсам.

При правильной организации лесного хозяйства на этих землях можно выращивать ежегодно больше ценной древесины, чем её сейчас заготавливается и воруется во всех официальных лесах России — и за счёт этого не только создать рабочие места и доходы для развития сельских территорий, но и снять нагрузку и угрозы со многих ценных природных территорий.

Сейчас эти заброшенные земли и самовольно вырастающие на них леса никак не используются — поскольку за сам факт существования такого леса собственник земли может быть оштрафован на большую сумму (до 50 тыс. руб. для граждан, до 700 тыс.

Читайте также:  Досрочно погасил ипотеку 4 года назад. Могу ли вернуть страховые взносы сейчас?

руб. для организаций), а земля может быть изъята. Более того — чтобы избежать штрафов и изъятия земли, собственники часто просто сжигают такие леса, и это является одной из важнейших причин крупных лесопожарных катастроф в нашей стране.

Тот вариант решения проблемы, который предлагает Минприроды — переводить заброшенные и зарастающие лесом земли сельхозназначения в земли лесного фонда, и только потом вести на них полноценное лесное хозяйство, проблему не решит. Главных причин две.

Во-первых, чтобы перевести эти земли в земли лесного фонда, их нужно будет отобрать у нынешних собственников (поскольку Лесной кодекс РФ однозначно говорит, что земли лесного фонда могут принадлежать только Российской Федерации).

А это процесс несправедливый (собственники не виноваты, что законодатели не разрешают использовать самым эффективным и во многих случаях единственно возможным способом — для лесовыращивания), долгий (в подавляющем большинстве случаев, даже если правительство придумает упрощённый порядок перевода, земли придётся отбирать через суд) и дорогой. Если переводить так, как это делается сейчас, то для перевода всех пригодных для лесного хозяйства заброшенных сельхозземель в земли лесного фонда потребуется несколько столетий, и стоить это будет несколько миллиардов рублей ежегодно.

Во-вторых, в рамках действующего лесного законодательства эти земли, если их перевести в земли лесного фонда, так и останутся просто заброшенными.

Связано это с тем, что нынешнее лесное законодательство ориентировано не на развитие лесного хозяйства, а на простое использование существующих спелых лесов как природного месторождения древесины (эта модель лесопользования называется «экстенсивной», или «бесхозяйственной»).

В рамках этого законодательства организовать на новом месте, например, на заброшенной сельхозземле, эффективное лесное хозяйство практически невозможно.

Таким образом, государство, потратив колоссальные деньги и много времени, получит в собственность всего лишь десятки миллионов гектаров спонтанно зарастающих лесом пустошей. Это не принесёт ни рабочих мест, ни доходов, необходимых для развития сельских территорий.

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку

Что предлагают природоохранные организации?

Предложение простое: пойти по тому же пути, по которому давно идёт большинство стран мира, заботящихся о развитии своих сельских территорий.

Путь этот состоит в том, чтобы лучшие сельхозземли использовать для современного высокоэффективного сельского хозяйства (которое позволяет с этих лучших земель получать в разы больше продукции, чем десятки лет назад).

А те земли, которые для этого высокоэффективного сельского хозяйства не годятся, отдать под разные варианты лесного и смешанного хозяйства (плантационное лесоразведение, лесное фермерство, классическое лесное хозяйство, агролесоводство, а местами и под восстановление утраченных ценных лесных экосистем). При этом землю ни у кого не отбирать, а дать возможность использовать её самым эффективным с точки зрения собственника образом, для сельского или лесного хозяйства, или для сочетания их в разных пропорциях.

  • Правовое регулирование выращивания лесов на таких землях должно быть упрощённым — чтобы, например, фермеру или иному землевладельцу не приходилось содержать целый штат писарей для поддержания такого бумагооборота, без которого нельзя обойтись в подведомственных Минприроды государственных лесах.
  • В мире такого опыта полно: например, в Китае на выбывших из использования сельхозземлях в период с 1990 года высажено уже около 95 миллионов гектаров лесов, главным образом ради борьбы с опустыниванием, повышения эффективности сельского хозяйства, выращивания древесины, борьбы с бедностью.
  • В Европейском Союзе масштабы не такие впечатляющие, но в рамках долгосрочной программы по облесению низкопродуктивных и неудобных сельскохозяйственных земель, для повышения эффективности сельского хозяйства, выращивания древесины и сельского развития с 1994 года создано около 2,5 млн га новых лесов (это не считая тех, которые собственники создают сами, без какой-либо господдержки).
  • Если сделать так, то в перспективе, при некоторой государственной поддержке на начальных этапах, на заброшенных и сейчас пустующих сельхозземлях в перспективе можно будет выращивать до трехсот миллионов кубометров древесины в год, и поддерживать за счёт одного только лесного хозяйства до ста тысяч постоянных рабочих мест.
  • Но чтобы это светлое и счастливое лесное будущее когда-нибудь наступило консервативные государственные чиновники должны ему хотя бы не мешать.
  • лес

Как почти все сельхозземли Подмосковья оказались в руках нескольких компаний

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку
Как почти все сельхозземли Подмосковья оказались в руках нескольких компаний

Как почти все сельхозземли Подмосковья оказались в руках нескольких компаний?

РУБЛИ И ГЕКТАРЫ

Недавно я понял, что ферма — это мечта всей моей жизни.

Оставалось найти деньги. Причем нужны они были в первую очередь на покупку земли. Если в 300 км от Москвы земля сельхозназначения идет по 15 тыс. руб. за гектар, то в 50-60 км гектар «подрастает» уже минимум до миллиона.

Причем 99,9% сельхозземель никогда не были никакими фермами — это земли бывших сов­хозов и администраций районов (по сути дела, это наши, народные, общие земли), разбазаренные и раскупленные различными компаниями.

Цель таких компаний — не пахать и не сеять, а просто ждать принятия закона о крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ) в новой редакции. Тогда, как рассчитывают земельные спекулянты, стоимость «сельхозки» взлетит в десятки раз.

Цена сельхозземель и так растет неплохими темпами — всего два года назад сельхозземли в 50-60 км от Москвы в хорошем месте (рядом с коммуникациями, недалеко от железнодорожной станции) можно было купить по 200-300 тыс.

за гектар. Теперь перекупщики просят в 5 раз больше. Да и за эту цену в хорошем месте землю теперь не купишь — перекупщики ее просто придерживают, выжидая, когда закон наконец-то будет принят.

Так что же это за волшебный закон такой?

О ВОЛШЕБНОМ ЗАКОНЕ

Арифметика проста как три копейки: в садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ) в радиусе тех же 50-60 км от Москвы цена одной сотки составляет 100-150 тыс.

Цена сотки сельхозземель даже при нынешних накрученных спекулятивных ценах в 10-15 раз меньше. Основной минус — отсутствие электричества.

Однако коммерческая цена подключения 7 кВт (дачная норма) составляет 210 тыс. руб. (по 30 тыс. за 1 кВт).

То есть за 2 млн руб. вы можете купить либо 20 соток в СНТ, либо 200 соток (2 га) сельхозземель, возможно, впритык к тому же самому СНТ. Все больше людей начинают понимать, что 200 соток — намного лучше. Это участок всего лишь примерно 150 на 135 метров.

Почему именно 2 га? Потому что межевать сельхозземли в Московской области меньше 2 га запрещено. Во всех остальных областях РФ минимальная площадь межевания — 1 га. Этой нормой сельхозземли пытались защитить от дачной застройки. Законодатели думали, дачник строиться на двух гектарах не пойдет.

А выяснилось, что московский дачник не просто пойдет — побежит! «На двух гектарах вы можете построить свое родовое имение, собственную конюшню…» — гласит реклама компаний-перекупщиков.

А как же вопрос законности, спросите вы. И правильно спросите. И вот тут выясняется, что, для того чтобы застроить землю непонятно чем, достаточно зарегистрировать КФХ. Придется платить налоги, как индивидуальный предприниматель, но чего не сделаешь ради собственного родового поместья?

Понятно, что сельхозземли в 10 км от Москвы уже давно переведены под ИЖС и застроены поместьями на законном основании.

Однако в 10 км от Москвы строились долларовые миллионеры. Теперь речь идет о том, что «родовое поместье» в 50-60 км от столицы может построить для себя средний класс.

Остается только одна «малюсенькая» проблема — юридическое оформление строений. Если дачники уже выбили себе в суде право строиться и прописываться в СНТ, то у «помещиков» с сельхозземлями такой номер пока не прошел. Но это пока.

Путин назвал перезревшим вопрос о 17 млн га неиспользуемых земель :: Бизнес :: РБК

Вице-премьер Виктория Абрамченко на совещании с президентом предложила упростить смену статуса сельхозземель и вовлечь в оборот 17 млн га неиспользуемых земель колхозов. «Вопрос перезрел», — согласился Владимир Путин

Аграрии просят президента не передавать сельхозземли под застройку

Виталий Тимкив / РИА Новости

Вице-премьер Виктория Абрамченко на совещании членов правительства с президентом Владимиром Путиным 1 апреля выступила с предложением вовлечь в оборот неиспользуемые сельскохозяйственные земли. Стенограмма совещания опубликована на сайте Кремля.

Абрамченко предложила, в частности, вовлечь в оборот поля бывших колхозов, доли владения которых были переданы в частную собственность, но земли не были сданы в аренду и никакой работы на них не ведется.

По словам Абрамченко, их площадь в России — около 17 млн га. «Это земли, у которых есть титульный владелец. Однако в течение 25 лет этот собственник не распорядился своей долей.

Мы таких собственников называем «молчаливыми дольщиками», — отметила Абрамченко.

Вице-премьер предложила наделить муниципалитеты правом сдавать такие земли в аренду сельхозпредприятиям. До 1 января 2025 года такому «молчаливому дольщику» либо его наследникам будет дана возможность зарегистрировать свои права. Если этого не будет сделано, то такие земли будут считаться бесхозными, уточнила Абрамченко.

Путин согласился, что эта проблема требует скорейшего решения. «Конечно, с этим давно уже пора что-то сделать, давно уже пора, вопрос перезрел. Я вас прошу как можно быстрее доводить эти вопросы до логического завершения», — распорядился президент.

Абрамченко также заявила, что необходимо решить проблему перевода земель из одной категории в другую.

«Эта процедура непрозрачна, содержит в себе коррупциогенные факторы и требует коренного пересмотра», — пояснила вице-премьер.

Она предложила упростить процедуру изменения статуса сельскохозяйственных земель для строительства на них ферм, складов готовой продукции, жилых домов или организации ярмарок для продажи продуктов.

«Мы с вами хорошо понимаем: берут земли за копейки как земли сельхозназначения, потом в течение нескольких лет ничего не делают, потом чиновники какие-то подписывают необходимые бумажки и переводят из земель сельхозназначения в земли поселений для строительства», — описал Путин коррупционную составляющую. Он отметил, что после такой процедуры цена земли вырастает в десятки раз. «За одну подпись только — в десятки раз. Нужно это немедленно прекратить, нужно, безусловно, этим заняться. Все, что вы сказали, нужно делать и нужно делать как можно быстрее», — заявил президент.

Читайте также:  В Подмосковье строится на треть больше деловой недвижимости, чем в 2015

Сельскохозяйственные земли, по последним доступным данным Росреестра на 1 января 2019 года, занимают 382,5 млн га. За прошлый год правительство разработало несколько законопроектов об упрощении изъятия бесхозных земель, которые предлагается использовать для сельского хозяйства.  

Дом отдыха: фермерам разрешают жить в поле

На пленарном заседании в Госдуме принят во втором чтении законопроект, согласно которому фермеры смогут заниматься строительством жилых домов на землях сельхозназначения.

По замыслу авторов документа, это нужно для того, чтобы владельцы полей имели возможность жить ближе к месту работы. Однако у законопроекта достаточно много ограничений.

Устроит ли он землевладельцев, разбирались «Известия».

По мотивам столыпинской реформы

В пояснительной записке к проекту закона говорится, что действующее законодательство определяет крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) как «объединение граждан, связанных родством или свойством», то есть лиц, ведущих не только производственную деятельность, но и «совместно ведущих бытовое хозяйство и проживающих совместно».

«Именно на такую форму хозяйствования делала ставку столыпинская аграрная реформа, суть которой состояла в том, что каждому крестьянину было разрешено выйти из общины со своим наделом, обособить свой земельный участок с возведением на нем усадьбы — жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство)», — говорится в документе. В пояснительной записке отмечается, что та реформа «дала толчок развитию капиталистических отношений в российской деревне и стремительному развитию сельскохозяйственного производства» в стране.

Более того, по закону 1990 года «О КФХ» возможность строить и иметь в имуществе хозяйства жилые и хозяйственные постройки была предусмотрена, однако действующее земельное законодательство содержит регулирование, не позволяющее в большинстве случаев фермерам иметь жилой дом и проживать в непосредственной близости со своими землями. Дом построить на участке, где фермер работает, нельзя.

Законопроект предлагает эту проблему устранить — внести изменения в Земельный кодекс, закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Градостроительный кодекс, разрешив размещение жилого дома на земельном участке сельскохозяйственного назначения. Тем не менее вводится ряд важных ограничений, которые должны защитить угодья от рисков массовой застройки жилыми домами.

Во-первых, строительство фермерского дома допускается только на земельном участке, который принадлежит КФХ хозяйству или его членам.

Во-вторых, ограничивается площадь участка, которая может быть использована под размещение фермерского дома — не более 0,25%. В-третьих, вводится ограничение по общей площади дома — не более 500 кв. м.

В-четвертых, запрещается создание одного или нескольких земельных участков из территории, на которой расположен фермерский дом.

— Мы обсуждали достаточно долго, были разные возражения, но достигли, я считаю, такого баланса интересов, — заявил один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. — Все эти ограничения направлены на то, чтобы, с одной стороны, фермеры, которым это нужно, могли построить себе дом, но не превращать при этом сельхозземли в коттеджные поселки.

Важной он также называет норму, по которой регионы могут принимать собственные законы, ограничивающие строительство домов на сельхозземлях в определенных зонах. Еще одно ограничение, на которое указывает Николаев, — строить по этому закону можно только одно здание.

Разумные ограничения

В Минсельхозе заявили «Известиям», что положения законопроекта концептуально поддерживают, при этом замечая, что основная цель документа — это «повышение эффективности использования земельного участка».

Поддерживает ведомство и ограничения, наложенные депутатами в этом законопроекте. Так, говоря о запрете на раздел земельного участка, на котором уже построен фермерский дом, ведомство ссылается на Доктрину продовольственной безопасности от 21 января 2020 года.

В ней прописано, что национальным интересом государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период является в том числе «предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения и рациональное использование таких земель».

— Раздел участка с целью образования земельного участка под возведенным жилым домом, а также снятие любых ограничений на строительство объектов недвижимого имущества, по мнению министерства, в дальнейшем может привести к выбытию такого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, что противоречит положениям Доктрины, — заявили в ведомстве.

Генеральный директор Агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко заявил «Известиям», что если арендодатели компании или сотрудники, являющиеся пайщиками, захотят построить фермерский дом на собственных земельных участках, которые находятся в аренде, то они с пониманием отнесутся к этой инициативе — «при условии соблюдения определенных требований». Важными агрохолдинг называет оговорки о площади застройки под фермерский дом, а также тот факт, что земельный участок, на котором предлагается строительство дома, «не должен относиться к пашне и другим продуктивным территориям».

Кроме того, говорит Недужко, важно, чтобы эта инициатива не привела к изъятиям значительных массивов сельхозземель у добросовестных арендаторов.

— С нашей точки зрения, в законопроект было бы разумно внести количественное ограничение площади участка, передаваемого под строительство фермерского дома, измеряемое в долях гектара, например, не более 0,3 га, — отметил он.

— Также важно, чтобы люди не рассматривали данную норму исключительно как возможность получить землю под жилищное строительство.

В связи с этим было бы целесообразно внести в законопроект еще одну оговорку: земельный участок, из которого будет формироваться площадь под строительство фермерского дома, должен быть в составе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности застройщика не менее трех лет.

Николай Николаев заметил, что речь идет именно о поддержке реальных фермеров, для которых такой дом — необходимость, а не о тех, кто хочет построить большой дом на относительно небольшом участке.

— А необходимо жилье тем, у кого достаточно большие сельхозугодья, и они находятся в отдалении от населенного пункта, — говорит Николаев. — Если фермер работает на одном гектаре и хочет при этом построить дом в 500 кв. м, то ему негде будет заниматься сельским хозяйством. Именно поэтому такая пропорция и выбрана.

По его словам, кто будет жить в этом доме — это дело фермера: там может жить он с семьей, а могут жить и его работники.

Продовольственная безопасность

Фермеры, опрошенные «Известиями», к возможности построить дом на своих угодьях отнеслись положительно. Однако некоторые из них заметили, что главные их проблемы — это отсутствие в ряде случаев возможности возвести хозяйственные постройки рядом с пашней.

— У нас есть необходимость в строительстве на сельхозземлях, — сказал «Известиям» глава КФХ в Самарской области Евгений Цирулев. — Мы это делаем, переводя земли из зоны СХ-1 в зону СХ-2, на которой строительство хозяйственных построек возможно. Но такой перевод земли — это очень сложно.

Согласно Градостроительному кодексу России, есть несколько видов территориальных зон, в которых можно размещать те или иные объекты.

В зонах сельскохозяйственных угодий могут размещаться пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями — садами, виноградниками и т.д.

Есть зоны, «занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения».

Во второй зоне (она же СХ-2 в правилах землепользования и застройки) давно было можно строить производственные помещения, но нельзя было возводить дома. В первой зоне (она же СХ-1) нельзя строить ничего — и жилые дома там разместить тоже не получится. В законопроекте прописано, что именно во второй зоне возможно будет размещение жилых домов.

— На пашне, конечно, хочется кому-то что-то построить, но всё-таки не надо забывать, что пашня — это такой ресурс, который застраивать нельзя, — заметил на это Николай Николаев. — Это наша продовольственная безопасность.

Однако именно такие угодья чаще всего расположены дальше всего для фермеров. И туда, во-первых, сложно добираться, во-вторых, доставлять туда технику и работников.

— У нас КФХ, а жить мы вынуждены в другом месте, — рассказала «Известиям» глава КФХ «Галина Ферма» Галина Гусева. — У нас 20 гектаров в собственности, и каждый день нужно преодолевать три километра туда и обратно. Я пробовала три года назад перевести земли в другой статус, но мне сказали жесткое «нет».

В итоге ситуация такова, что помещения на этих землях всё-таки есть, но они не оформлены и всегда находятся под угрозой сноса. У Гусевой сложилась ситуация абсурдная — грант на ремонт коровника КФХ получило, а вот оформить его не получается, так как это земли сельхозназначения.

Она отмечает, что хозяйственные постройки на таких землях фермерам были бы гораздо нужнее: производственный цех, общежитие для рабочих, дом для фермера.

Другие правила

Директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда замечает, что возможность строительства жилого дома была очень нужна фермерам, которые раньше могли размещать на своих землях только производственные помещения.

— Все понимают, что вопросы здесь упираются в то, что разрешение строить может привести к злоупотреблениям, и возникнут коттеджные поселки, а не фермерские хозяйства, — пояснила она «Известиям».

— Но я всегда в этой ситуации вспоминаю, что еще в 2006 году возле Переславля-Залесского появились «клубные поселки фермеров», в которых фермеров и в помине не было. Это были поселки для богатых людей, которым законы не помешали их создать.

А обычный фермер дом построить не мог.

При этом она критикует сам подход государства к разделению земель по принципу классификации видов разрешенного использования.

— СХ-1, СХ-2 — это правила землепользования и застройки, а не правила сельскохозяйственного зонирования, которых у нас нет, — говорит Шагайда.

— Можно было бы обсудить и установить понятные правила сельскохозяйственного зонирования, в которых можно было бы прописать, какие возможны коммуникации, какие должны быть указатели на ферму, сколько может быть стоянок, сколько жилых домов, общежитий для работников, может ли там быть магазинчик. Нам нужно именно сельскохозяйственное зонирование.

По ее словам, в разных странах ситуация с землями регулируется по-разному: где-то фермер живет на своей земле, где-то точно так же ему не разрешают строить здания на своих угодьях.

В США, говорит она, есть правила хозяйственного зонирования: в каждом штате прописаны условия, как должны быть организованы жилая или производственная части на ферме, установлена плотность застройки, определено, сколько может быть домов на определенное количество акров, прописывается разрешение на выделение участка под все непроизводственные постройки.

— У фермеров должно быть право жить и работать на своей земле, но должна быть разумная регламентация, как не допустить злоупотреблений, — заметила Шагайда. — И удивительно, что этот вопрос решается десятилетиями.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *