18 станций московского метро, менявших названия

«Как корабль не назовешь, так и он поплывет». Но если в первый раз назвали недостаточно хорошо, то приходится переименовывать.

С такой ситуацией столкнулись десятки станций столичного метрополитена. Долгожители Москвы еще помнят, когда «Охотный ряд» был «Проспектом Маркса», а «Алексеевская» — «Миром».

В День московского метрополитена Первое Студенческое вспоминает самые «непостоянные» станции.

Первое, что впечатляет гостей столицы, которые впервые посетили город — это московский метрополитен. Когда туристы видят схему подземки, в их глазах читается недоумение и возникает куча вопросов по типу: «А как вы запомнили названия всех станций метро, это вообще возможно?»

Не переживайте, вы освоите схему спустя 4-5 поездок, а через месяц, возможно, уже выучите ее наизусть. Да и к тому же, столичная подземка хоть и входит в топ-10 самых больших в мире, но все же не является самой запутанной.

Метрополитен Нью-Йорка имеет 472 станции, а Сеула — 429. Вот там можно паниковать, а в Москве все устроено довольно просто и удобно, сложности могут возникнуть только поначалу.

Но в столичной подземке есть свои особенности, и связаны они, прежде всего, со сменой названий станций, да и самого метрополитена, в целом.

Изначально московское метро носило имя Лазаря Кагановича, государственного и партийного деятеля, близкого сподвижника Сталина.

18 станций московского метро, менявших названия

Затем подземке дали имя Ленина, так она называется и по сей день.

18 станций московского метро, менявших названия

Что касается станций, то они также меняли свои названия довольно часто, причем пассажиры не всегда успевали запоминать новые наименования. Лидером перемен имен стала станция «Охотный ряд». Раньше она называлась «Имени Кагановича».

С этим именем она просуществовала недолго и вскоре снова стала привычным «Охотным рядом». Затем ей присвоили имя «Проспект Маркса», но и это название через 30 лет сменило традиционное «Охотный ряд». На этом и остановились.

Как станцию не назови, а она, как по волшебству, все равно возвращается к первоначальному наименованию.

18 станций московского метро, менявших названия

Менялось название и у станции «Александровский сад». В один прекрасный день 1946 года она стала «Калининской». Потом спустя много лет ее переименовали в «Воздвиженку». Но, видимо, это название не пришлось по душе ни пассажирам, ни авторам, потому как в тот же год станцию переименовали в «Александровский сад».

18 станций московского метро, менявших названия

Непросто обстояли дела и с наименованием станции «Алексеевская». Еще во время проектирования ее назвали «Алексеевской», ближе к запуску переименовали в «Щербаковскую», а открыли под именем «Мир». Но на этом перемены не закончились.

Через несколько лет было принято решение вернуть станции один из прежних вариантов — «Щербаковская». Однако вслед за этим ее снова переименовали, зато уже на долгие годы.

С тех пор за станцией закреплено ее первое историческое название — «Алексеевская».

18 станций московского метро, менявших названия

Станция «Партизанская» открылась в далеком 1944 году под названием «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». Спустя несколько лет длинное название принято заменить более коротким — станция стала «Измайловской». Затем еще некоторое время она успела просуществовать, как «Измайловский парк». А в 2005 году получила название «Партизанская».

18 станций московского метро, менявших названия

Из свежих переименований — «Улица Подбельского» стала «Бульваром Рокоссовского». Связано это с тем, что улица Подбельского, которая и дала название станции, ранее была переименована в Ивантеевскую. А если улицы такой нет, то и станции метро тоже быть не должно.

18 станций московского метро, менявших названия

Это далеко не все названия станций метро, которые меняли одно за другим в зависимости от развития города и страны. Каждое из них отражало в себе дух эпохи и напоминало о крупных персоналиях того времени. Возможно, спустя несколько лет и привычные нам «Марксистская», «Профсоюзная» или «Комсомольская» сменят свои исторические имена.

"Коминтерн" и "Щербаковская": старые названия станций метро

18 станций московского метро, менявших названия

ТАСС/ Виктор Великжанин

Станцию метро «Улица Подбельского» переименовали в «Бульвар Рокоссовского». M24.ru выяснило, какие еще станции меняли свои названия и почему.

Говорят, что Россия – это страна с непредсказуемым прошлым.

Разумеется, Московский метрополитен, вот уже более полувека несущий на своих плечах львиную долю всей транспортной нагрузки в российской столице, не является исключением.

В нем все время что-то переименовывают, да и сам он уже успел один раз сменить свое имя, а возможно, что и второй раз тоже не за горами. Но если метро все же переименуют, то случится это не во второй, а в третий раз.

Многим известно, что до 1955 года Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен был «имени Л.М. Кагановича», а после и до наших дней включительно стал «имени В.И. Ленина». А должен был называться в соответствии с духом времени – «имени И.В. Сталина», по крайней мере именно такой вариант был принят на собрании метростроевцев.

Понятно, что данная «инициатива снизу» на самом деле была спущена «сверху», то есть из Московского комитета ВКП(б). А помогал рабочим принять правильное решение отвечавший за метрострой парторг К.Ф. Старостин. Словом все было согласовано по всем инстанциям и никто, конечно же, не возражал – но тут воспротивился сам «виновник торжества».

Из письма Сталина

До ЦК партии дошли слухи, что коллектив метро имеет желание присвоить метро имя товарища Сталина.

Ввиду решительного несогласия Сталина с таким предложением и ввиду того, что Сталин столь же решительно настаивает на том, чтобы метро было присвоено имя товарища Кагановича, который прямо и непосредственно ведет успешную организационную и мобилизационную работу по строительству метро, ЦК ВКП(б) просит коллектив не принимать во внимание протестов и вынести решение о присвоении метро имени Л.М. Кагановича.

Ну а «имени В.И. Ленина» метрополитен стал, как уже было сказано, 29 ноября 1955 года. Между прочим, причину этого переименования не сообщает нам ни один справочник по истории метро и ни одна из известных биографий Кагановича. В большинстве случаев от читателя отделываются ничего не значащими фразами вроде «в связи с новыми веяниями в руководстве страны», так что о причинах остается только догадываться. Может быть, таким образом начинали тихой сапой бороться с «культом личности» еще до ХХ съезда – отказываясь от названий, связанных с именами еще живых и стоящих при власти начальников. А может просто Хрущев хотел таким образом подвинуть одного из легендарных сталинских наркомов, видя в нем соперника…

Сегодня то та, то другая партия или общественная организация периодически выступает с требованием «убрать имя вождя большевистского переворота Ленина с карты московского метрополитена» (построенного, к слову сказать, именно большевиками, в царские-то времена ни один проект так и не был реализован). И кто знает, что будет завтра, возможно, что в один прекрасный день, войдя в вагон, мы уткнемся глазами в схему «Московского метрополитена имени Николая Романова». В стране «непредсказуемого прошлого» еще и не такое бывает.

От бывших и возможных в будущем переименований московского метро в целом спустимся на уровень ниже – к названиям линий. Как правило, их меняли не по идеологическим причинам, а просто из-за того, что линии продлевали, появлялись новые станции и новые районы, с которыми они были связаны. Впрочем, из этого правила есть целых три исключения.

Самая первая линия московского метро (в народе — «красная» ветка), пала жертвой второй волны антисоветских переименований, учиненной по распоряжению первого московского мэра Гавриила Попова от 5 ноября 1990 года.

До этого дня она называлась Кировско-Фрунзенской, то есть напоминала сразу о двух советских деятелях, а стала – Сокольнической. Вместе с ней Горьковско-Замоскворецкая линия превратилась просто в Замоскворецкую, что было связано с переименованием главной улицы столицы и сопутствующей станции метро из Горьковских в Тверские.

В том же году Ждановско-Краснопресненская линия стала Таганско-Краснопресненской, тоже по идеологическим соображениям.

Со станциями также не всегда получается разобрать, где переименование произошло из-за чьего-то желания избавиться от напоминаний о «проклятом прошлом», а где — по практическим соображениям. В некоторых местах и вовсе просто хотели привести подземную топонимику в соответствие наземной, а в результате вышла полная чехарда.

Например, есть в московском метро второй по важности пересадочный узел: «Пушкинская» — «Чеховская» и… «Тверская». Получается как в детском ребусе «на этой картинке есть кто-то лишний».

В советские времена все было куда логичнее: и главная улица столицы и привязанная к ней станция назывались в честь Горького, а теперь об этом напоминает разве что бронзовая статуя писателя, уже непонятно зачем стоящая в переходе на «Чеховскую».

Еще более любопытная история вышла с «Александровским садом». В 1935 году, когда открывали московский метрополитен, Воздвиженку как раз переименовали в улицу Коминтерна.

При этом станция какое-то время называлась просто «Коминтерн», правда неизвестно насколько это название было официальным, но в самой первой схеме московского метро, изданной в мае 1935 года, был указан именно такой вариант.

Потом, видимо, все же решили, что топонимика будет поважнее идеологии, и сделали, как наверху «Улица Коминтерна».

18 станций московского метро, менявших названия

ТАСС/ Олег Власов

В 1943 году Сталин распустил Коммунистический интернационал, который он всю жизнь откровенно недолюбливал и называл «лавочкой». 24 декабря 1946 года улица Коминтерна стала улицей Калинина, а станция метро – «Калининской».

В 1963 году эта улица исчезла с лица Москвы, став частью Калининского проспекта. Ну а 5 ноября 1990 года грянули те самые «поповские» переименования и Калининский проспект «разобрали обратно» на Новый Арбат и Воздвиженку.

Возник вопрос: «Как же быть со станцией метро?» Решили не прерывать традиции и назвали «Воздвиженкой».

Читайте также:  Есть предложение не брать плату за капремонт с тех, кто приватизировал жилье без капремонта

Это имя станция носила всего несколько дней (успели даже отпечатать новые схемы), а потом ее внезапно и по совершенно непонятным причинам переименовали в «Александровский сад». Зачем? А никто не знает, включая официальный сайт Московского метрополитена.

История переименований «Охотного ряда» более известна и, как ни странно, более логична. При Сталине станция так и называлась, а после его смерти, когда у Кагановича «отобрали» весь метрополитен, то взамен «подарили» ее в качестве своего рода компенсации.

18 станций московского метро, менявших названия

ТАСС

Если бы кто-нибудь додумался провести в московском метро конкурс на самое уродливое и труднопроизносимое название, то станция «Имени Л.М. Кагановича», безусловно, заняла бы там одно из первых мест. Правда, носила она это имя всего два года – пока сам Каганович не «оскоромился» по-крупному с «антипартийной группой».

Когда его сняли со всех постов и влепили «строгача с занесением» в личное дело, станцию переименовали обратно в «Охотный ряд». Тут бы и сказочке конец, но в 1961 году наверху произошло очередное административное слияние улиц: из Охотного ряда, Моховой и Театрального проезда сделали проспект Маркса.

Чтобы закрепить новую топонимику в сознании москвичей, решили заодно назвать по-новому и станцию метро. Ну а в 1990 году ей снова вернули изначальное имя.

Взаимоотношения «Измайловской» с «Измайловским парком» больше похожи на анекдот. Согласно перспективной схеме 1957 года, «Измайловская» должна была называться «3-й Парковой».

Перед открытием в 1961 году ее переименовали в «Измайловский парк», поскольку второй ее выход вел прямо в Измайловский лесопарк. Но в 1963 году ей устроили «обмен имен» с соседкой.

А у той была своя, не менее веселая история…

Изначально станция «Измайловский парк» должна была носить имя «Стадион имени Сталина» (варианты – «Стадион народов», «Стадион СССР»), поскольку главный стадион страны начинали строить именно там, а не в Лужниках.

Потом грянула война, и от нашего ответа берлинскому Olympiastadion осталась одна готовая трибуна, внушительные подземные сооружения и циклопические развалины, а станцию назвали «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина».

В 1948 году решили, что Сталина на этой линии стало как-то слишком много («Семеновская» тогда называлась «Сталинская») и переименовали станцию в «Измайловскую». Ну а когда построили «Измайловский парк», то выяснилось, что у старой станции один из выходов расположен почти рядом с центральным входом в этот самый парк.

Недолго думая, станции поменяли именами, из-за чего целых 42 года несколько поколений москвичей путались в них, как в трех соснах. Только в 2005 году при Лужкове навели наконец порядок и переименовали «Измайловский парк» в «Партизанскую», в связи с тем что именно в Измайловском парке каждое 9 мая встречаются ветераны партизанского движения.

Станцию «Алексеевскую» изначально так и хотели назвать – из-за села Алексеевское, которое располагалось в этом районе примерно с конца XIV века.

Затем на перспективных схемах, нарисованных после 1958 года, ее стали обозначать «Щербаковской» в честь первого секретаря Московского обкома ВКП(б) 1938-1945 годов и партийного куратора при Максиме Горьком А.С. Щербакова.

Но когда в 1958 году ее наконец открыли, то дали ей совершенно другое, красивое и в чем-то даже поэтическое имя – «Мир». А в 1966-м она все-таки стала «Щербаковской», поскольку находившийся через одну остановку в сторону центра «Ботанический сад» переименовали в «Проспект Мира».

Кстати, название «Ботанический сад» вновь появилось на Калужско-Рижской линии 12 лет спустя, в 1978 году, и снова через одну остановку от «Алексеевской», правда, теперь уже в направлении из центра. А «Щербаковскую», как и многие другие «слишком советские» станции, переименовали уже при Попове – 5 ноября 1990 года.

18 станций московского метро, менявших названия

ТАСС/ Олег Иванов

Или вот еще одна загадка из разряда «полное отсутствие логики»: площадь Красные Ворота называлась Лермонтовской с 1941 по 1992 год, а станция почему-то была переименована гораздо раньше – 25 августа 1986 года. Ни на какую «десоветизацию» не спишешь.

А вот причина недавнего переименования «Улицы Подбельского» хоть и похожа на идеологическую, но на самом деле таковой не является.

Фактически мэрия и руководство метро просто решили привести ситуацию в соответствии с московским законодательством, согласно которому станции метрополитена нельзя называть именами людей, если им не соответствуют находящиеся наверху ближайшие топонимы. Улицы Подбельского нет в Москве уже лет 20 как, ее переименовали в «Ивантеевскую».

А станцию в полном соответствии с текущей модой на все связанное с Великой Отечественной войной переименовали в «Бульвар Рокоссовсого», хотя от того бульвара до вестибюля станции расстояние чуть ли не в полкилометра.

Это, разумеется, далеко не все переименования, случившиеся в московском метрополитене за его почти 80-летнюю историю, а лишь самые интересные.

В наши дни названия станций меняют в основном не из-за идеологических противоречий, а в силу сугубо утилитарных причин, как, например из «Делового центра» сделали «Выставочную» просто потому, что старое название понадобилось в другом месте для еще строящейся станции.

Алексей Байков

Как раньше назывались станции московского метро

Станцию метро «Пражская» предлагают переименовать в «Маршала Конева». Однако это уже не первая станция столичной подземки, которая меняла свое название. «Москва.ру» составила список всех измененных названий.

За 74 года было переименовано 28 станций метро. Причем у некоторых даже названия возвращались потом к первоначальному. Теперь о каждой ветке отдельно.

Сокольническая

Красная ветка стоит на первом месте не только потому, что это первая линия, но и потому, что целых семь станций меняли свои названия. Не уступает Сокольнической по количеству изменений только Калужско-Рижская линия.

Самая интересная история, пожалуй, у станции «Охотный ряд». Ее названия изменялись целых четыре раза:

  • 1955: Охотный ряд → Имени Кагановича;
  • 1957: Имени Кагановича → Охотный Ряд;
  • 1961: Охотный Ряд → Проспект Маркса;
  • 1990: Проспект Маркса → Охотный Ряд.

Станция метро «Охотный ряд». Википедия

Станция метро «Охотный ряд». Википедия

  • Станция «Красные Ворота» в 1962 году была переименована в «Лермонтовскую», а в 1986 вернулась к нынешнему названию.
  • «Кропоткинская» изначально называлась «Дворец Советов», станция «Бульвар Рокоссовского» была «Улицей Подбельского», а «Воробьёвы горы» были «Ленинскими горами».
  • Кстати, интересно, что станции подземки «Чистые пруды» и «Лубянка» до 5 ноября 1990 года назывались «Кировская» и «Дзержинская» соответственно.

Метро. Официальный сайт мэра Москвы

Метро. Официальный сайт мэра Москвы

Калужско-Рижская

Несмотря на то, что здесь также были переименованы семь станций, все было намного проще: каждая изменила свое привычное название всего по одному разу. Кроме «Алексеевской», которая изначально имела название «Мир», но в 1962 году превратилась в «Щербаковскую», а нынешнее название получила в 1990-м.

Например, станция московского метрополитена «ВСХВ» превратилась в теперешнюю «ВДНХ», «Ботанический сад» — в «Проспект Мира», «Колхозная» — в «Сухаревскую». «Площадь Ногина» стала «Китай-городом», «Новокузнецкая» — «Третьяковской», а «Битцевский парк» — «Новоясеневской».

Станция метро «ВДНХ». Википедия

Станция метро «ВДНХ». Википедия

Замоскворецкая

На второй по официальной нумерации линии произошли изменения только в четырех станциях метро. И во всех только единожды.

Так, сейчас нам известна станция «Тверская», которая «в девичестве» была «Горьковской». «Театральная» называлась «Площадь Свердлова», «Автозаводская» — «Завод имени Сталина», а «Царицыно» — «Ленино».

Станция метро «Театральная». Википедия

Станция метро «Театральная». Википедия

Арбатско-Покровская

Если мы говорим о самой длинной ветке подземки, то здесь только три станции изменяли названия. Но не все было так просто. Осторожно, не запутайтесь.

«Семёновская» имела название «Сталинская», здесь все просто. «Измайловская» была «Измайловским парком», а вот станция стала «Партизанской» после того, как прошла: «Измайловский ПКиО им. Сталина» → «Измайловская» → «Измайловский парк» → «Партизанская».

Официальный сайт Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы

Официальный сайт Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы

Кольцевая, Филёвская и Таганско-Краснопресненская

Пойдем по порядку. На Кольцевой станция «Калужская» превратилась в «Октябрьскую», «Серпуховская» — в «Добрынинскую», а «Ботанический сад» — в «Проспект Мира».

На Филёвской «Деловой центр» стал «Выставочной», а «Улицу Коминтерна (Коминтерн)» сначала переименовали в «Калининскую», а после уже в «Александровский сад».

И закончим Таганско-Краснопресненской, где только две станции изменили названия: «Площадь Ногина», как говорилось уже выше теперь является «Китай-городом», а «Ждановская» превратилась в современное «Выхино».

18 станций московского метро, менявших названия

«Театральная

» — станция Московского метрополитена на Замоскворецкой линии. Связана пересадками со станциями «Охотный Ряд» на Сокольнической линии и «Площадь Революции» на Арбатско-Покровской линии. Расположена в Тверском районе (ЦАО); названа по Театральной площади.

Открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» — «Сокол» (вторая очередь строительства). Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Станция «Театральная» является последней работой архитектора И. А.

Фомина и имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия.

История названия

В «Театральную» станцию переименовали 5 ноября 2005 года. Свое название она получила после переименования Площади Свердлова в Театральную площадь. Именно на этой площади находятся Большой и Малый театры. Кстати, если хорошо присмотреться к надписи названия станции метро на стене вдоль пути, то можно увидеть оставшиеся следы от букв старого названия – «Площадь Свердлова».

Между тем, историки убеждают, что современное название этой станции появилось еще тогда, когда создавался проект. Автор разработки архитектор Иван Фомин хотел сделать станцию неким «аванзалом» главной театральной площади Москвы. Ведь ее северный выход ведет к Большому и Малому театрам, театру Оперетты, Российскому молодежному театру и МХТ им. Чехова.

Читайте также:  Хозяева распродают дома на Рублевке

Новослободская

Новослободская — одна из самых красивых стаций московского метро

  • Линия: Кольцевая
  • Год открытия: 1952
  • Архитектор: А. Н. Душкин
  • Статус: объект культурного наследия

Новослободская — это просто сказка или какое-то зазеркалье. Пол будто шахматная доска, а по бокам витражи, обрамленные золоченой латунью. Москвичи прозвали станцию по Бажову — «Каменный цветок».

В архитектурной «биографии» Новослободской Московского метро есть интересные факты:

  • придумавший орнаменты художник Павел Корин — уроженец Палеха, потомственный иконописец,
  • есть версия, что орнаменты для витражей он придумал, побывав на выставке в Грановитой палате и увидев узоры на старинной парче,
  • делали витражи латвийские мастера из стекол, которые хранились в Домском соборе Риги.

В центре — панно из смальты (это цветное непрозрачное стекло). Говорят, что раньше ребенок на руках женщины тянул ладошку не к надписи «Мир», а к затертому портрету Сталина. И кто эта женщина — Родина-Мать или босоногая Богоматерь с младенцем — до сих пор загадка.

Описание станции

«Театральная» – последний проект архитектора и академика Ивана Фомина. После его смерти работу архитектора заканчивал его ученик Леонид Поляков.

«Фирменный» знак Ивана Фомина – строгие двойные полуколонны. Они визуально облегчают пилоны, которые отделяют перронные залы от главного зала. Широкий центральный свод оформлен оригинальными ромбовидными кессонами.

Пилоны и стены вдоль путей облицованы светлым мрамором. Особенную торжественность центру зала придают мраморные столбы с каннелюрами на углах пилонов, а также массивные светильники из хрусталя в бронзовой оправе. До семидесятых годов пол был выполнен из желтого и черного гранита в виде шахматной доски, но позже желтые доски заменили серыми.

Изначально нижние кессоны главного свода должны были украшать барельефы, изображающие физкультурников.

Однако главной темой для оформления станции метро все же стал народный танец и исполнение на музыкальных инструментах.

На барельефах, которые были сделаны на Ленинградском фарфоровом заводе, изображались представители семи республик СССР. Одетые в национальные костюмы люди танцевали и музицировали.

Единственное изменение, которое архитектор Леонид Поляков внес в первоначальный проект своего учителя, касалось освещения. На пилонах в главном зале и на перронных стенах были установлены чашевидные двухламповые бра. Сейчас вместо них установлены светильники из матового стекла, которые гораздо больше сочетаются с общей строгостью здешней архитектуры.

Римская

Станция Римская со скульптурой Мадонны / wikimedia.org

  • Линия: Люблинско-Дмитровская
  • Год открытия: 1995
  • Архитекторы: Л. Попов, Д. Имбриги, А. Куатрокки

На Римской мы закономерно попадаем в Рим с его историей и легендами. Все дело в архитекторах из Италии: Андреа Куатрокки и Джампаоло Имбриги.

Коротко остриженная Мадонна с младенцем поражает демонстративно выпяченной грудью и то ли уставшим, то ли равнодушным видом. По задумке автора, она будто разбита и заново склеена из кусков.

Технические характеристики

«Театральная» – станция глубокого заложения пилонного типа, трехсводчатая. Располагается она на глубине 33,9 метра. Станцию строили по типовому проекту. Диаметр центрального зала составляет 9,5 м, боковых залов – по 8,5 м.

Отделка выполнена из чугунных тюбингов. Автор данного проекта – архитектор академик Иван Фомин (он же проектировал станцию метро «Красные ворота»).

Его лаконичный стиль органично проявился в классической декорации массивных пилонов и сводов обеих станций Московского метрополитена.

Комсомольская

Станция Комсомольская кольцевая

  • Линия: Кольцевая
  • Год открытия: 1952
  • Архитектор: А. В. Щусев
  • Статус: объект культурного наследия

Комсомольскую строили всем иностранцам на зависть. Чтобы сходили с поездов, проходили в метро и замирали от изумления. Поэтому и высота Комсомольской кольцевой почти в 2 раза больше стандарта — 9 метров. А сама она посвящена независимости России и победе над фашизмом.

Над проектом трудился Алексей Щусев — архитектор Мавзолея. Автор исторических панно из смальты — Павел Корин (он оформлял Марфо-Мариинскую обитель). Когда работал над Комсомольской, вспоминал речь Сталина 7 ноября 1941 года о непобедимости русского духа.

Постепенно вырисовывались Невский, Пожарский, Донской, Суворов, Кутузов, офицеры у Рейхстага. Но этого показалось мало. На своды добавили изображения оружия: от древнерусских бердышей (топоров с лезвием-луной) до советских винтовок.

Над станцией — три вокзала: Ярославский, Казанский, Ленинградский.

Рекомендуем экскурсии в Московском метро

Вестибюли и пересадки

Собственных вестибюлей у «Театральной» нет. В первые годы после открытия для перехода использовали совмещенные вестибюли. Однако в первый год Великой Отечественной войны они оказались очень сильно перегружены.

В конце 1944 года открыли новый прямой переход из центральной части зала к станции «Охотный ряд» Сокольнической линии.

А 9 мая 1946 года открылся прямой переход с «Театральной» на «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия).

В общий со станцией «Охотный ряд» аванзал можно попасть через северный эскалаторный ход «Театральной». Соответственно, южный ход ведет в общий вестибюль со станцией «Площадь революции».

В поездах, которые следуют по Сокольнической и по Арбатско-Покровской линиям, пересадки не объявляют, лишь оглашают пересадку на «Театральную».

Именно эта станция во всем метро Москвы служит посредством перехода между двумя упомянутыми станциями, не имеющими смежного перехода между собой.

Воробьевы горы

Станция метро Воробьевы горы

  • Линия: Сокольническая
  • Год открытия: 1959, реконструкция в 2002
  • Архитекторы: Б. И. Тхор, А. Вигдоров, Н. Шумаков, М. П. Бубнов
  • Статус: объект культурного наследия

Воробьевы горы — станция, смотровая площадка и выставочный зал одновременно.

Раньше станция называлась «Ленинские горы». Чтобы сэкономить, ее построили на Лужнецком метромосту. Однако строители допустили ошибки, и уже через год с четырехметровой высоты рухнули дюралевые листы карниза. Затем в бетонных перекрытиях пошли трещины. В 1983 станцию закрыли на 19 лет.

После реконструкции «Воробьевы горы» — эксклюзив Московского метро. Станция находится над Москвой-рекой, с обеих сторон — стеклянные стены, чудесный обзор. Посередине — выставочные витрины, в которых стоит фарфор, куклы театра Образцова, форма сотрудников метро.

Место для дежурного по станции похоже на капитанский мостик.

Достопримечательности

Название станции «Театральная» говорит само за себя. Ведь на близлежащей одноименной площади, к которой ведет северный выход станции, находится Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), а также Государственный академический театр оперы и балета России, то есть знаменитый Большой театр.

Это один из наиболее крупных в стране и один из самых значительных во всем мире театров оперы и балета. Рядом с Большим расположен и Государственный академический Малый театр России. Это один из старейших драматических театров страны. Указом Президента страны Большому и Малому театрам присвоен статус национального достояния.

К тому же оба театра были включены в список особо ценных культурных объектов РФ.

Киевская

Киевская кольцевая

  • Линия: Кольцевая
  • Год открытия: 1954
  • Архитектор: Е. И. Катонин
  • Статус: объект культурного наследия

На Киевской спряталась Франция столетней давности. Она не внутри, а снаружи.

Прямо рядом с надписью «Киевский вокзал» находится удивительный портал в «подземку» в стиле арт-нуво. Этот вход на станцию оформили в духе Эктора Гимара французские архитекторы.

Гимар придумал образ парижского метро 1900-1910 годов. Павильоны стильные. Кажется, что это не металлические трубы, а зеленые лианы с однотонными цветами и непонятными животными сплелись в виде ограды или арки. Московская конструкция — один в один, есть даже надпись на французском и стилизованные фонари. Аналоги стоят в Монреале, Лиссабоне, Мехико, Чикаго.

Внутри на Киевской кольцевой — все о дружбе российского и украинского народов. На стенах мозаики из смальты. Интересно не только рассматривать, но и узнать о них подробнее — каждая дополнена мраморным свитком с описанием.

  Музей космонавтики на ВДНХ. Экскурсии, время работы

Наземная инфраструктура

Инфраструктура в районе станции «Театральная» весьма широко развита. Здесь расположено много предприятий и организаций, разнообразных магазинов. Также в данном районе работает ряд дошкольных и средних общеобразовательных заведений. Рядом со станцией находятся также следующее ВУЗы: Московский государственный университет им.

М.В. Ломоносова, Российская школа частного права, Гуманитарный российский государственный университет, Московская регентско-певческая семинария, а также Медицинская московская академия им. И.М. Сеченова. Неподалеку от станции работают более десяти отделений банков, ряд ателье и сервисных центров, а также много медучереждений.

Тропарево

Станция Тропарево — образец современного метростроения

  • Линия: Сокольническая
  • Год открытия: 2014
  • Архитекторы: А. И. Тарасов, Д. Ж. Поляков, Н. Д. Деев

Станция Тропарево — образец футуристического дизайна. Одни ругают ее за минимализм от терминалов до перрона, другие видят фаллические символы, третьих возмущают деревья из металла и стекла.

Раскидистые деревья, они же люминесцентные светильники, действительно, единственные украшения просторного зала. В роли листьев — лампы-ромбы, развешанные на ветках. Почти под каждым деревом скамейка — нестандартная, в форме знака вопроса. Светильники отражаются в зеркальных панелях путевых стен.

Наземный павильон станции тоже нестандартный. Напоминает холм или раковину, которая выросла из-под земли, а некоторые видят в нем блоху с панцирем.

Новокузнецкая

«Новокузнецкая» была открыта во время войны. Примечательно, что тематика оформления станции – героическая борьба советского народа с захватчиками во время Великой Отечественной, на момент создания эскизов война еще вовсю шла.

Станция имеет один вестибюль, расположенный в наземном павильоне в виде ротонды. Павильон выкрашен в желтый цвет. Внутреннее пространство «Новокузнецкой» богато декорировано барельефами на тему героизма и патриотизма народов СССР во время войны. На потолке расположены шесть мозаичных панно, которые выполнялись по эскизам художника Александра Дайнеко.

Интересная деталь станции – мраморные скамейки, которые в свое время были вывезены из храма Христа Спасителя перед его уничтожением.

Таганская

Станция названа в честь Таганской площади, на которой расположен ее вестибюль. Вестибюль у станции один, как и один наземный павильон.

Читайте также:  Ипотечные ставки достигли минимума за 5 лет

Здесь хочется остаться подольше, потому что есть на что посмотреть: спустившись вниз на эскалаторе, попадаешь в красивый аванзал. Это помещение круглой формы, с эффектным куполообразным потолком. Купол украшен фреской «Салют победы».

Платформенная часть у станции «Таганская» невероятно красива, напоминает готический замок, а ее главные украшения – это стрелковидные керамические панно, напоминающие по своему виду русские народные кокошники. Панно совершенно фантастические, поэтому сюда можно приходить как в музей!

Маяковская

«Маяковская» считается одной из самых красивых станций Москвы, чтобы понять почему, ее стоит увидеть хотя бы раз. В футуристической станции обилие символов и посылов, которые были заложены при строительстве.

В частности, металлическая окантовка, повлиявшая на архитектуру, состоит из фрагментов дирижабля, ранее построенного по проекту Циолковского.

Рядом с ними были уложены пластины орлеца – это чрезвычайно редкая разновидность полудрагоценного родонита.

Гордость «Маяковской» – это 34 мозаики, выполненных живописцем Дайнеко.

Интересный факт: в 1938 году станция получила Гран-при в Нью-Йорке, а в 1980 году завоевала статус памятника архитектуры. Проект стал классикой, на которую ровняются даже сегодня.

18 станций московского метро, менявших названия

При проходке перегона «Советская» – «Спортивная» особо сложная задача стояла перед маркшейдерами – специалистами по подземной навигации.

Причина тому – сложный рельеф участка: 50-метровая разница в высоте между станциями предполагала 5-метровый подъем на каждые 100 метров тоннеля – какие-либо отклонения были недопустимы.

Так, маркшейдер Борис Фролов, обнаружив ошибку в своих расчетах, был вынужден приостановить работы, а затем получил строгий выговор «за недопустимое отклонение от проектного допуска в тридцать миллиметров».

Перегон между «Советской» и «Спортивной» до открытия «Гагаринской» работал в особом режиме – по второму пути осуществлялось челночное движение составов.

Эстетика подземки: история самых красивых станций московского метрополитена

За границей метро появилось намного раньше, чем в Советском Союзе. Однако по красоте оформления московскому метро равных нет до сих пор. Им гордились и продолжают гордиться, потому что оно — единственное, где под землей находятся фактически настоящие дворцы. Об этом говорили даже те жители СССР, которые никогда в метро не спускались.

Ежедневно в московской подземке оказываются более 9 миллионов человек, спешащих по своим делам привычными маршрутами. Многие из них настолько к этому привыкли, что уже не обращают внимания на окружающую красоту. Однако при этом многие станции метро достойны не просто внимания, но и восхищения.

К примеру, «Площадь Революции» на Арбатско-Покровской линии. Станция представляет собой настоящий музей скульптуры в метро: по обеим ее сторонам установлены 76 бронзовых изваяний советских людей различного характера, от студентов до революционеров. Каждая скульптура — это уникальный сюжет и композиция.

  Планетарий в Москве: отзывы посетителей, история, программы

© Владимир Песня, РИА Новости

Есть у станции и свои «талисманы»: существует поверье, что если потереть нос пса у «Пограничника с собакой», то студент сдаст экзамен, а если прикоснуться к туфельке «Студентки с книгой» — излечится от неразделенной любви. А флажок в руках матроса обеспечит успех в делах в течение всего дня.

На той же Арбатско-Покровской линии расположилась станция «Киевская». Она была конечной на протяжении 50 лет, с 1953 года по 2003 год.

Главная отличительная особенность станции с говорящим названием — огромная мозаика с изображенным на ней народным гулянием в Киеве, посвященном 300-летию воссоединения России и Украины.

«Киевская» украшена белым мрамором, фресками и богатой лепниной, за освещение отвечают роскошные люстры из горного хрусталя.

© Сергей Пятаков, РИА Новости

Станция «Комсомольская» на Кольцевой линии была открыта в 1952 году и стала одним из самых загруженных участков подземки из-за расположенных на поверхности сразу трех вокзалов.

«Комсомольская» отличается от других станций метро своей высотой — 9 метров вместо стандартных 5,5 метров.

А ряды колонн, карнизы, огромные арки и лепнина были призваны сделать «Ворота города», как называли станцию, тем, что первым запомнится прибывающим в Москву иногородцам.

«Комсомольская, Смоленская и другие, стоящие с ними в ряд станции метрополитена, называются “музеями”, и так оно и есть. Наше метро очень красивое, я его люблю», — поделился своими впечатлениями актер театра и кино Вячеслав Гришечкин.

© Евгений Биятов, РИА Новости

Архитектор столичного метро Алексей Душкин однажды заявил: «У них дворцы — для фараонов. У нас — для обычных людей».

Несколько станций московской подземки входят в список главных творений его жизни: это «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Маяковская», «Площадь революции» и «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»).

Душкин стал метростроительным инноватором, создав концепцию безоконного подземного пространства и фактически открыв новое направление архитектуры — подземную урбанистику.

Творил он по принципам четкого выявления конструктивной основы, использования света как главного средства создания образа, единения конструкций и декора с архитектурой и прочными полами. Все это вкупе позволило проекту станции «Маяковская» получить Гран-при Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году, а впоследствии возглавить рейтинг самых красивых станций по мнению жителей столицы.

© Konstantin Kokoshkin, GlobalLook Press

«Таких роскошных залов, как в московском метро, нет нигде в мире. В других странах метро очень скромное, служит для передвижения. У нас же — дворцы, палаты, это фантастика», — вспоминает композитор и автор песен Григорий Гладков.

Расположенная на Замоскворецкой линии, «Маяковская» стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения.

В период Великой Отечественной войны она служила бомбоубежищем, а в ноябре 1941 года здесь прошло заседание Московского Совета депутатов трудящихся, на котором выступал Иосиф Сталин. Собственно, стиль оформления станции и носит название «Сталинская неоклассика».

Ниши со светильниками в сводах потолка украшены мозаикой на тему «Сутки советского неба», но рассмотреть ее можно лишь встав непосредственно под нишей и подняв голову высоко вверх.

Герой кинофильма «Алеша Птицын вырабатывает характер» с восхищением и открытым от изумления ртом говорил о метро: «Все золотое, как в сказке!». Сцены фильма «Я шагаю по Москве», в которых герой киноленты поет песню, слова которой впоследствии станут крылатыми и любимыми всеми советскими жителями, также были сняты в столичном метро.

Предпочтения аудитории разнятся, когда речь заходит о том, какие станции считать лучшими: сами москвичи интересуются монументальным искусством, в то время как гости столицы предпочитают ему панно, витражи и мозаики.

Однако, независимо от личных интересов, когда человек спускается в подземку и получает возможность взглянуть на нее другим, неторопливым взглядом, метрополитен всегда открывается для него по-новому.

  Чем порадует фестиваль «Первозданная Россия» в 2021 году?

© Сергей Пятаков, РИА Новости

Западный участок

Западный участок включает четыре станции: «Карамышевскую», «Мневники», «Терехово» и «Кунцевскую». Его общая протяженность — 9 км. Предполагается, что этот участок разгрузит северо-западное направление Арбатско-покровской линии.

Станция «Карамышевская» расположится на пересечении проспекта маршала Жукова с улицей Народного Ополчения. В будущем с нее получится пересесть на Рублево-Архангельскую линию, которую планируют начать активно строить в 2023 году. Дизайн «Карамышевской» будет связан с темой народного ополчения 1941 года. Стены украсят имитацией флорентийской мозаики в серых оттенках.

Станцию «Мневники» построят в северной части Мневниковской поймы. Ее стены облицуют материалами, имитирующими бетон, а вдоль платформы будут расположены красные и серые колонны.

Станция «Терехово» тоже окажется недалеко от Мневниковской поймы. На ней построят две платформы с путями посередине. Оформление будет выполнено в светлых (белых, серых) тонах, колонны украсят силуэтами людей.

Станция «Кунцевская» станет пересадочным пунктом для Арбатско-Покровской, Филевской и Большой кольцевой линий, а также Белорусско-Савеловского (первого) Московского центрального диаметра (МЦД-1).

Новые станции метро, которые откроют в Москве в 2021 году

«Карамышевская». Станцию строят на пересечении проспекта Маршала Жукова с улицей Народного Ополчения. Ее оформление будет посвящено теме народного ополчения 1941 года. Официальный сайт Мэра Москвы

«Мневники». Будет расположена в северной части Мневниковской поймы. В облицовке станции используют материалы, имитирующие бетон. Официальный сайт Мэра Москвы

«Терехово». С этой станции также можно будет попасть на территорию Мневниковской поймы. Пути здесь будут проходить посередине, а платформы расположат по краям. Официальный сайт Мэра Москвы

«Кунцевская». Здесь планируется большой транспортно-пересадочный узел, который свяжет три линии метро и МЦД-1 «Белорусско-Савеловский». Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

«Аминьевская». Станцию строят рядом с Аминьевским шоссе. Ее интегрируют с одноименной строящейся станцией Киевского направления МЖД. Официальный сайт Мэра Москвы

«Мичуринский проспект». Станцию оформят в китайском стиле, отсюда можно будет пересесть на Калининско-Солнцевскую линию. Официальный сайт Мэра Москвы

«Проспект Вернадского». Здесь будет организована пересадка на одноименную станцию Сокольнической линии. Оформлена станция будет в стиле хай-тек. Официальный сайт Мэра Москвы

«Новаторская». Станция будет расположена под улицей Новаторов на пересечении с Ленинским проспектом. Главным дизайнерским элементом станет необычный «пламенеющий» потолок. Официальный сайт Мэра Москвы

«Калужская» («Воронцовская»). Здесь можно будет сделать пересадку на станцию «Калужская» Калужско-Рижской линии. Интерьеры планируют сделать похожими на каюту космического корабля. Дизайнеров вдохновило название станции, связанное с городом, где жил и работал Константин Циолковский. Официальный сайт Мэра Москвы

«Зюзино». Станция будет расположена на пересечении улицы Каховки с Севастопольским проспектом. В отделке используют серые, черные и желтые цвета. Так архитекторы хотели передать эстетику района типовой застройки 1960-х годов. Официальный сайт Мэра Москвы

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *